Полный текст статьи
Печать

Обеспечения населения страны качественными продуктами питания значимы, от них зависит качество жизни граждан и их текущее и будущее здоровье. Это вызывает интерес к экологически чистым продуктам питания. Данный интерес присутствует в практической сфере и анализируется в литературе [3, 4, 5]. Тренд на ведение здорового образа жизни и, соответственно, здорового питания сочетается в современном обществе с экономией времени, нехваткой временного ресурса и приобретением готовой пищи и полуфабрикатов, а также различных снеков  [1]. В России, например, традиционно приобретаются колбасные изделия [2].

Для активного приобретения продукции необходимо, чтобы она была доступна потребителям, то есть присутствовала в местах продажи и потребители знали о ней. В этом смысле  возможные пути активизации   сбыта экологически чистой колбасной продукции представляют интерес. 

Говоря о экологически чистой колбасной продукции, мы имеем ввиду такую, произведенную из  мяса птицы и домашних животных, не получающих пищевые добавки и гормоны роста. Для активизации сбыта такой продукции важно развитие услуг общественного питания и предложение этой продукции в местах общественного питания. Как известно, организованное общественное питание выполняет ряд ключевых функций в современном обществе, к которым относят: изменение стиля жизни населения; обеспечение населения качественным питанием по месту работы; возможность организации сбалансированного рационального питания в детских дошкольных и учебных учреждениях; повышение уровня культуры потребления.

Сама специфика хозяйственной деятельности предприятий общественного питания заключается в совмещении трех основных функций: производства, реализации и организации потребления пищевой продукции. В настоящее время в России активно развиваются сетевые формы организации розничного бизнеса в виде увеличения числа супермаркетов и гипермаркетов, представляющих собой место совершения покупок и проведения досуга.

На базе крупных торговых центров появились фудкорты, ресторанные дворики, где на одной площади в рамках торгового центра могут располагаться множество представителей сетей быстрого питания, объединенных общей обеденной зоной. Предложение продукции на фудкортах может позволить активизировать спрос потребителей по отношению к определенным продвигаемым продуктам питания.

Считается, что фудкорт является наиболее эффективной формой взаимовыгодного сотрудничества торгового центра и представителей точек питания, которые в основном представлены фаст-фудом, поскольку традиционно считается, что среднестатистический покупатель торгового центра может потратить на посещение одной точки около 15–20 минут [6]. Здесь важно, что бы предлагаемая в точках на фудкорте еда, была качественной и полезной.

Повторимся, сама территория фудкорта в торговых центрах – это совмещение на единой торговой площади нескольких пунктов фаст-фуда, которые, как правило, принадлежат нескольким представителям сетей быстрого питания [7]. В отношении экологически чистой колбасной продукции данное направление представляется интересным в торговых центрах в регионе, где жители мегаполисов традиционно  проводят досуг.

В последнее время популярным стал новый тренд в организации общественного питания – это «фудхоллы», где есть возможность предлагать  полезную еду. Современный тренд на популярное фитнес-направление, отслеживание состава продуктов и доступности их для питания в быстром режиме города представляется достаточно перспективным направлением. В таких местах представляется обоснованным формирование узкоспециализированных сетей быстрого питания, предлагающих своим посетителям экологически чистую продукцию в виде этнического питания и предложение потребителям специальных национальных блюд на основе изделий из экологически чистой колбасной продукции [8].

Регионы Юга России обладают привлекательными туристическо-рекреационными ресурсами, которые могут рассматриваться как партнеры по сбыту продукции. Например, достаточная концентрация людей в местах Минераловодского района может быть использована как потенциальная возможность организации поставок экологически чистой колбасной продукции. Санаторно-курортные учреждения в первую очередь предоставляют своим посетителям различные диеты, общая направленность которых выражается в здоровом питании. В случае с колбасной продукцией, она, в допустимых количествах, может рассматриваться как «доступное удовольствие», не наносящее вред здоровью отдыхающих. Такие мероприятия будут способствовать активизации сбыта данной продукции.

Перспективным направлением активизации сбыта продукции является кейтеринг – доставка здорового питания заинтересованным лицам. Так, с 2011 г. число российских компаний, предоставляющих услуги доставки диетического питания на дом, стало увеличиваться. Только в Москве на сегодня существует более двух десятков подобных сервисов, Санкт-Петербург тоже старается не отставать, хотя подобных компаний там заметно меньше, чем в Москве. В последние 2–3 года проекты доставки здорового питания пришли и в регионы. Екатеринбург, Казань, Тольятти, Челябинск, Тюмень – вот далеко не полный перечень городов, уже отведавших диетическую кухню с доставкой на дом [9]. На сегодняшний день виды диетических программ, предлагаемых российскими компаниями, весьма разнообразны: традиционные и инновационные программы детоксикации, омоложения и похудения, лечебные диеты для людей с различными заболеваниями, особые рационы для беременных и кормящих женщин, детей, спортсменов, вегетарианцев, а также безглютеновые, постные, кошерные, халяльные, с коротким и длительным сроком хранения и даже специальные рационы для домашних питомцев. Данное направление также представляет возможности по увеличению спроса на экологически чистую колбасную продукцию.

Авиационный кейтеринг – кулинарное мастерство, ограниченное строгими авиационными правилами. Главная задача – представить питание в формате возможности его повторного разогрева уже в момент полета, но с учетом сохранения вкусовых качеств и внешнего вида свежеприготовленного блюда. Таким образом, авиационное питание – это узкоспециализированный рынок, который невозможно сравнить ни с сетями фаст-фуда, ни с производителями сэндвичей в индивидуальной упаковке. Рынок авиационного питания имеет свою специфику, например, определенные сроки и условия хранения продукта, специальный способ комплектации, услуга доставки питания на борт, снятия с самолета и обработки использованного оборудования и посуды и т. д. Все это подразумевает наличие специальной техники и выстроенных технологических цепочек. Например, ЗАО «Домодедово Кетеринг Сервис» обслуживает все рейсы, выполняемые из московского аэропорта Домодедово, поэтому количество рационов пропорционально пассажиропотоку аэропорта. Пропускная способность «Домодедово Кэтеринг Сервис» с учетом новых площадей и оборудования, оптимизирующего производственную логистику внутри предприятия, составляет 80 тыс. полноценных рационов в сутки. В целях соблюдения качества выпускаемой продукции на предприятии существует жесткая многосторонняя система контроля качества. Соблюдение качества на предприятии контролируется профильными государственными структурами и экспертизами, которые оценивают чистоту и стерильность в производственных зонах, качество поставляемого сырья. Также контроль осуществляется представителями отделов качества российских и иностранных авиакомпаний, внутренним подразделением контроля качества ЗАО «Домодедово Кэтеринг Сервис» и представителями авиакомпаний, которые учитывают отзывы клиентов. Весь ассортимент продукции производится в рамках жесткого санитарного контроля в специально оборудованных зонах и исключительно из качественного сырья [11].

Как известно, железнодорожный транспорт Российской Федерации играет значительную роль в экономическом развитии страны, обеспечивая перемещение пассажиропотоков на длительные расстояния; эксплуатационная длина составляет более 85 тысяч километров, выводя его на третье место по величине протяженности железнодорожной сети в мире. Целесообразным представляется заключение контракта на поставку в поезда данного следования экологически чистых обедов и оформление соответствующего меню. Эта мера также позволит поднять интерес к данным продуктам и увеличить их сбыт.

Соответственно, для активизации сбыта  экологически чистой колбасной продукции целесообразно использовать потенциальные возможности фудкортов и фудхоллов и предложение таких продуктов железнодорожному и авиационному кейтерингу (включение в меню пассажиров, совершающих длительные путешествия на определённых направлениях). Важно правильно позиционировать такую продукцию, делая акцент на ее полезных свойствах, что позволит расширить круг заинтересованных в ней лиц и увеличить продажи.