Полный текст статьи
Печать

Учебная дисциплина «Рисунок» входит в блок профессионального цикла общепрофессиональных дисциплин специальностей 54.02.05 Живопись и 54.02.01 Дизайн. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь использовать основные изобразительные техники и материалы при изображении объектов предметного мира, пространства, фигуры человека средствами академического рисунка.

Наброски – одна из разновидностей рисунка. В учебном процессе наброски необходимы как вспомогательный материал и, в то же время, как упражнения, позволяющие пополнить знания и развить навыки, полученные в процессе обучения. Наброски отличаются краткосрочностью. Систематическая работа над набросками развивает глазомер, наблюдательность, воспитывает чувство пропорций, обогащает наблюдениями и знаниями об окружающем мире. Многообразие учебных и творческих задач вызывает необходимость обращать серьёзное внимание на разные графические техники выполнения рисунков. В свою очередь это вызывает потребность изучать технические возможности различных материалов и инструментов, применяемых в рисунке. Во всех видах искусства технике исполнения уделяется большое внимание. Техника рисунка – это искусство исполнения, это «находчивость», это предугадывание тех эффектов, которые могут получиться при использовании данного приёма, материала.

Наброски необходимо выполнять различными графическими материалами и не бояться экспериментов. Это позволяет почувствовать разницу между ними и одновременно придать наброскам разнообразие и характерную выразительность. Велик и многообразен диапазон технических приёмов, различных рисовальных материалов, бесконечно число манер рисунка, но та или другая манера должна применяться всегда в связи с поставленной задачей.

Виды набросков

Слово «набросок» говорит само за себя и означает «набросать», т. е. за короткий промежуток времени передать основную характеристику изображаемого объекта. Набросок – изображение, быстро исполненное художником каким-либо материалом или техникой. Выбор вида наброска зависит от стоящих перед рисовальщиком задач, а также его опыта в работе с тем или иным графическим материалом.

Набросок с натуры. Рисование с натуры – первооснова профессионального художественного образования – предоставляет возможность осмыслить принципы построения объёмной формы на двухмерной плоскости. Развивает объёмно-пространственное представление. Перед тем как начинать набросок, очень полезно некоторое время внимательно присмотреться к натуре, изучить ее. Работа должна идти с ясным осознанием того, что нужно сделать, что выразить. Набросок даёт возможность выразить первое впечатление от натуры во всей её неповторимости. Необходимо уметь взять из натуры только то, что нужно. Надо стараться развить  своё умение смотреть на натуру так, чтобы воспринимать предмет или группу предметов как единое целое, определяя, прежде всего, общие очертания этого целого и одновременно оценивая характерные особенности его отдельных элементов. Подлинный художник, стремясь изучить жизнь, постоянно использует альбом, куда заносить всё, что привлекает его в явлениях окружающей жизни. Большую ценность представляют наброски художников в период Великой отечественной войны. Посмотрите наброски А. В. Кокорина «Из фронтового дневника» (рис.1).


Рис. 1

Набросок учебно-познавательного характера служит для уяснения для себя строения отдельных узлов и деталей объекта изображения. Цель схематичных рисунков – понять механизм, устройство формы. При конструктивном анализе формы натуры (линейно-конструктивном построении) студент должен разобраться в комбинации элементов формы, отобрать наиболее важное и существенное (рис.2). Стремление обосновать развитие формы на основных каркасных, стержневых моментах играет в рисунке существенную роль.


Рис. 2

Набросок  по памяти.Набросок по памяти — это своего рода первый шаг к будущей большой работе над образом и композицией. В зарисовке, сделанной по памяти, часто можно отметить наличие выдумки, творческой фантазии. Во всех случаях, когда художник работает «от себя», огромное значение имеет зрительная память: чем она острее, тем легче художнику удержать в своём сознании то или иное явление реального мира. П. А. Федотов в своих зарисовках по памяти много внимания уделял характеру людей, выражению их лиц, манере держать себя. Например, один из листов его альбома посвящён зарисовкам, «как люди ведут себя на холоде» (рис.3).

Рис.3

Набросок по представлению.Набросок по представлению отдален от натуры и появляется на свет длительное время спустя после наблюде­ния и даже без такового на основе воображения и знаний. В зарисовке по памяти всегда есть определенный отпечаток конкретной обстановки и след виденного предмета. В наброске по представлению изображение в большой мере возникает за счет фантазии, вобравшей в себя сумму наблюдений; за счет сознания, обогащенного острой наблюдательностью; за счет зрительной памяти, развитой множеством упражнений в различных видах рисования.  Изобразительно фантазировать, воображать, мыслить образами доступно лишь тому, кто имеет уже опыт в работе с натуры и по памяти. В набросках по представлению руководящая роль принадлежит творческому замыслу, требующему поисков убедительной композиции, ярко выражающей идею будущего произведения.

Способы выполнения набросков

Графические средства, с помощью которых создаётся изображение в наброске, - линия,  штрих, пятно и комбинации этих элементов.

 Набросок  линией. В быстром рисовании очень часто используется линеарный принцип создания изображения, когда с помощью небольшого количества линий отграничивают контурные очертания и основные элементы формы предмета от остальной части листа бумаги. Как правило, такие наброски весьма лаконичны и выразительны (рис. 4).

Рис. 4

Анализ набросков  художников позво­ляет выделить следующий ряд общих закономерностей, присущих линии:

1. Линия, обрисовывая в набро­ске края уходящей в глубину фор­мы предмета, теряет свою толщину и активность  (черноту).  Наиболее акцентируется начало формы, наи­менее — ее конец.

2. Линии, изображающие верти­кальные и наклонные края или грани форм, теряют свою актив­ность по мере удаления в глубину рисунка.

3. Контуры освещенных поверх­ностей намечаются легкой (светлой) линией, а границы затененных — бо­лее четкой (темной) линией с учетом характера касаний форм к окружаю­щей среде. Наиболее активно подчеркивается ближайший к перед­нему плану край собственной или падающей тени.

4. Степень активности линий со­ответствует тональным отношениям: темный предмет имеет более четкий силуэт и поэтому может быть наме­чен более активным контуром, чем светлый.

5. Качество линий изменяется со­образно с различными качествами поверхности предметов:   металл — четкая, жесткая линия; шерстяная ткань — мягкая, более широкая и т. д.

При выполнении линейного наброска следует избегать элементарной обводки скучной проволочной линией. Линия, следуя форме, подчиняясь ей, обязательно должна где-то усилиться, где-то стать исчезающе слабой, где-то жёстко подчеркнуть форму, где-то рыхло расплыться на плавных переходах. Однако, специально думать о красоте проводимой линии не имеет смысла. Это резко ограничит свободу рисовальщика.

Набросок линией с одновременной проработкой формы тоном. Часто в набросках рисовальщик сочетает линию и тональное пятно (рис. 5). 

Рис.5.


Выделим ряд технических приемов, способствующих передаче пространственных, объемных и мате­риальных качеств изображения:

- светотеневой контраст усили­вается по мере приближения предме­та к источнику света и наблюдателю, что проявляется в рисунке в большей подчеркнутости краев на переднем плане, в снижении актив­ности штриховки по мере движения формы в глубину.

- вследствие воздушной перс­пективы предметы   или элементы
формы второго плана более обоб­щены, менее рельефны и контрастны
по светотени.

- штрих,  идущий  по  форме, способствует объемному вос­приятию изображения.

- пассивный штрих применяется на предметах дальнего плана и на фоне; активный штрих как по направлению, так и нажиму и фактуре на форме ближайших предметов.

- границы собственных и падаю­щих теней при соприкосновении всег­да сливаются, поэтому края формы в тени не должны подчеркиваться активной линией.

- штрих в свету и световых полутенях должен быть острым, активным, направленным по форме и, как правило, более коротким в си­лу его моделирующего характера.

 От линеарно-контурного приёма выполнения наброска несколько отличается приём создания изображения с помощью более коротких, прерывистых линий-штрихов. Нанесённые на лист бумаги. Они дают представление не только о контурных очертаниях объекта, но и о его объёмной форме, характере освещения. Существует несколько приёмов использования штрихов для создания изображения. Иногда они наносятся параллельными рядами. В других случаях может быть использовано перекрёстное нанесение штрихов. Иногда художник рисует с помощью очень коротких прерывистых штрихов, из которых изображение получается как бы сотканным. Образуется своеобразный текучий поток чёрточек-штрихов, что придаёт наброску трепетность, живость. Нередко рисующие не придерживаются какой-либо системы применения штрихов, прокладывают их произвольно, благодаря чему создаётся впечатление особой динамичности изображения.

Выполнение набросков тоном, пятном. Натура воспринимается общей массой, тоновым пятном (рис. 6).


Рис.6.

Зрительный образ, сложившийся при первом взгляде на натуру, в силу того, что рисующий уже знает, что конкретно он должен выяснить в натуре и как он будет изображать, имеет большое значение в течение всего времени выполнения наброска, и особенно на первом этапе наблюдения и выполнения.  Несомненную пользу в овладении цельно и лаконично выполнять наброски приносит силуэтное рисование, когда основное внимание направлено на характеристику целого, передачу общих очертаний предмета, его массы, силуэта. Чаще всего такие наброски делают кистью и одноцветной (чёрной или коричневой) акварелью, тушью. Можно силуэтное изображение создать с помощью угля или тёмной сангины.

Разнообразие бумаги  Рисовать можно на любой поверхности, позволяющей оставить на ней видимый след. Наиболее удобными материалами для нанесения рисунка оказались бумага и картон, которыми пользуются все художники в течение многих столетий.

Бумага.  Происхождение слова точно не установлено. Бумага – волокнистый материал, изготовленный на основе целлюлозы и древесной измельчённой массы, спрессованной в лист, проклеенный и часто отбеленный. Известно более 600 видов бумаги, имеющих свои добавки и способы обработки. Для выполнения рисунка очень важно правильно выбрать бумагу. Поверхность бумаги должна всегда соответствовать материалу. Угольный рисунок лучше вести на шероховатой бумаге. Для соуса или сангины выбирается такая же бумага. Работая карандашом, очень большой формат листа брать не следует, так как обрабатывать большие плоскости очень трудно и долго. В современных рисунках находят применение различные сорта бумаги. Они отличаются толщиной, фактурой, проклейкой, цветом, крепостью, плотностью, прозрачностью. Все они могут быть  с успехом использованы в рисунке. Например, на самых дешёвых, так называемых газетной, обёрточной, папиросной, можно добиться выразительности, какой не добьешься на дорогой ватмановской.  Простая дешёвая бумага располагает к более «свободному» и «быстрому» рисунку. Обойная (оборотная сторона гладких обоев) – бумага разных светлых, холодных оттенков.

Чертёжная бумага: белая, плотная, с гладкой поверхностью, хорошо проклеенная – для небольших набросков техникой перо-тушь4 тонкая – для линейных зарисовок боле твёрдым графитным карандашом «Т», «ТМ».

Полуватман – белая, очень прочная, плотная бумага с шероховатой фактурой – для набросков сухим и мокрым соусом. Сангиной. Жидкой тушью, деревянной палочкой, мягкой колонковой или беличьей кистью (в «размывку»), одноцветной акварелью, а также для более длительных зарисовок графитными и угольными карандашами, прессованным углём и т. п.

Использование цвета, фактуры бумаги также даёт определённый изобразительный эффект. Тонированная бумага заранее даёт для рисунка средний тон, по которому можно работать как тёмным, так и светлым материалом. Цветную бумагу легко приготовить при помощи раствора кофе или чая, а также заливками однотонной акварели или гуаши.

Картон. В сущности это разновидность бумаги, только с большей плотностью и толщиной. Упаковочный, так называемый жёлтый картон, как правило, шероховатый, слабо проклеенный, пригоден для рисования только мягким материалом. Многослойный картон, белый с одной стороны и серый с тёплым оттенком с другой, гладкий, более универсален: на нём можно рисовать и твёрдым карандашом и углём, причём с обеих сторон.

Графические материалы и технические возможности работы с ними

Разнообразные рисовальные материалы можно распределить на две группы:

1-я – сухого употребления – разной твёрдости свинцовые графиты, цветные грифели, мелки, сангина, пастель, простой и прессованный уголь;

2-я  - мокрого употребления – тушь, чернила, чёрная акварель, гуашь, размываемые кистью мелки, соус.

Ниже даётся краткий обзор основных возможностей разных материалов и инструментов, их специфических свойств и характерных особенностей.

Карандаши.

Графитный карандаш - наиболее распространённый материал  в учебном рисунке, обладающий рядом несомненных достоинств: чёткостью линии, бархатистостью штриха, возможностью исправления ошибок с помощью резинки.

Наиболее употребляемые графитные карандаши делятся на твёрдые и мягкие. По градации твёрдые имеют обозначения: «Т», «2Т» и так до «6Т»; мягкие: «М», «2М» и так до «6М»; средние между ними имеют марку «ТМ». В начале обучения для твёрдой постановки навыков и координации действий рисующего рекомендуется рисовать карандашом с тонким грифелем средней твёрдости или мягкости – «М», «2М» или «В», «2В» на белой бумаге определённого размера, использовать мягкую резинку.

Твёрдые карандаши находят применение при исполнении рисунков, когда необходимо тонко и точно передать какое-либо изображение.

Мягкие карандаши, начиная с «3М», дают в рисунке широкую градацию по силе линий и тона с красивой фактурой, они допускают возможность работы на самых слабых по структуре бумагах, вплоть до «папиросной».

Богатые качества мягких карандашей (жирность фактуры, интенсивность тона) позволяют вести рисунок в «живописных» манерах.

Для графитного карандаша более характерна штриховая техника рисунка. На карандашную технику влияет характер затачивания карандаша. Остро отточенный грифель даёт возможность художнику чётко прорисовывать мелкие детали и создавать строгий и тонкий рисунок.

Большими техническими возможностями обладает фитильный карандаш – фломастер, стержень которого делается из фетра или пористого пластика. Фломастеры заряжаются специальной жидкой краской (чернилами) всевозможных цветов (рис. 7). Изобразительные возможности фломастера зависят от толщины и плотности стержня, степени его насыщенности чернилами, силы нажима на него.


Рис.7.

Карандаш Ретушь – даёт интенсивную черноту и матовую поверхность. Дополнительное отличие от простого карандаша – трудно поддаётся стиранию резинкой.

Цветные карандаши – целое семейство карандашей с цветными стержнями, начиная от школьных и кончая гримёрными. Чаще всего применяются карандаши коричневой группы.

Толстые грифели, мелки и уголь.

Цветовая гамма их разнообразна, фактура и твёрдость– различны. Грифели могут иметь сухую – сыпучую структуру или жирную – вязкую. Линии и штрихи, нанесённые на бумагу сыпучим грифелем, легко снимаются ваткой и стряхиваются тряпочкой;  нанесённые жирным, вязким - трудно удаляются даже  резинкой. Сухими грифелями хорошо вести поиски в рисунке на одном и том же листе, для них бумага может иметь пористую, рыхлую, слабо проклеенную поверхность: для жирных грифелей бумага должна быть плотной. Грифелем без оправ можно работать торцом и плашмя. Интересен по своим техническим и художественным возможностям последний способ. Меняя силу нажима и повороты грифеля к направлению штриха, можно добиваться определённой выразительности рисунка, быстро и обобщённо передавать движение, решать светотеневые и объёмно-пространственные задачи. Применение грифелей разных цветов в одном и том же рисунке обогащает возможности передачи цвета изображения. Растирание штрихов грифелей различными растушками, резинками и тонкими наждачными шкурками меняет несколько их цвет, тон и фактуру, даёт новые выразительные средства в рисунке. Некоторые грифели-мелки хорошо растворяются водой. Употреблять их можно по-разному: во-первых, сначала развести и на бумагу наносить кистью; во-вторых, по положенным штрихам и линиям работать размывкой кистью; в-третьих, рисовать по сырой бумаге.

Соус – жирный и мягкий материал, он продаётся цилиндрическими столбиками или палочками. Мокрым соусом работать довольно легко. Он хорошо стирается резинкой, даёт приятный тон.  Можно наносить один слой соуса на другой. Для покрытия широких участков тоном можно применять щетинную кисть.

Методика работы мокрым соусом:

- на блюдце растирается кусочек соуса и смачивается водой

- сухим соусом намечается рисунок

- при помощи кисти, как при работе акварелью, прокладываются основные тональные отношения жидким соусом

- заканчивается рисунок опять сухим соусом.

Методика работы сухим соусом:

- на отдельном небольшом клочке бумаги растирают палочку соуса

- полученным порошком с помощью растушки наносится основной рисунок

- тон постепенно усиливается

- заканчивается рисунок палочкой сухого соуса.

Соус не терпит постоянных поправок, плохо снимается с бумаги, а при сильном нажиме на бумагу даёт излишние черноты.

Сангина имеет вид коричневых или рыже-красных толстых карандашей, но без какой – либо оправы. Отличительные признаки сангины – большая мягкость, лёгкость размазывания по бумаге. Сангину можно применять двумя способами:

- куском сангины широко прокладавают тени, после чего острым ребром этого же куска обозначают границы освещённых участков и самых важных деталей; затем широкой резинкой, растирая сангину равномерно по поверхности листа бумаги, прорабатывают рисунок;

- сангиной пользуются как обычным графитным карандашом.

Неглубокий тональный предел сангины не позволяет делать чёрные тени, ограничивает мощность светотеневых градаций. Сангиной можно штриховать, растушёвывать пальцем, тряпочкой или растушками. Хорошими сортами сангины являются те, которые не царапают бумагу и хорошо растираются.

Пастель (цветные мелки) по своим свойствам имеет много общего с сангиной, хотя и мягче её. Особое внимание стоит уделить бумаге, так как она должна быть шероховатой. Рисунок пастелью отличается мягкостью, тонкостью переходов и богатством тонов. Дополнительную выразительность пастели придаёт тонированная основа. Следует вести рисунок от тёмных тонов к светлым.

Уголь изготовляют из древесных прутиков, в основном берёзовых, которые обжигают в печи.  Бывает также прессованный уголь, он получается не обжигом палочек в печи, а прессуется из угольного порошка. Связующим веществом служит растительный клей. Прессованный уголь значительно   чернее древесного. Уголь позволяет проводить линии различной толщины – от еле заметных до очень густых, чёрных, предельно насыщенных. Если палочку приложить к поверхности бумаги плашмя, то получаются широкие полосы. Способ рисования углём плашмя, округлым торцом заставляет мыслить большими обобщениями, он сразу организует лист и делает рисунок более монументальным.

Разновидностьюугляявляются угольные карандаши, имеющие определённые номера в зависимости от мягкости. Таков карандаш «Ретушь». Его можно употребить в комбинации с углём, что даёт возможность более детально прорабатывать рисунок.

Уголь, сангина и другие мягкие графические материалы позволяют рисовать широко, обобщённо, что способствует формированию целостного видения. При работе углём, сангиной, соусом растирание помогает добиваться более разнообразных нюансов и передачи материальности.

Рисунки, выполненные углём, сангиной, сухим соусом, необходимо фиксировать. Самый простой способ – лак для волос. Приведённые примеры не исчерпывают всего богатства возможностей материалов. Необходимо самим экспериментировать и пробовать их по-разному.

Перо. Работа пером требует особого напряжения и работы «наверняка». Рисунки пером воспитывают у учащегося собранность и точность расчёта. Перо даёт тонкую, красивую линию и позволяет чётко прорисовывать детали. На характер штриха и линии влияет кончик пера. Он бывает узким, острым, тупым, широким, закруглённым, твёрдым и мягким. Назначение рисунка определяет выбор того или другого пера и бумаги. Для перовой техники обычно употребляют тушь и чернила разных цветов. Кроме того, можно применять растворы морилки и акварели.  В эскизно-поисковом и натурном рисовании используются растворы разной силы: слабыми делаются первые пометки, сильными – последующие и окончательно найденные решения. Иногда в законченных рисунках последний план выполняется слабым раствором, а передний – более сильным. Такой приём позволяет достигать большой пространственной глубины в изображении. Рисунки пером бывают 4-х видов: контурно-линейные, штриховые, смешанные (линеарно-штриховые), живописно-тональные.

Кисть. Кисть предоставляет рисовальщику большие возможности работать по-разному и почти на всех сортах бумаги. Чаще всего в рисунке применяются круглые кисти с мягким ворсом. Они дают тонкую линию и широкий мазок. Это позволяет совмещать тональную широту с тонкой прорисовкой. Для фактурных мазков иногда применяют плоские кисти с щетинистым ворсом.

Кистью можно также работать штрихами и линиями (рис. 8).


Рис.8.

Наклон листа бумаги имеет большое значение в ходе работы. Как в рисунке пером, так и в рисунке кистью часто выгодно применять растворы разной силы. Начинать слабым раствором, почти водой и заканчивать сильным. Это уместно при рисовании с натуры для решения общих отношений и последующей деталировки. Такой приём необходим для рисования по памяти и по представлению, когда приходится восстанавливать и представлять в рисунке характер, пропорции и освещённость.

Кисть позволяет начинать рисунок с линий и кончать тоном и наоборот. Каждый из этих приёмов имеет свою выразительность. Определённый интересный эффект достигается при работе кистью по влажной бумаге. Зернистость и расплывчатость края мазка создают мягкость и свободную широту рисунка. Иногда хорошо начинать работу по влажному листу и кончать – по сухому. Работа кистью способствует достижению цельности, обобщённости изображения.

Несомненную пользу в овладении умением цельно и лаконично выполнять наброски приносит силуэтное рисование, когда основное внимание направлено на характеристику целого, передачу общих очертаний предмета, его массы, силуэта. В рисунке кистью можно использовать и перовую технику. В этой технике наиболее выгодно выявляются свойства пера при линейном построении изображения, а кисти – при передаче светотеневых и цветовых отношений. Целесообразно начинать рисунок с линейной прорисовки пером и заканчивать тоном, наносимым кистью. Иногда при решении светотеневой задачи можно начинать рисунок с прокладки тона кистью, а заканчивать пером с прорисовкой и уточнением изображаемого.

Широта манеры работы кистью должна быть следствием большого опыта работы над учебным рисунком, усвоения всех его принципов.

Совмещение различных материалов и инструментов

Совмещение различных материалов и инструментов в одном и том же рисунке обогащает возможности рисовальщика. Порядок ведения работы может быть разнообразным: начинать можно кистью, а кончать графитом или мелком и, наоборот, начинать с мелка или графита, а кончать пером и т.д. Применение тонированной бумаги в какой-то мере облегчает работу рисующего (рис. 9).


Рис.9.

Её тон опытный рисовальщик максимально сохраняет в полутонах и фона, помечая только тени и свет. Экономными средствами может достигаться большая выразительность рисунка. Тени на тонированной бумаге могут быть наложены различными грифелями, мелками, кистью, тушью, акварелью и т. д. Света рисуются белыми мелками или наносятся кистью и пером. Рисование белилами на тонированной бумаге требует от рисовальщика хорошего вкуса. Его видение рисунка должно быть не поверхностным, а глубоким. Многовековой опыт показал, что лучше всего по технике гармонируют более или менее устойчивые пары: уголь и сангина, сепия и чёрная тушь, акварель и уголь, пастель и уголь. Эти материалы дополняют друг друга, будучи близкими по технике исполнения и в то же время достаточно отличающимися по тону. Многие художники соединяют в своей работе три, четыре или даже пять изобразительных средств.

Рисунок как учебный предмет требует огромного целенаправленного труда, каждодневных упражнений. Выполнение набросков разными графическими материалами даёт принципиальные установки для своей каждодневной самостоятельной работы студентов, которая в конечном результате определит его творческий успех. Будущему дизайнеру, художнику-живописцу для развития объёмно-пространственного, композиционного мышления необходимо постоянно делать рисунки не только с натуры, но и по памяти, по представлению. Только проверка личным опытом обеспечивает благоприятные результаты, научит мастерски владеть рисовальными материалами.