Полный текст статьи
Печать

В настоящее время все большее число детей оказывается в положении острого социального неблагополучия. Высокий уровень заболеваемости, плохая экология, рост социальной агрессии, наркотизация общества, нестабильность семьи, родительская и педагогическая некомпетентность – эти и многие другие факторы становятся внешними ограничителями, угрозами естественного процесса развития ребенка в течение значительного периода его жизни в рамках образовательного учреждения.

Ориентируясь на научно-методические основы форм проявления и классификации поведения детей с проявлением девиантного поведения, педагог начальной школы в своей деятельности использует формы и методы, направленные на коррекцию поведения

Используя специфические методы, учитель осуществляет коррекционное воздействие прямо (непосредственно) на недостатки в поведении ребенка. С помощью неспецифических методов коррекционное воздействие направляется косвенно (опосредованно) – на личность ребенка в целом, на содержание и смысл его деятельности.

Специфические методы. В учебной деятельности младших школьников и вне её взрослые создают специальные ситуации (учебно-воспитательные), участвуя в которых ребенок упражняется в правильном, т.е. желательном, социально одобряемом, поведении. Например, пробует быть неагрессивным, терпимым, вести себя доброжелательно, спокойно. Выполняя упражнение, ребенок уясняет содержание желательного поведения, закрепляет его, превращает в привычное.

Существенные условия эффективности упражнения – сознательная направленность ребенка на преодоление недостатков; понимание причин допущенных ошибок, неудач и способов их преодоления; учет и подкрепление достигнутых результатов взрослыми, сверстниками.

Грамотное применение упражнений способствует устранению недостатков и формированию относительно устойчивого желательного поведения. Однако чрезмерное упование на упражнение может привести к нежелательным последствиям: к вспышкам агрессивности, к стремлению все делать наоборот.

Признавая наказание как способ предупреждения и исправления нежелательного поведения, А.С. Макаренко советовал помнить правило: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему.

П.П. Блонский сомневался в эффективности наказаний, В.А. Сухомлинский резко протестовал против применения наказания в воспитательной практике.

В современной педагогической практике взрослые часто используют наказание, если негативный поступок уже совершен и его нельзя «отменить», если плохое поведение ребенка еще не превратилось в привычку и неожиданно для него самого.

Наказание может быть эффективным, если соблюдать следующие условия:

  1. Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.
  2. Наказание не должно восприниматься ребенком как месть или произвол. При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказании сообщается спокойным тоном; при этом особо подчеркивается, что наказывается поступок, а не личность.
  3. После наказания проступок должен быть «предан забвению». О нем больше не напоминают точно так же, как не вспоминают и о наказании.
  4. Взрослым не следует менять стиль своего общения с ребенком, подвергнутым наказанию. Наказание не должно усугубляться бойкотом, суровыми взглядами или постоянным ворчанием.
  5. Необходимо чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нервируют ребенка, весь детский коллектив, а вследствие своего большого количества даже не могут быть приведены в исполнение.
  6. Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребенок заявляет, что он готов в будущем исправить свое поведение, не повторять своих ошибок[1].

Неспецифические методы делятся на насколько групп.

Первая группа – методы изменения деятельности детей: введение новых видов деятельности; изменение содержания деятельности; изменение смысла деятельности. Важным методом является введение новых, дополнительных видов деятельности.

Вторая группа методов коррекции девиантного поведения младших школьников – методы изменения отношений: личный пример взрослого и сверстника; игнорирование поведения ребенка; «разрешение на поведение»; изменение статуса ребенка в коллективе; педагогическая поддержка. Важным методом второй группы является личный пример взрослого и сверстника. Взрослый, его слова, чувства, поступки – эталон, образец для подражания ребенка. Поэтому взрослые должны реализовывать желательное, социально одобряемое поведение в общении как с детьми, так и друг с другом. Для младшего школьника примером наряду со взрослым становится и сверстник. Поэтому иногда целесообразно не указывать ребенку на его плохое поведение, а обратить его внимание на одноклассника, который ведет себя хорошо или справился с некоторыми своими недостатками.

Игнорирование поведения ребенка – часто лучший способ прекратить, пресечь нежелательное поведение, например капризы. Через несколько попыток ребенок поймет, что с помощью каприза цель не достигается, и перестанет капризничать по любому поводу.

Прием «разрешение на поведение» противоположен предыдущему. В некоторых случаях вместо того, чтобы проигнорировать нежелательное поведение ребенка, взрослый поступает наоборот: поощряет, поддерживает его. Эффект этого приема заключается в том, что нежелательное поведение, став разрешенным, утрачивает свою былую привлекательность и ребенок отказывается от него.

Можно успешно применять и изменение (повышение) статуса ребенка в коллективе. Например, несмотря на постоянное нежелательное поведение, на ребенка возлагается ответственное поручение: разовое – помочь учителю приготовить пособие к уроку или постоянное – проводить физминутки на уроках. Повышение статуса закономерно вынуждает школьника изменить свое поведение.

Используя метод педагогической поддержки, взрослые отказываются от негативной, критической оценки личности ребенка, его поведения и неуспешных действий, поощряют инициативу и желание соблюдать правила поведения, сопереживают неудачам, выражают готовность прийти на помощь, сотрудничать.

Третья группа методов коррекции девиантного поведения младших школьников – изменение компонентов образовательно-воспитательной системы: режима школьной жизнедеятельности детей и личности учителя.

Грамотно продуманный режим дня – это одновременно и средство, и необходимое условие становления произвольного поведения, коррекции его недостатков.

В режиме дня необходимо грамотно определить время для коррекционно-развивающей работы. Целесообразно, если работа по коррекции недостатков поведения детей встраивается в общую структуру учебно-воспитательного процесса: свободные минуты до уроков, после уроков, физминутки, динамические паузы, минуты тишины, время перемен, прогулок, время до дневного сна. Эта работа органично включается и в урок – основную форму жизнедеятельности младших школьников. Коррекционные задания, коррекционные игры могут быть основаны на материале учебных предметов. «Мишень» коррекционного воздействия на уроке, как и во внеклассной работе, – поведение ребенка в процессе учебной деятельности; характер взаимодействия с учителем, другими детьми; отношение ребенка к учебным заданиям и организационно-процедурным моментам урока.

Существуют другие формы и методы по преодолению девиантного поведения.

Актуальны многие формы работы с девиантными детьми, но наиболее эффективной для детей младшего школьного возраста – форма игры.

Хорошей формой работы с детьми «группы риска» является использование разного вида игр. Это могут быть игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки и т.д.

Использование образов в игре имеет ряд психологических преимуществ. Во-первых, создаются наиболее благополучные условия для личностного роста ребенка, изменяется отношение к своему «Я», повышается уровень самопринятия. Этому способствуют ограничения переноса эмоциональных переживаний ребенка, связанных с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, беспокойством о себе, уменьшается напряженность.

Использование игры как терапевтического средства идет по двум основаниям: а) игра может быть использована как инструмент для изучения ребенка (классическая психоаналитическая техника, при которой происходит вытеснение желания, замена одного действия другим, отсутствие внимания, оговорки, запинки и т.д.); б) свободное повторное воспроизведение травмирующей ситуации – «навязчивое поведение».

Игра ценна тем, что отбрасывает тень на подсознание и позволяет увидеть, с чем в игре ассоциируется у ребенка травма, проблема, опыт прошлого, что мешает ему нормально жить.

Для работы с детьми можно использовать свободную игру и директивную (управляемую). В свободной игре предлагается детям разный игровой материал, тем самым, провоцируя регрессивную, реалистическую и агрессивную виды игр. Регрессивная игра предполагает возврат к менее зрелым формам поведения (например, ребенок превращается в совсем маленького, просит взять его на руки, сюсюкает, ползает, берет соску и т.д.). Реалистическая игра зависит от объективной ситуации, в которой оказывается ребенок, а не от потребностей и желаний ребенка. Например, ребенок хочет играть в то, что он видел и пережил дома: обыск, пьянку, драку, насилие. А ему предлагают играть в то, что он видит в данном учреждении: цирковое представление, театральный спектакль, день рождения, праздник и т.д. Агрессивная игра – это игра в войну, наводнение, насилие, убийство и т.п.

Для организации таких игр можно использовать неструктурированный игровой материал, который, к сожалению, довольно редко применяют в работе с детьми данной категории. Это вода, песок, глина, разного вида пластилин. С таким игровым материалом ребенок косвенно выражает свои желания, эмоции, так как сам материал способствует сублимации.

Организовывая игры с детьми, учитель наблюдает за тем, что ребенок игнорирует: какие игрушки, какого цвета и какой формы, а также фиксирует невозможность ребенка играть с определенной игрушкой.

Помимо применения игры с использованием игрушек, можно использовать следующие виды игр: игры-развлечения (догонялки, щекотка и д.р.), игры-упражнения (борьба, лазание, бег), сюжетные игры (основанные на подражании взрослым), процессуально-подражательные игры (подражает оркестру, машинам и т.д.), традиционные народные игры (волчок, краски и т.д.), сюжетно-ролевые (семья, дом театр и т.д.).

Применение в работе разных видов игр является весьма ценным, так как в игре проявляется неизвестная нам форма преодоления травмирующих переживаний. Эта форма проявляется тогда, когда удалась интеграция осознания и переживания, через нее происходит снятие психического напряжения, формируется способность восприятия новых впечатлений и перенос фантазии детей на темы, не связанные с насилием, пережитой травмой, что может способствовать развитию уверенности в себе, утверждению собственного «Я», повышению самооценки, доверия взрослым, окружающим ребенка.

Существует еще одна классификация игры, кстати, именно она подходит к учащимся начальной школы.

1. Короткие игры. Под словом «игра» мы чаще всего подразумеваем игры именно этой группы. К ним относятся предметные сюжетно-ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач. Примерами подобных задач выступают: усвоение какого-нибудь конкретного правила, отработка навыка и т.д. Так для отработки навыков устного счета на уроках математики подходят, игры-цепочки, построенные (как и общеизвестная игра «в города») по принципу передачи ответа по цепочки.

2. Игровые оболочки. Эти игры (скорее даже уже не игры, а игровые формы организации учебной деятельности) более продолжительны во времени. Чаще всего они ограничены рамками урока, но могут продолжаться и несколько дольше. Например, в начальной школе такая игра может охватывать весь учебный день. К ним относится такой захватывающий прием, как создание единой игровой оболочки урока, т.е. представление урока в виде целостной учебы-игры.

3. Длительные развивающие игры. Игры подобного типа рассчитаны на различные промежутки времени и могут тянуться от нескольких дней или недель до нескольких лет. Они ориентированы, по выражению А.С. Макаренко, на дальнюю перспективную линию, т.е. на далекую идеальную цель, и направлены на формирование медленно образующихся психических и личностных качеств ребенка. Особенностью этой группы игр выступают серьезность и деловитость. Игры этой группы больше похожи не на игры, как мы себе их представляем – с шутками и смехом, а на ответственное выполняемое дело. Собственно, они и учат ответственности – это игры воспитывающей направленности.

Среди используемых наиболее часто методов выделяют следующие:

Библиотерапия. Метод воздействия на ребенка, вызывающий его переживания, чувства при помощи чтения книг. С этой целью подбираются литературные произведения, в которых описаны страхи детей, формы переживания стрессовых ситуаций, выход из страшной для детей ситуации. Для проведения такого вида работы можно порекомендовать для детей разных возрастов использование произведений классиков литературы – Л.Н. Толстого, Б. Житкова, В. Осеевой, А. Гайдара и д.р. Это такие произведения, как «Трусиха», «Аришка-трусишка», «На льдине», «Обвал», сказки «У страха глаза велики», «Мальчиш-Кибальчиш» и др.

Использование в работе произведений данной тематики опирается на возрастные особенности детей – заражаемость чувствами других, понимание чувств других и т.д. Прослушав прочитанное или рассказанное произведение, дети понимают, что такие чувства, как страх, тревога, бывают у многих детей, они понимают, чем вызваны такие чувства, различают разного вида угрозы, угрожающие ситуации, причины страха. Вместе с героями литературных произведений дети переживают те же состояния и одновременно учатся, как можно поступить в той или иной ситуации, что позволяет детям расширить свою социальную компетенцию.

Моритатерапия. Метод, с помощью которого ребенок ставится в ситуацию необходимости производить хорошее впечатление на окружающих. Учитель предлагает ребенку высказывать свое мнение о чем-то, а затем корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно принимать позу, использовать мимику, жесты, интонацию и т.д. Другими словами, этот метод помогает воспитывать правила хорошего тона, соответствовать нормам и правилам культуры общества, в котором находится ребенок в настоящее время.

Гештальттерапия. Этот метод может быть применен для индивидуальной работы с детьми, в беседах по душам. Проводится он как преобразование рассказа ребенка в действие. Примером может служить такой вид работы, как «Незаконченные дела», «У меня есть тайна», «Мои сновидения». Ребенок рассказывает, что ему снилось, а учитель просит показать, что снилось, с помощью движений, действий, материала, игрушек, масок, пластилина и т.д.

Поведенческая психотерапия. Систематическое устранение страхов, вредных привычек, не одобряемого поведения отдельных детей. Данный метод используется в индивидуальной работе с детьми или работе с небольшими подгруппами. Такой метод используется для работы по преодолению страхов. С этой целью используется просмотр диапозитивов, кинофильмов, видеофильмов, которые вызывают у детей переживание чувства страха, до тех пор, пока страх не уменьшится. Результатом данной работы будет смех взрослого и ребенка, юмор, радость совместных переживаний, которые и являются своего рода катарсисом.

Арттерапия. Данный метод построен на использовании искусства как символической деятельности. Применение этого метода имеет два механизма психологического воздействия. Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через преконструирование этой ситуации. Второй связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию проживания негативного аффекта по отношению к формированию позитивного аффекта, приносящего наслаждение. В работе с детьми педагог, используя игротерапию, дополняет ее арттерапевтическими методами. Различают несколько видов аррттерапии: рисуночная, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия, драмтерапия и музыкальная терапия.

В качестве терапии средствами искусства, можно использовать задания на определенную тему с заданным материалом: рисунки, лепка, аппликация, оригами и т.д. Детям предлагаются задания на произвольную тему с самостоятельным выбором материала. Как один из вариантов можно использовать уже существующие произведения искусства (картины, скульптуры, иллюстрации, календари) для их анализа и интерпретации.

Наиболее благоприятным для решения задач по преодолению девиантного поведения является изображение художественных образов, позволяющих ребенку реализовать все преимущества искусства и творчества. Примитивные же формы изображения, как например каракули, нерасчлененные предметы, низкий потенциал возможностей символизации, не позволяют ребенку в полной мере реализовать задачу и осознать свои чувства и продвинуться в разрешении своей проблемы.

В практической работе зарекомендовали себя два способа использования рисуночной терапии – директивная и недирективная. В большинстве случаев используется разумное сочетание элементов двух терапий. Ребенку задается тема рисования и предоставляется свобода в экспериментировании и поиске наиболее адекватной формы ее выражения[6].

Учитель может использовать в своей работе с детьми «группы риска» следующие виды заданий и упражнений:

а) предметно-тематический тип – рисование на свободную и заданные темы: «Моя семья», «Я в школе», «Мой новый дом», «Я в будущем» и т.д.;

б) образно-символический тип – изображение ребенка в виде образов. Темы могут быть такие: «Добро», «Зло», «Радость», «Счастье» и т.д.;

в) упражнения на развитие образного восприятия – «Рисование по точкам», «Волшебные пятна», «Дорисуй рисунок».

г) задания на совместную деятельность – сочинение сказок, историй с помощью рисования. Используются приемы последовательного поочередного рисования – один начинает, другой продолжает и т.д. [4].

Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизации основываются, прежде всего, на специфике видов искусства (музыка – музыкотерапия; изобразительное искусство – изотерапия; театр, образ – имаготерапия; литература, книга – библиотерапия; танец, движение – кинезитерапия).

Например, музыкотерапия – это вид арттерапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением в психологии, имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействия на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений личностном развитии, психоэмоциональном состоянии). Именно катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе с детьми девиантного поведения [6].

Так же существует группа методов стимулирования. Её можно условно подразделить на большие подгруппы:

–    методы эмоционального стимулирования;

–    методы развития познавательного интереса;

–    методы формирования ответственности и обязанности;

–    методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся.

С детьми девиантного поведения наиболее эффективны первые две подгруппы методов. Охарактеризуем подробнее каждую из этих групп.

Рассмотрим методы эмоционального стимулирования. Важнейшая задача учителя – обеспечение появления положительных эмоций у учащихся по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей. Основными методами эмоционального стимулирования служат создание ситуаций успеха в учении; поощрение и порицание в обучении; использование игровых форм организации учебной деятельности; постановка системы перспектив.

Создание ситуаций успеха в обучении представляет собой создание цепочки ситуаций, в которых учащийся добивается в учении хороших результатов. Это ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения. Этот метод является одним из наиболее действенных средств, и стимулируют интерес к учению, особенно у детей девиантного поведения. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Одним из приемов создания ситуации успеха может служить подбор для учеников не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности. Первое задание выбирается несложным для того, чтобы учащиеся, которые нуждаются в стимулировании, смогли решить его и почувствовать себя знающими и опытными. Далее следует большие и сложные задания: первое доступно для ученика и готовит ему базу для решения последующей, более сложной задачи [8].

Другим примером, способствующим созданию ситуации успеха, служит дифференцированная помощь школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Так, слабоуспевающие школьники могут получить карточки-консультации, примеры-аналоги, планы предстоящего ответа и другие материалы, позволяющие им справиться с представленным заданием. Далее можно предложить учащемуся выполнить упражнение, аналогичное первому, но уже самостоятельно.

Подробнее рассмотрим методы поощрения и порицания в обучении. На наш взгляд именно эти методы часто вызывают неоднозначное толкование среди учащихся, учителей и родителей. Поэтому в своем исследовании мы остановились на применении этих методов в процессе работы с детьми девиантного поведения в начальной школе.

Опытные учителя часто достигают успеха в результате широкого применения именно этого методов. Вовремя похвалить ребенка в момент успеха и эмоционального подъема, найти слова для короткого порицания, когда он переходит границы допустимого, – это настоящее искусство, позволяющее управлять эмоциональным состоянием учащегося. Круг поощрений весьма разнообразен. В учебном процессе может быть похвала ребенка, положительное оценивание какого-то отдельного его качества, поощрение выбранного им направления деятельности. Или способа выполнения задания, выставление повышенной отметки и др. Применение порицаний и других видов наказания является исключением в формировании мотивов учения и, как правило, используется лишь в вынужденных ситуациях [7].

Методы развития познавательного интереса. Основными методами развития познавательного интереса являются следующие методы: выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета, стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска. Выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета – это проведение в ходе урока игры, включающей себя выполнение запланированных учебных действий. В последние годы учителя все чаще пытаются обогатить и разнообразить учебное содержание урока, используя именно этот прием. Примером может служить проведение на уроке природоведения игры-путешествия. Изучая растения, учащиеся вместе с воробьем мог посидеть на дереве, рассмотреть его особенности, попрыгать по поляне вокруг цветов, вдыхая их аромат. Контрольную работу по математике можно провести в виде конкурса штурмана космических кораблей на звание «Лучшего штурмана Вселенной»[2].

Метод стимулирования занимательным содержанием. Большое значение в развитии познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого занимательного учебного материала и добавления его к общему ряду учебных примеров и задач. Этот метод создает в классе атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формировании познавательного интереса. Одним из приемов, входящих в этот метод, можно назвать прием создания на уроке ситуаций занимательности – введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Например, в курсе природоведения это могут быть примеры типа «круговорот воды в нашем городе (селе)», «явления-природы в сказках» и др. Подробности занимательных фактов вызывают неизменный отклик у учеников. Часто школьникам самим поручается подбирать такие примеры. Занимательность может быть построена созданием ситуации эмоционального переживания через вызывание чувства удивления необычностью приводимого факта. И на парадоксальность опыта, демонстрируемого на уроке, грандиозностью цифр. Удивление при убедительности и наглядности примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания учеников.

Метод свободных словесных ассоциаций. Данный метод используется как метод искусства придумывания историй. Детям можно предложить по набору слов придумывать разные истории. Учитель предлагает слова, между которыми налицо смысловая связь: бабушка, девочка, волк, поезд и т.д. детям предлагается придумать любую историю, главное – чтобы истории не повторялись.

Разновидностью применения такого метода является придумывание историй с использованием какого-то одного свойства предмета: например, придумать историю про страну, где все из стекла, из мыла, из дерева, из сахара, из конфет и т.д. Как вариант метода словесных ассоциаций можно предложить детям придумывать истории про то, где все наоборот, по сравнению с тем, что есть на самом деле. Например, дети в этой стране выше ростом, чем взрослые, или дети живут в стране, где все можно и нет ничего того, что нельзя, и т.д. Хороший эффект дает использование такого метода, где дети представляют себе страну, в которой с неба без остановки падают конфеты, игрушки, дождь, снег, деньги, цветы и т.д..

Метод создания ситуаций творческого поиска. Сильный познавательный интерес вызывает создание ситуаций включения учащихся в творческую деятельность. Творчество является одной из наиболее сильных «толчков» развития познавательного интереса. Однако здесь имеются и свои сложности. Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и труднореализуемой. Это связано заложенным в одной задаче противоречием. С одной стороны, для каждого ученика нужно создать условия, позволяющие свободно и раскованно решать различные проблемы. Причем чем больше у него будет «размах» и необычнее решения, тем лучше, так как это говорит об успешном развитии творческих способностей. С другой стороны, весь этот «свободный полет» мысли ученика должен происходить в рамках программ общеобразовательных дисциплин и поддерживаемых школой норм поведения. И здесь только опыт работы учителя и его интуиция могут помочь определить (и постоянно корректировать) ту возможную меру включенности конкретных учащихся конкретной школы в творческую деятельность, которая сделает обучение интересным для учащихся и охватит всю учебную программу [3].

Все вышеперечисленные формы и методы стимулирования используются в работе учителя с детьми младшего школьного возраста девиантного поведения. 

Определенную роль в коррекции поведения детей девиантного поведения играет использование в педагогической деятельности педагогических приемов. Педагогический такт предусматривает знание педагогом приемов воспитания, позволяющих эффективно и сравнительно безболезненно воздействовать на детей девиантного поведения. Рассмотрим некоторые из них.

Рассказ об аналогичном поступке. Применяя этот прием, педагог вспоминает о факте, сходном по смыслу с поступком, о котором идет речь, и помогает воспитываемому самостоятельно установить аналогию этого факта со своим поведением, верно, оценить его, чтобы в дальнейшем вести себя правильно. Преподаватель при помощи рассказа, сказки, шутки, специально придуманной истории или факта, который действительно имел место в жизни, показывает, как выглядят с этических позиций тот или иной поступок, как надо вести себя в данной ситуации. В народной педагогике с этой целью использовались рассказы о сновидениях, легенды, поговорки, частушки. В наши дни необходимый материал о мужестве, честности человека, об его отношении к труду, товарищам можно найти в художественной литературе, в периодической печати. Опираясь на такой материал, преподаватель стремиться, чтобы рассказ задевал за живое, действовал не только на их сознание, но и на волю, чувства. При этом важно не столько фиксировать внимание на дурных поступках, сколько пробуждать интерес к формированию положительных качеств, вызывать желание совершенствовать свой характер.

Обращение по «неизвестному» адресу. В этом приеме учащегося подводят к самостоятельному сравнению его поведения с очевидным для него положительным или аморальным поступком. Но обращается при этом учитель к коллективу, не адресуя свой рассказ кому-нибудь конкретно. Расчет делается на то, что адресат сам поймет ошибочность своего поведения и сделает соответствующие выводы.

Остроумная шутка, ответ, замечание преподавателя. Видеть комическое, находить противоречия в поведении учащихся – показатель зрелости педагога. Юмор помогает безболезненно предупредить или ликвидировать самый сложный конфликт, нейтрализовать напряжение.

Один из эффективных приемов общения – опосредствование. Смысл его заключается в вовлечении учащихся в занимательную внеучебную деятельность с целью воспитания у них тех социальных интересов, запросов и вкусов. Которые заменяет примитивные развлечения, и дадут им возможность испытать радость труда, творчества, создадут оптимистический настрой, укрепят веру в свои силы, а это обязательно рано или поздно положительно скажется на их взаимоотношениях с учителями, с товарищами, на их учебе и дисциплине.

Авансирование доверием, похвалой. Используя этот прием, хвалят, оказывают доверие тому, кто его еще не заслужил, но уже начал проявлять настойчивость, упорство, прилежание, дисциплинированность. Иногда можно авансировать похвалой, поощрением учащегося, который к вниманию, теплому слову старшего не привык и живет в очень тяжелых условиях. Особенно часто авансировать похвалой следует так называемых «трудных» учащихся, вставших на путь исправления, совершивших положительные поступки.

Моральная поддержка, или укрепления веры учащегося в собственные силы. Неоднократно отмечают успехи школьника в техническом творчестве, натуралистической работе, фотоделе, спорте и т.п. Ему предлагается испытать свои силы, выручить учебную группу (класс), поддержать марку учебного заведения. Или выбирается кто-нибудь из «неспособных» (разумеется, ему это не говорится) и, например, на уроке труда учитель просит его показать товарищам, как надо держать инструмент, заготовку, каким должно быть положение корпуса, движение руки, т.е. тот элемент, который у него хорошо получается. Другой иллюстрацией этого приема может служить просьба к неуспевающему, оказать помощь преподавателю в обучении новичков или младших, а также назначение «трудного» учащегося старшим группы или капитаном команды, помощником педагога, если у него есть склонность к руководящей деятельности. Таким образом, чтобы подбодрить отстающего ученика, учитель отмечает в его поведении или подготовленности черту характера, знания, навык, которыми он отличается в лучшую сторону. Особенно окрыляет похвала холериков и сангвиников и подбадривает, укрепляет веру в собственные силы меланхоликов.

Уважение педагога, доверие к отстающему могут подтолкнуть его к мобилизации всех своих сил, способствовать исправлению. Угроза же и наказание, детальный разбор каждого проступка, чтение нотаций развивают чувства неполноценности, неуверенности в себе.