Речь – одна сложная система, составляющие которой меняются в зависимости от мотивов и целей деятельности, от ситуации, от обладания навыком и умением его применить перед постановкой коммуникативной задачи и построить необходимую программу общения. Личностные особенности говорящего, его нервно- психические состояния напрямую влияют на характер речи.
Заикание как речевое недоразвитие заключается в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи Р.Е. Левина, существенно зависящее, с одной стороны, от типа нервной системы, с другой – от разговорной среды, от общего и речевого режимов [3].
Актуальность проблемы в развитии коммуникативных способностей ребенка с заиканием состоит в том, что мало только преодолеть сам речевой дефект заикание. Недостаточно научить ребенка бороться с приступами судорог и умению расслабляться, его необходимо научить преодолевать страх общения с людьми, вступать в контакт и свободно передавать информацию не зависимо от условий и ситуации общения. Тормозя общение как процесс коммуникации, оно тесно внедряется в личностное развитие и позже является не столько речевым нарушением, сколько личностно- психологическим.
Сказка, является одним из целесообразных методом обучения дошкольника с заиканием. Она несет в себе, во-первых, глубинный смысл. Во-вторых, сказка способствует раскрытию эстетических переживаний личности дошкольника. В-третьих, четкость образов, занимательность сюжетов, эмоциональность рассказа, точность, выразительность языка делают воздействие сказок сильным. В-четвертых, дети чутко реагируют на интонации, мимику, жесты рассказчика, от которого зависит передача смыслов сказки, ее этическая направленность.
Методика рассказа сказки такова. Рассказать сказку необходимо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточные. Напряженно следя за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний первые впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает в закономерность развития событий, яснее становится для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Больше вслушивается малыш теперь и в звучание самой речи, что очень важно при таком расстройстве речи, как заикание. Он запоминает какие-то отдельные, понравившиеся ему выражения, своеобразные обороты речи.
Сам процесс восприятия произведения искусства несет радость. Наиболее это ярко проявляется у совсем маленьких детей, которых радует вид красивого рисунка, звучание песенки, содержание которых ему еще мало понятно. В дальнейшем ребенок часто утрачивает в известной степени эту непосредственность восприятия. Главным становится содержание произведения, и, до тех пор, пока ребенок не поймет во всех подробностях, как, каким образом, с помощью чего удается одержать победу над силами зла, он не замечает средств выразительности. Но в то же время повторные прослушивания возвращают ему возможность снова радоваться звучанию уже хорошо знакомой сказки.
Воздействие произведения искусства тем сильнее, чем острее пережил ребенок события сказки, чем больше были захвачены его воображение, чувства. Не все дети одинаково эмоционально воспринимают сказки. Развивать эту способность помогает пример других детей, чутко улавливающих переживания персонажей и умеющих взволнованно передать свои суждения, догадки о поведении персонажей сказки, о чувствах, которые руководят ими, о своей оценке услышанного. Отзывы других ребят, их взволнованность помогут многое уяснить тем, кто не так полно почувствовал драматизм происходящего, для того не так ясна взаимосвязь событий. При следующем слушании сказки они больше сникнут в сказочные ситуации. Обмен мнениями и чувствами между детьми положительно влияет на развитие коммуникативных способностей и преодоление различных страхов.
Несомненно, огромное значение яркого, образного языка художественных произведений в период первого познания мира, в период формирования личностных черт характера переоценить сложно. Дело искусства,- пишет Л.Н. толстой,- состоит именно в том, чтобы делать понятным и доступным то, что могло быть непонятно и недоступно в виде рассуждений. Через слово человек общается мыслью, через образы искусства он общается со всеми людьми не только настоящего, но прошедшего и будущего.
Встречи в раннем детстве с доступным художественным словом в сказке – волнение, попытки собственных осмыслений – дают толчок росту тех потенциальных личностных возможностей, которые в дальнейшем могут привести к богатому расцвету не только моральных сил, творческих способностей, но умению преодолевать различные жизненные ситуации, которые могут затруднить развитие ребенка.