Полный текст статьи
Печать

Человек в современном мире постоянно подвергается нервным перегрузкам. Негативные переживания, которые не могут быть выражены в социально приемлемой форме, приводят к напряжению нервной системы, неврозам и психосоматическим заболеваниям. Стресс оказывает влияние на все сферы жизни человека. Стрессу подвержены дети и подростки. Это связано с возрастными кризисами, с нарушениями в эмоциональной сфере, неправильным воспитанием, непониманием со стороны окружающих.

Цель данной работы – исследование влияния рисования мандалы на психологическое самочувствие учеников.

В качестве объекта экспериментальной работы для осуществления экспериментальной деятельности выступает метод «Мандала», положительно влияющий на коррекцию эмоциональной сферы учащихся.

Предмет экспериментальной работы – эмоциональная сфера учащихся.

В качестве гипотезы экспериментальной работы взято предположение о том, что работа с мандалой должна положительно сказаться на эмоциональном состоянии учащихся.

Диагностический инструментарий – 8-цветовая методика М. Люшера. Срок проведения эксперимента: сентябрь-октябрь 2015 г. База эксперимента: учащиеся 2а, 4б, 7а классов, всего 58 человек.

Эксперимент проходил в 3 этапа: сначала проводилось измерение состояния каждого учащегося по методике М. Люшера, затем испытуемым раздавались бланки с чёрно-белыми схемами мандал, которые необходимо было раскрасить по своему вкусу; затем снова проводился замер психического состояния учеников.

По результатам эксперимента во всех классах, не зависимо от возраста, времени проведения и пола, испытуемые разделились на 3 категории:

  1. ученики, эмоциональное напряжение которых в ходе эксперимента снизилось;
  2. ученики, эмоциональное напряжение которых в ходе эксперимента повысилось (38%). Это значит, что рисование мандал не только не улучшает их психическое состояние, но и вызывает раздражение и досаду. В основном, это ученики активные, а некоторые даже гипер-активные, поэтому рисование мандал или другая кропотливая работа в качестве психотерапевтических приёмов им противопоказаны;
  3. ученики, на психическое состояние которых метод «Мандала» никак не повлиял – их эмоциональный фон остался без изменений. Им просто не имеет смысла использовать данный метод в качестве терапевтического. Особенно невосприимчивыми к этому приёму оказались самые младшие испытуемые – второклассники.

Выводы

  1. Метод «Мандала» действительно может оказывать положительное влияние на эмоционально-психическое состояние человека, независимо от возраста и пола.
  2. Этот метод эффективен не для всех, хотя и вреда он не наносит.
  3. Методы психотерапии необходимо подбирать индивидуально, в зависимости от личностных особенностей – свойств темперамента и характера.
  4. Гипотеза частично подтвердилась.
  5. Можно провести дальнейшие исследования по проблеме влияния метода «Мандала» на представителей различных типов темперамента.