К концу 90-х гг. в российской этике наметилась тенденция отделения профессиональных и прикладных видов морального знания от философской этики. Возникла потребность в институциональном и профессиональном закреплении многих направлений этической науки (в сфере образования, бизнеса, СМИ, здравоохранения, политики и права и др.), что выразилось в создании соответствующих комитетов и комиссий по этике. Назрела необходимость подготовки профессиональных этических кадров, призванных занять соответствующие ниши и обеспечить профессиональный статус зарождающихся этических институтов. Вместе с тем мировоззренческий и нравственный кризис российского общества придал проблеме этического образования дополнительную актуальность и значимость.
Дисциплина «Этика образования и воспитания» создана на основе принципов системности, фундаментальности и единства культурно-исторического и проблемно-логического подходов к изучению и преподаванию такого раздела философии, как прикладная этика. Это позволяет более эффективно решать следующие задачи образования:
1. Повышение роли прикладной и профессиональной этики в формировании целостного мировоззрения и духовной культуры будущего учителя и специалиста;
2. Развитие навыков самостоятельного и творческого мышления на основе определенной методики - проблемно-смыслового изучения как классических источников по этике, так и современной теории, и новейших нормативных актов прикладной этики;
3. Формирование методологических принципов и установок в изучении специальных предметов на основе системности прикладной этики как философского знания.
Прикладная этика является новой формой философской этики, науки, основателем которой считается древнегреческий философ Аристотель. Как отдельная отрасль знания прикладная и профессиональная этика заявляют о себе в 60-х годах ХХ века на Западе, и, позже, в России - в 90-х годах ХХ века. Именно в двадцатом столетии, когда для разрешения этических проблем, возникающих в различных социокультурных нишах (наука, политика, экономика и т.д.), стало недостаточно общеморальных норм, юридических норм и норм религиозной морали, прикладная этика берет на себя функции нравственного регулирования. Этические категории, известные со времен Аристотеля, конкретизируются и институализируются в кодексах и законах. Основной характеристикой прикладной этики является ее антиномичность. Прикладная этика ситуативна: она не может однозначно разрешить все этические дилеммы; но она предлагает методы их разрешения, которые применяются в зависимости от конкретной ситуации. Замысел курса «Этика образования и воспитания» во многом связан с аристотелевской идеей «совершенствования склада души». Аристотель считал, что корни этики находятся между психологией (наукой о душе) и политикой (наукой о государстве). Таким образом, этика рассматривает то, как преломляются душевные качества в государственной жизни. Совершенный (добродетельный) склад души предполагает способность человека следовать нормам и правилам общения с другими людьми. Вопрос об актуальности этического образования известен со времен Античности: так, в диалоге «Менон» Платон, от лица Сократа, впервые ставит вопрос о том, возможно ли обучение добродетели, и приходит к выводу, что неправильные поступки есть следствие незнания добродетели. Аристотель полагал, что добродетели можно научиться, преобразовав страсти души. В современных условиях принципы прикладной этики, собранные в отдельную систему, помогают «научиться» как разрешению моральных конфликтов и дилемм в различных социокультурных сферах, так и воспитанию, и совершенствованию добродетелей, но уже не индивидуальных, а профессиональных.
Этика образования и воспитания рассматривается в рамках курса как цельное знание и новая форма философской этики; в прикладном учебно-пропедевтическом плане - как система различных профессиональных этик, соединение различных частей прикладной этики в целостную систему знаний. Из этого следует, что этика образования и воспитания не должна изучаться в отрыве как от философской этики, так и в отрыве от типичных проблем этического характера, актуальных для современного образования. Учебный курс «Этика образования и воспитания» предполагает изучение базовых категорий и проблем философской этики на основе классических источников по нравственной философии. Для понимания проблем этического образования предполагается изучение работ современных авторов. Актуальные проблемы современного образования формулируются в рамках курса в форме типичных этических дилемм, моделируются в виде типичных конфликтов. В рамках практических занятий и самостоятельной работы студентов предусмотрено изучение оригинальных философских текстов, обеспечивающее единство усвоения философского и проблемного материала, а также работа с нормативно-правовыми документами по профессиональной этике (кодексами, материалами комиссий по этике); самостоятельное моделирование этических кодексов для образовательных учреждений разного типа; ситуационный анализ конкретных профессиональных этических проблем и ролевые игры.
Этика образования и воспитания является междисциплинарной областью исследования и изначально предполагает широкий выход на смежные дисциплины и области гуманитарного знания (педагогика, конфликтология, история, социология). При этом взаимосвязь этики образования и воспитания с другими науками рассматривается нами в рамках единой, универсальной концепции на основе общих теоретических и методологических предпосылок.
Таким образом, программа курса «Этика образования и воспитания» позволяет обеспечить единый непрерывный процесс и преемственность в изучении прикладной этики на всех его уровнях - в среднем и высшем звеньях образования.
Перспективы этического образования в целом весьма широки. Вопрос о необходимости этической экспертизы уже поднят в России на федеральном уровне – так, в майских указах 2012 года (№ 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики») подчеркнута необходимость повсеместного создания профессиональных этических кодексов, с целью повышения эффективности профессиональной деятельности, а это значит, что данная задача потребует привлечения специалистов, имеющих хотя бы минимальные этические знания. С другой стороны, в «Атласе новых профессий», разработанном в Сколково, перечисляются такие востребованные в будущем профессии, как биоэтик (специалист по нормативно-правовым и этическим вопросам деятельности медицинских, диагностических и биоинженерных центров); медиатор социальных конфликтов; тьютор (педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащегося, рекомендующий траекторию карьерного развития) – это области, при подготовке специалистов для которых необходимо этическое образование. Активное развитие технологий, глобализация, миграция, экономический рост, предполагают и рост проблем этического характера, доказательством чему служит история развития в ХХ веке такой дисциплины, как прикладная этика. Исключением не является и сфера образования, в которой также наблюдаются активные изменения. Поэтому дисциплина «Этика образования и воспитания» становится востребованной для различных специальностей, как гуманитарного, так и естественнонаучного характера.