Полный текст статьи
Печать

Текущий период развития дошкольного образования характеризуется активным внедрением новых нормативно-методических документов. Обновление в нормативном сопровождении деятельности дошкольной образовательной организации приводит к изменениям в различных аспектах функционирования и развития образовательного процесса. Особый интерес для нас представляет проблема применения педагогической диагностики как метода исследования образовательной деятельности в дошкольной организации.

Диагностика как метод изучения личности и ее способностей применяется с давних времен: в Древнем мире проводились первые диагностические испытания выпускников школ (Древний Вавилон), кандидатов в жрецы (Древний Египет), претендентов на правительственные должности (Древний Китай) [1]. За долгий период своего существования педагогическая диагностика выступила предметом многих научных исследований, посвященных изучению различных ее сторон (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, К.Ингенкамп, В.П.Беспалько  и мн.др.). В наших научных изысканиях мы также не раз обращались к изучению диагностики в сфере дошкольного образования через сравнение этого метода с образовательным мониторингом, педагогической экспертизой [2].

В рамках данной статьи хотелось бы в первую очередь акцентировать внимание на специфике применения педагогической диагностики в современном нормативно-методическом поле дошкольного образования.

Основополагающим документом, регламентирующем применение педагогической диагностики в дошкольном учреждении, выступает Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который на данный момент перешел в активную фазу реализации в практике. В ФГОС дошкольного образования педагогическая диагностика выступает способом оценки индивидуального развития детей [3]. Такая оценка, согласно ФГОС, производится педагогическим работником для дальнейшего планирования эффективных педагогических действий. Результаты педагогической диагностики в дошкольной организации должны использоваться исключительно для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей. Интересен тот факт, что в Федеральном государственном образовательном стандарте наряду с педагогической диагностикой упоминается такой метод как мониторинг, причем эти методы обозначены в тексте документа как синонимичные, взаимозаменяемые: в п.3.2.3 – упоминается педагогическая диагностика, в п. 4.5 – речь идет о мониторинге [3]. Действительно, сравнительный анализ этих методов показывает, что между мониторингом и диагностикой много общих характеристик [2], но это не должно служить основанием для их эклектики. Педагогический мониторинг – это целая система сбора информации об образовательном объекте, причем длительного, непрерывного, многоуровневого. Мониторинг чаще используется в деятельности руководителя для отслеживания состояния, коррекции, прогнозирования. В свою очередь педагогическая диагностика носит оперативный характер; она направлена на получение информации на основе четко разработанных методик. Несмотря на отсутствие ясности в трактовке сути мониторинга и диагностики как методов исследования, ФГОС дошкольного образования акцентирует внимание практиков на том, что педагогическая диагностика (мониторинг) должны выступать инструментом педагога, определяющим его образовательную деятельность на ближайший период развития ребенка. Следует отметить, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования наряду с педагогической диагностикой выделяется психологическая диагностика развития детей. Особенности психологической диагностики по ФГОС заключаются в том, что она направлена на выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей; проводить такую диагностику могут только квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи); осуществляться психологическая диагностика может только с согласия родителей ребенка или его законных представителей; результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. Эти положения ФГОС дошкольного образования позволяют практикам определиться в назначении и особенностях реализации педагогической и психологической диагностики.

Еще одним документом, обеспечивающим нормативную основу применения педагогической диагностики в дошкольной организации, является Примерная основная образовательная программа (ПООП) дошкольного образования (одобрена решением от 20 мая 2015 года). ПООП предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;  карты развития ребенка; различные шкалы индивидуального развития [4]. Данный документ дает некоторое разъяснение в соотношении методов мониторинга и диагностики. Так, в соответствии с документом – диагностика выступает способом оценки развития детей в рамках мониторинга, в свою очередь, мониторинг может применяться и для оценивания качества образовательной деятельности, осуществляемой дошкольной образовательной организацией. Значимым положением ПООП, на наш взгляд, выступает пункт документа, в котором указано, что дошкольным образовательным организациям предоставляется право самостоятельного выбора инструментов  педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики.

Подводя итог рассмотрению ФГОС дошкольного образования и ПООП в отношении педагогической диагностики, выделим основное назначение этого метода в современной интерпретации: педагогическая диагностика развития ребенка на сегодняшний день - это профессиональный инструмент педагога, направленный на получение обратной связи от собственных педагогических действий и планирование дальнейшей индивидуальной работы с детьми по образовательной программе дошкольной организации.

Все положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Примерной основной образовательной программы по педагогической диагностике находят свою отражение в авторских образовательных программах дошкольного образования, представленных на сайте Федерального института развития образования [5]. В большинстве авторских образовательных программ обозначены различные подходы к проведению педагогической диагностики в образовательном процессе. Остановимся на двух программах, представляющих, на наш взгляд, особый интерес у педагогов-практиков.

Реализация программы «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) предполагает оценку индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика, по мнению авторов, должна проводиться в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарием для педагогической диагностики должны выступить карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе: коммуникации со сверстниками и взрослыми; игровой деятельности; познавательной деятельности; проектной деятельности; художественной деятельности; физического развития.

 В программе «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.) отмечается необходимость проведения и педагогической диагностики, и педагогического мониторинга. Авторы программы отмечают, что педагогическая диагностика воспитателя детского сада преимущественно направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. В качестве методов педагогической диагностики программа «Детство» определяет использование преимущественно малоформализованных методов: наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов предлагается использование анализа продуктов детской деятельности, простых тестов, специальных диагностических ситуаций. Мониторинг с позиции разработчиков образовательной программы «Детство», в отличие от диагностики, имеет более широкий спектр возможностей благодаря своей регулярности, строгой направленности на решение задач управления и высокой технологичности. По «Детству» - мониторинг в детском саду направлен на отслеживание качества дошкольного образования: качества результатов деятельности дошкольной образовательной организации, качества педагогического процесса, реализуемого в дошкольной образовательной организации и качества условий деятельности дошкольной образовательной организации.

Анализ двух авторских образовательных программ показывает индивидуальное представление о применении и соотношения таких методов как мониторинг и диагностика; о наборе инструментов, позволяющих проводить педагогическую диагностику.

Таким образом, актуализируя такой метод как педагогическая диагностика, разработчики современных нормативно-методических документов акцентируют внимание на том, что оценивание ребенка в дошкольной организации должно проводиться только для планирования и коррекции педагогических действий, а  социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка (целевые ориентиры) не должны подлежать оценке ни на итоговом, ни на промежуточном уровне развития детей.