Цель занятия: повторение материала, изучаемого на уроках математики; развитие интереса к предмету и расширение кругозора учащихся; развитие межпредметных связей математики и истории (краеведения); сформировать представление о том, что такое «малая родина» и познакомить учащихся с некоторыми фактами истории родного края.
Тип занятия: интегрированный; повторение пройденного материала (рациональные способы вычисления, действия с обыкновенными дробями и смешанными числами, нахождение части от числа, упрощение буквенных выражений).
Форма проведения: групповая.
Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
«Все уроки, как люди, похожи и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон:
Ведь бывают уроки, как радостный праздник,
А бывают они, как мучительный сон».
Всеволод Троицкий.
В своей практике я часто использую различные формы нестандартных уроков и для того, чтобы вызвать интерес к своему предмету - математике, и для расширения знания учащихся в других областях. Но в рамках классно-урочной системы такие занятия проводятся не так часто, поскольку математическая программа очень насыщенная и время для «развлечений» не так уж и много. Теперь же, в условиях ФГОС 2 поколения, когда есть внеурочная деятельность, учителям легче распределять обязанности: урок остается уроком, а всевозможные игровые, нестандартные, интегрированные занятия можно проводить как внеурочное занятие (кружок). Предпочтение я отдаю интегрированным занятиям. Интеграция – это взаимопроникновение, слияние нескольких школьных предметов в одном учебном материале. Интегрированные уроки и внеурочные занятия всегда вызывают большой познавательный интерес у учащихся. Для 5 класса я разработала интегрированное занятие «Химки – моя малая родина», одной из целей которого было развитие интереса к родному краю, формирование представления о том, что такое «малая родина» и знакомство учащихся с некоторыми, может быть неизвестными, фактами из истории нашего города Химки и его окрестностей.
Занятию предшествовала большая подготовка. В начале - был собран краеведческий материал, из которого я отобрала факты, на мой взгляд, малознакомые учащимся и те, мимо которых пройти было невозможно (посвященные ВОВ). Далее началось составление математических заданий. Они должны были быть не только разнообразными, но и соответствовать программе и ФГОС ООО. Структура заданий такова, что выполняя их, учащиеся могут получить ответ на краеведческий вопрос. Так, например, они узнают современное название района, где до сегодняшнего времени сохранились остатки усадьбы *Середниково*, в которой в 1829-1832 годах проводил лето у своей бабушки юный поэт Михаил Лермонтов.
Рис. 1
Или, например, что означает слово «авангард». Ведь именно авангард французских войск разгромил отряд ополченцев, состоящий из местных жителей. Никто из моих учеников не знал, что во время Отечественной войны 1812 года в наших краях происходили сражения с наполеоновскими войсками, грабившими села и деревни Подмосковья.
Рис. 2
Разрабатывая урок, внеурочное занятие (кружок) или внеклассное занятие оно должно соответствовать новому стандарту образования. В частности, затрагивать вопросы духовно-нравственного развития, ориентироваться на воспитание гражданина своей страны, знающего и уважающего свою историю. И в краеведческую часть разработанного мной занятия, я не могла не включить эти моменты. Наш город – героический. Названия улиц служат своего рода летописью исторических событий. Улица 9 Мая, в грозном 1941 году в этом районе были построены оборонительные сооружения, здесь проходила линия обороны столицы. Протаранив немецкий юнкерс, геройски погиб Михаил Родионов. Именем героя войны Родионова названа соседняя с нашим лицеем улица.
Рис. 3
Всегда стараюсь использовать на своих уроках и занятиях стихи, цитаты, отрывки из литературных произведений.
«Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть,
— Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь». С. А. Есенин
Введение эстетического фактора в обучение способствует развитию мотивации и интереса учащихся к изучению математики [1]. Кроме того, они создают определенную атмосферу. Не стало исключением и данное мероприятие, на котором звучали строки не только Сергея Есенина, но и М. Ю. Лермонтова, и Г. Р. Державина.
Использование мультимедийных средств позволяет включать в ход проведения любого занятия (для иллюстрации) фотографии, картины, видео-отрывки. Считаю это необходимым не только для визуализации того или иного момента, но и для переключения внимания. Монотонность изложения не вызовут эстетического удовлетворения школьников [1]. А значит, и информация не дойдет до слушателя. Но, кроме того, подбирая фотографии к занятию, я старалась, чтобы они вызывали определенные эмоции. Так, например, учащиеся точно запомнили, что усадьба «Середниково» настолько красива, что и сегодня там снимают многие исторические картины.
Рис. 4
Уже после проведения занятия, эта тема так заинтересовала ребят, что они начали сами придумывать математические задачи, используя найденные факты. Ценность такого подхода состоит в том, что ему (ученику) приходится совершать взаимно обратные мыслительные действия. Привлекая учащихся к составлению заданий, мы получаем еще один важный вид их размышлений [2]. А ведь это не что иное, как одно из требований Стандарта: формирование готовности к самообразованию. И это занятие подтолкнула моих учеников к проектным работам под общим названием «Химки в цифрах и фактах». Но это уже другая история.