Современная социокультурная ситуация характеризуется интенсивным процессом взаимодействия стран, народов, этносов, различных культур, затрагивая все слои общества. Взаимодействие и совместная жизнь людей, придерживающихся различных, зачастую противоположных норм и ценностей, приводит к различным глобальным проблемам современного общества. Проблема формирования толерантности является одной из важных глобальных проблем XXI века.
В настоящее время перед обществом стоит острейшая проблема вовлечения людей с ограниченными возможностями (ОВЗ) в социум, проблема их активной адаптации, социализации и развития в рамках общества и на благо общества. В российском обществе неоднократно предпринимались попытки решить проблему социализации детей с ограниченными возможностями. В настоящее время для решения этого вопроса было введено инклюзивное образование.
Под инклюзивным образованием понимается обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной школе [1]. Возникает большая необходимость и значимость формирования социальной толерантности у всех субъектов образовательного процесса в условиях реализации инклюзивного образования в начальной школе
По-разному рассматривается содержание и сущность толерантности. Так, М.П.Мчедлов, П.И.Мамедова, И.Цепкова и Н.А. Асташова понимают под толерантностью характеристику личности каждого человека, которая позволяет им понять и оценить готовность к межличностному сотрудничеству, а М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук включают в понятие готовность к осознанным личностным действиям; а вот толерантность как способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми рассматривает В.З. Вульфов [2;3;4;5]. Можно сказать, что под толерантностью понимается способность каждого человека воспринимать и понимать, принимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого, живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. На рисунке 2 представленны различные подходы к определению понятия «толерантность».
Рисунок 1 – Различные подходы к определению понятия «толерантность»
В психолого-педагогической литературе представлено множество классификаций видов толерантности в зависимости от различных оснований. В зависимости от «типов ментальности» Л.В.Скворцов выделяет политическую, научную, религиозную, бытовую, педагогическую толерантность и др. По предмету проявления все виды толерантности имеют два аспекта – поведенческий (деятельностный) и коммуникативный. В этом плане можно говорить о коммуникативной толерантности – которая проявляется в общении – и поведенческой толерантности – в деятельности [6].
Исходя из психологических аспектов личности, Г. Олпорт выделяет три вида толерантности:
- толерантность как систему установок, связанных с этническими и расовыми различиями. Толерантный индивид, согласно Г. Олпорту, исходит из того, что «все люди равны», групповая принадлежность в большинстве случаев не имеет значения;
- конформную толерантность. Здесь речь идёт о проявлении конформности в контексте этнических проблем;
- толерантность как черту характера. Это уважительное отношение ее носителя к людям самим по себе. Толерантность как черта характера вплетена в позитивный взгляд на мир» [6].
В зависимости от направления действий толерантности Б.Ф. Поршнева делит толерантность на три вида: личностную, этническую и социальную. Личностная толерантность включает в себя ценностно-смысловое содержание, в котором центральное место занимают «уважение к человеку, его право и свобода ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком. Этническая толерантность, как отношение к «другим», на основе их этнической принадлежности – важнейшее проявление толерантности и личности и общества. Социальная толерантность трактуется так – это партнёрское взаимодействия личности с различными социальными группами общества, она направлена на равновесие в обществе, на защиту прав и интересов личности в составе различных социальных групп [6].
И.В. Крутова социальную толерантность представляет как уважительное отношение между различными социальными группами, которая обусловлена разностью материального положения, социального статуса, принадлежностью к субкультуре человека, людей [6]. А вот Г. Оллпорт. рассматривает как партнерское взаимодействие между различными социальными группами общества, его властными структурами, когда признаются необходимость такого сотрудничества и уважение позиций сторон [3]. Социальная толерантность – это форма партнёрского взаимодействия между различными социальными группами общества, его властными структурами, когда признаются необходимость такого сотрудничества и уважение позиций сторон – такое определение этого понятия дает Л.Н. Коновалова [2]. Можно отметить, что, несмотря на различные подходы к рассмотрению данного понятия, многие авторы понимают под социальной толерантностью партнерские отношения, взаимодействия и важность этих отношений, уважение со всех позиционных сторон.
Огромную роль в развитии социальной толерантности личности играет педагогическая задача, с помощью этой задачи идет расширение социально-ролевого репертуара, развитие коммуникативной культуры как основы для принятия многообразия в проявлениях социальной жизни общества и поиска способов нацеливающих учащихся на эффективное взаимодействие с представителями различных социальных групп.
Воспитание толерантной личности – это сложный процесс, осуществляемый всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, а также под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Необходимо каждого человека уже с раннего возраста приучать к нравственному отношению ко всем окружающим, независимо от причины, отличающего одного человека к другому. Формирование толерантной личности на всех возрастных этапах имеет равноправную значимость. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности, развитие эмоционально-волевой сферы. В задачах духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования обозначена необходимость формирования толерантности как одной из составляющих развития социальной культуры обучающихся. Анализ теоретических источников по проблеме формирования социальной толерантности у младших школьников в условиях инклюзивного образования позволил выделить ряд проблем, представленных на рисуне 2.
Рисунок 2 – Проблемы формирования социальной толерантности у младших школьников в инклюзивном образовании
Рассмотрим подробнее обозначенные выше проблемы.
Одной из главных проблем формирования социальной толерантности в инклюзивном образовании детей с особыми образовательными потребностями является отсутствие готовности родителей к обучению своих детей вместе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребёнка, как и любое другое качество, без участия. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребёнка. Семья во многом может и должна помогать школе в формировании у ребенка социальной толерантности.
Проблема недостаточного уровня профессиональной компетентности педагогов влияет на развитие нравственных качеств у младших школьников. К переходу на инклюзивное образование важно и остро встает проблема недостаточной неготовности учителей массовой школы (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Педагоги нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, которая обеспечит понимание и реализацию подходов к индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Несформированность организации толерантного пространства в образовательном учреждении, при решении этого вопроса существенная роль в его организации принадлежит руководителям образовательных учреждений, методистам, учителям, родителям. Толерантное пространство складывается постепенно. От администрации образовательного учреждения зависит открытость при решении проблем формирования и развитии социальной толерантности у школьников . При внедрении идей толерантности в процесс обучения и воспитания большие надежды возлагаются на все субъекты образовательного процесса, а, т.е. на педагогов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, методистов и т.д.
В современной начальной школе, в условиях инклюзивного образования, отмечается недостаточность специальных методов, приемов и форм работы. С переходом на новые образовательные требования, для организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями нужно правильно и точно подбирать методы обучения, и также подбирать различные приемы формирования социальной толерантности в младшем школьном возрасте.
Проблема толерантного сознания и культуры межэтнических отношений напрямую зависит от проблемы профилактики и диагностики интолерантности в обществе. Так как эти две проблемы имеют между собой взаимосвязь. Нельзя начинать работу над толерантной культурой отношения, не затрагивая профилактику и диагностику интолерантности в обществе.
Таким образом, решение вышеобозначенных проблем формирования социальной толерантности у младших школьников будет способствовать более оптимальному развитию интегративных процессов, развивающихся в условиях инклюзивного образования. Для этого необходимо заняться не только повышением профессиональной психолого-педагогической компетенции педагогов, но и работать над психологическим барьером у родителей. Так, важно обращать внимание на организацию толерантного пространства в образовательных учреждениях и подбор новых специфических методов, приемов и форм работы.