На сегодняшний день средства массовой информации также находятся в поиске так называемой золотой середины. Сейчас этот процесс, прежде всего, тесно связан с крушением социалистической системы в мире и в России, с ликвидацией доминирования идей партийности в СМИ, с официальным низведением института цензуры. [ 1 ]
Надо заметить, что выразительность и полнота речи связаны, прежде всего, со словом, так как слово – это основная единица языка, самая заметная и значимая, главный элемент художественного средства. С помощью слова мы можем не только назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия, но и выразить самые разнообразные эмоции, ассоциации, позиции, оттенки значения, показать, например, как говорящий оценивает предмет речи или субъект речи. Этот момент очень важен. Ведь для того, чтобы у аудитории сформировалось правильное видение проблемы, поступка того или иного человека, необходимо наиболее полно, наиболее красочно описать с помощью выразительных возможностей языка ту или иную ситуацию.
Изобразительно-выразительные средства русского языка многочисленны и разнообразны. Если художник передает красоту материального и духовного мира посредством красок, линий, цвета, то мастер слова передает красоту материального и духовного мира с помощью слова, лексических, синтаксических, морфологических, стилистических возможностей языка. На этом фоне из всего мы провели анализ современных текстов, относящихся к разным жанровым формам: к информационным жанрам, к аналитическим жанрам и к художественно-публицистическим.
Следует заметить, что ничего сверхъестественного в выбранных публикациях мы не обнаружили, количество и качество использования выразительности языка зависело от той или иной жанровой формы. Соответственно, меньше всего изобразительно-выразительных средств используется авторами в аналитической журналистике, больше всего – в художественно-публицистической. Также мы выделили после анализа языковых средств создания образности среди остальных информационных жанров репортаж, так как в нем был представлен весь арсенал изобразительно-выразительных средств: от фонетических средств выразительности до стилистических средств выразительности.
При этом понятие изобразительно-выразительные средства зиждется не только на возможностях слова, как единицы конкретного языка, но и базируется на ключевых универсалях: изобразительности и выразительности.
Изобразительность — это качество речи, которое делает ее наглядной. Она основывается не только на понятийной, но и на образной информации (зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной). Изобразительная речь быстрее воспринимается, вызывает эмоции и тесно связана с оценочностью. Поэтому она лучше сохраняется в памяти.
Выразительность - это такое качество речи, которое привлекает внимание слушателя и заставляющее слушателя фиксироваться именно на том, о чем говорится. Выразительная речь способна "удержать на плаву" любое публицистическое сообщение в потоке информации. Выразительные средства языка позволяют автору выделить главное в сообщении и этим облегчить его восприятие.
Следовательно, изобразительно-выразительные средства языка — это некие приемы, которые делают речь наглядной, образной и особым образом оформляют ее, привлекая к ней внимание.
В наше время телевидение предлагает большое разнообразие информационных программ. Чем же бывает обусловлен выбор зрителя той или иной передачи? Мы постараемся ответить на этот вопрос, рассматривая речь ведущих вне зависимости от содержания программы. Высоких рейтингов добилась авторская программа Л. Парфенова «Намедни». (А именно цикл «1961-1991 наша эра»). В своей речи ведущий использует различные изобразительно- выразительные средства. [ 2 ]
Обратимся к синтаксическому уровню. Явление синтаксического параллелизма оказывается удачным для описания и легко воспринимается зрителями:
1. Голодовка раскручена в лучших традициях. Шесть тысяч работниц швейного объединения имени СССР пишут Рейгану: «Спасите жизнь доктора Хайдера!». Время идет. Рейган молчит. Хайдер голодает. (В данном примере также употреблено жаргонное слово «раскручена»).
2. «Отлавливали» - в данном случае метафора, так как отлавливать можно зверьков, а не людей. Данное слово употреблено в переносном значении для согласования с метафоричным перифразом «ночные бабочки» [Лексическое средство выразительности].
3. Вся заметка автором умышленно делится на две части. Это средство выразительности называется периодом, когда первая часть является эпическим повествованием, а вторая — выводом [Синтаксическое средство выразительности].
4. «Стражи порядка» - перифраз, использованный для синонимичной замены слова полицейские. [Лексическое средство выразительности]
5. «Как сообщает пресс-служба УМВД...» - инверсия, так как изменен нейтральный порядок слов в целях усиления значимости и весомости источника информации [Синтаксическое средство выразительности].
6. «Ночных бабочек отлавливали по саунам, гостиным домам и частным адресам» - присутствует определенная градация: от более дорогого места «обслуживания» к более бюджетному [Синтаксическое средство выразительности].
2. Использование ряда однородных членов предложения в синтаксической конструкции:
Л. Парфенов часто использует метафоры (перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение):
а) Полуночный ковбой гоняет по дорогам без глушителей номеров и прав. (Эта метафора не несет в себе негативной пренебрежительной оценки ведущим представителей неформального объединения рокеров. Она возникает в результате ассоциаций представителя этого объединения на «стальном скакуне» (мотоцикле) с ковбоем на лошади).
Кроме того, мы можем услышать метонимию (перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их смежности (материал - изделие из него, продукт - его производитель, действие - орудие действия и т.д.).
Прежде, чем подвести итог, хотелось бы заметить, что данная проблема до конца не изучена и изученной быть полностью не может, так как, как минимум, у каждого автора есть свой авторских стиль, следовательно, каждый использует различные любимые средства выразительности. Кроме того, на сегодняшний день средства массовой информации также находятся в поиске золотой середины использования изобразительно-выразительного потенциала языка в материалах. [ 3 ]
Можно отметить следующее: в своем творчестве журналисты копирайтеры очень часто прибегают к использованию метафор и к недосказанности. Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.
Изобразительно-выразительные средства языка — приемы, которые делают речь наглядной, образной и особым образом оформляют ее, привлекая к ней внимание.
Изобразительной стороне ораторской речи принадлежит важнейшая, основополагающая роль. Жан-Жак Руссо утверждал, что «...самые убедительные речи, бесспорно, те, где заключено больше всего образов». Безусловно, с ним нельзя не согласиться.