Полный текст статьи
Печать

В рамках обеспечения реализации образовательного проекта «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия» ФБГОУ ВПО ТГПУ им. Л.Н. Толстого совместно с ФБГОУ ВПО КГУ им. К.Э. Циолковского осуществляют модульную систему сетевого взаимодействия для педагогической подготовки студентов 2-3 курсов непедагогического бакалавриата (направления подготовки «Организация работы с молодёжью» и «Техносферная безопасность», всего 27 студентов), мотивированных к педагогической деятельности.

Одной из базовых дисциплин педагогической подготовки в рамках данного проекта является «Режиссура педагогической деятельности», которая относится к модулю Б4 «Проектирование и реализация эффективных образовательных технологий» и составляет 3 ЗЕТ (108 часов).

Изучение дисциплины «Режиссура педагогической деятельности» проходит в рамках разных форм организации учебной деятельности студентов. Основными среди них являются лекции, практические занятия, самостоятельная работа, зачёт.

Важное место занимают практические занятия в форме педагогических дебатов, тренингов развития профессионализма, практикума в школе. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов представляет собой систему разнообразных заданий. Это задания по выбору студентов, разного уровня сложности, индивидуальные и групповые, репродуктивные и творческие; интерактивные (проектные или исследовательские).

Использование дебатов как чётко структурированного и специально организованного публичного обмена мнениями по актуальным темам направлено на формирование у студентов положительного впечатления от собственной позиции, основ научно-педагогического мировоззрения, а также ценностного отношения к педагогической теории и практике.

Мастер-класс является одним из эффективных средств передачи концептуальных идеи авторской педагогической системы, способствует обобщению и передаче педагогического опыта, направлен на активизацию всех участников образовательного процесса.

Использование метода кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление.

Целью проектного метода является овладение студентами умениями проектирования, конструирования, организации и анализа педагогической деятельности; создание условий для формирования личностно-значимого опыта индивидуальной и совместной деятельности при решении педагогических задач.

Содержание курса представлено следующими темами:

Тема 1. Практическая педагогическая деятельность современного учителя как режиссура взаимодействия участников образовательного процесса. Предмет, задачи и основные понятия дисциплины. Сущность педагогической деятельности современного учителя как деятельности по решению профессионально-педагогических задач посредством организации взаимодействия между участниками образовательного процесса. Структура педагогической деятельности. Педагогические ситуации и педагогические задачи в деятельности педагога. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности. Участники образовательного процесса (обучающиеся, родители, коллеги, социальные партнеры и др.). Сущность педагогически целесообразного взаимодействия учителя с участниками образовательного процесса. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Понятие о педагогической технике, педагогическом мастерстве.

Тема 2. Режиссура деятельности педагога, связанной с изучением возможностей, потребностей и достижений обучающихся в области образования. Понятие о педагогической диагностике, ее специфике. Современные методы диагностирования возможностей, потребностей и достижений обучающихся. Использование методов педагогической и психологической диагностики для решения профессиональных задач. Разработка процедуры педагогической диагностики школьников. Инструментарий педагогической диагностики (методики, тесты и др.). Условия эффективности педагогического диагностического исследования. Интерпретация результатов педагогической диагностики как средство постановки педагогических целей и задач.

Тема 3. Режиссура индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся. Сущность, структура, основные этапы проектной деятельности учителя. Педагогическое проектирование как прогнозирование новых результатов обучения, воспитания и развития школьников. Понятие индивидуального образовательного маршрута. Проектирование индивидуальных программ развития и индивидуально-ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся. Включение в образовательный процесс детей с особыми потребностями: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Особенности проектной деятельности учителя-предметника.

Тема 4. Режиссура социализации и профессионального самоопределения обучающихся. Особенности проектной деятельности классного руководителя. Проектирование социализации обучающихся. Направления социализации: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; социализация и профессиональная ориентация учащихся; формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Общение – сотрудничество – сотворчество. Создание разновозрастных детско-взрослых общностей обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников. Проектирование направлений деятельности классного руководителя. Профессиональное самоопределение обучающихся как одно из приоритетных направлений деятельности классного руководителя. Способы и формы планирования.

Тема 5. Режиссура внеурочной деятельности обучающихся. Организация внеурочной деятельности школьников, включая направления: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и др. Организация педагогом различных видов внеурочной деятельности: игровой, учебно-исследовательской, художественно-продуктивной, культурно-досуговой и др. Использование возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона при организации внеурочной деятельности обучающихся.

Тема 6. Режиссура коммуникации между участниками образовательного процесса. Сущность педагогического общения, его специфика, функции. Искусство управления диалогом. Способы установления контактов с обучающимися разного возраста, другими педагогическими работниками; привлечения родителей (законных представителей) и социальных партнеров к полноценному взаимодействию со школой. Анализ реального состояния дел в учебной группе, создание в детском коллективе деловой, дружелюбной атмосферы. Диагностика причин конфликтных ситуаций, их профилактика и разрешение. Способы поведения педагога в конфликтном взаимодействии с учащимися, их родителями, коллегами. В связи с тем, что в последние годы во всём мире, в том числе, и в России, чрезвычайно обострилась проблема вынужденных мигрантов и беженцев, нами в содержание данной дисциплины введены темы и разделы, посвящённые работе с педагога (учителя) с детьми данной категории. Актуальность исследования проблем развития теории и практики миграционной педагогики, педагогической поддержки детей-мигрантов и беженцев обусловлена процессами распада СССР, локальными конфликтами, что породило тенденцию национальной нетерпимости и разобщенности. Развитие процессов миграции, появление вынужденных переселенцев, детей-мигрантов, беженцев, обострили проблемы их адаптации в инокультурной среде. Актуальность изучения будущими педагогами проблем миграционной педагогики и педагогической поддержки и защиты детей-мигрантов подтверждается современными реалиями геополитической социально-педагогической ситуации, связанной с вынужденной миграцией.

Глобализация, включенность российского общества в общемировые процессы, наступившая эра коммуникационной цивилизации, в значительной степени повлияли на политические, социокультурные и экономические процессы в России. Как отмечает А.Г. Асмолов, перемены, происходящие в образе жизни общества, привели к тому, что обозначился переход общества от относительно стабильной к динамической фазе развития, от «закрытого» общества – к «открытому», от индустриального – к постиндустриальному информационному, от тоталитарного – к гражданскому обществу [2]. Присущие этому переходу социальная, ментальная и экономическая дифференциация общества наряду с появлением различных форм собственности, стали предпосылкой сосуществования государственного, негосударственного и семейного образования, а, тем самым, неизбежной социальной трансформации системы образования в целом [3, с. 4].

В своих работах исследователи (А.Г. Асмолов, И.Д. Демакова, О.А. Карабанова, В.С. Магун, Д.И. Фельдштейн и др.), отмечают, что для современного общества характерно нарастание рисков, проявляющихся в процессе социализации подрастающего поколения, а именно: кризис семьи; рост нарушений морального и нравственного развития личности; риск нарастания агрессивно-насильственного поведения подростков; рост детской и подростковой преступности; снижение возрастной границы раннего алкоголизма, распространение наркомании и токсикомании; личностная и моральная незрелость; неадекватные стратегии совладания подростков и молодежи с трудными жизненными ситуациями и т.д. [2, с. 8].

Сегодня сложились такие социальные условия, в условиях которых увеличился поток мигрантов в различные регионы РФ. Травматический факторы миграции лишают детей стабильного окружения, возникает риск нарушения процесса формирования и становления личности. Пережитый опыт влияет на когнитивные процессы, особенности поведения, межличностные отношения, самооценку и в целом на мировоззрение. В выводах исследований отечественных ученых (В.К. Калиненко, Г.У. Содатовой, Л.А. Шайгеровой и др.), выделены проблемы, которые наиболее часто возникают у детей из семей мигрантов. Это нарушение когнитивных процессов, невротические реакции и функциональные расстройства, эмоциональные и поведенческие нарушения, проблемы общения, расстройства идентичности. Многие из этих проблем могут в свою очередь выступать в качестве причин других нарушений.

В данных условиях в современную профессиональную подготовку студентов включен опыт социально-педагогического взаимодействия с обучающимися из числа мигрантов и беженцев [1]. Актуальным становится решение задачи социально-психолого-педагогического сопровождения педагогами образовательных учреждений и адаптация детей мигрантов, которая включает в себя:

-учебную адаптацию, понимаемую как усвоение предписываемых норм и ценностей поведения, поддерживающих сложившийся в учебном заведении порядок. Она также подразумевает особенности включения обучающихся в учебную и воспитательную деятельность группы и образовательной организации;

-социально-психологическую адаптацию, отражающую процессы межличностного взаимодействия с одногруппниками, другими обучающимися; широту и глубину складывающихся связей, а также их гармоничность, удовлетворенность ими.

-культурную адаптацию, характеризующуюся как развитие творческих способностей обучающихся, знание ими истории и современной жизни принимающего общества, готовность следовать предписываемым молодежи культурным образцам. Другая сторона этого процесса – включение в местную подростковую и молодежную культуру. Оно происходит на фоне трансформации этнической и языковой среды мигрантов [1; 5].

Травматический факторы миграции лишают детей стабильного, безопасного и поддерживающего окружения, необходимого для нормального развития, нарушая процесс формирования и становления личности. Пережитый опыт влияет на когнитивные процессы, особенности поведения, межличностные отношения, самооценку и в целом на мировоззрение. Специалисты отмечают глубокие изменения в видении мира, себя и своего будущего даже у самых маленьких детей.

Степень адаптационных возможностей мигрантов определяется выраженностью «культурного шока» у обучающихся-мигрантов, их индивидуально-личностными особенностями, условиями адаптации, готовностью к переменам, знанием языка, культуры, условий жизни; сходством и различиями между культурами и т. д. Образовательная организация, принявшая мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев, должна быть готова к проявлению в их среде агрессии, отклоняющегося поведения, должна помочь снять «шок перехода» в новую культурную среду, адаптировать детей к изменяющимся условиям жизни, образования, социального окружения.

В выводах исследований отечественных ученых (В.К. Калиненко, Г.У. Содатовой, Л.А. Шайгеровой и др.) выделены проблемы, которые наиболее часто возникают у обучающихся из семей мигрантов:

-нарушение когнитивных процессов,

-невротические реакции и функциональные расстройства,

-эмоциональные и поведенческие нарушения,

-проблемы общения,

-расстройства идентичности [6].

Многие из этих проблем могут в свою очередь выступать в качестве причин других нарушений.

В современных социально-педагогических условиях каждый обучающийся требует особого педагогического внимания и социально-психолого-педагогического сопровождения как способа включения взрослого в учебно-воспитательный процесс с целью создания условий для саморазвития, самодвижения в деятельности всех субъектов взаимодействия [7].

Важной задачей образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:

-защиту прав личности каждого обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие обучающемуся в проблемных ситуациях;

-квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей обучающегося;

-реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям обучающихся;

-участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов образовательных организаций, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения;

-психологическую помощь семьям обучающихся групп особого внимания и др. [3, с. 5].

Говоря о социальной адаптации обучающихся из семей мигрантов, важно подчеркнуть ее специфику, основанную на специфике процесса освоения личностью норм и ценностей новой для него культуры, в том числе новой детской субкультуры, воспитании доброжелательности, уважения и такта во взаимоотношениях с людьми. При этом социальная адаптация не исчерпывается только приспособлением к новой социальной среде, а предполагает педагогическую помощь и поддержку в творческой социализации. Социальная адаптация при таком подходе должна строиться педагогами как деятельностная модель индивидуализации, ориентированная на позитивную идентичность ребенка со своим этносом (Б. Мунхзаяа, Я.Э Галоян, А.В. Можейко, М.Ю. Сопрыкин и др.).

В настоящее время в практике сопровождения и адаптации обучающихся распространены различные методы активного социально­психологического обучения (дискуссионные, игровые, методы тренинга сензитивности, видеотренинга, группы встреч, балинтовские группы повышения профессиональной компетентно­сти, тренинги с использованием элементов системы К. С. Станиславского и т.д.).

Очевидно, что результативность социально-психолого-педагогического сопровождения и адаптации обучающихся напрямую зависит от активности и психологической компетентности окружающих людей.

Нынешняя ситуация в стране актуализировала ряд новых педагогических проблем, направленных на решение задач педагогической поддержки и адаптации. С конца 90-х годов в отечественной педагогике происходит развитие новой области педагогической науки – миграционной педагогики. Впервые она была сформулирована в отечественной научной школе Е.В. Бондаревской (И.В. Бабенко, О.В. Гукаленко, Л.М. Сухорукова и др.). В разработке этой области знания исследователи опираются на труды отечественных педагогов А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко В.А. Сухомлинского и других, в которых обосновывается важность педагогической поддержки в развитии личности. Особый интерес представляют разработки современных проблем миграции, отличающиеся многогранностью и широким спектром изучаемых объектов. Так, социально-психологический аспект положения русских в странах ближнего зарубежья исследуется Н.М. Лебедевой; влияние миграционных процессов на межнациональные отношения – Р.А. Костиным; вопросы социальной адаптации вынужденных мигрантов раскрывает В. С. Айрапетов. В целом внимание учёных сконцентрировано на исторических, демографических и структурных особенностях миграции, при этом практически отсутствуют работы, связанные с образовательной парадигмой миграции, с адаптацией, поддержкой и защитой детей-мигрантов. Поэтому актуальной проблемой является теория и практика педагогической поддержки детей-мигрантов и беженцев в современном образовательном пространстве.

Необходимо отметить, что включение в содержание дисциплины «Режиссура педагогической деятельности» компонентов миграционной педагогики в рамках реализации образовательного проекта «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия» апробировано в КГУ им. К.Э. Циолковского. Как показывает наш опыт, такое содержание дисциплины вполне оправданно, современно и своевременно, и надеемся, получит дальнейшее продолжение в реализации проектов, связанных с модернизацией российского образования.