Полный текст статьи
Печать

Одним из направлений крупномасштабного проекта Министерства образования и науки Российской Федерации по модернизации педагогического образования в 2014-2015 гг. стала разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия (Государственный контракт Ф-92.055). В рамках  проекта исполнитель - НИТУ «МИСИС», и соисполнители – Тульский государственный педагогический университет им.Л.Н.Толстого, Калужский государственный университет им.К.Э.Циолковского и Орловский государственный университет, разработали новые модули программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей (далее – УГС) «Образование и педагогика»; предложили механизмы сетевого взаимодействия и академической мобильности для обеспечения многоканальности получения педагогического образования для студентов непедагогических направлений подготовки;  подготовили необходимый пакет сопроводительной документации и т.д. В течение 2014-2015 года  на базе вышеуказанных трех вузов более 200 студентов прошли обучение по новым модулям программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Педагогическое образование), в соответствии с разработанным учебным планом и календарным учебным графиком, предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия.

Основной целью разработки и апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по УГС «Образование и педагогика» (направление подготовки – Педагогическое образование) разработчиками была заявлена  развитие сетевых форм получения педагогического образования на основе новых модулей и правил реализации программ бакалавриата, предполагающих многоканальность получения педагогического образования, как основы для совершенствования федеральных образовательных стандартов, разработки новых примерных основных образовательных программ.

Для достижения поставленных целей были разработаны новые модули, направленные на создание возможностей построения индивидуальных образовательных траекторий студентам, обучающимся (или обучавшихся) на непедагогических специальностях (направлениях подготовки), выразившим желание получить педагогическое образование, которое позволит им работать в образовательных учреждениях учителями-предметниками.

Подготовка учителя-предметника  в отличие от других специальностей носит является симбиозом двух направлений – психолого-педагогического и предметного. Для того, чтобы учитель качественно выполнял свои профессиональные обязанности основательная подготовка в области психологии, педагогики и методик преподавания должна быть дополнена  серьезным образованием в области преподаваемого предмета. Для того, чтобы представить модель подготовки учителя назовем эти две составляющие  «ядром №1» и «ядром 2» основной профессиональной образовательной  программы. «Ядро №1» должно быть реализовано в любой образовательной программе, готовящей педагога-предметника,  независимо от ее профиля, особенностей реализации и т.д. В нее входят дисциплины психолого-педагогической направленности, необходимые для формирования результатов обучения, заявленных Профессиональным стандартом педагога, методики преподавания предмета (в зависимости от профиля) и сопровождающие их дисциплины, а также педагогическая практика (не менее 4 недель – 6 зачетных единиц).  В настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования  по направлению подготовки «Педагогическое образование» предоставляет возможность выделить на реализацию данного модуля  от 35 до 45 зачетных единиц.

Второй важнейшей составляющей подготовки учителя-предметника является формирование ключевых компетенций в конкретной предметной области (физика, безопасность жизнедеятельности,  математика, русский язык, химия и т.д.). Такой модуль профильных (предметных) дисциплин можно назвать «ядром №2» основной профессиональной образовательной программы. В настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования  по направлению подготовки «Педагогическое образование» предоставляет возможность выделить на реализацию данного модуля  от 118 до 140 зачетных единиц (что составляет почти 50% и более от всей трудоемкости основной профессиональной образовательной программы).

Для всех основных образовательных программ направлений подготовки бакалавриата обязательны дисциплины (модули), формирующие общекультурные (универсальные) компетенции,  отличающие бакалавриат от иных уровней образования. К ним относятся дисциплины (модули) «История», «Философия», «Иностранный язык», «Физическая культура». Остальные дисциплины (модули) носят сопроводительный (поддерживающий) характер. Они не являются ключевыми при подготовке специалиста, но, тем не менее, дают представление об области образования в контексте социальной действительности.

Основываясь на вышеизложенном была разработана образовательная программа новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия. Основываясь на том, что она разрабатывается для студентов 2 курса бакалавриата и старше, обучающихся или обучавшихся на непедагогических направлениях подготовки, предполагается, что они в достаточной мере хорошо знакомы с дисциплинами (модулями) «ядра №2», то есть в достаточной мере овладели предметными компетенциями и нуждаются в освоении «ядра№1» и иных поддерживающих модулей. В связи с этим разработчиками были предложены 4 модуля – два основных модуля профессиональной подготовки учителя («Педагог как организатор образовательного пространства» и «Проектирование и реализация эффективных образовательных технологий») и два поддерживающих модуля – «ИКТ в деятельности учителя» и «Образование в контексте социальной реальности». Общий объем модулей спроектирован из расчета 60 зачетных единиц, из которых обязательные модули профессиональной подготовки учителя» составляют 42 зачетные единицы (36 зачетных единиц – дисциплины базовой и вариативной части – и практика 6 зачетных единиц). Указанное распределение зачетных единиц позволяет «встраивать» данные модули в любую образовательную программу в зависимости от организации учебного процесса. Поддерживающие модули составляют 18 зачетных единиц (6 зачетных единиц модуль «ИКТ в деятельности учителя» и 12 зачетных единиц в модуле «Образование в контексте социальной реальности»). Они не являются обязательными для изучения, но также, как и первый основной модуль, направлены на формирование трудовых функций, необходимых умений и знаний, установленных Профессиональным стандартом педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утвержденным приказом Минтруда России от 18.10.2013 г. №544н. Все модули имеют базовые дисциплины и курсы по выбору студента [1]

Разработанные модули основываются на том, что, на наш взгляд, в вузах может быть реализовано четыре модели получения педагогического образования для студентов, обучающимся (обучавшихся) на непедагогических специальностях (направлениях подготовки).

Первая модель - это перевод студента, обучающегося на непедагогической специальности (направлении подготовки) на направление подготовки «Педагогическое образование».

Вторая модель: в случае, если в вузе реализуются как программы бакалавриата по «Педагогическому образованию», так и по непедагогическим направлениям подготовки, вуз может использовать возможности внутривузовской академической мобильности, под которой понимается формирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий студента в пределах всех основных образовательных программ высшего профессионального образования, реализуемых в вузе. В данном случае студент, оставаясь на обучении по своей специальности (направлении подготовки), в рамках курсов по выбору, сформированных в единый элективный модульный блок, осваивает модули профессиональной подготовки учителя. Для этого, в каждой основной профессиональной образовательной программе высшего образования, по которым обучаются студенты, заявившие желание получить дополнительные компетенции, должно быть выделено не менее 36 зачетных единиц на реализацию не менее 12 последовательно изучающихся дисциплин, которые должны соответствовать требованиям, заявленным Профессиональным стандартом педагога («ядро №1»). В результате студент не получит диплом бакалавра по направлению подготовки «Педагогическое образование», но все изученные им дисциплины должны войти в приложение к диплому, дадут возможность работодателю принять решение о допуске выпускника к педагогической деятельности, а также подготовят к сдаче соответствующего квалификационного экзамена (при его введении).

Третья модель: в случае, если в вузе не реализуются программы направления подготовки «Педагогическое образование», для предоставления возможности студентам освоить компетенции, необходимые для учителя-предметника, в рамках сетевого взаимодействия вузов возможно заключение договора с вузом-партнером о реализации «Модуля профессиональной подготовки учителя» в рамках элективного модульного блока дисциплин (курсов) по выбору студента. Для этого, как и предыдущем пункте, в каждой основной образовательной программе высшего образования, по которым обучаются студенты, заявившие желание получить дополнительные компетенции, должно быть выделено не менее 36 зачетных единиц на реализацию не менее 12 последовательно изучающихся дисциплин. По согласованному графику студенты 2-4 курсов в течение 2-6 семестров (в зависимости от учебного плана) изучают предложенный «Модуль профессиональной подготовки учителя» в вузе-партнере. Предполагается, что изучение всех предложенных дисциплин позволит студентам овладеть дополнительными специальными компетенциями и достичь результатов обучения, заявленных Профессиональным стандартом педагога. В результате студент не получит диплом бакалавра по направлению подготовки «Педагогическое образование», но все изученные им дисциплины в рамках сетевого взаимодействия вузов должны войти в приложение к диплому, дадут возможность работодателю принять решение о допуске выпускника к педагогической деятельности, а также подготовят к сдаче соответствующего квалификационного экзамена (при его введении).

Четвертая модель: изучение модулей профессиональной подготовки учителя и поддерживающих (сопровождающих) модулей, может быть предложено студентам непедагогических направлений подготовки в качестве программы дополнительного образования. В данном случае по результатам изучения модуля вузом выдается документ установленного образца о прохождении программы. В рамках реализации договора о сетевом взаимодействии, по заявлению студента, дисциплины, изученные в рамках указанной образовательной программы, могут быть внесены в приложение к диплому, что дает возможность работодателю принять решение о допуске выпускника к педагогической деятельности, а также подготовят к сдаче соответствующего квалификационного экзамена (при его введении).

Таким образом, предложенная программа учитывает возможности «входа»  в педагогическую профессию студентов разных направлений подготовки на разных этапах освоения основных образовательных программ.