В сегодняшнем мире увеличивается необходимость в активных, самостоятельно думающих и действующих профессионалах, которые не просто приспосабливаются к возникающим ситуациям, но и меняют их в соответствии с общественными и профессиональными задачами, стремительно преобразовывают собственную деятельность и себя в ней. Обстоятельством успешной творческой деятельности и постоянного самосовершенствования в ней считается формирование профессиональной субъектности как интегративного качества, который обеспечивает непрерывное поступательное саморазвитие и продуктивную самореализацию специалист в профессии.
Вопрос о субъектности неразделимо связан с проблемами выбора и ценностей. В данное период времени в РФ вопрос ценностей молодого поколения становиться стратегически значимой проблемой, которая устанавливается в философских науках, в педагогике и в психологии. В свете недавних общественных перемен, связанных с перестройкой социального уклада, интеграцией России в международное сообщество и Болонский процесс, у студентов и абитуриентов возникло преимущественно больше возможностей профессионального предпочтения, чем у предыдущих поколений, но отсутствует стратегия реализации данного выбора.[3]
Подростки и юноши с несформировавшейся субъектностью, далеко не обладающие желанием для независимого, осмысленного выбора профессии и неспособные данный выбор реализовать, дают возможность выбора родителям, рекламе и т.д Обучение в высших учебных заведениях предполагает собою особый момент в жизни человека, особенный период развития личности: это время принятия целого ряда актуально значимых решений, подобных равно как окончательный профессиональный выбор, выбор карьеры, выбор матримониальных стратегий и т.д. Значительный вопрос заключается в том, готов ли молодой человек признать данные постановления непосредственно, а никак не следовать установкам от родителей либо кого-либо ещё, и способен ли он признать в себе ответственность за реализация данных решений.
Свободный, личный выбор реализуется человеком в той степени, каковой достигла в своем формировании его субъектность. Реализуя собственную независимость, человек в базе добровольного решения предпочитает один из допустимых альтернатив действия, предполагаемых данной ситуацией. Общественная жизнь дает потенциал осуществлении разных вариантов поведения, что устанавливает потребность выбора, стимулирует и ориентирует активность человека. С объективной стороны уровень независимости выбора определяется социальными критериями, но в рамках данных обстоятельств личность владеет свободой выбора, которую она осуществит в меру развития субъектности. Субъектность выражается в активном и самостоятельном выборе личностью форм деятельности и дальнейшем осуществлении данного выбора.
Субъектность связана с определённым контролированием человека над собственным поведением, однако не может быть приравнена к самоконтролю или же саморегуляции. Субъектность - это умение быть и понимать себя источником движения, неся ответственность за последствия собственных действий. Наряду с возможностью к свободному, внутренне обусловленному выбору, характеристикой субъектности считается ответственность, что подразумевает, то что субъект делает выбор в согласовании с доступной обстановкой, принимает во внимание результаты данного выбора и посвящает собственные усилия его исполнению. Речь идёт о социальном аспекте ситуации, в рамках которой действие строится с учетом имеющихся в мире норм и правил, которые интерпретируются субъектом и вырабатывают базу для системы его внутренних норм и правил действия. Ответственность и предполагает собою исполняемый в разных конфигурациях контроль надо работой субъекта с точки зрения установленных им норм и правил.
Другими словами, субъект не растворён в окружающих его стимулах, однако реализовывает определённый контроль над собственным поведением. В контексте культурно-исторического расклада субъектность рассматривается будто установленный уровень освоения человека культурными средствами, формирующими специальные формы поведения и видоизменяющими деятельность психических функций. Чем более подобных средств у субъекта, чем лучше он ими пользуется, тем выше его субъектность.
Проблема субъекта и его субъектности считается предметом философских, психологических, педагогических, акмеологических исследований. Мнения о субъекте сложились еще в древности и были развиты в современной философии (Аристотель, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Н.Н. Бердяев, М.С. Каган, А.М. Коршунов, В.П. Тугаринов, С. Арсеньев и др.).
Развитие взглядов о субъекте и субъектности опосредовано пристальным вниманием к человеку в философской и психологи ческой антропологии (В.С. Соловьев, В.В. Зеньковский,П.А. Флоренский, С.Л. Франк, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Л.П. Карсавин, Л.Фейербах, Д.А. Хомяков, М. Шелер и др.), экзистенциализме (Д. Бьюдженталь, Э. Фромм, М. Хайдеггер и др.), гуманистической и гуманитарной психологии (Б.С. Братусь, Т.А. Флоренская, В.В. Абраменкова, Л.И. Воробьева, Ф.Е. Василюк, В. Франки, А. Маслоу и др.), культурно-исторической психологии (Л.С. Выготский, М.М. Бахтин, В.Т. Кудрявцев, В.В. Петухов и др.).
В психологической науке проблема субъектности более основательно разработана в работах С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, Б.Г. Ананьева и отдельных представителей гуманистической психологии. В настоящее время она выявляется в исследованиях К.А. Абульхановой, Л.И. Анцыферовой,В. Белоуса, А.В. Брушлинского, Л.М. Веккера, М.И. Воловиковой, Л.И. Воробьевой, Б.А, Вяткина, Л.Я. Дорфмана, А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, К.В. Карпинского, О.А. Конопкина, Д.А Леонтьева, В.И. МоросановоЙ, А.К. Осницкого, В.А.Петровского, В.В. Селиванова,Е.А. Сергиенко, A.H. Славской, В.И. Слободчикова, А.С. Чернышева, В.Д. Шадрикова и др.
В педагогике существенное внимание уделяется исследованию средств и методов формирования субъектности (Г.И. Аксёнова, В.В. Горшкова, М.Г. Ермолаева, Н.К. Сергеев и др.).
С определением субъектности объединяют такие характеристики человека, как активность (В.И.Секун, В.В.Собольников и др.); чувство личной социальной и нравственной ответственности (К.А.Абульхаыова, Л.И.Дементий); самостоятельное, творческое мышление (О.К.Тихомиров, В.Шевырев и др.); нравственная, психологическая, эмоциональноволевая стабильность (В.Э.Чудновский, Ф.Е.Василюк, Т.А.Немчин); духовность (В.Д.Шадриков, В.Н.Колесников, В.М.Шепель, АЛономаренко и др.); творческий возможности (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, Л.П.Гримак, Н.Е.Лейтес, Д.И.Фельдштейн и др.); психологическая и профессиональная готовность (Д.Н.Узнадзе, К.К.Платонов, М.А.Котик, Г.С.Викифоров, В.Н.Кузнецов, В.Н.Футин).
В акмеологии проблема субъекта и субъектности исследуется в взаимосвязи с проблемами развития личностно-профессионального потенциала, профессионального самосознания и профессиональной компетентности, самоопределения и самореализации человека в профессии, личностного и профессионального становления (А.А.Деркач, И.Н.Дроздов, А.В.Жаринов, В.Г.Зазыкин, А.А.Козлова, Р.Н.Косов, Д.М.Логунцова, В.Н.Маркин, В.Н.Марков, О.В.Москаленко, А.Р.Никифоров, А.С.Огнев, Н.И.Птуха, Е.В.Селезнева, Л.А.Степиова и др.).
Как пишет Г.Г. Кравцов, «Субъектность относится к внутренним измерениям пространства личности. Абстрактная неопределенность понятия инициативности как способности быть источником движения получает в понятии субъектности содержательное наполнение благодаря двум моментам. Во-первых, субъект владеет соответствующим способом самоосуществления, что делает его субъектом конкретной деятельности, субъектом определенных отношений, субъектом направленного волеизъявления. Во-вторых, понятие субъектности предполагает сознательное установление границ компетентности и ответственности, то есть область той сферы активности и интересов, по отношению к которой человек утверждает себя как субъекта». [1]
Становление субъектности в культурно-историческом аспекте определяет личностное развитие, осуществляющееся по мере того, как человек овладевает компонентами субъектности в той или иной деятельности. Степень сформированности субъектности представляет собой целостную, устойчивую индивидуальную характеристику, обладающую определенной внутренней структурой взаимосвязанных компонентов, проявляющихся в деятельности человека. Степень сформированности субъектности и ее отдельных компонентов положительно взаимосвязана с различными аспектами субъективного благополучия и внутренней мотивацией профессиональной деятельности.