Перестройка всей нашей жизни требует и научно обоснованной модификации учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях, дальнейшего его совершенствования, осуществления таких мер, которые способствовали бы трансформации студента из лица, пассивно воспринимающего информацию, в творчески активную личность, саморазвивающуюся, принимающую деятельное участие в самоуправлении. Отсюда возникает необходимость в новых формах обучения и воспитания, современной системе контроля, цель которых – обеспечить активную вовлеченность студентов в познавательный процесс. Развитие у них умений думать и действовать самостоятельно, расширение непосредственной связи обучения с практикой, включение будущих специалистов в общественно полезную практическую и научно-исследовательскую работу – все это обеспечит всестороннюю профессиональную подготовку.
Решение данных проблем возможно только при создании комфортной среды в высшем учебном заведении, чёткой реализации учебного процесса и, наконец, проведении соответствующей воспитательной работы.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в вузе.
Методы исследования:
- анализ и обобщение данных научно-методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- беседа.
В современных условиях уделяется большое внимание такому феномену, как комфортная гуманитарная среда. Если рассматривать гуманитарную среду в качестве социального, общественно-исторического явления, её можно трактовать как профессионально-образовательное и культурное пространство, создаваемое определенной педагогической системой и ориентированное на формирование и развитие духовно-нравственных ценностей личности на определенной стадии развития общества [1].
Комфортность гуманитарной среды высшего учебного заведения определяется следующими компонентами:
- структурой учебного процесса, приближенного к потребностям будущей профессиональной деятельности обучающихся, развитию общекультурной подготовки, обязательному соединению интеллектуальных возможностей с желанием и интересом личности к формированию профессионального мышления, самостоятельности, ответственности и гуманизма;
- приобщением студентов к исследовательской деятельности;
- процессом демократизации в вузе, предполагающим возможность выбора учебных курсов, форм обучения, преподавателей;
- благоприятным социально-психологическим климатом в студенческом и педагогическом коллективах; отказом от бюрократической модели высшего образования;
- социальной защищенностью обучающихся через определенную систему воспитательных мероприятий, деятельность студенческих организаций, материальную поддержку обучающихся и т. д.;
- наличием соответствующей материально-технической базы, достаточным количеством новой учебной литературы (учебников, пособий, методических материалов, компьютерных классов, аудиовизуальной техники и др.).
Немаловажными элементами социокультурной сферы являются:
- комфортная обстановка в аудиториях (наличие в достаточном количестве столов, стульев и др.);
- деловой имидж преподавателей и студентов, располагающий к конструктивному общению.
Важнейшее место в социально-гуманитарной среде принадлежит учебно-познавательному процессу во всех его направлениях, формах и методах работы со студентами; научно-методической деятельности преподавателей, вспомогательных структур, обеспечивающих реализацию как содержательной, так и методической сторон реального учебного процесса.
Содержание образования является воспитывающим фактором учебно-познавательной деятельности. При этом необходимо отметить, что разные учебные дисциплины имеют неравноценные воспитательные возможности. Для оказания формирующего воздействия на учащихся преподаватель должен: анализировать и подбирать учебный материал с точки зрения его воспитательного ресурса, целенаправленно выстраивать процессы обучения и коммуникации для стимулирования личностного понимания учебной информации студентами, инспирировать их активную позицию, развивать интересы, потребности, гуманистическую направленность.
Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит не только от содержания преподаваемых дисциплин, но и, главным образом, от личности самого педагога: если он хороший профессионал и к тому же творческая личность, то сможет решить многие проблемы. Кафедры же могут стать центром культуры не только учебного заведения, но и за его пределами. Поэтому решение задачи усиления воспитательного воздействия вузовской среды предполагает реальное повышение общественного статуса, морального авторитета и качественное изменение профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений [2].
Уровни общей культуры в вузе и культуры личности студента тесно взаимосвязаны. Чем выше культура, тем больше гарантий создания психологического комфорта, атмосферы гуманности, условий преодоления аморальности и агрессивности в межличностных отношениях. Базой для формирования благоприятного психологического климата может послужить знание профессорско-преподавательским составом основных положений педагогики, возрастной и социальной психологии, психологии управления. Более сложная сторона – это человеческие качества преподавателей, их доброжелательность, уважение и чуткость к окружающим, стремление помочь, социально защитить.
Авторитарный стиль педагогического общения, восприятие студента только как объекта, а не равноправного субъекта учебно-познавательного процесса могут привести к противодействию участников социального взаимодействия. Нередко конфликтные ситуации между педагогами и учащимися возникают в результате неустойчивой эмоционально-психологической реакции преподавателя на отсутствие интереса студентов к изучаемому материалу, на критические замечания по поводу содержания и методического уровня лекций и практических занятий. По мнению Н. А. Зиминой, такие отношения «изначально четко опосредованы учебной ситуацией, где преподаватель и студент относятся к разным социальным категориям с далекой психологической дистанцией между ними» [3]. Поэтому формирование доверительного взаимодействия между педагогом и учащимися должно стать необходимым компонентом учебно-воспитательного процесса в вузе.
Студенческий возраст является самым ответственным как с точки зрения социальной адаптации, так и с точки зрения социально-психологической зрелости личности. Именно в эти годы в значительной степени завершается формирование нравственных, человеческих качеств индивида, его ценностных ориентиров и установок [4, 5]. Все это еще раз подтверждает необходимость выстраивания благоприятной гуманитарной среды в учебном заведении.
Создание комфортной среды предполагает не только использование возможностей учебно-познавательного процесса, но и проведение целенаправленной воспитательной работы со студентами во внеучебное время. Основная образовательная программа (ООП) предусматривает изучение нескольких циклов (гуманитарный, социальный и экономический; естественнонаучный; профильный) и разделов (физическая культура; учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация). Кроме того, программа содержит дисциплины по выбору. Названные особенности требуют дифференцированного подхода к планированию и осуществлению воспитательной работы.
Содержание предметов базовой (обязательной) и вариативной частей ООП имеет широкие возможности воспитательного характера, так как позволяет вырабатывать научное мировоззрение, социальную позицию и нравственные установки личности. Вместе с тем ограничиваться рамками учебного процесса нецелесообразно. Неформальное общение, как правило, помогает лучшему взаимопониманию, сотрудничеству, формированию мотивации и т. д.
Преподаватели учебных дисциплин (курсов, модулей) могут:
- организовать читательскую конференцию;
- подготовить и провести научную конференцию, охватывая студентов всех специальностей;
- организовать круглый стол по проблемам изучаемой науки (например, «Загадки психологии»);
- провести конкурс «Эрудиты» (на лучшее знание предмета), викторину;
- участвовать в организации и проведении КВН;
- посетить соревнования студентов;
- ознакомиться с условиями жизни учащихся в общежитии;
- провести индивидуальные этические беседы, диспуты и др.
Эта деятельность должна осуществляться на основе глубокого изучения личности студента и реализации индивидуального подхода.
Специфика кафедр, имеющих непосредственное отношение к дисциплинам профессионального цикла основной образовательной программы, имеет иное качество: они осуществляют набор студентов, курируют их в течение всего периода обучения и осуществляют выпуск специалистов. Поэтому работа со студентами носит более углубленный и разнообразный характер.
Выпускающим кафедрам (и не только им) целесообразно проводить различные мероприятия по следующим разделам:
- Организационная работа:
- планирование воспитательной работы кафедры;
- организация дня открытых дверей;
- утверждение планов работы кураторов;
- работа с активами групп;
- разъяснение студентам этических норм поведения, их прав и обязанностей;
- расселение студентов;
- контроль проживания в общежитии;
- участие в субботниках;
- организация мероприятий по ремонту материальной базы, оборудования кафедры и др.
- Учебно-воспитательная работа:
- контроль посещаемости и успеваемости студентов на учебных занятиях;
- организация Дня знаний;
- обсуждение результатов сессии;
- участие в организации и проведении слета отличников;
- контроль прохождения производственной практики;
- организация работы студенческого научного кружка;
- конкурс на лучшую студенческую работу;
- оказание помощи в подготовке выпускной квалификационной работы;
- оказание помощи в подготовке к государственной аттестации;
- проведение «Весёлых стартов»;
- участие студентов в организации и судействе соревнований;
- традиционные встречи со студентами других образовательных учреждений;
- волонтерское движение.
- Изучение личностных особенностей обучающихся:
- изучение личности студента, условий его быта;
- изучение межличностных отношений в группе;
- работа по формированию коллектива;
- индивидуальная работа со студентами;
- установление контактов с родителями учащихся (телефонные звонки, письма, беседы и др.).
- Формирование коллективистических устремлений:
- проведение этических бесед, диспутов, читательских конференций, круглого стола, конкурсов, викторин и др.;
- чествование в группе (празднование дня рождения, побед в профессиональных конкурсах, научных конференциях и т. д.);
- организация и проведение мероприятий, приуроченных к праздничным датам («Посвящение в студенты», Новый год, 23 Февраля, 8 Марта, «Последний звонок», церемония вручения дипломов и др.);
- поощрение лучших студентов в учебе и спорте;
- творческие встречи с интересными людьми и ведущими специалистами в профильной области);
- посещение культурно-просветительных учреждений;
- оказание шефской помощи сельским школам, детским домам и др.
Предложенный список не охватывает в полном объеме перечень возможных мероприятий, а предполагает творческий подход при организации воспитательной работы со студентами.
Сложность и высокая динамичность процесса воспитания требует от педагога овладения умениями организовывать взаимодействие применительно к конкретным условиям и особенностям.
Эффективность педагогического воздействия во многом зависит от знания преподавателем средств и методов воспитания и умения вдумчиво применять их на практике. Поэтому в коллективе каждой кафедры должны быть обязательно организованы методические занятия, семинары по методике воспитательной работы.