Полный текст статьи
Печать

На сегодняшний день в науке существует достаточное количество исследований социальной поддержки, в то время как технологии социальной поддержки безработных граждан исследованы в значительно меньшей степени и недостаточно классифицированы. В рамках данной работы на основании анализа научных исследований и нормативно-правовых актов с опорой на обобщение данных эмпирических исследований нами были классифицированы технологии социальной поддержки безработных граждан по критериям их направленности на определённый вид поддержки и объекту поддержки, выделены технологии, направленные на:

1)           экономическую поддержку,

2)           организационную поддержку,

3)           личностную поддержку,

4)           экономическую и неэкономическую поддержку семьи безработного гражданина.

Данная классификация схематично представлена на рисунке 1. 

Рисунок 1. Технологии социальной поддержки безработных граждан 

Основным субъектом социальной поддержки безработных граждан являются государственные службы занятости населения. Охарактеризуем перечисленные выше технологии социальной поддержки безработных граждан, применяемые в рамках государственных служб занятости.   

1. Технологии экономической поддержки направлены на содействие гражданину в решении финансовых проблем, вызванных ситуацией безработицы и покрытие расходов, необходимых для успешного трудоустройства. К технологиям экономической поддержки можно отнести:

А. Осуществление следующих социальных выплат:

- пособие по безработице;

- стипендия в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;

- материальная помощь в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице;

- материальная  помощь в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

- досрочная трудовая пенсия по старости [1].

Б. Единовременная финансовая помощь при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или фермерского хозяйства.

В. Компенсация затрат гражданам, направленным на работу в другую местность. В случае отсутствия подходящей работы в месте проживания безработного он может быть направлен на работу в другую местность, при этом государство гарантирует ему оплату проезда, перевозки имущества весом до 5 тонн. В случае переезда в сельскую местность работнику предоставляются различные льготы и жильё.

2. Организационные технологии социальной поддержки безработных граждан направлены на организацию и проведение мероприятий, напрямую направленных на содействие трудоустройству. К ним относятся:

А. Содействие гражданам в поиске работы и повышение их активности на рынке труда. Специалисты консультируют граждан, обратившихся в центр занятости, об имеющихся вакансиях, возможностях заработка, дополнительной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, требованиях, предъявляемых работодателями. Работодатели проводят индивидуальный отбор кадров с помощью банка данных ищущих работу граждан.

Б. Организация оплачиваемых общественных работ. Осуществляется с целью помощи безработным в получении дохода, а также для получения государством результатов этих работ. При приёме на общественные работы учитываются возраст, пол, состояние здоровья, наличие специальности и другие индивидуальные особенности человека [2].

В. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест. Ярмарка вакансий — это масштабное мероприятие, организуемое с целью установления прямых контактов между соискателями работы и работодателями. Учебное рабочее место предполагает работу во время обучения.

Г. Временное трудоустройство – предоставление безработному гражданину работы на определённый срок. Временно трудоустраиваются выпускники общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущие работу впервые.

Д. Создание рабочих мест для особых категорий безработных: инвалидов, родителей многодетных семей, родителей, воспитывающих                          детей-инвалидов [3].

3. Технологии личностной поддержки безработного направлены на конструктивное изменение его личности, на получение им новых знаний и навыков, которые впоследствии помогут ему успешно трудоустроиться, а также на устранение деструктивных последствий для его личности, вызванных ситуацией безработицы. К технологиям личностной поддержки безработного гражданина можно отнести:

А. Профессиональное обучение. Виды профессионального обучения, осуществляемого по направлению органов службы занятости: профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации. Профессиональное обучение безработного гражданина обеспечивает его профессиональное развитие, что повышает уровень его конкурентоспособности на рынке труда, даёт дополнительную мотивацию к труду и саморазвитию. Основными направлениями профессионального обучения можно считать: подготовку (переподготовку) по специальностям, имеющим высокий спрос на рынке труда, обучение безработных основам предпринимательской деятельности с целью открытия собственного дела, поддержку различных форм малого бизнеса и самозанятости, содействие в организации опережающего обучения в случае массовых увольнений работников в период экономического кризиса или банкротства предприятий [4].

Б. Психологическая поддержка безработных граждан. Ситуация потери работы и сопутствующие ей проблемы приводят к появлению у безработного личностно-психологических проблем. Для их решения гражданину оказывается психологическая поддержка посредством психокоррекционной и психотерапевтической работы с ним при помощи, как традиционных методов, так и методов, направленных на коррекцию временной перспективы личности и её жизненного пути. Психологическая поддержка оказывается на следующих уровнях: когнитивном (повышение самооценки, формирование образа желаемого будущего), эмоциональном (коррекция имеющегося кризисного состояния и формирование навыков саморегуляции), поведенческом (формирование необходимых умений и навыков, важных для успешного трудоустройства) и мотивационном (актуализация потребности в трудоустройстве) [5]. 

В. Информирование о положении на рынке труда — государственная услуга, в рамках которой предоставляется полная информация о нормативно-правовом регулировании социально-трудовых отношений, об уровне спроса и предложения на профессии, оплате труда, востребованности тех или иных услуг с учётом уровня квалификации работника, получение информации о межтерриториальном и межотраслевом распределении рабочей силы.

Г. Социальная адаптация клиентов, которые долго не могут найти работу или часто её теряют, нуждаются в психологической помощи, испытывают трудности с социализацией.

Д. Профессиональная ориентация. Профориентация – это научно обоснованная деятельность, направленная на оказание клиенту помощи в выборе профессии, компромиссно объединяющей его собственные интересы, интересы общества и государства [6].

4. Экономическая поддержка семьи безработного гражданина заключается в оказании ей материальной помощи: выплате дотаций на пользование жильём, оплате коммунальных услуг, медицинского обслуживания, общественного питания и общественного транспорта. Неэкономическая поддержка семье безработного оказывается не службами занятости населения, а различными социальными службами.  

Кроме государственных служб занятости, социальная поддержка безработным гражданам и членам их семей оказывается социальными службами в зависимости от вида сопутствующей безработице трудной жизненной ситуации, в которую попадает безработный и его семья.