В условиях современных преобразований в экономике, политике, социокультурной сфере общество нуждается в коммуникабельных, разносторонне образованных, творчески активных людях, способных самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации.
Постоянное пополнение знаний и умений, самообразование является одним из условий успеха в жизни современного человека. Поэтому важно со школьных лет прививать детям эти умения и навыки, используя все возможности изучаемого предмета, его содержание, методы и формы учебной работы [3].
Рассматривая математику, следует отметить, что ввиду своих специфических особенностей, этот предмет несет огромное развивающее и воспитательное влияние.
Высокая математическая подготовка учащихся является важной стороной развитой личности, определяющей ее готовность к непрерывному образованию, самообразованию, что в свою очередь обеспечивает общественную и производственную активность личности. В связи с этим, предлагаются самые различные формы совершенствования учебного процесса, среди которых огромная роль отводится внеклассной работе школьников [4].
Внеклассные занятия по предмету дают большие возможности для развития способностей школьника, способствуют развитию его творческого потенциала.
Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность ребенка. Управлять этим процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего сам, здесь добытое лично – добыто на всю жизнь.
Под внеклассной работой по математике понимают необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Внеурочные занятия по математике призваны решить целый комплекс задач по углубленному математическому образованию, всестороннему развитию индивидуальных способностей школьников и максимальному удовлетворению их интересов и потребностей. Основные задачи внеклассной работы по математике:
- повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявивших математические способности;
- способствовать возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей математики» [6].
Внеклассная работа по математике является составной частью учебного процесса, естественным продолжением работы на уроке. Она отличается от классной работы тем, что строится на принципе добровольности. Государственных программ по внеклассной работе нет, как нет и норм оценок. Для внеклассной работы учитель подбирает материал повышенной трудности или материал, дополняющий изучение основного курса математики, но с учётом преемственности с классной работой. Здесь может широко использоваться упражнения в занимательной форме.
Несмотря на свою необязательность для школы, внеурочные занятия по математике заслуживают самого пристального внимания каждого учителя, преподающего этот предмет, так как часы на основной курс математики сокращаются. Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна, прежде всего, способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.
Одна из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике – слабый интерес многих учащихся к этому предмету. Интерес к предмету зависит, прежде всего, от качества учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике [11].
Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике, следить за новостями математической науки. Это благотворно сказывается и на качестве его уроков [7].
Основные характерные особенности факультативной работы по математике: некоторая произвольность выбора тематики занятий; разнообразие форм работы с учащимися; занимательность; выделение сравнительно небольшого учебного времени на одну и ту же тему. Факультативная работа с учащимися 5-го класса имеет свои дополнительные особенности. Одна из них – недостаточно развитый, несформированный и еще неустойчивый интерес к предмету у большинства учащихся, принимающих участие в этой работе. Вместе с тем именно на этом этапе у учащихся такой интерес может и должен начать формироваться. Невозможно не учитывать такие особенности поведения младших школьников, как обязательность, исполнительность, которые позволяют учителю еще до “озорного” возраста 7-8-го классов заинтересовать учащихся предметом. Без внимания учителя к организации факультативной работы в среднем звене общеобразовательной школы многие подростки никогда не придут в математику [5].
Эти обстоятельства подсказывают еще одну особенность проведения факультативных занятий по математике в данном возрасте – на занятия надо приглашать учащихся, не дожидаясь пробуждения у них собственной инициативы. Факультативная работа по математике в 5-м классе должна быть массовой.
Учитывая особенности учеников 5-го класса, можно сказать, что эти учащиеся нередко с большим удовольствием выполняют кропотливую работу и очень любят посильные индивидуальные поручения – подготовить доклад, сообщение, провести необходимые измерения и расчеты, составить список и описание.
Факультативная работа с учащимися своим названием предполагает, что ее проводят вне уроков. Ее основные формы: конкурсы, решения задач, экскурсии, путешествия, математические стенгазеты.
Нецелесообразно на занятиях факультатива проводить систематическое повторение ранее пройденных вопросов, так как основная задача факультативной работы – развитие творческого подхода, повышение уровня математической подготовки, укрепление интереса к познанию окружающего мира, но не обобщение учащимися математических фактов, подлежащих обязательному усвоению. Если учащийся пропустил какое-то занятие, то нет никакой надобности для него организовывать повторение на следующем занятии с задержкой остальных учащихся. Проверка качества учебной работы учащихся необходима и в факультативной работе [9].
Одним из наиболее важных факторов успеха при изучении математики является интерес к предмету. Участниками моего опыта являются учащиеся 5-6 классов, желающие увидеть математику с другой стороны. При разработке своих программ я учитывала уровень восприятия необходимого материала. Все задания соответствуют физиологическим и психологическим особенностям учащихся.
Для этой цели предлагается ведение факультативного курса «Изучение основ планиметрии и стереометрии в 5 классе».
Предлагаемая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений учащихся с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Эти методы обучения интересны детям, так как дают им возможность раскрыть свой потенциал, проявить себя в различных видах деятельности, способствуют реализации творческих способностей, учат общаться в коллективе.
Методические материалы для проведения факультативного курса «Изучение основ планиметрии и стереометрии в 5 классе»
Курс «Изучение основ планиметрии, стереометрии и топологии» ставит перед собой целью ознакомление учащихся с основами геометрии и предполагает решение следующих задач:
- В течение всего времени преподавания курса доказать учащимся что математика как наука является отражением реальной действительности.
- Научить работать с чертежными инструментами.
- Учить рациональным приемам решения задач.
- Через решение -занимательных задач научить учащихся рационально использовать свой досуг.
Данный курс предполагает ознакомление с надпредметными материалами по физике, астрономии, географии. В курс включена новая форма контроля, вошедшая в школу и принятая учащимися – тестирование.
Таблица
Тематическое планирование
Тема занятий |
Образовательный продукт |
Содержание |
Оборудование |
|
Введение «В геометрию нет царского пути» |
Учащиеся демонстрируют знания элементарных геометрических понятий, полученных в предшествующих классах. В ходе беседы учащиеся убеждаются в необходимости изучения данного курса. |
Известные геометрические понятия. Легенды, истории, рассказывающие о пользе изучения геометрии. Помощники учителя и ученика: карандаш, линейка, циркуль. Принцип работы с инструментами. |
Плакат: «Геометрия- землеизмерение» Плакаты-рисунки к занимательным задачам. |
|
Мир линий. Решение задач. |
Учащиеся познакомятся с основами классификации. В ходе занятия учащиеся научатся видеть разнообразие линий в окружающей действительности. |
Виды линий: замкнутые, незамкнутые с самопересечениями, без самопересечений. |
Плакат: Линии в нашем окружении. |
|
Главные линии: прямая и окружность. |
В ходе занятий учащиеся будут уметь составлять узоры из линий окружающей действительности. |
Выполнение упражнений на составление узоров из линий. |
Плакат: Линии в окружающем мире.4 |
|
Части прямой: луч, отрезок, ломаная линия. |
Учащиеся будут отличать луч от отрезка. Ученики будут знать новый вид линий: линия, ломаная |
Вычерчивание отрезков, лучей, ломаных линий. Составление рисунка животного из отрезков. Измерение длины полученной линии. |
Линейка, цветные карандаши. Набор для игры «Составь линию». |
|
Окружность |
Учащиеся будут знать закономерность расположения точек на окружности, элементы окружности: диаметр, радиус, дуга, хорда. |
Выполнение упражнений. |
Циркуль, линейка, цветные карандаши. |
|
Окружность. |
Ученики будут использовать окружность для составления узоров. |
Составление узоров из окружностей и прямых |
Циркуль, линейка, цветные карандаши. |
|
Окружность. Самостоятельная работа. |
Ученики самостоятельно выполняют предложенные задачи. |
Решение задач. |
Циркуль, линейка карандаш |
|
Окружность и прямая. Решение задач. |
Ученики самостоятельно выполняют предложенные задачи. |
Решение задач |
Циркуль, линейка, карандаш. |
|
Исследовательская работа. |
Ученики определяют вид линии, по которой движется тело |
|
|
|
Как измеряли в старину. |
Ученики убеждаются в необходимости перехода к единой системе измерения. |
Решение задач на перевод устаревших единиц измерения в современные единицы. |
|
|
Как измерить расстояние от Земли до солнца. |
Ученики закрепляют навык в измерении. |
Урок- спектакль. |
Альбом с иллюстрациями к эпизодам к разыгрываемым ситуациям. |
|
Синусоида |
Учащиеся будут знать форму синусоиды. Знать, |
Получение формы синусоиды. Изготовление |
Полоска бумаги, ножницы, |
|
Эллипс |
Учащиеся научатся с помощью подручных средств строить эллипс. Установят зависимость формы кривых от свойства точек данных кривых. |
Построение эллипса. Изготовление шаблона. Элементы эллипса. Театр теней. |
Штатив, лампа, кольцо, картон, 2 булавки, нитка. |
|
Парабола |
Учащиеся научатся распознавать по форме кривую |
Парабола ее элементы, изготовление шаблона. Парабола как одна из возможных траекторий движения спутников вокруг Земли. Где можно увидеть параболу. Театр теней. |
Штатив, лампа, кольцо, картон, шаблон параболы. |
|
Гипербола. |
Учащиеся научатся распознавать по форме кривую |
Гипербола - одна из широко используемых лини в математике, ее отличие от других линий. Гипербола как одна из возможных линий траектории движения спутников вокруг Земли. |
Штатив, лампа, кольцо, картон, шаблон гиперболы. |
|
Циклоида |
Учащиеся научатся строить данную кривую, знать место данной кривой в окружающей действительности. |
Построение циклоиды. Циклоида -пример незамкнутой линии. |
2 картонных круга радиусом 2 см |
|
Гипоциклоида |
Учащиеся научатся распознавать по форме кривую и выполнять ее построение. |
Построение гипоциклоид. Гипоциклоида- пример замкнутой линии. Изготовление шаблона. |
Картон, ножницы, цветные карандаши, циркуль. |
|
Эволюта и эвольвента. |
Учащиеся научатся строить данную кривую, знать место данной кривой в окружающей действительности. |
Изготовление шаблона Построение эволюты и эвольвенты. |
Картон, циркуль, ножницы |
|
Конхоида Никомеда |
Учащиеся научатся строить данную кривую, знать место данной кривой в окружающей действительности. |
Конхоида Никомеда - пример незамкнутой линии. Практическое применение. Изготовление шаблона. |
Циркуль. |
|
Спираль Архимеда |
Учащиеся научатся строить данную кривую, знать место данной кривой в окружающей действительности. |
Изготовление шаблона Спираль линия из окружающего мира. |
Рисунки фотографии объектов природы, имеющих спиралеобразный вид. |
|
Построение спирали с помощью компаса |
Учащиеся научатся строить данную кривую |
Построение спирали. |
Рисунки фотографии объектов природы, имеющих спиралеобразный вид. |
|
Построение спирали с помощью циферблата часов |
Учащиеся научатся строить данную кривую данным способом. |
Построение спирали. |
Рисунки фотографии объектов природы, имеющих спиралеобразный вид. |
|
Трактриса |
Учащиеся научатся строить данную кривую |
Трактриса пример незамкнутой линии |
Перочинный нож, циркуль. |
|
Урок-повторения по теме «Замечательные кривые» |
В ходе решения задач учащиеся повторят изученные линии, их форму, использование той или иной линии на практике |
Решение задач. |
Трафарет с изученными линиями Образцы работ учащихся. |
|
Урок-повторения по теме «Замечательные кривые» |
В ходе решения задач учащиеся повторят изученные линии, их форму использование той или иной линии на практике |
Решение задач. |
Трафарет с изученными линиями Образцы работ учащихся. |
|
Урок-повторения по теме «Замечательные кривые» |
В ходе решения задач учащиеся повторят изученные линии, их форму, использование той или иной линии на практике |
Выполнение творческого задания. |
Трафарет с изученными линиями Образцы работ учащихся. |
|
Лента Мебиуса |
Учащиеся узнают как зарождаются новые направления в области математики. |
Изготовление ленты Мебиуса |
Ножницы, клей. |
|
Многоугольники. Правильные многоугольники. Построение правильного треугольника. |
Ученики будут знать определение правильного многоугольника, научатся строить правильный треугольник. |
Многоугольник как замкнутая ломаная. Название многоугольника по числу имеющихся сторон. Построение правильного треугольника. |
Циркуль, цветные карандаши. Модели многоугольников. |
|
Построение правильного пятиугольника, шестиугольника. |
Учащиеся научатся строить данные многоугольники с использованием чертежных инструментов . |
Построение сюжетного рисунка с использованием моделей правильного пятиугольника, шестиугольника. |
Циркуль, линейка, транспортир. |
|
Многогранники. Платоновы тела Построение гексаэдра, тетраэдра. |
Учащиеся познакомятся с историей появления в математике правильных многогранников и философским обоснованием построения мира на их основе. |
Что такое развертка многогранника Построение развертки тетраэдра, гексаэдра Склеивание. Определение количества вершин, ребер, граней. |
Ножницы, клей, бумага, циркуль, модели правильного треугольника, квадрата. |
|
Октаэдр |
Учащиеся будут знать вид данного многогранника, его развертку, по которой будут уметь строить данный многогранник. |
Построение развертки октаэдра. Склеивание. |
Бумага, клей, ножницы. |
|
Додекаэдр |
Учащиеся будут знать вид данного многогранника, его развертку, по которой будут уметь строить данный многогранник. |
Построение развертки додекаэдра. Склеивание. |
Бумага, клей, ножницы. |
|
Икосаэдр |
Учащиеся будут знать вид данного многогранника, его развертку, по которой будут уметь строить данный многогранник. |
Построение развертки икосаэдра. Склеивание. |
Бумага, клей, ножницы. |
|
Формула Эйлера. |
Учащиеся будут знать формулу Эйлера, понимать, что данная формула справедлива для правильного многогранника. |
Лабораторная работа. Проверить истинность формулы для правильного многогранника, ложность для неправильных многогранников. |
Модели многогранников. |