Полный текст статьи
Печать

Процесс модернизации высшего профессионального образования в настоящее время находится в прямой зависимости от реализации федерального государственного образовательного стандарта. Стратегической целью этого процесса является приведение в полное соответствие результатов профессиональной подготовки выпускников вузов, с потребностями динамично меняющейся социально-экономической среды. Это позволит одновременно гармонизировать адаптацию выпуск­ников к профессиональной среде и повысить их конкурентоспособность.

Достижению поставленных целей способствуют компетентностно-ориентированные общеобразовательные программы. Совокупность компе­тенций, выступающая в качестве планируемого результата обучения, при­звана обеспечить высокое качество профессиональной деятельности выпу­скника вуза. Компетентностный подход при реализации ООП и рабочих программ по дисциплинам предполагает не столько теоретическую ин­формированность студентов в области будущей профессиональной дея­тельности, сколько их умение самостоятельно и творчески решать разно­образные профессиональные задачи. Вместе с изменением прогнозируемой модели обучения, основу которой составляют ФГОС и ООП, изменяется также и процессуальная модель, включающая разнообразные технологии разработки содержания и организации образовательного процесса.

Основной задачей предметов психолого-педагогического направления в педагогическом университете является формирование у студентов знаний и умений, обеспечивающих выполнение разнообразных функций учителя, а также формирование качеств, позволяющих обеспечить творческий подход к педагогической деятельности. Современные требования, предъявляемые к подготовке учителя биологии, предполагают наличие у него: а) глубоких научных знаний предмета, отличающихся высокой степенью интеграции с предметами как естественнонаучного, так и гуманитарного циклов; б) умения работать с научной и методической литературой; в) умения самостоятельно выполнять научные исследования по биологии, педагогике, психологии, методике преподавания биологии.

Целями освоения дисциплины «Теория и методика обучения биологии» является формирование у студентов практических умений и навыков осуществления процесса обучения биологии, основанных на знании теоретических основ современного биологического образования, в общеобразовательных учебных заведениях. Главной функцией дисциплины «Теория и методика обучения биологии» является изучение методической системы формирования биологических знаний (в различных вариантах и моделях) в средних общеобразовательных учреждениях. Рассматриваемая методическая система традиционно включает в себя шесть элементов организации обучения: цель, содержание, формы, методы, методические приемы и средства обучения. Перечисленные элементы иерархически соподчинены, и выбор каждого последующего элемента соотносится с предыдущими. Так, выбор форм обучения методике преподавания биологии диктуется необходимостью реализации содержания программы предмета и формирования профессиональных компетенций будущего учителя, отраженных в государственном стандарте.

Два системообразующих элемента – цель и содержание – в большей степени, чем другие, подлежат стандартизации и (в той или иной степени) государственному контролю. В выборе форм, методов и методических приемов, а также средств обучения преподавателям предоставляются широкие возможности для реализации творческих подходов.

Из множества традиционных форм обучения в процессе методической подготовки учителя биологии используются формы, условно относящиеся к трем группам: формы обучения, направленные на теоретическую подготовку; формы обучения, связанные с практическим применением полученных теоретических знаний; формы, обучения, направленные на реализацию творческих способностей

Одним из условий успешной реализации процесса профессиональной подготовки будущего учителя биологии является использование широкого спектра инновационных практико-ориентированных педагогических технологий. Так, в процессе реализации рабочей программы дисциплины «Теория и методика обучения биологии» на практических занятиях используются кейс-технологии. Логичным продолжением процесса реализации кейс-технологий является использование игрового имитационного метода обучения – деловой игры. Повышению конкурентоспособности выпускников способствует также работа по созданию портфолио достижений будущего учителя биологии в рамках самостоятельной работы. Кроме этого работа по конструированию портфолио достижений учителя эффективно реализует деятельностный подход в обучении и базируется на дидактическом принципе связи теории с практикой.

Согласно современным представлениям, связанным с деятельностью учителя, портфолио — это собрание документов, свидетельствующих о достижениях в профессионально-педагогической деятельности. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных сферах: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской. В процессе создания портфолио формируются или совершенствуются такие профессиональные качества будущего учителя как способность к систематизации учебно-методического материала, самомониторингу, достоверной и объективной оценке информации, структуризации материалов, лаконичности и логичности изложения предоставляемой информации.

Процесс создания портфолио – творческий и вряд ли может быть ограничен строгими рамками как по структуре его оформления, так и по содержательному наполнению. Однако существуют более или менее традиционные подходы к структуризации этого документа. Традиционно портфолио достижений учителя включает такие разделы как общие сведения об учителе, результаты педагогической деятельности, результаты научно-методической деятельности, материалы по внеурочной и внеклассной деятельности по предмету, материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Ожидаемые результаты изучения дисциплины «Теория и методика обучения биологии, имеющие практическое значение, представляются в портфолио достижений учителя биологии. Портфолио достижений конструируется в процессе выполнения самостоятельной аудиторной, самостоятельной внеаудиторной работы студентов, работы над проектными заданиями, в процессе усвоения теоретического материала и его корректировки в ходе контроля знаний и умений. Предоставленные отчетные материалы, включающие конспекты разнообразных типов и видов уроков, экскурсий, практических и лабораторных работ, внеурочных и внеклассных занятий, проектные задания составляют основу для создания научно-методического раздела портфолио достижений будущего учителя биологии, реализуя тем самым практико-ориентированный подход в профессиональном педагогическом образовании.