Полный текст статьи
Печать

В настоящее время изучение основ математики остается существенным элементом школьного образования в силу того, что математика обладает огромным образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом. Успешность процесса изучения математики зависит прежде всего от желания учащихся овладеть основами науки. Данные изменения не обошли стороной и наше учебное заведение. Уже пятый год наша школа работает по программам ФГОС.

В своей педагогической деятельности я столкнулась со следующими проблемами:

– проблема несоответствия уровня обученности школьников их реальным возможностям;

– низкий уровень мотивации;

– снижение или отсутствие интереса к предмету;

– высокий уровень тревожности учащихся;

– быстрая утомляемость на уроках и, как следствие, перегрузка учащихся, ухудшение их здоровья.

Очень четко и точно организован подход к изучению математики по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой. В УМК реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей младшего школьного возраста (в познании, общении разнообразной продуктивной деятельности), учитывать технологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.

Методика обучения предметам строится на приобретённом использовании наглядно-образного мышления как типичного для детей данного возраста, на особом внимании к игровым методам обучения и такой организации учебного процесса, которая обеспечивает ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.

Обновление начальной школы предполагает, в том числе, и переход с приоритета репродуктивной и инструктивной деятельности на приоритет поисково-исследовательский. В УМК «Начальная школа XXI» это достигается методикой, при которой школьник осваивает принципиально другую роль – не просто зритель, слушатель, репродуктор, а исследователь. Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания: учащийся может выдвинуть свою гипотезу (рубрика учебника «Выскажи предположение»), выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задания «Выскажи своё мнение»)

Преобладают задания проблемного характера, имеется система специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу.

В УМК впервые для начальной школы разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Так, ролевая игра введена обязательным структурным элементом уроков по окружающему миру, особенно в 1 и 2 классах.

Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, что позволяет создать достаточно высокий эрудиционный, если можно так сказать, фон обучения.

Перспективная начальная школа в своей концепции исходит из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия.

Из опыта работы могу сделать вывод, что данный учебно-методический комплект, в котором принцип интеграции является одним из основных дидактических принципов построения системы обучения, позволяет:

1.снизить утомление

2. уменьшить нагрузку учащихся

3. развивать интерес детей к предметам

4. сохранить здоровье шкoльников

5. подготовить их к дальнейшему успешному обучению

Учебно-методический комплект позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образованная – формирование основных компонентов учебной деятельности (если обсуждать позицию школьника, то это ответ на вопросы «зачем я учусь», «что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу», «каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю», «каковы мои успехи и что у меня не получается»).

Исходя из этого, методика обучения построена на целенаправленном использовании моделирующей деятельности, авторами создана система игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества. В содержании и структуре обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика «Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибки» и др.).

Комплект учебников «Начальная школа XXI века» реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития.

Обновление содержания курса «Математики» шло за счет обогащения его сведениями из различных математических дисциплин (арифметики, алгебры, геометрии, логики) с целью установления перспективы математического образования и формирования готовности к систематическому изучению алгебры и геометрии в основной школе. Принципом реализации деятельного подхода было предъявление материала дискуссионного характера, когда учащиеся в процессе учебного диалога определяют способ построения учебной задачи, обсуждают алгоритм ее решения. Такой подход позволяет существенно уровень математического образования школьников, развить их мышление и воспитать устойчивый интерес к занятиям математикой.

В основе комплекта - целостная концепция начального образования, где каждый учебный предмет в соответствии со своей спецификой и особенностями направлен на достижение главной цели - полноценного индивидуального развития каждого ребенка и его успешного обучения.

УМК обеспечен программой, концепцией, общей методикой, раскрывающей подходы к обучению в каждом классе, и методиками для учителя по предметам.

Основная цель курса математики – математическое развитие, формирование познавательного интереса к изучению математики и основ логики. В учебниках и рабочих тетрадях содержится много оригинальных познавательных, творческих и практических задач. Включены сведения из истории математики, что повышает математическую культуру и эрудицию школьников. Авторы: В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева, Е. Э. Кочурова.

Обновление содержания курса «Математики» шло за счет обогащения его сведениями из различных математических дисциплин (арифметики, алгебры, геометрии, логики) с целью установления перспективы математического образования и формирования готовности к систематическому изучению алгебры и геометрии в основной школе. Принципом реализации деятельного подхода было предъявление материала дискуссионного характера, когда учащиеся в процессе учебного диалога определяют способ построения учебной задачи, обсуждают алгоритм ее решения[2]. Такой подход позволяет существенно уровень математического образования школьников, развить их мышление и воспитать устойчивый интерес к занятиям математикой.

Основная цель курса математики – математическое развитие, формирование познавательного интереса к изучению математики и основ логики. В учебниках и рабочих тетрадях содержится много оригинальных познавательных, творческих и практических задач. Включены сведения из истории математики, что повышает математическую культуру и эрудицию школьников. Авторы: В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева, Е. Э. Кочурова. 

Урок математики во 2 классе по программе «Школа XXI века» по теме «Нахождение нескольких долей числа. Наблюдение» 

Цели: Создать условия для формирования представлений о долях и нахождении нескольких долей чисел по рисунку.

Результаты:

Личностные: Создать условия для формирования умения принимать учебные цели, проявлять желание учиться (ЛУУД3); признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем(ЛУУД7)

Регулятивные: Самостоятельно организовывать своё рабочее место (РУУД1); определять цель учебной деятельности с помощью учителя (РУУД3); осуществлять само- и взаимопроверку работ (РУУД6);

Познавательные: Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание (ПУУД 1); наблюдать и самостоятельно делать простые выводы (ПУУД7); выполнять задания по аналогии (ПУУД8); сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям (ПУУД6);

Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. (КУУД4); выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре. (КУУД5). 

Оборудование: учебник «Математика» (В. Рудницкая, Т. Юдачёва), печатная тетрадь № 2, фишки, презентация. 

Таблица

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

1 Орг. момент

- Проверьте всё ли готово у вас к уроку: учебник, тетрадь, ручка, линейка, простой и цветные карандаши.

.

эмоциональный настрой на урок

РУУД1

 

ЛУУД3

2. Актуализация

1.Минутка чистописания.

- Откройте тетради, запишите число.

- Сегодня пропишем число 53. Что вы можете о нём сказать?

(двузначное, т.к. в записи используют два знака (две цифры); нечётное; в числе 53 пять десятков и 3 единицы; соседи числа 52 и 54)

- Можно ли получить число 53 с помощью умножения однозначных чисел?

2.Устный счёт.

а) Игра – аукцион.

- Мы прописывали число 53, какие цифры используют для его записи?

- Я вам предлагаю назвать все случаи умножения, в которых встречаются эти цифры. Победит тот, кто называет последний пример.

1 х 5 = 5, 2 х 5 = 10; 3 х 5 = 15; 4 х 5 = 20; 5 х 5 = 25; 6 х 5 = 30; 7 х 5 = 35; 8 х 5 = 40; 9 х 5 = 45; 1 х 3 = 3; 2 х 3 = 6; 3 х 3 = 9; 4 х 3 = 12; 6 х 3 = 18; 7 х 3 = 21;

8 х 3 = 24; 9 х 3 = 27; 7 х 9 = 63; 8 х 4 = 32; 6 х 6 = 36; 6 х 9 = 54; 7 х 8 = 56

б) Геометрический материал.

- На слайде даны несколько фигур, разбейте их на группы по определённому признаку.

(треугольники, многоугольники, фигуры, не имеющие углов)

в) Определение доли числа.

- Назовите закрашенную часть фигуры.

- Оцените работу на устном счёте.

Прописывают

Дают небольшую характеристику числу

 

 

нет

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в аукционе

 

 

 

 

 

 

Классифицируют фигуры, обосновывая своё решение

называют

РУУД1

 

 

 

 

 

ПУУД8

 

 

 

 

 

 

 

КУУД4

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД7

 

ПУУД6

РУУД6

3. Самоопределение к деятельности.

Целеполагание.

- Для разминки я предлагаю вам решить задачу:

У Тани было 12 яблок. Треть их она отдала своей подруге Ане. Сколько яблок у Ани?

- Как найти треть числа?

- Как решить такую задачу?

Решение:

12:3=4(яб.)

Ответ: 4 яблока

- А теперь прочитайте другую задачу:

У Тани было 12 яблок. Две трети их она отдала своей подруге Ане. Сколько яблок у Ани?

- Найдите, сколько яблок у Ани.

- Почему возникла трудность?

- Чему будем учиться сегодня на уроке?

Учиться находить несколько долей числа.

- Сформулируйте тему урока.

Нахождение нескольких долей числа.

 

 

Читают

 

Разделить на 3

9 : 3

 

Записывают решение в тетради и на доске

 

 

Пытаются, сталкиваются с затруднениями

Формулируют тему и цели под руководством учителя

ЛУУД3

 

КУУД4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РУУД3

4.Открытие нового знания

 

 

1. Решение проблемы.

- Чтобы решить задачу, я вам предлагаю использовать фишки.

- Сколько фишек надо выложить?

- Каким будет следующий шаг?

 

- Сколько яблок составляет одна треть?

-Запишите действием [2].

- Прочитайте задачу ещё раз. Каким будет следующий шаг?

- Покажите на фишках две трети. Сколько яблок они составили?

- Что же надо сделать, чтобы найти две трети?

- Как это записать? Запишите.

Решение:

1) 12 : 3 = 4 (яб.) – одна треть

2) 4 х 2 = 8 (яб.) – две трети, у Ани

Ответ: 8 яблок

2.Вывод.

- По какому плану мы находили несколько частей числа?

1.Находили одну долю.

2.Брали две доли, выполняя умножение.

- Значит, чтобы найти несколько долей числа, сначала необходимо найти … (одну долю)

 

 

 

12 фишек

Находим одну треть яблок

4 яблока

 

Надо найти две трети

 

8 яблок

Взять одну треть два раза

Записывают решение в тетради

 

КУУД5

 

 

 

ПУУД7

 

 

 

 

ПУУД8

 

 

 

 

 

 

 

 

РУУД6

 

 

 

ПУУД7

5.Первичное осмысление и закрепление.

1. Работа по учебнику.

- Познакомьтесь самостоятельно с решением подобных задач на стр.79-80.

№ 1 стр.80

- Прочитайте.

- Что известно? Что требуется узнать?

- Составьте рисунок к данной задаче.[1]

ООО / ООО/ ООО /ООО/ ООО/ ООО

Серые белые

- Можете сразу ответить на главный вопрос?

- Чего не знаете?

- Можете узнать, сколько составляет шестая часть?

- Что можно узнать дальше?

- Каким действием? Как?

- Запишите решение.

Решение:

1) 18 : 6 = 3(кр.) – белые

2) 18 – 3 = 15 (кр.) – серые

Ответ: 3 кролика белых, 15 кроликов серых

2. Работа в печатной тетради.

№ 1 стр.38

- Кто уверен, что может правильно выполнить задание, поставьте на полях тетради «+»

(самостоятельно)

- Совпал ли ваш прогноз?

 

Работают самостоятельно

 

Участвуют в разборе решения задачи, затем записывают самостоятельно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют, сличая с эталоном

 

 

Прогнозируют результат, работают самостоятельно, оценивают работу

 

ПУУД1

 

 

 

 

КУУД4

 

ПУУД1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РУУД6

 

 

 

 

ПУУД8

6 Повторение пройденного материала.

1.Работа по учебнику.

№ 9 стр.82

- Что значит, увеличить в несколько раз?[2]

- Что значит, уменьшить в несколько раз?

 

Самостоятельно с последующей проверкой

 

 

 

 

КУУД4

ПУУД1

РУУД6

Итог урока и рефлексия

- Какое открытие сделали?

- Как найти несколько долей числа?

 

 

КУУД4

Домашнее задание

Р.т., стр.41, № 11, 12, 13