Полный текст статьи
Печать

В настоящее время особо остро обозначилась необходимость применения в образовательных организациях высшего профессионального образования новых педагогических технологий в процессе преподавания технических дисциплин. Это обусловлено особенностями восприятия информации современными студентами, необходимостью формирования у них мотивации к обучению и обеспечению высокого качества освоения изучаемых дисциплин. При этом задача необходимости пересмотра применения только традиционных образовательных технологий возникает как в процессе обучения студентов, поступивших в вуз сразу после школы, так и обучающихся по программам непрерывной подготовки [1, 2]. В работе [3] изложены важнейшие аспекты формирования профессионального целеполагания для повышения эффективности процесса адаптации современных студентов.

Сегодня существует огромное количество информационных интернет-ресурсов, доступных обучающемуся, но при этом тщательный анализ и синтез получаемой из них информации часто им не под силу без участия преподавателя [4, 5]. Особенно это характерно для технических дисциплин, которые, как правило, весьма трудоемки в подготовке для большей части студентов, что создает для них трудности в восприятии и понимании изучаемого материала. Кроме того, практика показывает, что нередко выпускники технических вузов, обладая достаточно высоким уровнем знаний, не всегда могут эффективно применять их на практике [6, 7].

В настоящее время компетентность преподавателя в области преподаваемой дисциплины является необходимым, но недостаточным условием для эффективного освоения ее студентом. Современному преподавателю важно уметь мотивировать студента в процессе обучения и сформировать для него образовательную траекторию, учитывающую личностные особенности и специфику будущей профессиональной деятельности [8]. Ориентация образования на формирование компетенций предполагает сегодня создание ряда условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность [9].

Значительную эффективность для успешного обучения современных студентов показывают интерактивные технологии обучения. До недавнего времени их применение в образовательном процессе особо оговаривалось федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Сегодня применение интерактивных форм обучения является одним из инструментов эффективного донесения изучаемой информации до студентов, активизации их учебно-познавательной активности, повышения уровня мотивации к обучению. При этом интерактивные технологии применяются как в процессе преподавания отдельных дисциплин, так и в ходе Государственной итоговой аттестации [10].

Интерактивные формы обучения достаточно давно и широко используются в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин. Однако применение таких форм занятий в процессе преподавания технических дисциплин не столь распространено.

Авторами настоящей работы предлагаются достаточно действенные приемы ведения интерактивных форм обучения, органично встраиваемые в процесс преподавания технических дисциплин профессионального цикла:

-          наиболее распространенной формой интерактивных занятий является работа в малых группах [11]. Такая форма используется при проведении практических занятий по дисциплине «Теоретическая механика». После обсуждения теоретического материала, необходимого для дальнейшей практической работы и решения задач, студентам выдаются информационные карты с наборами задач (обычно на занятие достаточно порядка 5–7 задач) или содержанием практической работы. Информационные карты рассчитаны на решение каждой задачи или выполнение операций в рамках практической работы в течение 10–15 минут наиболее способными студентами. При этом целесообразно размещать задачи в порядке возрастания их сложности. Студенты, первыми закончившие решать задачи, перемещаются к студентам, которые не завершили работу, организуя группы, и заканчивают решение задач или выполнение работы совместно. Следует особо отметить то, что преподаватель предоставляет достаточно времени на выполнение задания и не настраивает студентов на «скоростное» решение. Важно, чтобы каждый студент досконально разобрался в решении всех задач или полностью выполнил практическую работу. Преподавателю здесь важно следить за тем, чтобы выполнение заданий осуществлялось во взаимодействии с наиболее успевающими студентами, но не этими студентами вместо всей группы. В описанной технологии реализуется также кооперативное обучение и метод взаимообучения;

-          в процессе выполнения практических работ или решения практических задач (например, в рамках выполнения курсовых работ и проектов) можно использовать мозговой штурм и теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) как в совокупности с описанным выше методом, так и самостоятельно. Поиск студентами решения практической задачи на основе обсуждения любых возможных гипотез и вариантов (мозговой штурм) позволяет им не только найти оптимальный результат, но и научиться грамотно излагать свои мысли, слушать собеседника;

-          сущность учебной дискуссии состоит в обмене взглядами на решение конкретной задачи. Студентам предлагается придумать несколько способов достижения результата. Важнейшей функцией дискуссии является постоянное стимулирование и поддержание познавательной активности, она способствует приобретению студентами новых знаний, позволяет научиться отстаивать свою точку зрения;

-          при проведении лабораторной работы по основам технологии машиностроения используется деловая игра. Группа делится на три части: одна часть представляет некую фирму, которая занимается изготовлением машиностроительной продукции, другая часть – фирму, которая обеспечивает поставку технологического оборудования и инструментов, третья часть студентов – эксперты, оценивающие взаимодействие первых двух команд. Преподавателем формулируется производственная ситуация, которую необходимо разрешить студентам. Например, предлагается выяснить, какие погрешности будут возникать при изготовлении конкретного изделия (чертеж выдается) на технологическом оборудовании, поставляемом второй фирмой; как снизить эти погрешности, обеспечить требуемую точность изготовления, выполнить подбор или замену технологического оборудования и технологической оснастки и т. д. Деловая игра «Кто хочет стать отличником» применяется и при проведении занятий по теоретической механике. Для этого группа студентов делится на две подгруппы и от каждой подгруппы вызывают по одному студенту, которым предлагается небольшая практическая задача, на ее решение дается одна-две минуты. Свой вариант ответа студенты записывают на листочках, которые потом отдают на проверку в команду соперников. Правильно ответившей команде начисляется один балл. Для мотивации студентов могут использоваться такие игровые моменты, как «помощь команды» – возможность получить ответ при коллективном решении. Важно отметить, что при такой организации занятия преподавателю может быть отведена особая роль: он будет выступать в роли создателя условий для проявления творческой инициативы студентов;

-          интерактивные технологии могут успешно применяться не только при проведении лабораторных и практических занятий, но и при чтении лекций. Например, чтение лекций вдвоем, когда наряду с преподавателем вуза приглашается высококлассный специалист профильного предприятия, способный увлекательно конкретизировать излагаемый преподавателем материал примерами из производственной деятельности. При этом возможен прямой диалог студентов с лекторами, например, в формате пресс-конференции;

-          очень эффективными могут оказаться лекции с запланированными ошибками. Такая форма организации лекции приковывает внимание студентов на протяжении всего занятия, ведь им предстоит найти эти самые ошибки. Особенно интересным получается результат, когда ошибки дифференцированы по сложности и найти их удается не только сильным, хорошо подготовленным студентам, но и отстающим. Поверив в себя, последние нередко в дальнейшем удивляют своих преподавателей достигаемыми результатами.

Разумеется, возможны сочетания приведенных выше форм. Очень удачно дополняют друг друга работа в малых группах с учебной дискуссией и метод проектов, когда одно задание дается не индивидуально каждому студенту, а нескольким.

Анализ результатов проводимых занятий с использованием описанных выше педагогических технологий показывает, что существенно повышаются:

-          интерес студентов к изучаемому на занятиях материалу;

-          учебно-познавательная деятельность активность обучающихся;

-          эффективность образовательного процесса в целом.

Следовательно, применение интерактивных технологий в учебном процессе является необходимой составляющей современного обучения. Они способствуют более результативному формированию компетенций у обучающихся. При этом их внедрение в учебный процесс может быть достигнуто внесением преподавателем достаточно несложных изменений в структуру и содержание занятия при значительном повышении его общей эффективности.