Важнейшим элементом современного экономического образования является активное использование математических методов при изучении экономических событий и явлений [1,2]. В настоящее время перед учреждениями среднего профессионального образования стоят задачи повышения качества образования и воспитания будущего специалиста, а также овладения им основами наук, обеспечение высокого научного и методического уровня преподавания профессиональных дисциплин и модулей [3].
Актуальным на данном этапе развития образования становится вопрос качества математической подготовки специалиста среднего звена по экономическим специальностям. Повышение актуальности данной проблемы вызвано низким уровнем знаний, поступающих и сокращением количества часов на изучение дисциплин математического профиля. С целью повышения качества среднего профессионального образования необходимо использовать новые подходы к подготовке специалиста, в том числе и математической.
Образовательные организации среднего профессионального образования имеют специфические особенности в контингенте обучающихся отличные от общего образования и высшего профессионального. Как показывает практика, контингент обучающихся в учреждениях СПО имеет не только «возрастные» особенности, но и очень часто это «дидактически запущенные дети», вытесненные общим и высшим уровнями образования в сферу среднего профессионального. Количество педагогически запущенных обучающихся в СПО по разным оценкам составляет от 50 до 75%, от общего контингента образовательной организации обучающихся на 1 курсе. Отсутствие базовой математической подготовки 5-9 классов у многих обучающихся сводит на нет образовательный процесс по программе обучения математики в учреждении профессионального образования. Проблемы с качеством математической подготовки в школах и на начальном этапе обучения в профессиональном образовании накладывают отпечаток и на профессиональные дисциплины и модули, которые изучаются студентами, обучающимися преимущественно на технических и экономических специальностях, где знание математики является одним из важнейших элементов успешной профессиональной деятельности.
Качество математического образования в среднем профессиональном образовательном учреждении подвергается влиянию следующих факторов:
- качество федеральных государственных образовательных стандартов;
- рабочие программы по дисциплинам математического цикла и их содержание;
- уровень математической подготовки абитуриента;
- профессиональный уровень педагогов;
- материальная база образовательной организации;
- социальная защищенность педагогического персонала и обучающихся [4].
В ситуации сложившейся в современном среднем профессиональном образовании при решении проблемы именно математического образования необходимо постоянно помнить о том, что будущая профессия обучающегося не математика, но при этом не забывать, в своей дальнейшей профессиональной деятельности им придется пользоваться математическими моделями и методами. Некоторые преподаватели специальных дисциплин считают, что для решения конкретных профессиональных задач, обучающихся необходимо обучать специальной математике. Как отмечает В.Д. Земзюлина: «Нет такой «специальной» математики. Смысл теоремы Пифагора или какой-либо другой не зависит от того, кто их использует: инженер, экономист, агроном или менеджер» [4]. Для того что бы построить обучение математике с учетом будущей профессиональной деятельности необходимо определить содержание и объем курса математики. Например, объем математики изучаемый студентами экономического и технического профиля будет совершенно различным. Помимо содержания и объема необходимо произвести подбор методов обучения, примеров и задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью обучающихся. Дисциплина математика изучается студентами специальности «Операционная деятельность в логистике» в течении 3 семестров. В первый семестр преподаватель математики решает следующие проблемы:
- привитие математической культуры и грамотности;
- развитие навыков логического мышления;
- учесть разноуровневость математической подготовки обещающихся [5].
Закрепление и дальнейшее использование математических методов и моделей осуществляется преподавателями специальных дисциплин и модулей. Основным инструментом повышения качества математической подготовки и оценки формирования профессиональных компетенций являются типовые профессиональные задачи, основанные на математических методах и моделях.
Использование математических моделей и методов при конструировании типовых профессиональных задач особенно актуально для будущих логистов. Математические методы используются во всех функциональных областях логистики, для наиболее эффективного изучения логистических процессов предприятия и прогнозирования их изменения в будущем. На основе изучения математических моделей в логистике делаются предположения о поведении различных логистических систем. Правильность управленческого решения в логистической системе зависит о правильности построения математической модели. На основании сказанного можно сделать вывод о том, что повышение качества математической подготовки будущего специалиста в области логистики является важнейшей задачей современного образовательного процесса. В следствии этого возникает потребность разработки новых подходов к процессу обучения и условий при которых этот процесс будет максимально эффективным [6]. Образовательный процесс должен быть направлен на подготовку специалиста соответствующего уровня и профиля, который должен быть конкурентоспособным на рынке труда, и владеть своей профессией.
Построение типовых профессиональных задач, основанных на математических методах и моделях имеет ряд особенностей:
- строгая логическая основа (логическая стройность и строгость является главным преимуществом математических наук);
- данные методы опираются на абстрактное мышление
- специфика терминологии [7].
Учебный план обучающихся специальности «Операционная деятельность в логистике» включает общий курс математики, элементы высшей математики, общую и экономическую статистику. Общий курс математики является фундаментом математического образования, в то время как элементы высшей математики и статистика направлены на применение математических методов в прикладных задачах. Решение прикладных типовых профессиональных задач осуществляется в рамках изучения профессиональных модулей. Согласно федеральному государственному стандарту среднего проф. образования по специальности «Операционная деятельность в логистике» обучающиеся проходят 4 профессиональных модуля:
ПМ.01 - Планирование и организация логистического процесса в организациях (подразделениях) различных сфер деятельности.
ПМ.02 - Управление логистическими процессами в закупках, производстве и распределении.
ПМ.03 - Оптимизация ресурсов организаций (подразделений), связанных с материальными и нематериальными потоками.
ПМ.04 - Оценка эффективности работы логистических систем и контроль логистических операций [8].
Задачей педагогических работников для обеспечения качества математической подготовки обучающихся по специальности «Операционная деятельность в логистике» является создание системы типовых профессиональных задач, основанных на математических моделях и методах. Система задач должна состоять из модулей, которые охватывают все профессиональные вопросы в деятельности логиста и формировать 4 группы компетенций.
Типовая профессиональная задача – это модель реальной проблемной ситуации, которая может возникнуть в дальнейшей профессиональной деятельности обучающегося [9]. Решение типовых профессиональных задач подразумевает наличие профессиональной математической деятельности (ПМД). ПМД – это система целенаправленных и мотивированных действий, направленных на формирование профессиональных компетенций, которые включают:
- формулировку постановки математической профессиональной задачи;
- видение практической проблемы и соотнесение с ней фактического теоретического материала;
- выдвижение гипотезы;
- использование приемов аналогии;
- выражение математической проблемы в конкретных познавательных задачах;
- комбинирование известных компонентов;
- создание новых сочетаний и комбинаций;
- поиск альтернативы известными решениями [10].
Решение типовых профессиональных задач позволит сформировать математически грамотного специалиста в области логистики. Математическая грамотность логиста – это способность специалиста определять и понимать роль математики в сфере логистики, высказывать математические суждения и использовать математику так что бы удовлетворять свои профессиональные потребности. Согласно ФГОС СПО «Операционная деятельность в логистике» можно выделить следующие компоненты математической грамотности операционного логиста: организовывать проведение логистических операций во внутрипроизводственных процессах предприятия; анализировать и проектировать на уровне подразделения (участка) логистической системы управления запасами и распределительных каналов; рассчитывать основные параметры складских помещений; планировать и организовывать внутрипроизводственные потоковые процессы; определять потребности в материальных запасах для производства продукции; применять методологические основы базисных систем управления запасами в конкретных ситуациях; оценивать рациональность структуры запасов; определять сроки и объемы закупок материальных ценностей; проводить выборочное регулирование запасов; рассчитывать показатели оборачиваемости групп запасов, сравнивать их с показателями предыдущих периодов (нормативами); организовывать работу склада и его элементов; определять потребность в складских помещениях, рассчитывать площадь склада, рассчитывать и оценивать складские расходы; выбирать подъемно-транспортное оборудование, организовывать грузопереработку на складе (погрузку, транспортировку, приемку, размещение, укладку, хранение); рассчитывать потребности в материальных ресурсах для производственного процесса; рассчитывать транспортные расходы логистической системы; использовать теоретические основы стратегического планирования в процессе участия в разработке параметров логистической системы; применять методы оценки капитальных вложений на практике; производить расчеты основных показателей эффективности функционирования логистической системы и ее отдельных элементов; разрабатывать и осуществлять контрольные мероприятия на различных стадиях логистического процесса; анализировать показатели работы логистической системы и участвовать в разработке мероприятий по повышению ее эффективности [8].
Процесс формирования математической грамотности при решении типовых профессиональных задач включает следующие этапы:
1) Мотивационный – на данном этапе осуществляется создание мотивационной сферы. Разъяснение обучающимся необходимости решения типовых профессиональных задач для дальнейшей профессиональной деятельности.
2) Теоретический (когнитивно-операционный компонент) – на этом этапе выявляется связь между данными и искомыми фактами. Данный компонент включает совокупность знаний и умений решения профессиональных математических задач и способность оперировать математическими терминами. Содержание этого этапа определяется документами, регулирующими образовательную деятельность.
3) Математическое моделирование – на данном этапе применяются известные факты для описания процессов действительности, конструируется математическая модель исследуемых логистических процессов. Третий аспект формирования математической грамотности включает закономерности протекания математической подготовки и эталоны, которым должны соответствовать его результаты.
4) Этап рефлексии – осмысление полученных результатов[6,11].