Полный текст статьи
Печать

Высокие темпы развития научно — технического прогресса, условия неопределенности и постоянно меняющейся внешней среды приводят к тому, что все предприятия и организации для удержания или для улучшения своих позиций на рынке должны заниматься внедрением инноваций в процесс производства и обслуживания [3].

Инновации подразумевают, прежде всего, инновационный подход, инновационные процессы и осуществление инновационной деятельности. Инновационная деятельность – это целенаправленная и организованная творческая деятельность, состоящая из совокупности различных видов работ, взаимоувязанных в единый процесс по созданию, производству и реализации инноваций.

Основу инновационной деятельности во всех секторах экономики составляет реализация достижений научно-технического прогресса,  именно он обеспечивает повышение эффективности и конкурентоспособности предоставляемых услуг, и технологических способов оказания их потребителям.

Экономический кризис оказывает негативное влияние на функционирование предприятий: наблюдается спад деятельности, замедление инновационных процессов. Но кризис нельзя рассматривать только как повод отказаться от инновационных целей и преобразований. В кризисной ситуации для организаций максимально важно переосмыслить происходящие вокруг изменения, оценить отрицательные факторы, найти свои сильные стороны, увидеть новые возможности. Инновационная деятельность в этих условиях обеспечивает предприятиям конкурентные преимущества, служит специфическим инструментом дальнейшего развития.

Значение инновационной деятельности проявляется в следующем:

1) позволяет адаптироваться к изменяющимся условиям с наименьшими потерями;

2) является одним из главных условий выживания в нестабильной ситуации, конкурентной борьбе, а также источником развития;

3) способствует поддержанию эффективности деятельности;

4) позволяет сохранить финансовые результаты, обеспечивая в дальнейшем их улучшение;

5) повышает имидж предприятия, его конкурентный статус и т.д.[1].

Опыт предприятий-лидеров свидетельствует, что инновации неизбежны и управляемы. В этой связи особое место в системе управления должно отводиться управлению инновационной деятельностью, которое можно рассматривать как системный процесс организационного воздействия на инновационную деятельность со стороны руководства предприятия посредством реализации мероприятий, направленных на восстановление, сохранение и укрепление его конкурентоспособности, обеспечение стабильности в условиях кризиса, а в дальнейшем и экономического роста.

К основным принципам управления инновационной деятельностью в условиях кризиса относятся:

– срочность реагирования, так как появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом, но и порождает новые сопутствующие ему явления. Поэтому чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большими возможностями к восстановлению будет располагать предприятие;

– адекватность реагирования на степень реальной угрозы инновационной деятельности, финансовому равновесию фирмы;

– полнота реагирования, т.е. полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния;

– ориентация на достижение успеха.

Практика показывает, что основными факторами, препятствующими развитию инновационной деятельности, являются недостаток денежных средств и высокая стоимость нововведений. Нельзя забывать и о том, что внедрение инноваций или подготовка к данному процессу может вести за собой различные конфликтные и противоречивые ситуации, которые, несомненно, будут являться отправной точкой для неизбежного снижения эффективности деятельности предприятия. Таким образом, можно сказать, что для получения положительного эффекта от инновационной деятельности организация, в том числе и трудовой коллектив, должны быть готовы к предстоящим изменениям. Кроме того, многие компании  испытывают недостаток в финансовой поддержке со стороны государства, информации о новых технологиях, рынках сбыта, а также в квалифицированном персонале. Неэффективность нормативно-правовой базы, неразвитость инновационной инфраструктуры, неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности также оказывают негативное влияние на развитие инновационной деятельности.

Руководители предприятий в основной своей массе предпочитают достижение количественных показателей в ущерб качественному развитию, целью которого является достижение требуемого для устойчивого положения на рынке уровня конкурентоспособности. Инновационная деятельность по тому или иному направлению осуществляется на многих предприятиях, однако, она не является частью общей стратегии развития. Поэтому инновационные процессы, как правило, не системны, не взаимосвязаны в достижении общих стратегических целей, управление инновационными процессами осуществляется локально, и потому не дает ощутимых результатов.

Система управления инновационной деятельностью в условиях кризиса должна включать две подсистемы: управляющую (руководство предприятия, основными функциями управления которого являются стратегический маркетинг,  планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация, регулирование и координация) и управляемую (инновационная система фирмы, формируемая в целях успешной реализации целей развития и инновационных стратегий).

Согласно теории системного подхода, основными принципами, положенными в основу модели управления инновационной деятельностью предприятия, являются [1]:

- целостность и комплексность – рассмотрение инновационной деятельности предприятия как целостного единства, определение всех существующих взаимосвязей внутри нее, а также между системой и внешней средой;

- инвариантность – наличие различных альтернатив (средств и методов) в достижении инновационных целей;

- оптимальность – рассмотрение возможных вариантов состояния, структуры инновационной системы, ее организации и инновационных процессов, в ней происходящих, в целях выбора предпочтительных решений;

- динамичный характер – рассмотрение развития инновационной деятельности, динамических взаимодействий во времени;

- структуризация – возможность изучения строения, внутренней формы или организации инновационной системы при учете единства взаимосвязей между элементами;

- функциональность – совместное рассмотрение структуры и функций с приоритетом функций над структурой.

 

Как свидетельствует анализ литературных источников, в работах отечественных и зарубежных авторов достаточно подробно рассматриваются вопросы управления инновационной деятельностью, но весьма ограниченно освещается инструментарий ее оценки. Существуют различные подходы к данному вопросу. Например, часто инновационную деятельность приравнивают к инвестиционной, это ведет к тому, что для оценки эффективности внедрения инноваций в организации используют показатели оценки инвестиций. Нельзя сказать, что данный подход неверен, но стоит принимать во внимание тот факт, что данные показатели не всегда могут отражать инновационную способность и активность предприятия.

Анализ существующих методик оценки инновационной деятельности предприятий выявил четыре группы показателей, направленных на изучение:

1) инновационной активности;

2) инновационного потенциала;

3) эффективности инновационной деятельности;

4) конкретной инновации [2].

Все вышесказанное предопределяет необходимость разработки системы унифицированных показателей для оценки уровня инновационной деятельности, что будет способствовать повышению обоснованности управленческих решений и выбора приоритетных направлений инновационного развития в условиях кризиса.

Проведенный анализ показателей, используемых на практике для характеристики инновационной деятельности организаций, обусловил следующий выбор (табл.1).

Таблица 1

Показатели оценки  инновационной деятельности предприятия

 

Показатель

 

Формирование показателя

1. Динамика оказанных инновационных услуг

Отношение текущего объема оказанных инновационных услуг предприятия к предыдущему

2. Доля оказанных инновационных услуг в общем объеме оказанных услуг

Отношение объема оказанных инновационных услуг к общему объему оказанных услуг

3. Динамика затрат на инновации

Отношение текущего объема затрат на инновации предприятия к предыдущему

4. Доля затрат на инновационную деятельность в общем объеме затрат

Отношение средств, выделяемых предприятием на финансирование инновационной деятельности, к общему объему всех затрат

5. Доля затрат на инновационную деятельность в выручке

Отношение затрат на финансирование инноваций к выручке

6.Количество реализованных инноваций

Число новых продуктов и услуг, введенных на рынок за период

7. Инновационная активность работников

Отношение персонала, занимающегося непосредственно разработкой новых продуктов и технологий, к среднесписочному составу всех работников предприятия

8. Доля имущества, предназначенного для инновационной деятельности

Отношение стоимости имущества, участвующего в инновационной деятельности, к общей стоимости имущества

9. Обеспеченность интеллектуальной собственностью

Наличие у предприятия интеллектуальной собственности и прав на нее в виде патентов на изобретения, программ ЭВМ, товарных знаков, знаков обслуживания и др.

10.Результативность инновационной деятельности

Отношение реализованных инноваций к общему числу выдвинутых идей

11.Скорость внедрения инноваций

Время от предложения инновации до ее внедрения, дни

12.Прибыль от инновационной деятельности

Разность между выручкой  от инновационной деятельности и затратами на ее реализацию

13.Рентабельность инноваций

Отношение финансового результата от инноваций к затратам на их финансирование

 

В заключение хотелось бы отметить, что данный вариант системы показателей может быть изменен и дополнен в соответствии с определенными условиями и этапом развития организации.

Таким образом, инновации являются важнейшим фактором конкурентоспособности, а активизация управления инновационной деятельностью в кризисных условиях обеспечивает конкурентные преимущества предприятия. Предлагаемая система показателей оценки уровня развития инновационной деятельности поможет предприятиям оптимизировать процесс управления внедряемыми инновациями.