Полный текст статьи
Печать

        Современный этап экономического развития страны характеризуется острым проявлением кризисных явлений,  обусловленных влиянием ряда факторов. К таким факторам можно отнести следующие: нарушение сложившихся экономических связей, спад производства, банкротство предприятий, которые привели к сбоям в расчетно-платежных операциях между хозяйствующими субъектами, необоснованному и неконтролируемому росту дебиторской задолженности и, как следствие, к существенному увеличению рисков при реализации продукции с отсрочкой платежа.

         В связи с этим большое значение приобретает управление дебиторской задолженностью предприятия. Это обусловлено, с одной стороны тем, что грамотная работа с дебиторской задолженностью во многом влияет на повышение прибыльности и рентабельности бизнеса в целом, а с другой  является залогом экономической безопасности любого предприятия. Поэтому от создания грамотной системы управления дебиторской задолженностью на предприятии и работы с долгами будет зависеть эффективность и стабильность предприятия. Таким образом, процесс управления дебиторской задолженностью представляется и как элемент маркетинговой политики предприятия, и как элементом процесса финансового управления предприятием.

        Напомним, что дебиторская задолженность – это требования предприятия по отношению к другим предприятиям, организациям и клиентам на получение денег, поставку товаров или оказание услуг, выполнение работ. В состав дебиторской задолженности входят следующие виды:

  • задолженность покупателей и заказчиков;
  • векселя к получению;
  • задолженность дочерних и зависимых обществ;
  • задолженность учредителей по взносам в уставный капитал;
  • авансы выданные и пр.

В соответствии с положениями Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), дебиторская задолженность является финансовым инструментом. «Под финансовым инструментом принято понимать любой контракт, из которого вытекает финансовый актив одного экономического субъекта и финансовое обязательство или эмиссионный инструмент другого экономического субъекта [1, с.342].

         Практика показывает, что независимо от сферы деятельности, проблемы, с которыми сталкиваются современные предприятия можно назвать  однотипными. Учитывая  тот факт, что создаваемая система управления дебиторской задолженностью и работы с долгами на предприятии неразрывно связана со всеми происходящими на предприятии процессами, включая образование, документальное оформление, анализ дебиторской задолженности и взыскание долгов, попытаемся определить основные проблемы, связанные с управлением дебиторской задолженностью на предприятии:

 - отсутствие достоверной информации о сроках погашения обязательств  предприятия;

- отсутствие регламента по работе с просроченной дебиторской задолженностью;

- отсутствие данные о формировании затрат, связанных с увеличением размера дебиторской задолженности и времени ее оборачиваемости;

- не осуществляется оценка кредитоспособности покупателей и эффективности коммерческого кредитования;

-  отсутствие регламента взаимодействия между подразделениями, осуществляющими функции сбора денежных средств, анализа дебиторской задолженности и принятия решения о предоставлении кредита

          Процесс образования дебиторской задолженности на предприятии можно охарактеризовать, во-первых, как предоставление покупателям отсрочки (рассрочки) платежа за отгруженную продукцию, а во-вторых, как осуществление авансовых платежей самой организацией.

         Одной из главных особенностей рыночной экономики в современных условиях ее развития является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник - в выборе места работы и т.д. Но при этом свобода выбора не может обеспечить экономического успеха автоматически, он должен быть завоеван в конкурентной борьбе [2,44].    В связи с этим условия конкуренции вынуждают применять предприятиям гибкую политику кредитования покупателей, предоставляя им отсрочку платежа. Хотя идеальным считается осуществление продажи своей продукции с немедленной оплатой. При этом и само предприятие, выполняющее условие договоров со своими контрагентами в свою очередь также может осуществлять авансовые платежи в счет будущих поставок, что в свою очередь также может привести к образованию дебиторской задолженности.

          При этом дебиторская задолженность, которая не погашена в срок ведет к отвлечению средств из хозяйственного оборота предприятия и появлению таких проблем  как  дефицит денежных средств, увеличение риска неплатежей по своим обязательствам, привлечению различных форм финансирования текущего вида деятельности в форме банковского кредитования и уплаты процентов, что в результате может привести к снижению рентабельности предприятия,  и даже  к банкротству предприятия.

          В связи с тем, что дебиторская задолженность оказывает большое влияние на размер и структуру оборотных активов предприятия, включая показатели ликвидности, платежеспособности, деловой активности, на финансово-экономическое состояние предприятия в целом в целом, важнейшей задачей любого предприятия является повышение эффективности управления дебиторской задолженностью на основе ее всестороннего анализа.

             В настоящих экономических условиях методологические подходы к финансовому анализу  претерпевают  существенные  изменения.  Основными  особенностями современного  финансового  анализа  являются,  в  частности,  его  новая  целевая направленность,  расширение  информационной  базы  для  его  осуществления  и инструментарий.  Так,  целевую  направленность  современного  финансового  анализа можно  определить, как оказание  помощи  руководству  предприятия  при принятии  управленческих  решений,  последствия  которых  могут  проявиться  в  ближайшем будущем [3,1790].

        Информационной базой  анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности, изучение которых позволяет оценить финансовое положение организации, изменения, происходящие в ее активах и пассивах, финансовых результатах. Однако, учитывая новые условия хозяйствования, информация, которая применяется для анализа дебиторской задолженности, также подвергается серьезным качественным изменениям, в части таких характеристик, как аналитичность и оперативность. Поэтому особое значение приобретает формирование на предприятии такой системы учета, которая могла бы позволить получать оперативные данные с большой степенью детализацией именно для выполнения менеджерами своих функций, направленных на повышение эффективности управления дебиторской задолженностью.

        Большое значение при управлении дебиторской задолженностью имеет ее группировка по различным признакам, чему способствует разработка собственного плана счетов, основанного на ведении учета с применением субсчетов второго, третьего и последующих порядков. Причем информация об имеющейся дебиторской задолженности может отличаться большей или меньшей аналитичностью, что зависит от большего или меньшего агрегирования ряда показателей.

       Как было отмечено выше, информация должна быть оперативной, частота составления и представления которой может определяться потребностями хозяйствования экономического субъекта. В случае замедления или непредставления необходимой информации в определенные сроки, принятые ранее действия могут быть сведены к нулю, и даже нарушить установленный режим функционирования предприятия в целом.

       На возможность дифференцировать учетную информацию в аналитическом разрезе предприятия влияет использование различных группировок дебиторской задолженности, что дает сделать информацию более оперативной и гибкой.

        Начинать анализ дебиторской задолженности следует за период, предшествующий отчетному. Следует, прежде всего, ознакомиться с фактом юридической обоснованности проведенной сделки, а затем осуществить анализ уровня, состава и динамики дебиторской задолженности, а также определить эффективность инвестированных в нее финансовых средств.           Основным источником информации являются данные учета в разрезе задолженности контрагентов, содержащие сведения о сумме долга и сроках его возникновения. С целью  получения информации о сроках погашения задолженности проводится анализ договоров с контрагентами. Затем на основании полученной информации формируется реестр «старения» счетов дебиторов с целью выявления таких видов задолженностей, как просроченная, сомнительная и безнадежная.

        На снижение уровня платежеспособности предприятия и уменьшение ликвидности его активов во многом влияет увеличение доли долгосрочной дебиторской задолженности. В случае превышения темпов роста дебиторской задолженности над темпом увеличения выручки от продаж происходит снижение уровня управления дебиторской задолженностью, а также так называемое «замораживание» части выручки, которая идет на финансирование текущего вида деятельности предприятия.   Затем устанавливается фактическое и оптимальное соотношение дебиторской и кредиторской задолженности. Так, превышение дебиторской задолженности над кредиторской может повлиять на увеличение потребности в оборотных средствах предприятия для обеспечения текущей деятельности, что повлечет за собой необходимость привлечения кредитов и что может создать серьезную угрозу финансовому состоянию предприятия.

       Важным показателем, характеризующим  степень оборачиваемости дебиторской задолженности, т.е. показатель, характеризующий  количество раз превращения дебиторской задолженности в денежные средства, является коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, который представляет собой соотношение выручки от реализации и средней величины дебиторской задолженности

        Возникновение и погашение дебиторской задолженности во многом обусловлено положениями сформированной научно-обоснованной кредитной политики организации, которая может охватывать весь перечень вопросов коммерческого кредитования, включая оценку финансового положения покупателей, систему кредитных условий.

       Большое значение при анализе дебиторской задолженности имеет анализ кредитоспособности контрагентов. В связи с этим при формировании кредитной политики следует разработать стандарты оценки покупателей на основе кредитоспособности, которая позволяет характеризовать финансово-хозяйственное состояние покупателя, а также его способность эффективно использовать заемные средства и выполнять все взятые финансовые обязательства в полном объеме в соответствии с условиями договоров. Причем данный вид анализа необходимо осуществлять именно на этапе подготовки договора на поставку продукции (оказание работ, выполнение работ). В связи с этим проводится расчет коэффициентов абсолютной и текущей ликвидности, коэффициентов автономии и оборачиваемости оборотных активов, а также коэффициентов, которые характеризуют обеспеченность собственными оборотными средствами и рентабельность реализованной продукции.

        На основе рассчитанных коэффициентов и соответствующей их оценки можно определить класс кредитоспособности, в зависимости от которого формируются взаимоотношения с клиентом и условия предоставления товарного кредита. Кроме рейтинговой оценки, целесообразным представляется проведение анализа прогноза возможного банкротства организации-клиента, т.е. «Z-анализ» по Альтману, преимуществом которого является высокая прогностическая способность.

          Принятая организацией кредитная политика должна четко определять срок предоставления кредита, его размер, систему предоставляемых скидок при  авансовых платежах, а также политику штрафных санкций, которая может быть применена при возможных просрочках исполнения обязательств покупателям. Необходимо учитывать, что предприятием должно объективно оценивать свои возможности при кредитовании организаций-клиентов, чтобы не допустить недостатка средств  предприятия для собственных нужд.

        И в заключение необходимо отметить, что на стадии обсуждения договора с клиентом, необходимо учитывать влияние инфляционных процессов, влекущих за собой обесценение  за время просрочки платежа, периода взыскания, а также возможных потерь от невзыскания и списания дебиторской задолженности [4, 33].

         Эффективное управление дебиторской задолженностью не сводится к ее сокращению, способному лишить компанию конкурентных преимуществ, а должно быть нацелено на сохранение этого актива в допустимых объемах при предсказуемой динамике и приемлемом качестве [5]

       С целью разработки направлений совершенствования системы управления дебиторской задолженностью предприятию  предлагается провести ряд мероприятий:

  - осуществить анализ дебиторской задолженности за период, предшествующий отчетному периоду;

- создать четкие и понятные для сотрудников компании и контрагентов правила работы с дебиторской задолженностью;

- определить возможную сумму оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) кредиту;

- сформировать систему кредитных условий для клиентов, в том числе систему скидок и штрафов;

- сформировать стандарты оценки покупателей и дифференциации условий предоставления кредита;

 -  определить процедуры инкассации дебиторской задолженности, в том числе связанные с взысканием просроченной задолженности самостоятельно, а также в судебном порядке;

- организовать эффективную систему контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности;

- разработать схемы мотивации персонала, занятого возвращением дебиторской задолженности.

       Следовательно, правильная экономическая политика предприятия зависит от постоянного анализа и эффективного управления дебиторской задолженностью, которая значительно влияет на прибыльность производства [6].

       Таким образом, в условиях финансового кризиса необходимо учитывать, что управление дебиторской задолженностью представляет собой важнейшую часть необходимых комплексных мероприятий по выводу предприятия из кризиса ликвидности. При этом использование результатов анализа дебиторской задолженности во многом способствует повышению эффективности управления расчетов с дебиторами и принятию экономически грамотных и обоснованных управленческих решений в условиях конкурентной среды.