Декоративно-прикладное искусство тесно связано с народной культурой и народным творчеством и содержит в себе огромный потенциал для формирования у школьников ценностей «дом», «семья», «любовь». В программе детского театра моды «Рукодельница» реализуется главная задача по приобщению детей к народному творчеству, воспитание учащихся на основе народных праздников, традиций и обычаев. Для этого используются различные формы работы. Наряду с обычными занятиями организуются народные праздники с костюмированием и декорациями в народном стиле; мастерские ценностных ориентаций; творческие мастерские; мастер-классы; конкурсы мастерства, проектная деятельность, др.
При дефиците нравственных качеств у современной молодежи актуальны и необходимы мастерские ценностных ориентаций, где в процессе активной творческой деятельности, общения и размышлений осуществляется их воспитание. Нами разработан ряд тем для такой формы работы. Содержание мастерских интегрируется в общую программу детского театра моды, соответствует требованиям программы, которая кроме обучающих и развивающих задач включает задачи воспитательного плана.
По нашему убеждению, мастерская учит общаться, работать в паре, в коллективе, заставляет мыслить, анализировать, обобщать. Здесь осуществляется единство обучения и воспитания учащихся на более высоком уровне, потому что используются приемы активного обучения. Осмысленное восприятие материала происходит с помощью построения ассоциаций, чтения и коллективного анализа отрывков текстов. Нетрадиционное ведение записей и рисунков, параллельное размышление о написанном, все это повышает познавательную и творческую активность учащихся. На занятии создаются проблемные ситуации, которые совместно решаются, анализируются, обобщаются.
В течение ряда лет в творческом коллективе детского театра моды «Рукодельница» проводятся мастерские ценностных ориентаций на темы «Дом, который нужен нам», «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить», «Будем знакомы», «С чего начинается творчество?», «Дорогу жизни каждый выбирает по душе», «Семейный очаг». После проведения мастерских девочки выражают желание еще участвовать в подобных мастерских, сами предлагают темы. Например, такие как, «Детство мое, постой…», «Мой ласковый и нежный друг», «Мама – первое слово…», «Теплота бабушкиных рук», «Все профессии важны…» и др. Значимость таких мероприятий велика. Необычность темы мастерской и новая форма фиксирования и осмысления информации повышают интерес учащихся, они проявляют высокую активность и самостоятельность при выполнении практических заданий. Здесь присутствует сотворчество, сотрудничество детей разных возрастов. Это возможность выявления творческих способностей детей, лидерства, умения общаться и т.д.
Приведем в качестве примера организацию и проведение мероприятия по теме «Дом, который нужен нам». При этом акцент сделаем на решение воспитательных задач, поскольку мы говорим о такой форме взаимодействия, как мастерские ценностных ориентаций. В рамках же практической работы школьники делали фоторамку, а этот методический аспект творческой части занятия разработан довольно подробно, информация есть в разных источниках, следовательно, подробно об этом излагать в данной статье нет необходимости.
Задачи сформулированы следующим образом. Образовательные: ознакомить детей с видами домов, их ролью в жизни человека, дать оценку; сформировать ценность понятий «дом», «общение», «уют»; формировать представление о доме в виде ассоциаций; усвоить законы и правила общения в доме; обобщить знания о литературных источниках и телепередачах, касающихся темы о доме. В качестве развивающих задач мы отмечаем следующие: формировать и развивать практические умения в оформлении интерьера дома; формировать способности в изодеятельности; развивать творческий подход к делу, развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение). Воспитательные задачи формулируются относительно воспитания качеств личности и формирования ценностей и заключаются в воспитании аккуратности, точности, усидчивости при выполнении творческих работ; воспитание любви к ближнему и к своему дому.
Для проведения занятия педагогу необходимо подготовить иллюстрации домов, отрывки из художественных произведений о доме. Кроссворд «Уют нашего дома», образец рамки для дипломов и фотографий, инструкционную карту по изготовлению рамки и прикладные материалы (картон, синтепон, ткань, клей, бумага). Необходимы инструменты: утюг, ножницы, игла, нитки, линейка, карандаш, фломастеры. Для работы школьникам необходимо подготовить папку с файлами, принести свою фотографию. Содержание каждого этапа занятия изложено в таблице.
Таблица 1
Структура и содержание занятия
№ |
Структура занятия |
Время, мин. |
Деятельность |
|
учителя |
учащихся |
|||
1 |
Организационный момент |
1 |
Проверка детей, их готовность, приветствие. |
Организация рабочего места. |
2 |
Проверка знаний учащихся о доме. |
10 |
1.Ассоциации к слову "дом" (запись на доске) -любимое место, кушанье, праздник, дело, вид отдыха, мысль. -Три дела, которые должен сделать человек в жизни |
Отвечают, записывают: 1.дом – дети, цветы, родители, бабушка, окно, семья, игрушки, печка, любовь, забота,огонь, крыша, домовой. 2.Посадить дерево, построить дом, родить сын. |
3 |
Актуализация знаний: -Установка связи между родным домом и клубом "Рукодельница" -Формирование мотивов к улучшению кабинета. -Развитие познавательного интереса. -Создание эмоционального настроя. |
10 |
1.Ассоциация к слову: "Рукодельница".
2.Что даёт вам присутствие здесь, в доме творчества? -Нравится ли общаться друг с другом, работать сообща? -Как можно улучшить интерьер кабинета?
3.Назвать виды домов животных и людей (вместе с учащимися анализирует иллюстрации домов) 4.Телепередачи о доме, о семье.
|
1.Записывают ассоциации на общем листе бумаги, дарят его педагогу. 2.Отвечают: узнаем много нового, вместе участвуем в разных мероприятиях, весело. Украсить кабинет полочками для цветов и фотографиями в рамках и т.п. 3.Гнездо, нора, берлога, дупло, шалаш, юрта, изба, хата, хижина, теремок, терем, садовый домик, коттедж, вилла… 4. «Квартирный вопрос», «Моя семья», «В вашем доме», «Старая квартира», «Пока все дома», «Городок», «Непутёвые заметки», «Смак»,«В мире животных» и др. |
4 |
Постановка целей.
|
1 |
Тема занятия: "Дом, который нужен нам". Задачи: построить свой дом – сделать другу подарок, научиться общаться, внести новое в интерьер кабинета. |
Воспринимают. |
5 |
Формирование знаний учащихся: -Новые понятия и способы их усвоения. -Определяется вид самостоятельных работ. -Указывается содержание работ. -Создаются проблемные ситуации. -Указываются способы решения проблемы.
-Способы получения обратной связи (афиширование). |
30 |
1.Игра "Волшебное имя" (победителю подарок-сердечко) 2.Предлагает оформить титульный лист своей папки в виде солнца, радуги, цветка, написать на лучах "кто вы в этой жизни?" 3.Читает отрывок: Ф.М. Достоевский писал, что "ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома"(предлагает рассказать о себе лучшую историю или воспоминание, предлагает показать любимую фотографию и рассказать о ней.
4. Читает стихи из песни: Мимо текла, текла река, Плыли куда – то облака. Шел человек, была дорога Нелегка. А человек мечтал о том, Что он построит где-то дом И поселится счастье с ним В доме одном. Если, бывало, он сдавал, То неизменно напевал Песню любимую свою – Ту, что пою. Дом, как известно всем давно, Это не стены, не окно, Даже и стулья за столом – Это не дом. Дом – это там, куда готов Ты возвращаться вновь и вновь Радостным, добрым, нежным, злым, еле живым... Дом – это там, где нас поймут, Там, где надеются и ждут, Где ты забудешь о плохом- Это твой дом. -Предлагает построить свой дом на листе бумаги. 5.Решение кроссворда (читает вопросы) 6.Поиск друга по общению, с которым будут работать учащиеся в мастерской. Восстановить ассоциативную связь слов на своей карточке со словом на карточке друга, составить предложение, поговорку, пословицу. |
1.Записывают имена, которыми его зовут друзья, близкие люди, подруги (считают их), у кого больше имён, тот побеждает. Каждый выбирает самое любимое имя, выделяет его фломастером. Так к нему будут обращаться на мастерской общения. 2.Оформляют титульный лист. 3.Слушают, делятся воспоминаниями, показывают фотографию, приклеивают в свою папку на титульный лист (афишируют титульный лист).
4.Рисуют свой дом, пишут: на фундаменте (кто окружает, на кого можно опереться в жизни), -в окне (свои качества характера), -на крыше (что имеете, чем занимаетесь, увлекаеетесь), -дым (мечты, желания), -небо (девиз дома, свои мысли, идеи, высказывания). Далее передают свой "дом" по кругу (идут в гости), на дверях каждого дома своих соседей пишут пожелания этому человеку, свои мысли о нём. Афишируют получившиеся дома. 5.Отгадывают кроссворд "Уют нашего дома": -маленький шкаф (тумбочка) -осветит. прибор (люстра) -мален. скатерть (салфетка) -картина на стене (панно) -настенный светильник (бра) -вид мебели (шкаф) -внутренний мир дома, состоящ. из вещей (интерьер) -комплект мебели (гарнитур) -плотные занавески (шторы) -украшение дивана(подушка) -вид оформления стен (обои) -основа интерьера (мебель) -помещение в квартире (комната) 6.Работают над парой слов: ягода-малина, блин-ком, ученье-свет дорога-дом |
6 |
Выполнение практической работы. -Организация рабочего места. -Правила ТБ. -Требования к качеству. -Умения и навыки для отработки. Последовательность выполнения работы. -Самостоятельная работа. -Проверка работ. |
40 |
1.Показ образца рамки. 2.Правила ТБ. 3.Вводный инструктаж. 4.Раздача инструкционных карт. 5.Раздача материала для рамок. 6.Текущий инструктаж. 7.Контроль за работой. 8.Заключительный инструктаж. 9.Оценка работ. |
1-3.Слушают, воспринимают. 4.Читают инструкционную карту. 5-8.Самостоятельно выполняют работу в паре, слушают музыку.
9.Оценивают работу. |
7 |
Подведение итогов занятия. -Проверка усвоения знаний учащихся. -Анализ работы на занятии, вывод. -Домашнее задание. -Уборка рабочих мест. |
20 |
1.Чтение и анализ отрывка художественного текста Р.Малышева «В общем доме». 2.Вывод: Дом, который нужен нам, какой он? 3.Дать пожелание другу, закончив фразу: «Никогда не бойся…» 4.Читает строки из романа А.Грина «Дорога никуда»: «Никогда не бойся ошибаться…, ни увлечений, ни разочарований бояться не надо. Разочарование есть плата за что-то прежде полученное, может быть, несоразмерная иногда, но будь щедр. Бойся лишь обобщать разочарование и не окрашивай им все остальное. Тогда ты приобретешь силу сопротивляться злу жизни и правильно оценишь ее хорошие стороны». |
1-2.Ответы-выводы: -Дом без уныния. -Гостеприимный дом. -Дом, где хорошо растениям и животным. -Дом, из которого не хотелось бы уходить. -Дом, где много детей. -Дом, где у каждого свои обязанности. 3.Записывают и читают свои советы по кругу…и дарят их друг другу: -Никогда не бойся неудач, они временные. -Никогда не бойся остаться один и быть непонятым. -Никогда не бойся сказать правду. -Никогда не бойся трудностей. -Никогда не бойся попросить прощения. -Никогда не бойся быть искренним. |
8 |
Рефлексия. |
8 |
-Что было интересно? -Какой этап работы больше всего понравился? -С каким заданием не справился? -Как мне помогал друг? -Какой совет я хотел бы дать себе, друзьям? -С каким настроением я закончил мастерскую? -Что я пережил во время мастерской? |
Делают записи-отзывы о мастерской на листках в форме дома, зачитывают и дарят педагогу. |
Отрывок Р.Малышева: «В общем доме».
«Внуки Владимира Григорьевича, Семён и Фёдор, были ребятами общительными, и в квартире мастера перебывали почти все мальчишки, жившие в доме. Заходили и школьные друзья.
Нравилось Степану в доме Комаровых, совсем бы от них не уходил. Народу много, а никто никому не мешает. У каждого своё место любимое в квартире есть: у кого стол в уголочке, у кого верстак или кресло под торшером. Когда не придёшь, каждый своим делом занят, а самая большая комната – общая, столовой называлась.… В ней по вечерам чаи гоняли.…Собирались вечером в столовой, шумно, весело. И песни, когда настроение было, пели, и магнитофон слушали, а то и просто так разговаривали, случаи всякие из жизни вспоминали или фотографии смотрели.
Когда Степан рассказывал родителям о порядках в доме своих новых друзей, те только руками разводили и посмеивались: «Патриархальщина какая – то… дед, как глава семьи, за столом на особом месте сидит, чай из самой большой чашки попивает. Что за представление? Для чего?» Но Степану почему-то и это у Комаровых нравилось. Главное, спокойно, уютно за столом, к дружеской доверительной беседе тянет, не то, что у них.»
По итогам проведения занятия можно сделать следующие выводы.
Коллективная форма деятельности учащихся с использованием различных приемов (ассоциации, афиширование, анализ литературных текстов и телепередач, пожелание другу, отгадывание кроссворда), также работа в паре при выполнении практического задания (изготовление рамки) позволяет формировать внимательное отношение друг к другу, слушать и понимать высказывания друг друга, открыто общаться между собой и с педагогом.
Нетрадиционное ведение записей и рисунков посредством оформления их в портфель-папку и параллельное размышление повышает познавательную и творческую активность учащихся.
Создание проблемных ситуаций, которые совместно решаются (как изменить интерьер), также анализ знаний о доме, о правилах «общежития» и общения позволяют обобщать формировать положительное отношение к мастерской, к тому месту, где занимаешься творчеством, где твои друзья.
После оценки качества своей работы девочки афишировали выполненные изделия. Данное задание соответствует возрасту детей и их практическим навыкам. Стимулом для выполнения работы явилось желание дополнить и украсить интерьер своего кабинета.
Необычность темы мастерской и новая форма фиксирования и осмысления информации повысили интерес учащихся, они проявили высокую активность и самостоятельность при выполнении творческих и практических заданий. Девочки были на уроке дисциплинированы и работоспособны, легко переключались с одного вида деятельности на другой. Анализируя отзывы учащихся о проведенной мастерской, ясно, что занятие им очень понравилось. Все этапы работы были интересны, с которыми они хорошо справились. Девочки впервые задумались над собой, своими человеческими качествами, над огромной значимостью родного дома и близких людей в их жизни. Школьницы получили заряд бодрости от общения друг с другом, работу закончили с хорошим настроением. Поразмыслив над темой занятия и украсив интерьер своего кабинета, девочки захотели внести изменения в интерьер родного дома, выразили желание еще участвовать в подобных мастерских по формированию ценностных ориентаций.