Детский сад оставляет в памяти каждого человека неизгладимый след. Для кого то это тепло и уют, для другого тревога и страхи. И воспоминания этого периода останутся на всю жизнь. Именно поэтому педагогический коллектив должен направить все силы на обеспечение физического и психоэмоционального комфорта детей.
Важнейшее направление в деятельности педагогов дошкольного учреждения является создание для детей комфортного психологического климата. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым и загруженным заботами, несвойственными детскому возрасту.
В период младшего дошкольного возраста ребенок проживает кризис трех лет, который относится к самым острым. Во время этого периода ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Из милого малыша он превращается в строптивое, упрямое, негативное, отрицающее, деспотичное существо, и весь его облик в семье меняется.
Современные родители понимают, как важно в этот период не навредить ребенку, но не всегда владеют информацией как это правильно сделать. Здесь и должен на помощь прийти педагогический коллектив со своими знаниями и опытом, чтобы помочь ребёнку вырасти счастливым и довольным окружающими людьми, как в семье, так и в детском саду. Ведь последствия психологического дискомфорта для ребёнка – это появление страхов, тревожности, повышенной агрессивности. Во взрослой жизни все эти переживания переходят в психосоматические расстройства.
Агрессивность ребенка нужно не подавлять всеми возможными силами, требуя от ребенка покорности, а научить ребенка способам конструктивного взаимодействия.
Постоянное и продуктивное взаимодействие воспитателей, специалистов ДОУ и родителей в этом направлении обязательно благотворно скажется на состоянии физического и психического здоровья конкретного ребенка и всей группы в целом.
С целью создания благоприятной психологической атмосферы и профилактики агрессивного поведения у детей младшего дошкольного возраста в нашей группе был разработан и реализован в феврале – апреле 2015 года проект «Вместе!».
На начальном этапе нами была определена тема и выбрана группа участников. Мы изучили психолого-педагогическую литературу по теме, обсудили задания.
На этапе планирования нашим коллективом была проанализирована проблема и степень ее важности для нашей группы, определены источники информации, поставлены задачи. Также на этом этапе были выбраны методики, по которым мы выявили формы и уровни агрессивности у наших детей. Были использованы методика «Структурализованное наблюдение» А.А. Романова и анкетирование воспитателей по методу Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. «Критерии агрессивности у ребенка». В исследовании участвовали 29 детей. Из них высокий уровень агрессивности выявлен у 1 ребенка (4%), средний уровень у 16 детей (55%) и низкий уровень у 12 детей (41%).
На этапе принятия решения, собрав всю информацию по результатам диагностики, мы выбирали оптимальные варианты действий для своих детей. Используя «мозговой штурм», накидывая идеи, был в результате разработан план реализации проекта.
В течение месяца свою работу мы проводили по следующим направлениям: обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС) дидактическим и игровым материалом, взаимодействие с семьей и взаимодействие с самими детьми в режимные моменты и в непосредственной образовательной деятельности.
Для обогащения РППС по теме проекта было сделано следующее:
- изготовлена картотека здорового образа жизни, в которую вошли дыхательные упражнения, релаксационные упражнения, игры на сплочение, зрительные игры, психогимнастические этюды, пальчиковые и артикуляционные игры, физминутки, гимнастика после сна, подвижные игры, найденные на просторах интернета, на педагогических порталах;
- изготовлена почта тетушки Совуньи (рис.1) из пластикового кармана, в которой дети ежедневно находят задания необходимые для выполнения в течение дня (из картотеки)
Рис.1 Почта тетушки Совуньи коробка «Мирилка»
- в группе появился уголок уединения, сделанный их ткани нежно-голубого цвета прикреплённой к полотку с помощью карниза. На стене уголка уединения появилась фотография лесного Плакунчика из сказки Тимофея Белозерова (рис.2), которому дети могут «излить душу» и», телефон, по которому малыш «звонит» маме или папе поделиться чем-то сокровенным и т. д.
рис. 2. Иллюстрация к сказке Тимофея Белозерова «Лесной плакунчик»
Дидактические игры «Собери бусы» и «Собери букет» берут на себя функцию умиротворения. Создание красивых вещей для мамы поможет ребёнку быть в гармонии с собой.
Дидактическое пособие «Эмоции ромашки» дает понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, «сказать» себе и окружающим: «Я радуюсь!», «Мне плохо!», «Я злюсь!», а воспитателю такой уголок подскажет, кому из детей сейчас нужна помощь и поддержка.
Выплеснуть накопившуюся энергию помогают антистрессовые подушки, подушки для битья, мишени, стаканчики для крика.
Ребёнок может самостоятельно проявить желание побыть в уголке уединения, а так же и при помощи взрослого. Если мы видим, что ребёнок испуган, напряжен, то предлагаем ему посидеть в тишине. Драчливого, эмоционально возбужденного ребёнка к уголку уединения приучаем постепенно, и только предварительно убрав состояние агрессивности и конфликтности, успокоив.
- создан сухой душ из разноцветных атласных лент и обычного обруча (рис.3). Его можно рассматривать как вид здоровьесберегающих технологий, для регулирования эмоциональных состояний ребенка. Он может быть и уголком уединения», и как замечательный обучающий материал (обучение счету, цвету; развитие логики). К тому же он очень радует глаз и украшает игровую комнату. Это как «Радужный уголок» для отдыха! Использовать его можно как завершение любого занятия.
Рис. 3 Сухой душ из атласных лент
- пополнена видеотека мультфильмами «Уроки доброты от тетушки Совы».
- пополнен уголок хороших манер демонстрационным материалом «Уроки поведения для малышей» издательства «Профи-пресс»
- создан игровой и дидактический материал: коробочка «Мирилка» (рис.1), помогающая в шуточной форме примирить повздоривших малышей, баночки-кричалки, пособие «Порви меня», коробочка с деревянными бусами, пособие «Слепи меня», пальчиковый бассейн из фасоли, песочный бассейн с маленькими фигурками
- пополнен книжный уголок художественной литературой по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?» С. Михалков; Книга «Про хорошо и плохо» серии «Маленькие гении», «Без капризов и обид» издательства «Карапуз», сказки В. Сутеевой, стихи А. Барто, сказки русского леса «Про нечистую и добрую силу»
Родители воспитанников тоже не остались в стороне от реализации проекта. Ими была оказана помощь в обогащении РППС и создании дидактических пособий. Педагоги группы разработали и провели родительское собрание-практикум «В стране здоровья», предварительно опросив с помощью анкеты родителей по вопросам здоровья и здорового образа жизни, оформили папки-передвижки с консультациями для родителей, пополнили родительскую библиотеку книгой А. Корниенко «Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка» издательства «Рама», 2015
Также совместно с родителями было разработано и проведено итоговое мероприятие проекта - КВН «Вместе», посвященный Всемирному дню здоровья 7 апреля 2015 (рис.4).
Работа с детьми проводилась по следующим направлениям: обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме, безопасной для себя и окружающих, отработка навыков общения, обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, обучение детей способам саморегуляции, самообладания, формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям и др.).
В ходе проекта мы ввели в ежедневный ритуал «Утренний круг» с включение бесед о добрых поступках и игр на сближение коллектива; перед обедом начали проводить ежедневные релаксационные упражнения на расслабление мышц шеи, рук, ног, всего организма; во второй половине дня - коммуникативные и подвижные игры на межличностное взаимодействие.
Рис. 4 Упражнение «Блинчики для мамы» на КВНе
Проект, реализованный в нашей группе, показал эффективность работы в данном направлении. После проведенных мероприятий на этапе констатирующего эксперимента было выявлено снижение агрессивности более чем на 20%, развитие коммуникативных навыков у детей, способности сочувствовать, понимать себя и другого человека. В группе с высоким уровнем агрессивности детей не стало, со средним - 9 человек, что меньше чем до проекта на 44%, с низким уровнем – 20 человек, что на 67 % больше чем до реализации проекта. У родителей повысилась компетентность в вопросах взаимодействия с агрессивным ребенком, а также в вопросах формирования основ психического здоровья детей. У педагогов - повышение педагогической компетентности по проблемам взаимоотношений детей в группе и детской агрессивности.