Полный текст статьи
Печать

Одной из главных задач образования на современном этапе становится не только и не столько овладение определенной системой знаний, умений и навыков, сколько развитие творческого мышления. В век компьютеризации от молодого поколения требуется не просто действовать по какому-то образцу, а применять творческий подход к решению разнообразных задач. Школа переходит на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [1], основного общего образования [2], среднего общего образования [3]. Появились новые условия, нужны и новые подходы. «Творческая личность», «думать творчески», «творческий подход» – эти понятия в современном обществе являются показателем профессионализма. Мы живем в век открытий, социально-экономических и политических преобразований, и поэтому от каждого человека требуется поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией – творчески. Развитие в детях творческой личности становится одной из важных задач современной школы. Именно в творчестве содержится источник самореализации и саморазвития личности человека. Л. Н. Толстой писал: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» [4].

Современного ученика достаточно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в современном поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала. Трудности вызывает самостоятельный поиск, обработка, организация информации и создание своих информационных объектов. Русский язык не является исключением. На мой взгляд, причина этого кроется в недостаточно высоком уровне развития мышления, особенно критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый XXI век с новым обликом познавательной культуры. Творческие способности ребенка необходимо развивать уже на уровне дошкольного возраста. Но именно в школе начинается процесс формирования творчески развитой личности. Особая задача в этом процессе принадлежит урокам русского языка, литературы. Эти предметы в равной степени способствуют развитию творческого мышления, духовного насыщения учащихся [5]. Творческий человек должен постоянно решать творческие задачи, создавать продукты творчества, видеть свои результаты, стремиться к их усовершенствованию. Управление этим процессом весьма своеобразно. Работа должна идти изнутри, то есть от самого ученика, поэтому надо стимулировать зрительное воображение ребенка, его фантазию.

Правда, все это может «не работать», если не обеспечить на уроке особую эмоциональную атмосферу, свободную от авторитаризма, догматических установок. На своих уроках стараюсь обеспечить ученикам доброжелательную атмосферу, при которой появляется желание созидать, предчувствие радости открытий; стремлюсь развивать креативное мышление. Что же такое креативное мышление? Насколько важно его развитие у детей школьного возраста? В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода – порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творческим мышлением). Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Считаю, что для творчества необходимо наличие четырех источников: интеллектуальных способностей, знаний, личностных характеристик, мотивации [6].

Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. По утверждению Л. С. Выготского, творчество – норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку. Однако, принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образцом (пассивно-подражательная деятельность), может из многих предложенных вариантов решения самостоятельно выбрать один (активно-подражательная), и, наконец, он может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность). Каждый ученик на определенном этапе обучения способен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени. И это должен учитывать учитель. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Что важно педагогу предусмотреть, чтобы учебный процесс оказался для каждого ребёнка результативным? Главное в творчестве – это не внешняя, спонтанная активность, а так называемая внутренняя, то есть включение воображения для решения какой-либо образовательной задачи. Вот такую творческую активность и должен пробудить учитель в каждом ученике. Нет сомнения в том, что подобная активность присуща каждому ребенку, её просто необходимо направить в реальную образовательную среду. Когда работает воображение, фантазия, ребенок начинает по-другому видеть, чувствовать, действовать. Он не может отмалчиваться, бездействовать. Образы, созданные воображением, конкретизируются, материализуются в ходе практической деятельности. На уроке литературы, русского языка, русской словесности это будет особая чуткость к слову, его оттенкам, звучанию. Развивая на данном этапе творческую активность ребенка, мы помогаем ему обрести уверенность и на других предметах школьного курса. Роль языкового чутья, богатство словарного запаса необходимы всегда, на любом этапе жизни человека. Это надо не только для успешной сдачи выпускных экзаменов. Человек, владеющий яркой речью, воображением, творческой инициативой, прекрасно вживается в мир любой профессии, ему легко общаться с людьми разных социальных слоев общества. Вот этот социальный заказ в конечном итоге и мечтает выполнить учитель-словесник, развивая интерес к слову на своих уроках. На таких уроках важен процесс познания, в котором учащийся является активным участником. Он сам ищет пути к восприятию нового материала, а учитель его только направляет. Одной из ведущих в педагогическом процессе является технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Элементами ТРИЗ часто пользуюсь на уроках литературы. Например, при изучении произведения И. С. Тургенева «Муму» в пятом классе применяю технологию творческого рассказывания. Оно помогает понять внутреннее состояние героя. Прошу ребят представить состояние глухонемого дворника Герасима и рассказать барыне о том, как Герасим встретил Муму, кем она ему стала.

Подвожу ребят к неразрешимому в то время социальному вопросу о взаимоотношении помещиков и крепостных. Делаем вывод: крепостникам никогда не понять страданий народа. Эти первые эмоциональные впечатления помогут ученикам представить отношение И. С. Тургенева к крепостному праву. Программа по литературе в пятом классе насыщена произведениями, направленными на духовное обогащение личности пятиклассника. Учителю необходимо только так спланировать уроки, чтобы раскрыть творческие силы маленького человека, потому что творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. На этом этапе пробудить фантазию, воображение намного легче, чем в старшем возрасте, в силу психологических особенностей пятиклассников.

При разработке методики формирования творческих способностей учитель должен учитывать:

а)     общий уровень развития ученического коллектива;

б)     возрастные особенности формирования креативной сферы;

в)     личностные особенности учащихся;

г)      специфические черты и особенности учебного предмета;

д)     положительные мотивы учения;

е)     интерес учащихся;

ж)    творческую активность;

з)      положительный микроклимат в коллективе.

Все уроки по развитию творческих способностей выстраиваются с учетом творческой активности учащихся. Планируемая педагогическая ситуация продумывается с опорой на достижения учащихся, на то, что они умеют и знают, с учетом их творческих возможностей.

Если говорить о так называемой «природе» креативности, не следует забывать, что креативность не обладает «природой», что она не свойственна личности от рождения. Креативность – это некий гипотетический человеческий потенциал или способности, проявляемые в мышлении и деятельности. Креативный урок в корне отличается от традиционной формы. Он строится по блочной системе.

В этом смысле педагогическая система НФТМ-ТРИЗ и развитие творческих способностей школьников предоставляют уникальные возможности.

Учебный процесс преобразуется с репродуктивной схемы (рис. 1) на схему поисковой познавательной деятельности (см. рис. 2).

 

 

 

Рис. 1. Репродуктивная схема традиционного урока

 

 

 

Рис. 2. Поисковая познавательная схема креативного урока

 

Структура креативного урока включает в себя блоки, реализующие цели урока, адекватные целям креативного образования в целом.

Каждый креативный урок представляется информационной картой. Информационная карта креативного урока представлена блоками (их восемь) [7].

Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз)

На уроках русского языка, насыщенного сложным теоретическим материалом, сюрпризный момент в начале урока является тем толчком, который «запускает» всю учебную деятельность ребят, заставляет их, единожды удивившись, искать, открывать новое чудо в дальнейшем материале урока, что способствует и развитию мотивации, и прочному усвоению знаний. Так, проводя в пятом классе урок-мастерскую по теме «Роль языка в жизни общества», начинаю с того, что включаю негромкую ритмичную музыку и объявляю, что сегодня у нас урок-мастерская. Затем выясняем по словарю значения слова «мастерская» и выбираем то, которое может соответствовать нашему уроку. Поисковая работа проводится в группах, и каждая группа стремится раньше других найти ответ. Урок успешно «пошёл».

Блоки 2, 6. Содержательная часть

Содержательная часть на основе системного объединения с другими блоками направлена в целом на развитие творческого воображения и фантазии учащихся. Заинтересовав ребят и продолжая дальше вести урок-мастерскую, я обращаю внимание на высказывание П. Вяземского: «Язык есть исповедь народа, в нём слышится его природа, его душа и быт родной…», которое помещено на обложке учебника-практики «Русский язык». Работая над смысловой стороной высказывания, ученики опираются на свой жизненный опыт. После обсуждения высказывания предлагаю подумать над темой урока и его целью, а также задачами для достижения данной цели. Затем составляется кластер. Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

 

Рис. 3. Кластер «Язык»

Выясняем по словарю значения слова «язык» и отбираем те, что нужны нам для понимания языка как средства общения, получения и передачи информации. Работаем с иллюстрациями учебника и выясняем, что язык универсален, то есть существуют различные формы общения. Далее – небольшая беседа о возможности общаться без языка. Это сложно, подчас непонятно. Вывод: язык – важнейшее средство человеческого общения.

Блок 3. Психологическая разгрузка

Служит хорошей эмоциональной разгрузкой для ребенка. Я использую различные модификации игр. На этом уроке мы провели «Лингвистический футбол». Ученик у доски – вратарь. Ребятам разрешается «забить» ему пять «мячей» – вопросов. Сколько голов отбил вратарь, такую оценку и получил.

Блок 4. Головоломки

Головоломки представляют для школьника проблему, решение которой требует от него нетрадиционного поворота мысли.

Решение этой головоломки вызвало определенные затруднения. Но в группе ребят всегда есть такой индивидуум, которому всё по плечу. Так и произошло на уроке. Ребята загорелись желанием самостоятельно научиться решать такие шарады.

 

 

 

Рис. 4. Головоломка.

Вам необходимо постараться и соединить девять точек четырьмя линиями

 

Блок 5. Интеллектуальная разминка (ИР)

Интеллектуальная разминка, как и головоломки, позволяет обеспечить мотивацию учащихся и включить их в творческую деятельность на уроке.

-          Имя Пушкина?

-          Кто придумал Незнайку?

-          Буква с точками?

-          Часы на Спасской башне в Москве? (Куранты.)

-          За чем охотник носит ружьё? (За спиной.)

-          У семерых братьев по одной сестре. Сколько их всего? (Восемь.)

-          По чему человек ходит, а черепаха ползает? (По земле.)

-          Что нельзя возвратить назад? (Время.)

-          «Аукцион»: – Ребята, вы готовитесь к празднику. Назовите слова, связанные с Новым годом. Выигрывает та команда, которая назовёт слово последней. (Елка, подарки, хлопушки, Дед Мороз, каникулы, Снегурочка, коньки, лыжи.)

Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка мышления

Компьютерная интеллектуальная поддержка (КИП) продолжает и углубляет идеи, заложенные в мотивационных заданиях, заданиях типа головоломок, заданиях интеллектуальной разминки. При реализации КИП используются дополнительные возможности, предоставляемые компьютерной средой. В виртуальной среде чрезвычайно активизируется работа зрительного канала учащегося, через интерес и потребность решения проблемы мыслительного плана происходит приобщение к работе с компьютерной техникой. Выполнение заданий в рамках КИП способствует развитию воображения, мышления, внимания, памяти. Я активно использую на уроках дидактические игры, в том числе и компьютерные, игровые элементы вношу в каждый урок. Это помогает сделать процесс обучения не только занимательным, но и более эффективным. Ведь игра преобразует внутренний мир ребенка: заставляет его сконцентрировать внимание, мобилизовать силу воли и интеллект. Азарт, который сопутствует каждой игре, становится мощным стимулятором деятельности. Примером такой дидактической игры может служить учебно-игровая программа «Язык – мой друг».

Работа с программой начинается тогда, когда в воротах загорается слово с пропущенной буквой. Учащийся должен ввести в компьютер недостающую букву. Если ответ правильный, то мяч летит в ворота и игрок забивает гол. После этого в воротах загорается новое слово. В случае неправильного ответа компьютер сообщает об этом учащемуся, и слово появляется в правильном написании в штрафной колонке.

 

 

 

Еще одним примером является игра «Цвет слова», в которой учащемуся необходимо правильно написать слово. Суть игры в том, что на экране компьютера на короткое время появляется слово. Учащийся должен прочитать, запомнить, а затем набрать его на клавиатуре. Если слово набрано правильно, то оно окрашивается в синий цвет, если же допущена ошибка, цвет слова становится красным.

Блок 8. Резюме. Рефлексия

Последним блоком в структуре креативного урока является резюме. На этом этапе учитель подводит краткие итоги урока и устно осуществляет обратную связь с учащимися, выявляет их мнение об уроке [8]. Все чаще современные учителя стали использовать в конце урока синквейн (прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии). Синквейн в переводе с французского означает «пять строк». Синквейн – белый стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию. На первый взгляд эта технология может показаться сложной, но, если разобраться, все просто. Детям очень нравится. Почему интересен именно этот прием? Это форма свободного творчества, но по особым правилам. Технология критического мышления учит осмысленно пользоваться понятиями и определять свое личное отношение к рассматриваемой проблеме. Ценность заключается в том, что все это собрано в пяти строках. Так, в нестандартной ситуации дети усваивают научные понятия, применяют знания и умения. Рождаются мысли, развиваются мыслительные навыки [9].

Развивать мышление – значит развивать умение думать. Правила написания синквейна таковы: 1. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. 2. На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. 3. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. 4. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. 5. Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме. Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной. Наш синквейн:

 

язык

живой, удивительный

учит, объясняет, творит

Друзья, берегите язык!

Общение!

 

Итак, язык – важнейшее средство общения. Мы выяснили это в ходе нашего урока. Вам понравился урок? Что бы вы хотели в нем изменить? Коллективное комментирование отметок за урок.