В настоящее время в математическом образовании основной проблемой является низкая учебная мотивация школьников, что связано, прежде всего, с тем, что в процессе изучения математики не достигается понимание основных математических понятий. Такое непонимание основных понятий во многом объясняется тем, что в обучении не соблюдается необходимая последовательность этапов, ступеней в формировании понятий о математических структурах. Необходимо, как отмечал французский математик Г. Шоке, идти от одного уровня мышления к другому. Задача преподавания помогать ребенку постоянно реконструировать свой умственный мир посредством переходов от одного уровня мышления к другому. Ф. Клейн в своих лекциях для учителей также отмечал необходимость предварительных этапов в изучении основных математических понятий.
В соответствии с этим взглядом, как показано в работах [6], [7], [8], процесс обучения следует рассматривать как многоуровневую систему с обязательной опорой на нижележащие, более конкретные уровни научного познания. Без такой опоры обучение может стать формальным, дающим знание без понимания. В качестве примера использования концепции поэтапности формирования основных понятий рассмотрим процесс формирования в обучении математике понятия величины.
Исторически положительные скалярные величины, как обобщение таких понятий, как длина, площадь, объем, масса, температура и т.д., стали использоваться одними из первых. По мнению видного американского математика Г. Биркгоффа идея величины является более глубокой и более важной, чем понятия и логика арифметики [1, с.61]. Это понятие безусловно может быть отнесено к числу ведущих, стержневых понятий курса математики.
Величины являются составной частью содержания не только математики, но и физики, астрономии, химии, биологии и других наук. Величины существуют не сами по себе, а как отражение различных свойств реальных объектов. Так свойству инертности соответствует величина, называемая массой, свойству пространственной протяженности – длина и т.д.
В первом приближении величины – это такие свойства объектов, которые можно сопоставлять, сравнивать для разных объектов одного и того же рода. Например, в экономике величинами являются такие понятия, как рентабельность, прибыль и т.д. Известный французский математик Жан Дарбу предпочитал основываться на следующем старом определении Л. Эйлера: "величина есть все то, что способно увеличиваться или уменьшаться". К такому определению величины другие математики (например, А.Лебег) относились критически из-за его чрезмерной широты, хотя, как будет показано ниже, дидактически целесообразно это определение взять за основу на определенном этапе развития мышления ребенка.
Величины тесно связаны с понятием измерения. Измерения являются одним из путей познания человеком окружающего мира. Результат измерения выражается числовым значением величины. В процессе исторического развития роль измерений непрерывно возрастает.
Но не каждое свойство объектов, явлений можно измерить. "Надо помнить, – писал академик А.Н.Крылов, – что есть множество "величин", т.е. того, к чему приложены понятия "больше" и "меньше", но величин точно не измеримых, например, ум и глупость, красота и безобразие, храбрость и трусость, находчивость и тупость и т.д. Для измерения этих величин нет единиц, эти величины не могут быть выражены числами..." [4, с.3].
Такие неизмеряемые величины в отличие от привычных измеряемых величин называют латентными. Сравнение таких величин возможно лишь на некоторой интуитивной основе. Однако с развитием науки и накоплением знаний многие величины, ранее причислявшиеся к латентным, стали измеряемыми.
Понятие величины всегда связывалось с числами. Исторически число возникло в результате счета предметов и измерений величин. На это обстоятельство указывал еще древнегреческий философ Аристотель. В принципе понятие величины в математике можно вовсе не вводить и ограничиться понятием числа. Однако понятие величины имеет ясно выраженную прикладную направленность и поэтому в школьном курсе математики наряду с изучением конкретных величин важно, чтобы учащиеся получили достаточно полное и в то же время доступное представление об этом понятии, каковы свойства величины и как ее измерить.
В связи с этим необходимо обратить внимание на разработку согласованного подхода к трактовке понятия величины и смежных с ним понятий в курсах математики и физики. В практике преподавания наблюдается некоторая изолированность этих дисциплин. Многие из этих понятий (величина, измерение величин, число, погрешность и др.) получают неоднозначную трактовку в различных разделах математики и физики, имеются различия в терминологии и символике этих учебных предметов. Такое положение объясняется тем, что математика и физика рассматривают один и тот же объект (в данном случае понятие величины) с различных точек зрения.
Весьма важным является изучение величин и в вузе, особенно педагогическом. Учитель математики должен быть всесторонне подготовлен к изложению различных аспектов этого понятия, знать современные научные подходы к этому понятию, его математические и логические тонкости. К сожалению, этот вопрос выпал из программы математических курсов педвузов. Вопросы измерения геометрических величин оказались разбросанными по разным математическим дисциплинам.
Понятие величины включено в программу курса математики для студентов факультетов подготовки учителей начальных классов, поскольку это понятие является базовым в программе по математике Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Однако не только школьники, но и часто учителя начальных классов обычно затрудняются ответить на вопрос, что же такое величина. Дело, по-видимому, заключается в том, что в силу сложности вопроса, определение величины в явном виде отсутствует не только в упомянутом школьном учебнике, что вполне объяснимо, но и в учебнике для студентов педучилищ и в методических пособиях для учителей. Между тем имеется определение величины, вполне приемлемое на первом этапе изучения этого понятия и вполне доступное студентам.
Большое значение изучению понятия величины в школьном курсе математики придавали как ученые-математики (А.Н.Колмогоров, Н.Я.Виленкин и др.), так и психологи (В.В.Давыдов). Однако, несмотря на усилия этих известных ученых, понятие величины в школьной (а в ряде случаев и в вузовской) математике до сих пор обычно остается без определения и поэтому в практике преподавания часто встречается несколько вольное обращение с этим понятием. Более того, приводимые в учебной математической литературе определения этого понятия даются с различных позиций, на разном уровне строгости, к тому же и сами величины бывают разной природы (скалярные, векторные, тензорные). Как совершенно верно отметил Г. Фройденталь, у математиков есть склонность стричь все скалярные величины под одну гребенку. Между тем нужно помнить о различном происхождении и характере отдельных величин и понимать зависимости между ними [9, с.123-124].
Основной недостаток, на наш взгляд, в изучении величин состоит в том, что не выделены четко этапы, уровни формирования этого понятия. Все это приводит к тому, что учащиеся не имеют четкого представления об этом понятии. Изучение величин идет на протяжении длительного промежутка времени на всем протяжении обучения в школе и частично в вузе, причем не только на уроках математики, но и на уроках физики. Понятие величины в процессе своего формирования проходит несколько этапов. Первый этап, дочисловой, соответствует уровню мышления, который можно назвать уровнем конкретных множеств (возраст учащихся 6-7 лет) [5].
На этом этапе можно исходить из следующего самого общего, самого широкого определения величины: величинами одного рода называются элементы некоторого линейно упорядоченного множества.
Это определение означает, что на множестве величин одного рода задано отношение "<", удовлетворяющее условиям антирефлексивности (т.е. ни для какого элемента x не может быть x<x), транзитивности (т.е. из x<y и y<z следует x<z) и трихотомии (т.е. для любых элементов x и y имеет место одно и только одно из соотношений x=y, x>y или x<y).
Именно такое определение величины подразумевается, хотя, разумеется, и не приводится, в учебнике по математике для 1 класса, написанном по программе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Это определение фактически совпадает с определением величины, данным известным российским геометром В.Ф. Каганом: величиной называют всякое множество, для элементов которого установлены критерии сравнения, удовлетворяющие некоторым постулатам [2, с.101]. Эти постулаты в современной терминологии как раз и означают выполнимость для отношения "<" условий трихотомии и транзитивности, а для отношения "=" кроме транзитивности еще симметричности и рефлексивности (т.е. x=y → y=x и x=x).
Отличие состоит в том, что В.Ф. Каган называет величиной не элемент линейно упорядоченного множества, а все такое множество. Определение В.Ф. Кагана было перенято В.В. Давыдовым при построении своей программы по математике, в основу которой было положено понятие величины. Однако другие математики, например А.Н. Колмогоров, называют величинами именно элементы упорядоченного множества, а не все множество [3].
Поскольку любое числовое множество (подмножество в R) является линейно упорядоченным, то, согласно нашему определению, число – это частный случай величины. Это позволяет обеспечить единство в изучении различных видов действительного числа и вводить в дальнейшем все виды действительного числа как некоторые величины.
Многолетний опыт работы ряда школ по программе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова показывает доступность такого понимания величины для 6-7-летних учащихся.
В определении величины, кроме существования линейного порядка, обычно предполагается, что определена еще операция сложения, обладающая определенными свойствами. Однако у ребенка понятие об операции сложения величин формируется позднее, чем понятие о самой величине, как способ выравнивания величин, как переход от неравенства к равенству. Этот способ введения операции сложения (и вычитания) имеет вполне научное основание и практически осуществлен в уже упоминавшемся учебнике. К тому же есть величины, складывать которые бессмысленно, поскольку они не обладают свойством аддитивности (т.е. ρ(А+В) ≠ ρ(А)+ ρ(В)). Таковы, например, температура разных тел, рентабельность, внимание и т.д.
Поэтому включать требование выполнимости операции сложения в определение величины более целесообразно уже на следующем этапе формирования этого понятия.
На уровне конкретных структур возникает потребность в уточнении понятия величины. После того, как учащиеся получат первоначальное представление о таких величинах, как длина, научатся складывать такие величины, выяснят смысл этой операции и ее свойства, можно переходить к новому этапу в формировании понятия о величине, к новому ее пониманию. На этом этапе можно исходить из следующего определения:
Положительными скалярными величинами называются элементы линейно упорядоченного множества, в котором, кроме отношения порядка "<", определена операция сложения и выполняются следующие условия:
1) a+b=b+a (коммутативность сложения);
2) a+(b+c)=(a+b)+c (ассоциативность сложения);
3) a<b a+c<b+c (монотонность сложения);
4) если a<b, то существует единственная величина с такая, что a+c=b (возможность вычитания);
5) для любой величины а и любого натурального числа n существует величина b такая, что nb=a (возможность деления на n равных частей).
Это определение отличается от определения А.Н. Колмогорова тем, что свойство монотонности приведено в другом виде, пригодном для следующего этапа, и отсутствует свойство архимедовости, которое выполняется не для всех величин (имеются неархимедовы величины) и с которым лучше познакомиться на следующем этапе одновременно с теорией измерений.
Разумеется, и на этом этапе нецелесообразно давать определение величины в явном виде, однако о свойствах скалярной величины (свойствах 1-5) учащиеся должны иметь представление.
На уровне синтеза структур, после того как учащиеся изучат отрицательные числа и начнут изучать физические величины, целесообразно познакомит их и с отрицательными скалярными величинами. На этом этапе в основу определения величины могут быть положены аксиомы упорядоченной группы. Эти аксиомы, как указывал Г. Биркгофф, могут рассматриваться как эмпирические свойства величины [1, с. 61].
Системой скалярных величин называется линейно упорядоченное множество V, в котором, кроме отношения порядка "<", определена операция сложения и выполняются следующие условия:
1) a+b=b+a (коммутативность сложения);
2) a+(b+c)=(a+b)+c (ассоциативность сложения);
3) a+0=a (существование нулевого элемента);
4) a+(a)=0 (существование противоположного элемента);
5) a<b a+c<b+c (монотонность сложения);
6) для любой величины а и любого натурального числа n существует величина b такая, что nb=a (возможность деления на n равных частей).
И на этом этапе в массовой школе определение скалярных величин должно присутствовать только в неявном виде. Особое внимание на этом этапе изучения величин следует уделить взаимосвязям математики и физики. Если в математике величина рассматривается как понятие абстрактное, определенное косвенно или непосредственно через ту или иную систему аксиом, то в физике понятие величины считается интуитивно ясным, поэтому ограничиваются описательными определениями, не претендующими на высокую степень строгости. Поэтому следует обеспечить согласование прежде всего по следующим аспектам:
- введение общих представлений о скалярных величинах, их отличий от векторных величин, о действиях с величинами;
- общность подходов к терминологии и символике;
- общность подходов к измерению величин.
При введении конкретных геометрических величин (длина отрезка, площадь, объем) следует специально выделять те их свойства, которые являются фундаментальными. Особенно важным при рассмотрении величин является изучение длины –одного из основных понятий геометрии, она более математична, более осязаема для учащихся, чем температура или масса. Длина является конкретной моделью понятия величины, на которой можно вполне наглядно изучить все основные свойства этого понятия.
В явном виде аксиоматику скалярных величин целесообразно ввести на следующем этапе, на уровне содержательных структур (причем только в классах с углубленным изучением математики или в вузе). На этом же этапе можно ввести дополнительную аксиому – условие непрерывности, увязав это условие со свойством непрерывности (полноты) действительных чисел. Из всех различных форм условия непрерывности наибольшие преимущества, на наш взгляд, имеет следующая, идущая от Дедекинда, форма:
7) если X и Y– непустые подмножества множества V и X лежит левее Y (т.е. для любого x из X и для любого y из Y x≤y), то существует элемент c, разделяющий эти подмножества (т.е. для любого x и для любого y x≤с≤y).
Эта форма условия непрерывности допускает наглядную геометрическую интерпретацию. Из этого условия, как следствие, может быть получено следующее свойство:
8) Множество непрерывных скалярных величин является архимедово упорядоченным, т.е. для любых a и b из множества V (a>0) найдется натуральное n такое, что na>b.
Такое аксиоматическое изложение теории скалярных величин весьма полезно для будущих учителей математики и позволяет устранить пробелы в изучении величин, отмеченные выше.
Особую роль в теории скалярных величин играет условие архимедовости порядка. При выполнимости этого условия система скалярных величин фактически исчерпывается действительными числами. Этот замечательный факт вытекает из теоремы, доказанной для упорядоченных групп Гельдером: система скалярных величин V с архимедовым порядком изоморфна (с сохранением порядка) подгруппе аддитивной группы действительных чисел с естественным порядком. Эту теорему, являющуюся вершиной теории архимедовых скалярных величин, целесообразно рассмотреть уже на уровне абстрактных структур в вузе.
Кроме архимедовых величин существуют и неархимедовы скалярные величины. Такие неархимедовы величины тесно связаны с гипердействительными числами и с основными идеями нестандартного анализа, которые находят все более широкое применение в преподавании математики на различных этапах обучения.