Для объективного изучения процесса формирования чувства собственного достоинства и поиска средств управления этими процессами важно выявить наиболее общие закономерности в развитии и проявлении этого чувства.
Ряд отечественных психологов (Б.Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, П.М. Якобсон) считают, что формирование чувства собственного достоинства происходит в старшем школьном возрасте и связано с осознанием школьниками нравственных чувств, а также с систематизацией тех эмоций, которые представляют собой предпосылки обобщенного чувства собственного достоинства. Формирование нравственных ценностных ориентаций в значительной мере обусловлено индивидуальным опытом жизни человека и определяется теми жизненными отношениями, в которых он находится. Становление и развитие структуры нравственных ценностных ориентаций - процесс сложный, совершенствующийся в ходе развития личности. Люди одного возраста могут иметь различные ценности. Структура нравственных ценностных ориентаций людей одного возраста указывает лишь на общую тенденцию их развития, в жизни каждого человека пути развития ценностей могут быть различными. Однако, зная общую тенденцию развития ценностей в каждом возрасте и учитывая индивидуальный опыт, можно направлять развитие мировоззрения личности и соответствующим образом влиять на этот процесс [1].
С позиций психологической науки ценностные ориентации можно определить как значимые элементы структуры личности, формирующиеся в процессе ее социализации и выражающие направленность личности, внутреннюю основу ее отношений к действительности. Система ценностных ориентаций поддерживает постоянство направленности личности через сформированное мировоззрение и способствует целеполаганию поведения.
Представляют интерес исследования ценностных ориентаций во взаимосвязи с особенностями личности и их влияние на успешность деятельности. Но работ, посвященных изучению зависимости эффективности деятельности коллектива от структуры мировоззрения его членов мало. Это направление не менее важно для формирования успешных производственных коллективов в контексте изучения регулирующей и направляющей функции ценностных ориентаций в мировоззрении личности [2].
Результатом совместного творческого поиска такой воспитательной системы, в которой будут созданы условия для нравственного, духовного и физического развития всех участников педагогического процесса, является идея построения модели “Школы Достоинства” - школы личностного развития и самосовершенствования, с идеалом свободной, жизнелюбивой, талантливой личности.
Мы исходим из понимания, что чувство собственного достоинства является формой самосознания и самоконтроля личности, на нем основывается требовательность человека к самому себе. Утверждение и поддержание своего достоинства предполагает совершение соответствующих ему нравственных поступков (или, наоборот, не позволяет человеку поступить ниже своего достоинства). В этом смысле понимание собственного достоинства наряду с совестью и честью является одним из способов ответственности перед собой как личностью [3].
Таким образом, это эмоционально-оценочные отношения, возникающие в результате глубокого усвоения человеком норм нравственности, существующих в данном обществе, в результате превращения объективных обязанностей в сознание индивида, в его убеждения, в его собственные требования к себе, в свой долг. В своем развитии чувство собственного достоинства проходит ряд стадий: вначале выступает в виде отдельных эмоций, а на высшем уровне является уже нравственным оценочным отношением. Отношения эти могут приобрести устойчивость, выраженность, большую значимость и, продолжая оставаться отношениями, становятся характерными для личности. В этом смысле они являются чертами характера. Будучи отношением, чертой характера, чувство собственного достоинства постоянно, в каждый момент, присутствует и действует. Чувство собственного достоинства, наряду с совестью, занимает совершенно особое место среди других нравственных качеств. Возникая на основе глубокого усвоения ряда нравственных чувств, оно представляет собой не только потребность в нравственном поведении, но и его оценку. На высшем уровне развития чувства собственного достоинства и чести нравственная эмоциональная оценка достигает такой силы, благодаря которой чувство собственного достоинства становится мощным побудителем к действию, основой нравственного поведения.
За основные показатели чувства собственного достоинства, его внешнее проявление нами были приняты:
- Высказывания молодых людей о себе, восприятие себя, способность к оценке и самооценке.
- Наличие и степень проявления таких качеств личности, как гордость, самоуважение, стыд, совесть, являющихся проявлением человеческого самолюбия.
- Ряд взаимосвязанных признаков:
- · Способ действий молодых людей в конкретной ситуации,
- · Направленность и степень проявления нравственного качества,
- · Широта сферы проявления нравственных качеств,
- · Требуемая сила подкрепления нравственного качества внешними стимулами
Внешние признаки чувства собственного достоинства мы охарактеризовали с четырех позиций:
- С точки зрения самосознания, самопознания.
Уважение человеком себя характеризуется знанием своих положительных и отрицательных качеств, достоинств, как признанных окружающими, знание своих возможностей.
Неуважение – наоборот, незнание своих положительных и отрицательных нравственных качеств, достоинств, незнание своих возможностей.
- С точки зрения эмоционального отношения к своей личности (т.е. самооценки).
Уважение характеризуется самокритичностью и требовательным отношением к своей личности, скромностью, объективностью оценки положительных сторон, стремлением реализовать свои возможности, стать лучше, заботой о своем физическом и духовном росте.
Неуважение – самодовольством, зазнайством, снисходительным отношением к себе (нетребовательность), хвастовством, бахвальством, непомерной переоценкой своих качеств, заслуг, отсутствием стремления к самореализации, к совершенствованию уровня своего физического и духовного роста.
3. С точки зрения способности к защите своей личности.
Уважение характеризуется чувством чести и своего доброго имени, собственного достоинства, самолюбием и способностью постоять за свои взгляды, убеждения, непримиримостью ко всему, что унижает, оскорбляет и разлагает личность (ложь, воровство, алкоголизм, клевета).
Неуважение – недооценкой своих достоинств, неспособностью постоять за свои нравственные взгляды, за честь и достоинство, безволием и неспособностью противостоять, примиренческим отношением к унизительному положению, к унижающим привычкам и пристрастиям.
4. С точки зрения способности к совершенствованию своей личности.
Уважение характеризуется наличием потребности и способности в нравственном самосовершенствовании, неумении делать это.
Сопоставление результатов, полученных из различных источников информации, вариативность методов и конкретных методик исследования позволили нам в известной степени изучить внутренний мир детей, направленность поступков и чувств [4].
В процессе проводимого эксперимента, мы старались учитывать проявление чувства собственного достоинства в различных сферах деятельности: в познавательной, художественной, ценностно-ориентированной, преобразовательной, межличностных отношениях, а также непосредственные высказывания и оценку молодых людей своего поведения и поведения своих товарищей, наблюдения родителей, преподавателей.
Предварительное изучение различных коллективов и отдельных учащихся занимало длительное время, однако фиксирование наличного уровня сформированности чувства собственного достоинства в течение, примерно, одного-двух месяцев.
Поскольку чувство собственного достоинства относится к собственно внутреннему ощущению личностью нравственного уровня, который она считает для себя обязательным, а честь – к тому, как этот уровень моральности воспринимается или должен восприниматься другими, таким образом, играют интегрирующую роль для представлений человека о своих моральных качествах, мы сочли возможным соотнести сформированность интересующих нас качеств с существующими в отечественной психологии и педагогике уровнями воспитанности (высокий, средний, низкий) и невоспитанности личности.
Нравственная воспитанность молодых людей проявляется в отрицательном опыте поведения, в неразвитости самоорганизации и саморегуляции.
Низкий уровень воспитанности характеризуется у молодого поколения слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта поведения, наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Для среднего уровня свойственны устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции.
Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивого и положительного опыта нравственного поведения, саморегуляция наряду со стремлением к организации деятельности и поведения других лиц, проявление активной социально (общественной) позиции.
На уровне нравственной воспитанности мы отмечаем отсутствие интересующих нас качеств у молодых людей.
В дальнейшем, характеризуя чувство собственного достоинства по степени его развития, мы вычленяем чувство как процесс и как свойство личности [5].
Следовательно, на низком уровне воспитанности молодого человека можно говорить о чувстве чести как «процессуальном чувстве», т.е. эмоциональной реакции личности на оценку ее со стороны других людей, например, если налицо похвала и одобрение, они переживают «гордость» и «честь», если нет похвалы – нет и соответствующих переживаний.
Средний уровень воспитанности характеризуется переходом ситуативных чувств в устойчивые, т.е. перерастанием эмоциональных реакций на оценку со стороны других в переживания, основанные на самооценке. Чувство собственного достоинства позволяет анализировать свои поступки, качества и достоинства и самостоятельно определить их индивидуальную и общественную ценность. Получив незаслуженно высокую оценку своих умений, молодой человек может почувствовать неудовольствие от сознания того, что она неоправданна, не соответствует реальным достоинствам.
Высокий уровень воспитанности характеризуется чувством собственного достоинства, как обобщенным устойчиво эмоциональным отношением к своей личности в целом. На данном этапе мы можем говорить о чувстве собственного достоинства как качестве личности. Сознание и чувство собственного достоинства – свидетельство того, что личность в такой степени ценит развитые ею в себе нравственные качества, что она готова своим поведением регулярно поддерживать их или поднимать выше, быть на высоте требований даже при неблагоприятных условиях. Таким образом, неотделимо от понимания человеком чувства долга и от развития самостоятельности и гордости. Вместе с тем у молодых людей с развитым чувством собственного достоинства настоятельнее ожидание и требование уважения к себе, весомее способность постоять за свое достоинство.
Контрольные «срезы» перед началом экспериментальной работы, входе и по окончании ее служили для нас лишь средством фиксации того или иного уровня развития изучаемых качеств. В процессе дальнейшего исследования мы руководствовались идеей о том, что воспитательные воздействия должны служить, прежде всего, возникновению нравственных размышлений, переживаний и поступков самих воспитанников, формированию у них соответствующих нравственных установок, устойчивых нравственных позиций. В ходе исследования мы использовали различные методы, применявшиеся в единой системе, что позволяло дополнять и контролировать полученные данные. Комплексное исследование, проводимое с помощью разнообразных методик, включало в себя: длительное наблюдение и социально-педагогическое исследование в высших учебных заведениях, семье, изучение и обобщение опыта работы педагогических коллективов в данном направлении; ситуации с нравственным содержанием, анкеты и тестирование молодых людей и др.
Наиболее развернуто осуществлялся педагогический эксперимент, как в естественных условиях, так и в разнообразных специально созданных ситуациях.
Самооценка – одна из разновидностей оценочных способностей молодых людей. Процесс самопознания человека, в котором формируется самооценка и развивается способность к оцениванию вообще, чрезвычайно сложен. Иногда, прожив целую жизнь, человек не в состоянии разобраться в самом себе, не говоря уже о понимании окружающих. Тем более трудна эта задача для него в то время, когда он, как личность, еще проходит период своего становления, когда его оценочные способности только формируются [6].
Самооценка определяет поведение человека, является началом становления его самосознания и предпосылкой к успешному самовоспитанию и саморазвитию личности. Адекватная и правильная самооценка побуждает молодое поколение к активности, направленной на формирование тех качеств, которые развиты недостаточно хорошо, к избавлению от недостатков. Если самооценка неадекватная (скажем, завышенная), то молодой человек, как правило, не реагирует на замечания, которые делаются окружающими. В результате ошибки и недостатки в поведении могут превратиться в привычки, от которых впоследствии очень трудно будет избавиться [7].
Процесс развития человеческой личности не прекращается и в течение всей жизни. Соответственно самооценка и связанные с ней оценочные способности формируются и развиваются так же в течение свей жизни. Чем больше опыт общения у человека с другими, тем больше информации о самом себе как личности он получает, тем чаще ему на практике приходится соотносить свои суждения о самом себе с мнениями других людей и тем быстрее и активнее развивается у него способность правильно воспринимать и оценивать свое поведение, поступки, а также личностные качества других людей. Дефицит общения порождает недоразвитие оценочных способностей и, как следствие, существенные отклонения в характере самооценки.
Самооценка неразрывно связана с такими характеристиками личности, как самосознание и самоконтроль.
Самооценка – важнейшая составляющая самоконтроля. Самоконтроль- часть самосознания, оценка человеком личностно значимых мотивов и установок. Самосознание выступает как установка по отношению к самому себе и включает три компонента:
- Когнитивный - образ своих качеств
- Эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоунижение..,
- Оценочно-ролевой - стремление повысить самооценку, завоевать уважение, авторитет. Здесь можно выделить следующие аспекты: Реальное «Я», Идеальное «Я», Фантастическое «Я», Динамическое «Я», «Я»-концепция…
Самосознание является результатом развития деятельности – игровой, познавательной, трудовой, общения. Его формирование связано с процессом становления личности. Самосознание ориентировано на осмысление человеком своих действий, эмоций, мотивов поведения, потребностей, статуса в окружающей среде.
Все три характеристики теснейшим образом связаны с процессом развития оценочных способностей.
Самооценка проявляется в самохарактеристике. Каждая самохарактеристика – это уникальный человеческий документ. В ней, как в зеркале, можно проследить восприятие человеком своих положительных и отрицательных качеств. Самохарактеристика отражает особенности осознания человеком своих действий, поступков, умения оценивать свои возможности, способности, подходить к себе самокритично. На основе того, как характеризует себя человек, мы можем судить о многих сторонах его личности [8].
Анализ понимания и особенности проявления чувства собственного достоинства связаны с глубоким усвоением нравственных представлений и понятий, нравственных обязанностей, а также с формированием нравственной самооценки.
С расширением и углублением нравственных знаний и обязанностей неразрывно связано формирования нравственной эмоциональной самооценки. В этом возрасте нравственная самооценка практически самостоятельна, она возникает на основе восприятия и преставления реального суждения со стороны взрослых. Самооценка чаще возникает на основе своих оценок за поступок. Здесь можно говорить уже о зарождении чувства собственного достоинства.
С развитием чувства собственного достоинства увеличивается его действенность. У десятилетних подростков эмоции осуждения только начинают как-то регулировать поведение ребенка. У десятиклассников – отличается не только осуждение, но и побуждение к самостоятельному их исправлению, у студентов первых курсов вузов – появляется новое - функция проектирования как отдельных поступков, так и поведения в целом.
Таким образом, развитие чувства собственного достоинства – это переход от внешнего опосредования нравственного поведения указаниям старших к глубокому внутреннему его опосредованию, т. е. формированию данных качеств как отношений. Глубина этого освоения выражается в растущей ее действительности.