Полный текст статьи
Печать

Термин «правовая культура педагога» отражает важнейшие аспекты специфики профессиональной деятельности лица, включенного в сферу образовательных отношений.

Впервые на законодательном уровне специфика педагогической деятельности обусловлена рядом применения норм действующего российского законодательства.

Особенностью педагогической деятельности выступает то, что большинство прав, обязанностей и ответственности, к этому перечню следует дополнить и компетенциями наделены отдельные категории работников, именуемые педагогическими.

 Трудовая функция педагогов связана с воспитанием, обучением и развитием обучающихся на – основе торжества идей добра и справедливости, сущность которых раскрыта в мировой педагогике, психологии, теории права.

Формирование профессиональной правовой культуры педагога у бакалавров непедагогических направлений подготовки о специфике педагогической деятельности обусловлено, прежде всего, поэтапной включенностью студентов в осознание   роли педагога в образовательном пространстве, где важнейшим инструментом выступают субъекты образовательных отношений и правила право применения в условиях реализации действующего образовательного законодательства. Это все достигается путем решения правовых задач на дисциплине «Право в сфере образования».

 Правовая культура педагога включает в себя не только уважительное отношение к закону, но и неукоснительное соблюдение всех норм и правил, требований, которые предъявлены к работникам, чья деятельность обусловлена выполнением задач в сфере образования.  

Постепенно от неизвестного -  к известному, от простого - к сложному, в рамках реализации программы модуля «Право в сфере образования», бакалавры осознают специфику профессиональной педагогической деятельности, где важнейшую роль приобретают условия формирования правовой культуры педагога.

 Проиллюстрируем этапы формирования правовой культуры педагога у бакалавров на примере одного их из практических занятий.

Задание выглядело так. Выражение «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними» легло в основу эссе на тему "Мое видение деятельности педагога в модели современного образовательного законодательства" студентки 3 курса. Автор эссе придерживается следующей точки зрения: «Я считаю, что педагог, в рамках современного образовательного законодательства, должен обладать такими профессионально значимыми качествами, как справедливость, дисциплинированность, доброжелательность, самообладание, требовательность, гуманность, креативность, стремление совершенствоваться, тактичность…».

 На первом этапе студенты выделили   два понятия   - «справедливость и дисциплинированность», которые   имеют правовой контекст в определении специфики педагогической деятельности в условиях реализации образовательного законодательства.

На втором этапе высказали идею о том, что юридические последствия за несоблюдение рамочных требований к профессиональной деятельности педагога предусматривают трудовое, административное, уголовное, гражданское законодательство. В этом контексте бакалавры приходят к осмыслению значения основных видов юридической ответственности.

  На третьем этапе бакалавры определили роль педагога, как субъекта трудовых отношений и специфику профессиональной деятельности по обучению и воспитанию.

Специфика деятельности современного педагога обусловлена не только сложившимися новыми стратегиями и подходами, продиктованными психолого- педагогическими науками, но и основами права, выделив значение их отдельных отраслей – гражданское, трудовое, семейное, в отдельных правовых ситуациях – применение норм налогового, информационного, муниципального (уставного) законодательства.

Спектр отношений, складывающихся в сфере образования, на современном этапе регулируется основным источником образовательного права – Федеральным законом 273 «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013 года.

 К новеллам образовательного законодательства следует отнести правовой статус педагогических работников.  

Дисциплина "Право в сфере образования" - это составная часть одного из новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия.

На первоначальном этапе изучения дисциплины "Право в сфере образования" бакалавры непедагогических направлений подготовки должны иметь представление о требованиях к современному учителю, предъявляемыми действующими нормативно-правовыми актами.

Залогом успеха в профессиональной деятельности педагога является готовность постоянно самосовершенствоваться, добиваться карьерного роста, стремиться к эффективности выполнения всех задач, отражающих вопросы практики внедрения инновационных подходов в образовательную деятельность, умение ориентироваться в действующем законодательстве.

В правовом значении это связано с реализацией правовых норм, закрепленных в отдельных статьях Закона. Например, закрытый перечень академических прав и свобод педагогического работника, включающий право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников, содержит п.3. ст. 47 Закона.

Трудовые права и социальные гарантии для педагогических работников закреплены в п.5 ст.47 Закона, причем этот перечень открытый. Это означает, что в конкретной возникшей правовой ситуации могут применяться отдельные статьи социального, либо трудового законодательства, включая нормы таких законов, как Жилищный кодекс РФ (право педагога быть нанимателем по договору социального найма жилого помещения специализированного жилищного фонда), Федеральный закон «О трудовых пенсиях» (право педагога на досрочное назначение трудовой пенсии).

Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника (п.6 ст.47 Закона).

 Современный педагог должен ориентироваться в  подходах, сложившихся на современном этапе законодательного регулирования всех вопросов в сфере образования, где на сегодняшний день приобретает большую роль государственные программы (стратегии), Концепции, Национальные планы в сфере регулирования образовательных отношений - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на 2015- 2025 гг., Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг., Целевая программа  "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России" на 2014 - 2020 годы, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 гг.» и др.

  И это далеко не весь имеющейся перечень документов, на который может ссылаться педагог в условиях разработки рабочих образовательных программ и плана своей педагогической работы.

Конституционные идеи о роли российского образования отражены в Посланиях Президента Российской Федерации. Разработаны Программы в сфере образования (региональный уровень) - Долгосрочная целевая программа «Развитие общего образования в Тульской области на 2013- 2016 годы», Долгосрочная целевая программа «Организация духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в Тульской области на 2012-2016 годы» и др. Они имеют рекомендательный характер.  Закрытый перечень базовых ценностей содержит Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на 2015- 2025 гг., в дополнение Стратегия называет «здоровье и образование».

Требования ФГОС   к результатам освоения основной образовательной программы определяют содержательно-критериальную и нормативную основу оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, а также деятельности педагогических работников. В разработке рабочих программ по всем направлениям необходимо учитывать ведущие идеи программных документов.

 «Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина», - сказал президент РФ.

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (см.: ст.195.1 ТК РФ).

Разработан Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее- Стандарт), реализация которого осуществляется в контексте выстраивания современных моделей воспитания личности.

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.

Профессиональный стандарт педагога может применяться при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»; при проведении аттестации педагогов.

 В соответствии с Профессиональным стандартом педагога (далее- Стандарт), педагог должен иметь высшее образование. В соответствии со статьей 46 Закона право на занятие педагогической деятельностью имеют лица имеющие среднее специальное (профессиональное) образование. В соответствии с требованиями Стандарта лицам, работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения высшего образования без отрыва от своей профессиональной деятельности.

 Стандартом установлено, что в функции педагога входят:

- разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;

-осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования всех уровней и др.

У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы, в том числе умения отражать в программе специфику особых образовательных потребностей. «У учителей, как и у врачей, нет права на ошибку, и государство должно сделать все, чтобы педагоги могли полностью сосредоточиться на работе, имели все возможности реализовать свой потенциал, передать ученикам не только знания и навыки, но и своим примером воспитывать честное, глубокое отношение к делу», - сказал В.В. Путин.

Впервые на законодательном уровне урегулированы нормы, раскрывающие специфику педагогической деятельности и конкретизирующие статус педагогического работника. В законе содержится определение педагогического работника.

 Принципиально важным является то, что правовое положение современного педагога регламентируют: Гражданский кодекс РФ (понятия «физическое лицо», «дееспособность», «недееспособность», «правоспособность», «организация образовательной деятельности», «интеллектуальная собственность» и др.); Трудовой кодекс РФ, регламентирующий нормы труда и отдыха педагога, порядок и условия допуска к профессии как на стадии приема на работу, так и в период осуществления педагогической деятельности. Трудовое законодательство регламентирует вопросы, связанные с порядком проведения аттестации работников, как субъектов трудовых отношений. Для педагогических работников аттестация является процедурой обязательной, осуществляется один раз в пять лет.

 Обязанности педагога - их всего 11 перечислены в п.1 ст.48 Закона. Запрещающие нормы содержит статья 48 Закона в пунктах 2 и 3, а также в п.3 и 5 статьи 43.

 Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Понятие «дисциплина» применяется по трудовому и образовательному законодательству, а в отношении педагогических работников это предполагает высокие моральные и нравственные требования, которые предъявляет законодатель.

  Это касается не только специфики профессиональной деятельности педагога, но и наличие деловых качеств.

В Трудовом кодексе РФ ст.331 и в законе ст.46 содержат перечень требований, которые предъявляются к лицам, претендующим быть допущенными к педагогической деятельности.

Специфика педагогической деятельности связана с такими понятиями как «высокое качество образования», «целесообразность применения педагогически обоснованных методов», «соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики» и др.

Это достаточно сложные юридические конструкции и понятия, сущность которых наиболее точно раскрывается через изучение смежных, межотраслевых и внутриотраслевых дисциплин, таких как «Педагогика», «Этика», «Психология», «Философия», «Антропология и аксиология», «Право».

В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом.

Законодатель дополнил слово «компетенция» в трактовку понятия «квалификация», тем самым указав на применение нормативного правового акта, регулирующего сферу образования.

 Условия сформированности компетенций и системно- деятельностный подход представляют методологическую основу реализации ФГОС нового поколения, включая особенности реализации образовательных программ в сфере высшего образования, где важнейшей целью является обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями общества и государства.

В перечне основных принципов государственной политики в сфере образования содержатся и такие законоположения как предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания (академические права и свободы педагогического работника конкретизируются в п.3 статьи 47 Закона); обеспечение прав педагогических работников на участие в управлении образовательными организациями (могут быть закреплены в должностной инструкции, либо конкретизированы в Уставе Образовательной организации); свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека (норма ст. 44 Конституции РФ) и др.

Психолого-педагогические требования, предъявляемые к квалификации учителя следующие:

- гражданская и социальная идентичность;

- уважение прав и свобод личности;

-  система ценностей личности и др. Они необходимы для эффективного выполнения трудовой функции каждому учителю.

 В зависимости от должности и специфики педагогической направленности перечень требований может уточняться, прежде всего, в должностной инструкции, которая разрабатывается самостоятельно образовательной организацией в соответствии с квалификационным справочником и (или) профессиональным стандартом.

 Номенклатура должностей педагогических работников включает такие должности как учитель- предметник, тьютор, педагог- библиотекарь, сурдопедагог, учитель- логопед, социальный педагог и др.

Важно что, независимо от преподаваемого предмета (учитель русского языка, истории, математики, информатики, права и т.д.) педагог должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта должности «учителя».

В соответствии со ст. 52 Закона педагогические работники наделены основной функцией в образовательных организациях наряду с другими должностями (инженерно- технические, административно- хозяйственные, учебно- вспомогательные и т.д.).

К участникам образовательных отношений, помимо самих педагогов, относятся обучающиеся и их родители. Важно педагогу установить демократический характер взаимоотношений со всеми представителями и заинтересованными лицами, соблюдая наилучшие традиции российского образования. В основу выстраивания отношений необходимо заложить принцип диалога.

 На законодательном уровне допускается сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования. Для педагога важно осмыслить то, что далеко выходящее за пределы ФГОС предполагает возможность включенности педагога в профессиональную деятельность, обусловленную гражданско-правовым договором, например, порядок заключения договора на оказание платных образовательных услуг определен гражданским законодательством, а правила заключения таких договоров – утвержденным постановлением Правительства РФ. 

Правовой статус педагогических работников, права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации закреплены в статье 47 Закона.

В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности.

В региональном законодательстве, в частности в Законе Тульской области (ЗТО) № 1989 от 30 сентября 2013 года «Об образовании» содержится перечень правовых оснований для закрепления правового статуса молодого специалиста. К ним относятся: занятость педагога не менее одной ставки в течение первых пяти лет после окончания СПО, либо образовательной организации высшего образования по очной форме обучения.

 Такая категория лиц вправе получить социальную поддержку в рамках реализации регионального законодательства.

В фонды оценочных средств по дисциплине «Право в сфере образования» для проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации студентов включены такие разделы:

- Вопросы для устного ответа и (или) выполнения проверочной работы;

-  Вопросы для обсуждения в малых группах;

- Выполнение заданий для самостоятельной работы;

- Задания для выполнения контрольной работы (тесты, темы для подготовки учебного исследовательского проекта, творческое задание);

- Рубрика «Это интересно».

Приведем некоторые примеры организации занятий со студентами по программе модуля «Право в сфере образования».

Тема учебного занятия «Особенности регулирования трудовых отношений педагогических и иных работников образовательных учреждений» является продолжением изучения темы «Система законодательства об образовании в РФ».

В ходе занятия студенты продемонстрировали способность выявлять нормативные акты, регулирующие систему образования в РФ в целом, и в частности в правоприменительной практике по действующему трудовому законодательству.

89 % от общего числа студентов научились разрешать правовые ситуации, связанные с содержанием трудового и образовательного законодательства без опоры на тексты отдельных статей.

75 % от общего числа студентов научились самостоятельно подбирать, использовать и применять в конкретных практических ситуациях нормы гражданского права, регулирующих отношения в сфере образования в аспекте специфики педагогической деятельности.

Методы, приемы и технологии правового обучения, формы организации познавательной деятельности студентов применялись с учетом внедрения инновационных образовательных технологий. Вот некоторые формы работы:

 1. Составление сравнительной таблицы, отражающей различия в правовом статусе педагогических и научно-педагогических работников.

2. Составление проекта трудового договора с педагогическим работником.

3. Разработка проекта локального акта, отражающего принципы и правила стимулирующих выплат педагогическим работникам и др. 

В малых группах изучалась проблема, которая позволила ответить на вопрос «что такое аморальный поступок? Подлежит ли увольнению педагогический работник, если аморальный поступок им был совершен не на рабочем месте?» и др.

На основном этапе занятия студенты анализировали правовые ситуации и выполняли упражнение «учимся читать закон» на основе судебной практики.

Министерство образования и науки России в рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации создало Комиссии по разработке и реализации комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций.

«Очень важно, чтобы учитель был не только хорошо подготовлен, но и эффективно работал в школе», – сказала первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк. Она отметила, нельзя требовать от учителя того, чему его не учили.

Сейчас профессия педагога становится более престижной и не только путем увеличения заработной платы. Только в 2013 году удалось достичь беспрецедентного повышения заработной платы учителя – на 45%. Многие коллеги, работающие в тульских школах - из числа молодых педагогических кадров -  выпускники ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

 Сейчас выпускники не только факультетов педагогической направленности ТГПУ им. Л.Н. Толстого задумываются о профессии педагога.

Студенты всех направлений подготовки изучают «Право в сфере образования».

Практикующие юристы рассказывают будущим педагогам о неблагоприятных рисках, мерах юридической ответственности на примерах различных правовых ситуаций, с которыми сталкиваются педагогические работники в своей непростой, но несравненно интересной профессиональной деятельности, непохожей на другие профессии.