Полный текст статьи
Печать

В последние десятилетие, процессы глобализации и интернационализации установливают векторы развития современного высшего образования, вынуждая адаптироваться к новым условиям, внося изменения в систему ценностей университеского сообщена.

Международные отношения - это отношения между суверенными государствами, как правило, относятся к политической и экономической деятельности. Они демонстрируют национальные интересы, военную мощь, силу власти между странами. Следуя теории развития международной политики и теории развития международных отношений, интернациональные культурные связи составляют 4- ю сторону дипломатии, постоянно привлекая большое всестороннее внимание. 1

  Истинный смысл интернациональных отношений,  заключаются в следующем: 1. Процесс интернационализации деятельности человека на основе государственных взаимоотношений. Взаимное формирование политических и экономических связей в мире, все это спосбствует формированию совокупности отношений международных субъектов.

С одной стороны,  международные отношения глубоко и прочно влияют на уровень и широту национального образования. С другой стороны, интернационализация национального образования одного государства, является частью международных отношений. Интернационализация образования находится в главном подчинении у национальных интересов , отражая их.

Интересы  каждого государства являются решающим первоначальным фактором интернационализации образования. Они являются одним из важных углов наблюдений и познаний международных отношений. В межнациональных связях никогда отдельно не стоял вопрос об образовании. Система образования в международной среде постоянно подверженна вляянию политики, экономики и культуры. Поэтому изменения отношений в международной политике, определенным образом влияют на взаимодействия аспектов межгосударственный образовательной системы.

Относительно интернационализации образования,  японский ученый заявил: " нетолько от узкого желания идеализма возникает обьяснение интернационализации образования, а скорее от межгосударственных противопоставлений и воин, расширение кругозора и  межкультурных трений в остальных сферах связанных с образованием."  Инными словами, международное образование не как идеал, а как практическое решение проблем воин и конфликтов. Данный аспект интернационального образования, должен рассматриваться детально, объединившись всеми странами и культурами,  чтобы совместно решать вопросы  связанные с международным образование. 2

Глобальзация ------ явление обьективное, поэтому важна статегия государства, учитывающая прнцип и условия, при которых возрастают позитивные результаты данного явления. 3

В советскую эпоху образование было большой самодостаточной системой.Политика и философия такого образования имела большие различия с международной системой образования. Таким образом, мы можем сказать что образование того периода не имело взаимодействия и сотрудничества в системе интернационального образования.Находясь в строгой и закрытой системе. После  распада СССР, в период правления  Горбачева,  в условиях новой международной обстановки и концепции внутри государственного развитиЯ, главным поворотным моментом в политике образования,  стало создание новой системы открытого образования осуществлявшееся наряду с другими странами. Образовательные обмены, повышение уровнЯ квалификации и культуры  международного образования. Как на сегодняшний день, так и в будущем для системы российского образования крайне важно создание системы открытого образования и глобального рынка знаний,  талантов и технологий.  Российское образование двигается  в направлении открытой системы. Проводя самоанализ,  учитывая опыт прошлых неудач и национальные интересы. 4

Российское высшее образование развивается как открытая образовательная система. Учитывая  национальные интерес и выгоду - это стало неизбежным государственным требованием. «Инновационное развитие образования- основа повышения конкурентоспособности России».  это доклад оказывает: открытность обрзования является посылка повысиния конкуренттноспособности стран - «Задача повышения конкуренттоспособности страны в условиях глобализации мировой экономики требует решения вопроса о конкурентоспособности кадров, а значит – об адекватности национальной образовательной системы мировым тенденциям развития образования» . 5

Российская система образования вместе с международной образовательной системой имеют встречное развитие  в данном вопросе.  В контексте экономической глобализации в полной мере использовать как отечественное так и мировое образовательное пространство. Всецело поглощать и использовать передовой образовательный опыт. Оптимизировать распределение национальных ресурсов образования, воспитание талантов, подготовка квалифицированных кадров, способных конкурировать на международном уровне. Все это поможет занять высокие позиции в эпоху глобализации образования. В международном образовательном обмене Россия занимает твкрдые позиции  в таких сферах какэкономика, культура, искусство  и высокие технологии. 6

На протяжении всего процесса интернационализации образования в Росии, особенно в наше время,  образовательные обмены, сотрудничество  или конкуренция находятся под влиянием современных международных  отношений,  автор процесса интернационализации высшего образования в России  кратко изложил это в данных направлениях: 1. Перестроить отношения с бывшими странами советских республик в области образования.  Реинтеграция теории СССР о создании единого образовательного пространства Снг, в рамках системы вертикального руководства,  с горизонтальной системой сотрудничества суверенных государств с руководством России. 2. Активная интеграция в европейский процесс образования. " Болонский процесс" , создание широкого диалога с Евро пространством.  Позволить европейским навыкам проводить тестирования в российском образовании.  Одновременно  развивая с остальными европейскими государствами  утвержденную систему образования. 3. Большое количество форм сотрудничества с Китаем. Повышение культурного  и образовательного обмена, создание специализированных школ. Развитие российско- китайского туризма, проведение различных конкурсов и соревнований, расширение рамок дружественного обмена, двустороннее укрепление русско- китайских отношений, повышение русско- китайского стратегического партнерства,  все это будет содействовать повышению новых высот.

Как известно, роспад СССР означал разрыв прежде единого образовательного пространства великой страны. Вместо него появились различные по своему качественному уровню, масштабам, ценностым ориентирам национальные образовательные системы государств СНГ. 7Я считаю, что если кажда из стран СНГ будет утснавливать и подчиняться только собственной закрытой системе  высшего образования - это станет барьером и будет служить препятствием для образовательного обмена,  а также сотрудничества между странами. Однако, в первое время  после распада Ссср, была серьезная тенденция независмости и любое сотрудничество всфере образования было редким.  Тем не менее, за последние 10 лет, ситуация меняется,  видно что страны постепенно ослабили сепаристические тенденции, появилось стремление к укреплению сотрудничества, интернационализации и созданию единого образовательного  пространства.

Для каждой из стран бывшего советского  союза появилась возможность согласованного содействия и добровольного сотрудничества для достижений в области образования и культуры. Принцип последовательности. Под общим образовательным пространством понимается духовно-географическое пространство Содружества Независимых Государств или часть его, в котором осуществляется согласованная деятельность образовательных учреждений и национальных органов управления образованием; признаются учебные курсы, программы, документы об образовании, ученые степени и звания; обеспечивается свободный доступ на равных условиях всех граждан СНГ, входящих в общее образовательное пространство, в государственные образовательные учреждения; обеспечивается академическая и профессиональная мобильность учащихся, студентов, аспирантов, преподавателей, ученых и т.д. 8Придерживаться данные принципы в создании единного образовательного простронства стран СНГ: 1. Принцип самастоятельности,Единное образовательное простронство стран СНГ, на самом деле это не так единая система, в внутренности полностью самостоятельные. Не  только не нужно устранить разногласия в области образования, но и нужно создать условий, развивать састоятельную истему.С. К. Бондырева сказ: « убеждена в том, что определение единого образовательного пространства нельзя сводить только к перечислению его структурно-содержательных компонентов.».9 Это самый лучше обяснило «Единное образовательное простронство стран СНГ» . 2. Принцип единства. Для решения проблем, которые встречаются на пути развития образования, необходим многолетний двусторонний диалог между странами. Каждая из стран понимает, что практический опыт и навыки следует извлеч из богатого опыта других государств.

3. Принцип плюрализма. Единное образовательнное простронство стран СНГ .На основе уважения и разнообразия выбора, признания культурных ценностей граждан каждой страны, создания мультикультурного пространства по собственному желанию. В процессе взаимодействия с другими государствами, страны должны создавать свои собственные культурные и образовательные особенности, в соответствии со своим национальным колоритом, историческими и географическими условиями.

Страны СНГ между собой имеют глубокие исторические корни. Хотя СССР уже не существует, но общие связи и исторические традиции между Россией и странами СНГ остались. Поэтому в системе образования, создание единого образовательного пространства стран СНГ - рождает большие возможности. За последние годы идет развитие каждого направления в национальном  образовании стран СНГ.  Прведена образовательная реформа, создаются  условия для единого образовательного пространства. Возникновение единого образовательного пространства стран СНГ  имеет для России важное стратегическое значение. 1 .Возникновение  образовательного пространства  требуется нетолько с точки зрения развития образования,а так же с точки зрения усиления геополитичеких потребностей в области безопасности. В самом начале самостоятельного существования России произошел сильный национальный упадок силы, серьезно ослабло международное влияние России на геополитической арене. После двухкратной массивной экспансии НАТО и ЕС на восток, Россия пережила большое геополитическое отступление. Столкнувшись с резким ухудшением геостратегической среды, Россия осознала, что регион СНГ и прилегающие территории являются ключом ее стабильности, отражая национальные интересы. Таким образом во внешней политике Россия отказалась от политики западно- европейской интеграции, помееяв ее на политику равновесия  евразийского баланса. Наряду с этим у России и стран СНГ есть причины отойти от концепции состязательной конкуренции безопасности,   в пользу концепции коллективной безопасности налаживая диалог и сотрудничество со своими соседями. 2. Территория СНГ входило в состав бывшего СССР,  поэтому на ней проживает большое количество этнических русских. После распада СССР социальное и политическое положение в образовании и сфере занятости ухудшилось. Поэтому защита коренных интересов этнических соотечественников стала основной целью внешнеполитической деятельноси России. Из проведенного выше анализа можно сделать вывод, что интернационализация высшего образования в РФ несет в себе важное стратегическоекое знаяение, глубоко затрагивая национальные интересы и международные отношения.

Это основная часть стратегии интернационализации высшего образования в РФ.

Единное образовательнное пространство стран СНГ оказывает,содействие потоку талантов между Россией и странами СНГ. Чрезвычайно важно восстановить авторитетное положение России и возродить культуру русского языка, которые произошли из- за распада СССР.

Создание единого образовательного пространства стран СНГ будет способствовать ускоренному потоку талантов между Россией и странами Снг, укреплению культурного обмена между этими странами.  Т.К после распада СССР произошел упадок культуры русскогго языка. Поэтому нужно заново возрождать русский язык и культуру.

т.к. Россия и Европа имеют общее культурное начало, Россия склонна отражать на себе " европейские тенденции" . В России стремятся обладать такими же достижениями, обеспечениями, какие есть в европейском образовании. Поэтому за последние 10 лет в России наблюдается возврат к европейской тенденции.

Болонский процесс в 60 - е годы 20 века произошел в Европе. Он нес в себе новые образовательные реформы, значительные изменения. В 20003 году министр образования Рф подписал болонскую декларацию в Берлине. Это событие считается новым этапом в развитии российского образовании.

Болонский процесс - это интеграция и гармонизация высшего европейского образования. Реформаторское движение о ригиональном сотрудничестве в сфере высшего образования 29 стран. Основные задачи:1. Расширение доступа к высшему образованию, повышение качества, привлекательности, конкурентноспособности и гармонизации высшего образования. 2. Устранение коммуникационного барьера между европейскими странами.3. Расширение мобильности студентов и педагогов. 4. Способствование политической и экономической интеграции.

Интеграция России в Болонский процесс реализует множество  реформ. 1. Изменение российской традиционной одноуровневой системы высшего образования.  Создание  двууровневневой системы, для того чтобы установить единую с европейской системой степени бакалавра и магистра. 2. Традиционное российское образование имеет систему "час", которая берет за основу  измерения количество часов и усилий, изменить на систему " баллов" и использовать ее как меру стандарта государственного образования. Российский  государственный университет дружбы принимая участие в Болонскоском процессе провел эксперимент: внедрил бальную систему для исследования школ,  колледжей  и университетов.  Участвовавшие в эксперименте 76,8 % школ подтвердили, что данная система принесла больше пользы чем вреда.103. Укрепление аккадемичкого обмена с Европой, стимулирование аккадемического обмена преподавателей и студентов высших учебных заведений - является основополагающим принципом европейской интеграции. Поэтому Россия приняла различные меры по расширениюрано мнению аккадемических обменов с  Европой, тем самым улучшая возможности студентов- иметь практику обучения в Европе, посещать лекции европейских педагогов, иметь хорошие возможности после обучения, повышение качества обучения и признание европейскими стандартами научно- исследовательских  работ. 4. Применение европейских критериев образования, установление евростандартов и методов обучения будут  давать сравнимую оценку качества.5. Признание российских дипломов заграницей.

Следует заметить, что Болонский процесс содействовал преобразованию систем российского высшего образования, внес глубокие изменения, направив его вперед. Вступление российского образования в Болонский процесс является так же стратегическим средством европейской интеграции. Я считаю есть три важные причины присоединения  России к Болонскому процессу: 1.  Интеграция европейской культуры. Россия является основной страной евроазиатского континета, большинство российских территорий находятся в европейской части. Традиционно они являются национальным, политическим,экономическим и культурным центром.  По словам Путина, укрепление отношений с ЕС - это основной выбор России. Путин неоднократно подчеркивал общие  корни происхождения славянской и европейской цивилизаций. Это говорит о том, что интеграция запада- это исторический выбор России. Поэтому приняв западные стандарты в образовании, Россия добавила " Болонский процесс" в стратегию развития.2. Важное значение имеет повышение конкурентоспособности российского государства,  без конфликтным путем,  при помощи " мягких культурных сил". Основные принципы Болонской декларации отражают основные требования экономических знаний. Болонский процесс для России как способ применения " мягкой силы", полное использование человеческих ресурсов. 3. После распада СССР добавление Болонского процесса в реформиррвние системы высшего образования Рф, является лучшей возможностью. Существует прямая связь модернизации высшего образования РФ с конца 90- х годов, с ее широкомасштабным преобразованием при помощи Болонского процесса.

Интеграция в европейское образование для России как возможность так и вызов. Мы надеемся что присоединение России к Болонскомц процессу сможет улучшить российскую систему образования, повысить влияние России зарубежом, улучшить российские позиции на мировом рынке образовательных услуг, будет способствовать расширению российского геополитического пространства и укреплению национальной безопасности России. В тоже время, активное освоение зарубежных рынков занятости, Россия сможет дать своим студентам более широкий выбор возможностей и получить работу в Европе. Однако в самом начале вступления России в Болонской процесс, противники говорили, что российская система образования может быть полностью поглощена европейскими стандартами, уничтожит традиционные преимущества российского образования.  Вступление России в Болонкий процесс, реформирование и развитие высшего образования должно быть утвержденным, сохраняя традиционные преимущества российского высшего образования в рамках новейшей образовательной реформы. Граммотно адаптировать европейские образовательные стандарты для  национальных условий России, учитывая социальную , экономическую и политическую  ситуацию.

3. Российско- Китайское сотрудничество в области образования и культурного обмена.

Сотрудничество России и Китая в области высшего образования имеет свой опыт. В 50- х годах 20 века Китай проявлял интерес к модели высшего образования СССР и провел тчательное исследования. В 1952-1958гг, во времена односторонней политики Мао Цзе Дуна, в рамках реформы перестройки " большого скачка" и реформы двух политик, в системе высшего образования был установлен социалистический характер. В течении того периода у СССР с Китаем был большой студенческий обмен. Статистические данные 1949-1966 годов сообщают в Советском союзе на обучении побывало 8213 человек. 69% из которых изучали инженерию,10.6% занимались научной деятельностью, остальные изучали сельское и лесное хозяйство, искусство, медицину и финансы. 11Одновременно Китай встречал советских студентов, среди которых был бывший директор российской академии наук дальневосточного университета,  председатель общества российско- китайской дружбы- господин Титаренко. Но влиНие холодной войны на международные отношения того времени,  а так же разногласия советских  лидеров в вопросах международного характера привели к расколу советско- китайских отношений  и сотрудничества в области образования, студенческий обмен был прекращен до 1988 года. В 1988 году русско- китайские отношения вновь нормализовалось,  обе страны подписали соглашение по программе сотрудничества в области образования и студенческий обмен был возобновлен. Из прошлого опыта видно,  что сотрудничество между двумя странами в сфере образования имело множество взлетов и падений на пути развития отношений России и Китая.

Образовательные обмены и сотрудничество  важно для обоих стран.Российские студенты едут в Китай для изучени китайского языка от самых истоков, некоторые выбирают обучения в области искусства или экономики, многие студенты становятся высококвалифицированными востоковедами и остаются в Китае. Китайские студенты, в свою очередь,  узнают новые передовые технологии, получают управленческий опыт, после возвращения вносят существенный вклад в соответствующую работу.

Китайско - Русское сотрудничество в области высшегов вашего образования образования- тема не новая, но в 21 веке сотрудничество в данной сфере с новыми возможностями может принести лучший результат. Ометим что Китай и Россия совместно подготовили следующие позиции сотрудничества в сфере высшего образования: всестороннее стратегическое взаимодействие и партнерство России и Китая, политическое доверие, с последующим углублением связей, на фоне этих критериев стратегическое сотрудничество станет более плотным. Стратегический центр России находится в АТР, главное сотрудничесвто в котором у России и Китая. Обе страны непрерывно углубляют процесс сотрудничества и расширяют его сферы. Кроме того, Китай уделяет огромное внимание русско- китайским отношениям в таких облостях как политика, экономика и культура, постоянно надеясь, что обе страны смогут иметь более глубокие связи в будущем.

По неполным статистическим данным, на период 2010 года более 10 тысяч китайских студентов обучались в России. Количество российских студентов  обучавшихся в Китае составляет 703 человека,   2001 г.- 1056 человек, 2002 г.-1492 человека, к 2009 году достигло 10.596 человек.12

Основные формы китайско- русского сотрудничества в олачти высшего образования:1. Взаимодействие между российскими и китайскими ВУЗами по формуле 2+2, где студент 2 года обучается в одной стране, а потом в другой. Другая формула 3+1 год магистратура, в последнее время стало основной формой обучения китайско- русского сотрудничество в образовательной сфере.основной 2. Обмен аспирантами и степендиатами разных областей через государственный степендтальный фонд Китая и правительственный  степендиальный фонд РФ. Так жепреподавателями для повышения кввлификации краткосрочный обмен преподавателями. 3. Создания единого регионального университета ШОС в АТР. Это даст возможность странам  качественно воспитывать высококвалифицированные таланты.4. Форма культурного взаимодействия Китая и России: год России в Китае и наоборот, развитие туризма, проведение различных соревнований на уровень и знание китайского языка. Это очень важное и открытое взаимодействие культурного обмена и дружбы между Россией и Китаем.

Несмотря на это в сотрудничестве России и Китая  в сфере высшего образования остаются некоторые проблемы: 1. Следует уделить особое внимание обработки документов. 2. Сконцентрировать внимание на приграничных районах; на начальном этапе помогать студентам преодолевать языковой барьер.  Оставшиеся многигие вопросы, возникающие в данной сфере , будут решены в процессе развития. Я считаю чтобы улучшить качество развития высшего образования двух стран, Китай и Россия должны помогать друг другу,  делится опытом и технологиями. Сотрудничество  Китая и России в сфере высшего образования играет важную роль для обеспечения региональной безопасности и стабильности. Такое сотрудничество  между двумя странами имеет далеко идущие перспективы.

 Из вышесказанного можно выделить  три основных момента стратегии интернационализации россиского высшего образования:1. Интернационализация высшего образования в РФ находится под влиянием внешне- политических отношений России,  другими словами,  внешняя политика России непрерывно влияет на реформу высшего образования. 2. Геополитика.  Россия учитывая все национальные интересы настроена на серьезное и продуктивное сотрудничество в области высшего образования  со странами бывшего СССР. 3. Международная стратегия реформирования высшего образования в России сопровождается скорыми темпами, выводя его на более высокий уровень. Основная цель российской стратегии реформирования высшего образования - возрождение и укрепление славы великой,  мировой державы.