Полный текст статьи
Печать

Дисциплина «Педагогическая физиология детей и подростков» была апробирована нами в ходе реализации экспериментальной программы подготовки студентов непедагогических специальностей к педагогической деятельности. Значение этой дисциплины для подготовки будущих учителей очень велико, т.к. она раскрывает закономерности онтогенетических изменений в организме ребенка, особенности его роста и развития, знакомит с физиологическими основами обучения и воспитания, а также с гигиеническими требованиями к организации образовательной среды и самого процесса обучения. Подобные знания позволяют сделать процесс обучения эффективным не только с точки зрения получения необходимой суммы знаний, умений и навыков, но и с позиций достижения оптимального уровня физического и психического развития ребенка, а также сохранения его здоровья.

Под образовательной средой мы понимаем специально организованные педагогические условия, в которых осуществляется обучение, воспитание и развитие ребенка, т.е. мы рассматриваем образовательную среду, прежде всего, как школьную среду. Нами разработан лабораторный практикум, который посвящен формированию умений и навыков создания комфортной и безопасной с позиций гигиены образовательной среды, а также навыкам диагностики уровня развития ребенка и индивидуальных особенностей его высшей нервной деятельности, что необходимо для оптимального подбора методик и технологий обучения.

Особенностью практикума является интерактивный характер проведения лабораторных работ с использованием обсуждения, элементов дискуссии, работы в группах в ходе  выполнения практической части и представления результатов исследования в формате «печа-куча».

В таблице 1 перечислены темы лабораторных работ и навыки, которые формируются в ходе их выполнения.

Таблица 1

Навыки, формируемые в лабораторном практикуме по «Педагогической физиологии детей и подростков» 

п/п

Название работы

Формируемые навыки

1.

Гигиеническая оценка школьной мебели

Оценка мебели на индивидуальную пригодность

Оценка мебели для организации обучения данной группы учащихся

Подбор мебели, подходящей данному ученику

2.

Гигиеническая оценка рабочей позы ученика за столом

Оценка рабочей позы

Создание условий для поддержания правильной рабочей позы

3.

Гигиеническая оценка классной комнаты и правила рассаживания учащихся

Размещение мебели в классной комнате

Рассаживание учащихся в соответствии с особенностями здоровья и развития

Оценка и коррекция санитарно-гигиенического состояния учебного помещения

4.

Гигиенические требования к режиму работы школы и школьника

Оценка режима школы и планирования мероприятий по его коррекции в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами

Оценка режима дня школьника и планирования мероприятий по его коррекции с целью профилактики переутомления

5.

Гигиенические требования к расписанию уроков

Составление, оценка и коррекция расписания уроков в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами с целью поддержания оптимальной работоспособности в течение учебного дня и учебной недели

6.

Гигиенические требования к организации питания школьников

Составление, оценка и коррекция суточного пищевого рациона в соответствии с возрастными особенностями, физическими и умственными нагрузками и состоянием здоровья учащихся

7.

Гетерохронность роста и развития. Критерии школьной зрелости

Диагностика готовности к обучению в школе

Оценка уровня соматического и психофизического развития дошкольников

8.

Физическое развитие детей и подростков

Диагностика физического развития на основе антропометрических исследований

Оценка уровня и гармоничности физического развития

9.

Особенности высшей нервной деятельности детей и подростков

Диагностика ведущего полушария мозга и типологических особенностей высшей нервной деятельности, памяти и внимания с целью применения индивидуально-дифференцированных технологий обучения и воспитания

10

Изучение адаптивных возможностей учащихся. Определение умственной работоспособности школьников.

Оценка адаптивного потенциала и умственной работоспособности школьника

 

Таким образом, в ходе выполнения лабораторных работ студенты получают практические навыки. Так, например, в работе, посвященной гигиенической оценке школьной мебели и рабочей позы учащихся, студенты знакомятся с понятием ростовой группы мебели, основными параметрами школьной мебели и необходимостью их соответствия росту и пропорциям тела ученика. После этого студенты исследуют мебель в учебном помещении на соответствие колебаниям роста учащихся в данной группе и на соответствие мебели индивидуальным размерам и пропорциям тела студента. Далее студенты делятся на группы и подбирают подходящую мебель для конкретного студента.

Выполняя задания практикума, студенты удивляются, что в школе их учили без соблюдения многих санитарно-гигиенических норм и правил. А раз их учили неправильно, но они все-таки «выжили», то все эти нормы и правила не имеют особого значения. Однако «выжить» не значит сохранить здоровье. Зачастую физиологическая цена, которую заплатили вчерашние школьники за образование, очень велика, а негативные последствия для здоровья могут проявиться через какое-то время. И самое страшное, что невосполнимые проблемы со здоровьем останутся с человеком на всю жизнь.

Учитывая возможность несерьезного отношения к материалу, накопленному физиологами и гигиенистами, отсутствие мотивации к его изучению и понимания важности предмета для последующей профессиональной деятельности педагога, мы стараемся сформировать у студентов убеждение в необходимости обязательного использования формируемых навыков. С этой целью мы проводим обсуждение гигиенических требований с точки зрения их физиологической значимости. Так, в обсуждаемой работе дается физиологическое обоснование гигиенических требований к школьной мебели и последствия использования неправильно подобранной мебели для здоровья учащихся и эффективности процесса обучения. К таким последствиям относятся нарушение осанки, зрения, деформации грудной клетки, сдавление сосудов и нервов, нарушение работы сердца и легких, а в связи с этим и обмена веществ в растущем организме. Кроме того, ребенок, сидя за неудобной мебелью, быстро устает от мышечного напряжения, отвлекается, у него снижается работоспособность, а, следовательно, падает эффективность урока. Научить ребенка оптимальной рабочей позе за столом, которая не вредит его здоровью, можно только в случае использования правильно подобранной школьной мебели.

Для закрепления полученных знаний и умений мы используем:

- банк тестовых заданий,

- кейс-технологии,

- презентации и доклады в формате «печа-куча»,

- задания исследовательского характера для педагогической практики

В тесты обязательно включаются вопросы на знание не только теоретического материала, но и практических вопросов. Например, можно спросить студента «Что такое дистанция сиденья?», а можно «Какой должна быть дистанция сиденья при письме и чтении?».

Кейс-технологии включают набор ситуативных физиологических задач, при решении которых студент должен продемонстрировать понимание описанной ситуации, умение объяснить ее с точки зрения науки и решить ее средствами научного знания. Приведем примеры таких задач:

Оцените рабочую позу ученика (см. рисунок) с точки зрения ее соответствия гигиеническим требованиям. Что нужно изменить и почему (конкретные действия)?
 

Ответ:

Рисунок 1. Ноги ученика в тазобедренном и коленном суставах согнуты под острым углом, бёдра не лежат на сиденье, плечи приподняты, учащийся опирается о пол только пальцами стоп. Такая асимметрия позы и мышечного тонуса может привести к утомлению и остеохондрозу. Причина неправильной посадки – слишком низкое сидение без спинки. Необходимо подобрать стул со спинкой и соответствующий росту ученика.

Рисунок 2. Ноги ученика в тазобедренном и коленном суставах согнуты под тупым углом, бёдра не лежат на сиденье, наблюдается чрезмерный наклон головы и туловища. Таким образом, возникает асимметрия позы и мышечного тонуса, что может привести к остеохондрозу, кифозу, близорукости, быстрому утомлению. Причина неправильной посадки - слишком высокое сидение(малая дифференция) без спинки. Необходимо подобрать стул со спинкой и соответствующий росту ученика.

Рисунок 3. Предплечья ученика не лежат на столе, туловище наклонено вперёд, Слишком низкий стол вызывает асимметрию позы и мышечного тонуса, что может привести к остеохондрозу, близорукости, быстрому утомлению. Необходимо подобрать стол, соответствующий росту ученика.

Рисунок 4. При правильной посадке во время чтения и письма голова слегка наклонена вперед, оба предплечья лежат на столе, кисти рук расположены симметрично, туловище находится от края стола на расстоянии 3-5 см. Стопами учащийся опирается о пол или подставку, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым или слегка тупым углом, ¾ бедра лежат на сиденье. Туловище опирается ягодицами на поверхность сиденья, поясничной и нижне-грудной частью позвоночника на спинку стула, горизонтальные линии плеч, лопаток и глаз параллельны краю стола.

Правильно подобранные размеры мебели, правильная посадка характеризуется зрительным комфортом, субъективным чувством удобства позы, отсутствием давления в области грудной клетки, седалищной области и на задней поверхности бедер.

В классе 3 ученика страдают близорукостью (А), 2 человека имеют сниженную остроту слуха (В), 3 человека имеют сниженный иммунитет (С) и часто простужаются. Отметьте на схеме, где должны сидеть эти учащиеся в классной комнате в соответствии с санитарно-гигиеническими правилами рассаживания учащихся.

Ответ:

 

Детям с близорукостью необходимо предоставить место на первых и вторых партах лучше всего среднего ряда, т.к. в этом случае они не только сидят близко к доске, но еще и угол рассматривания (видения) у них приближается к 90º. Если на среднем ряду мест нет, то ребенка необходимо посадить за первый-второй стол боковых рядов ближе к проходу между рядами парт.

Детей с нарушениями слуха сажают на любое место как можно ближе к доске.

Детей с ослабленным иммунитетом сажают подальше от окна и не на первые парты во избежание воздействия сквозняков.

Старшеклассник жалуется родителям на постоянную усталость, непереносимость обычных нагрузок, упадок сил, нарушение сна. Родители отмечают также несдержанность, вспыльчивость, бурные эмоциональные реакции, сопровождающиеся слезами («раздражительная слабость»). В чем причина такого состояния? Что можно посоветовать родителям? Тактика педагога по отношению к такому подростку.

Ответ: Причина такого состояния – неврастения. Родителям следует порекомендовать: обратиться к детскому психоневрологу за консультацией по поводу невроза; обеспечить правильный режим труда и отдыха; обеспечить рациональное питание; обеспечить полноценный сон; снизить нагрузки.

Тактика педагога – обеспечить щадящие условия обучения, регламентировать нагрузку.

При тихом монотонном чтении учащиеся первого класса впадают в сонное состояние. Каков физиологический механизм этого явления? Какими мерами можно повысить внимание школьников?

Ответ: Физиологический механизм этого явления связан с запредельным торможением, которое возникает в ответ на действие чрезмерно сильных раздражителей (очень строгий учитель, необходимость быстрого принятия важного решения и т.д.) или в ответ на действие слабых, но монотонных, длительно действующих раздражителей (монотонное чтение, стук колес поезда, колыбельная песня и т.д.). Запредельное торможение имеет охранительный характер, т.к. защищает клетки коры больших полушарий от истощения. Оно относится к безусловному торможению, т.е. является врожденной формой реакции и произвольно не контролируется, поэтому привлечь внимание школьников замечаниями, призывами слушать, постукиванием по столу невозможно. Внимание школьников можно повысить чередованием методов и приемов обучения на уроке, вовлечением детей в активную деятельность, использованием эмоционального компонента в обсуждении изучаемого материала.

Формат «печа-куча» в настоящее время широко используется для создания неформального интеллектуального пространства в индустрии развлечений, в образовательных учреждениях, музейных комплексах, клубах и т.д. К правилам проведения мероприятий в этом формате относится создание короткой тематической презентации из 20 слайдов и представление этой презентации в течение 6 мин. 40 сек. Каждый слайд комментируется докладчиком в течение 20 сек., после чего появляется следующий слайд. После доклада идет обсуждение, на которое отводится тоже 6 мин. 40 сек. При подготовке доклада в таком формате студент просто не может не проработать материал, не продумать как представить его в столь сжатом временном отрезке. Кроме того, слушатели должны быть готовы к обсуждению сообщения. Поэтому данный формат кажется нам очень продуктивным в плане использования в учебном процессе. Мы используем данный формат для выступлений студентов с сообщением о результатах проведенного в ходе лабораторной работы исследования, для отчетов по заданиям, выполненным в рамках педагогической практики и т.д.

Педагогическая практика.На завершающим этапе формирования навыка необходимо его применение в вариативных условиях, т.е., в нашем случае, на практике в школе.

Нами были разработаны проектные задания исследовательского характера для педагогической практики, в ходе выполнения которых студенты могли продемонстрировать и закрепить навыки, полученные на лабораторном практикуме. Приводим тематику заданий для практики:

- Состояние здоровья школьников (класса, школы). Статистика «школьных болезней»;

- Гигиеническая оценка рабочей позы учащихся за партой;

- Санитарно-гигиеническая оценка классной комнаты;

- Изменение адаптивных возможностей учащихся под влиянием учебной нагрузки в школе;

- Тестирование доминантного полушария и типа ВНД школьника и выбор индивидуальной стратегии обучения и воспитания;

- Изменение показателей умственной работоспособности школьников в течение учебного дня (недели). Связь изменений с особенностями расписания уроков и режима школы;

- Оценка состояния здоровьесберегающей работы в школе.

Группе студентов из 3-5 человек предлагается выполнить одно из предложенных заданий. По окончании практики проводится итоговая конференция в описанном выше формате «печа-куча», на которой практиканты сообщают о результатах исследования. Для повышения активности студентов преподаватель оценивает в баллах не только качество проведенного исследования и подготовленного сообщения, но и участие слушателей в последующем обсуждении доклада. Это заставляет студентов слушать доклад и размышлять над его содержанием.

Исследования по педагогической физиологии практикуются нами и в рамках работы над курсовыми и дипломными проектами, которые выполняют студенты, обучающиеся в нашем вузе по направлению «Педагогическое образование». В ходе выполнения курсовых и дипломных работ студенты используют навыки диагностики функционального состояния организма ребенка, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности и уровня развития детей, навыки отслеживания изменений работоспособности и адаптивных возможностей организма ребенка, навыки поведения с детьми, страдающими зависимым поведением и т.д.

Примерная тематика курсовых и дипломных работ:

- Динамика школьной зрелости дошкольников Тульского региона в период с 2005 по 2015 г.г.;

- Психолого-педагогические и валеологические аспекты полового просвещения школьников;

- Исследование особенностей сексуального поведения современных подростков;

- Биосоциальные и психолого-педагогические аспекты проблемы наркомании;

- Проблема зависимого поведения на примере никотиновой зависимости;

- Особенности физического развития современных школьников;

- Динамика становления межполушарной асимметрии у школьников в процессе обучения;

- Исследование связи между условиями обучения в образовательных учреждениях и состоянием здоровья школьников;

- Изучение факторов, влияющих на состояние здоровья и успеваемость младших школьников;

- Изменение адаптивного потенциала школьников в период экзаменационного стресса.

Подводя итоги, хотелось бы еще раз отметить значение дисциплины «Педагогическая физиология» для профессиональной деятельности педагога. Материал этой дисциплины раскрывает биологические закономерности роста, развития, поведения ребенка, которые мы не в силах изменить, но должны понять, чтобы использовать в учебно-воспитательном процессе для повышения его эффективности. Перспективы развития «Педагогической физиологии» мы видим в работе над созданием модели школы, работающей по ее законам и в подготовке кадров для такой школы. С этой целью мы в настоящее время разрабатываем магистерскую программу «Прикладная (педагогическая) физиология» по направлению «Биология». В эту программу, на наш взгляд, обязательно должны быть включены такие разделы как «Гигиена труда учителя», «Гигиена умственного труда», «Новые технологии обучения и их физиологическое обоснование», «Обучение детей с особыми образовательными потребностями (одаренные дети, гиперактивные дети, аутисты и др.)». Для реализации этой магистерской программы предполагается расширение спектра исследовательских проектов, максимально приближенных к особенностям работы образовательных учреждений и направленных на сохранение здоровья учителей и учеников.