В настоящее время изучение основ математики остается существенным элементом школьного образования в силу того, что математика обладает огромным образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом. Успешность процесса изучения математики зависит прежде всего от желания учащихся овладеть основами науки. Данные изменения не обошли стороной и наше учебное заведение. Уже пятый год наша школа работает по программам ФГОС.
В своей педагогической деятельности я столкнулась со следующими проблемами:
– проблема несоответствия уровня обученности школьников их реальным возможностям;
– низкий уровень мотивации;
– снижение или отсутствие интереса к предмету;
– высокий уровень тревожности учащихся;
– быстрая утомляемость на уроках и, как следствие, перегрузка учащихся, ухудшение их здоровья.
Очень четко и точно организован подход к изучению математики по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой. В УМК реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей младшего школьного возраста (в познании, общении разнообразной продуктивной деятельности), учитывать технологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.
Методика обучения предметам строится на приобретённом использовании наглядно-образного мышления как типичного для детей данного возраста, на особом внимании к игровым методам обучения и такой организации учебного процесса, которая обеспечивает ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.
Обновление начальной школы предполагает, в том числе, и переход с приоритета репродуктивной и инструктивной деятельности на приоритет поисково-исследовательский. В УМК «Начальная школа XXI» это достигается методикой, при которой школьник осваивает принципиально другую роль – не просто зритель, слушатель, репродуктор, а исследователь. Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания: учащийся может выдвинуть свою гипотезу (рубрика учебника «Выскажи предположение»), выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задания «Выскажи своё мнение»)
Преобладают задания проблемного характера, имеется система специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу.
В УМК впервые для начальной школы разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Так, ролевая игра введена обязательным структурным элементом уроков по окружающему миру, особенно в 1 и 2 классах.
Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, что позволяет создать достаточно высокий эрудиционный, если можно так сказать, фон обучения.
Перспективная начальная школа в своей концепции исходит из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия.
Из опыта работы могу сделать вывод, что данный учебно-методический комплект, в котором принцип интеграции является одним из основных дидактических принципов построения системы обучения, позволяет:
1.снизить утомление
2. уменьшить нагрузку учащихся
3. развивать интерес детей к предметам
4. сохранить здоровье шкoльников
5. подготовить их к дальнейшему успешному обучению
Учебно-методический комплект позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образованная – формирование основных компонентов учебной деятельности (если обсуждать позицию школьника, то это ответ на вопросы «зачем я учусь», «что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу», «каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю», «каковы мои успехи и что у меня не получается»).
Исходя из этого, методика обучения построена на целенаправленном использовании моделирующей деятельности, авторами создана система игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества. В содержании и структуре обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика «Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибки» и др.).
Комплект учебников «Начальная школа XXI века» реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития.
Обновление содержания курса «Математики» шло за счет обогащения его сведениями из различных математических дисциплин (арифметики, алгебры, геометрии, логики) с целью установления перспективы математического образования и формирования готовности к систематическому изучению алгебры и геометрии в основной школе. Принципом реализации деятельного подхода было предъявление материала дискуссионного характера, когда учащиеся в процессе учебного диалога определяют способ построения учебной задачи, обсуждают алгоритм ее решения. Такой подход позволяет существенно уровень математического образования школьников, развить их мышление и воспитать устойчивый интерес к занятиям математикой.
В основе комплекта - целостная концепция начального образования, где каждый учебный предмет в соответствии со своей спецификой и особенностями направлен на достижение главной цели - полноценного индивидуального развития каждого ребенка и его успешного обучения.
УМК обеспечен программой, концепцией, общей методикой, раскрывающей подходы к обучению в каждом классе, и методиками для учителя по предметам.
Основная цель курса математики – математическое развитие, формирование познавательного интереса к изучению математики и основ логики. В учебниках и рабочих тетрадях содержится много оригинальных познавательных, творческих и практических задач. Включены сведения из истории математики, что повышает математическую культуру и эрудицию школьников. Авторы: В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева, Е. Э. Кочурова.
Обновление содержания курса «Математики» шло за счет обогащения его сведениями из различных математических дисциплин (арифметики, алгебры, геометрии, логики) с целью установления перспективы математического образования и формирования готовности к систематическому изучению алгебры и геометрии в основной школе. Принципом реализации деятельного подхода было предъявление материала дискуссионного характера, когда учащиеся в процессе учебного диалога определяют способ построения учебной задачи, обсуждают алгоритм ее решения[2]. Такой подход позволяет существенно уровень математического образования школьников, развить их мышление и воспитать устойчивый интерес к занятиям математикой.
Основная цель курса математики – математическое развитие, формирование познавательного интереса к изучению математики и основ логики. В учебниках и рабочих тетрадях содержится много оригинальных познавательных, творческих и практических задач. Включены сведения из истории математики, что повышает математическую культуру и эрудицию школьников. Авторы: В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева, Е. Э. Кочурова.
Урок математики во 2 классе по программе «Школа XXI века» по теме «Нахождение нескольких долей числа. Наблюдение»
Цели: Создать условия для формирования представлений о долях и нахождении нескольких долей чисел по рисунку.
Результаты:
Личностные: Создать условия для формирования умения принимать учебные цели, проявлять желание учиться (ЛУУД3); признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем(ЛУУД7)
Регулятивные: Самостоятельно организовывать своё рабочее место (РУУД1); определять цель учебной деятельности с помощью учителя (РУУД3); осуществлять само- и взаимопроверку работ (РУУД6);
Познавательные: Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание (ПУУД 1); наблюдать и самостоятельно делать простые выводы (ПУУД7); выполнять задания по аналогии (ПУУД8); сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям (ПУУД6);
Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. (КУУД4); выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре. (КУУД5).
Оборудование: учебник «Математика» (В. Рудницкая, Т. Юдачёва), печатная тетрадь № 2, фишки, презентация.
Таблица
Этапы урока |
Содержание урока |
Деятельность учащихся |
УУД |
1 Орг. момент |
- Проверьте всё ли готово у вас к уроку: учебник, тетрадь, ручка, линейка, простой и цветные карандаши. . |
эмоциональный настрой на урок |
РУУД1
ЛУУД3 |
2. Актуализация |
1.Минутка чистописания. - Откройте тетради, запишите число. - Сегодня пропишем число 53. Что вы можете о нём сказать? (двузначное, т.к. в записи используют два знака (две цифры); нечётное; в числе 53 пять десятков и 3 единицы; соседи числа 52 и 54) - Можно ли получить число 53 с помощью умножения однозначных чисел? 2.Устный счёт. а) Игра – аукцион. - Мы прописывали число 53, какие цифры используют для его записи? - Я вам предлагаю назвать все случаи умножения, в которых встречаются эти цифры. Победит тот, кто называет последний пример. 1 х 5 = 5, 2 х 5 = 10; 3 х 5 = 15; 4 х 5 = 20; 5 х 5 = 25; 6 х 5 = 30; 7 х 5 = 35; 8 х 5 = 40; 9 х 5 = 45; 1 х 3 = 3; 2 х 3 = 6; 3 х 3 = 9; 4 х 3 = 12; 6 х 3 = 18; 7 х 3 = 21; 8 х 3 = 24; 9 х 3 = 27; 7 х 9 = 63; 8 х 4 = 32; 6 х 6 = 36; 6 х 9 = 54; 7 х 8 = 56 б) Геометрический материал. - На слайде даны несколько фигур, разбейте их на группы по определённому признаку. (треугольники, многоугольники, фигуры, не имеющие углов) в) Определение доли числа. - Назовите закрашенную часть фигуры. - Оцените работу на устном счёте. |
Прописывают Дают небольшую характеристику числу
нет
Участвуют в аукционе
Классифицируют фигуры, обосновывая своё решение называют |
РУУД1
ПУУД8
КУУД4
ПУУД7
ПУУД6 РУУД6 |
3. Самоопределение к деятельности. Целеполагание. |
- Для разминки я предлагаю вам решить задачу: У Тани было 12 яблок. Треть их она отдала своей подруге Ане. Сколько яблок у Ани? - Как найти треть числа? - Как решить такую задачу? Решение: 12:3=4(яб.) Ответ: 4 яблока - А теперь прочитайте другую задачу: У Тани было 12 яблок. Две трети их она отдала своей подруге Ане. Сколько яблок у Ани? - Найдите, сколько яблок у Ани. - Почему возникла трудность? - Чему будем учиться сегодня на уроке? Учиться находить несколько долей числа. - Сформулируйте тему урока. Нахождение нескольких долей числа.
|
Читают
Разделить на 3 9 : 3
Записывают решение в тетради и на доске
Пытаются, сталкиваются с затруднениями Формулируют тему и цели под руководством учителя |
ЛУУД3
КУУД4
РУУД3 |
4.Открытие нового знания
|
1. Решение проблемы. - Чтобы решить задачу, я вам предлагаю использовать фишки. - Сколько фишек надо выложить? - Каким будет следующий шаг?
- Сколько яблок составляет одна треть? -Запишите действием [2]. - Прочитайте задачу ещё раз. Каким будет следующий шаг? - Покажите на фишках две трети. Сколько яблок они составили? - Что же надо сделать, чтобы найти две трети? - Как это записать? Запишите. Решение: 1) 12 : 3 = 4 (яб.) – одна треть 2) 4 х 2 = 8 (яб.) – две трети, у Ани Ответ: 8 яблок 2.Вывод. - По какому плану мы находили несколько частей числа? 1.Находили одну долю. 2.Брали две доли, выполняя умножение. - Значит, чтобы найти несколько долей числа, сначала необходимо найти … (одну долю) |
12 фишек Находим одну треть яблок 4 яблока
Надо найти две трети
8 яблок Взять одну треть два раза Записывают решение в тетради |
КУУД5
ПУУД7
ПУУД8
РУУД6
ПУУД7 |
5.Первичное осмысление и закрепление. |
1. Работа по учебнику. - Познакомьтесь самостоятельно с решением подобных задач на стр.79-80. № 1 стр.80 - Прочитайте. - Что известно? Что требуется узнать? - Составьте рисунок к данной задаче.[1] ООО / ООО/ ООО /ООО/ ООО/ ООО Серые белые - Можете сразу ответить на главный вопрос? - Чего не знаете? - Можете узнать, сколько составляет шестая часть? - Что можно узнать дальше? - Каким действием? Как? - Запишите решение. Решение: 1) 18 : 6 = 3(кр.) – белые 2) 18 – 3 = 15 (кр.) – серые Ответ: 3 кролика белых, 15 кроликов серых 2. Работа в печатной тетради. № 1 стр.38 - Кто уверен, что может правильно выполнить задание, поставьте на полях тетради «+» (самостоятельно) - Совпал ли ваш прогноз? |
Работают самостоятельно
Участвуют в разборе решения задачи, затем записывают самостоятельно
Проверяют, сличая с эталоном
Прогнозируют результат, работают самостоятельно, оценивают работу |
ПУУД1
КУУД4
ПУУД1
РУУД6
ПУУД8 |
6 Повторение пройденного материала. |
1.Работа по учебнику. № 9 стр.82 - Что значит, увеличить в несколько раз?[2] - Что значит, уменьшить в несколько раз? |
Самостоятельно с последующей проверкой
|
КУУД4 ПУУД1 РУУД6 |
Итог урока и рефлексия |
- Какое открытие сделали? - Как найти несколько долей числа?
|
|
КУУД4 |
Домашнее задание |
Р.т., стр.41, № 11, 12, 13 |
|
|