Полный текст статьи
Печать

Общепринятым определением раннего детского аутизма считается «общее расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга, определяющееся наличием нарушенного развития и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями». Наша страна придерживается Международной классификации болезней 10-го пересмотра, российские диагносты и ученые относят ранний детский аутизм к первазивным расстройствам развития, которые характеризуются нарушением формирования навыков социального взаимодействия, коммуникации, задержкой психо-речевого развития и когнитивного восприятия.

Никольская О.С. и Лебединская К.С. считали, что важная причина своевременной, точной диагностики, а также необходимости признания аутизма состоит не только в постановке диагноза, но и в определении оптимальных, адекватных коррекционных методов, в выяснении возможностей и путей помощи ребенку, в улучшении его состояния и в интеграции в социум. При условии своевременного начала коррекционной работы большинство детей с ранним детским аутизмом могут обучаться в массовой общеобразовательной школе, зачастую обнаруживая одаренность в отдельных областях искусства, знаний. А при отсутствии ранней диагностики и адекватной психологической помощи большая часть аутичных детей становятся неадаптивными к жизни в обществе.

Для реабилитации аутичных детей существует ряд мероприятий, которые предусматривают специальное образование, психотерапию, логопедическую помощь. Существует много современных педагогических методов для коррекции детей с ранним детским аутизмом. Эти методы очень эффективны и действенны. Они направлены на развитие сенсорного восприятия и взаимодействия с людьми и с предметами, воспитание навыков самообслуживания, формирование речи.

Одной из современных педагогических методов, получивших большое распространение, является «МБА терапия» – мотивация аутиста через поощрение. Есть нечто, что интересно ребенку с РДА, то есть поощрение, ребенок это сам захотел и именно в данный момент. То есть ребенок чего-то желает, специалист, видя его заинтересованность, просит взамен выполнить какое-либо действие или произнести слово. Поощрение-стимул-реакция-поощрение. Только ребенок уже заинтересован в поощрении и получит его только когда выполнит, или хотя бы попытается сделать то, что от него хотят. Необходимо научиться использовать поощрения везде и всегда, угадывать и видеть, чего желает аутичный ребенок и не давать этого просто так.

Следующей педагогической методикой коррекции детей с РДА является «FLOOR TIME – игровое время». Автор данной методики считает, что каждый нормальноразвивающийся ребенок проходит 6 последовательных стадий развития - начиная с интереса к миру, затем привязанность, двухсторонняя коммуникация, потом осознание себя, эмоциональные идеи, и в завершении - эмоциональное мышление. При раннем детском аутизме дети не проходят все уровни, они останавливаются на каком-либо из них. Целью этой методики является оказание помощи ребенку в прохождении всех описанных этапов развития при помощи игровой деятельности. В процессе игры специалист повторяет за ребенком все его действия, задавая ему конкретные вопросы или создавая, при этом, определенные препятствия, для того чтобы аутист, в конечном итоге, пошел на контакт. Малышу не навязываются определенные игровые идеи, развиваются предложенные им самим. Важно, что поддерживаются даже патологические и самые необычные действия, (к примеру, трение стекла, обнюхивание предметов). Взрослый делает вид, будто не понимает происходящего, побуждая ребенка, при этом, давать объяснения, то есть терапевт, тем самым, развивает его коммуникативные способности и мышление. Автор методики рекомендует не прерывать игру даже в том случае, когда ребенок начинает проявлять агрессию. Потому что он таким образом пытается учиться справляться со своими эмоциями и управлять ими.

Одной из самых известных и апробированных практически во всем мире педагогических методик является «АВВА» — методика модификации поведения, которая подходит даже для тяжелых форм раннего детского аутизма. Каждое действие разучивается с аутичным ребенком сначала отдельно, а затем эти действия соединяются в цепь, образуя, при этом, уже сложное действие. Данная методика отличается от других тем, что специалист не пытается давать инициативу ребенку, а, наоборот, достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия ребенка закрепляются до автоматизма, а неправильные — строго пресекаются. Важно, что аутист может осваивать не один, а одновременно два-три не связанных между собой навыка. Взрослый выстраивает четкау определенную систему новых навыков и их усложнение. В арсенале данной педагогической терапии порядка сотен программ, среди которых есть программы вербальной и невербальной имитации, понимания языка, мелкой и общей моторики, называния действий, называния предметов, и классификаций. Главная и конечная цель АВВА — дать ребенку возможность и средства для осваивания окружающего мира самостоятельно.

Целью педагогической технологии ТЕАССН (Teaching children with Autism to Mind-Read) является то, что педагоги и родители должны создать для ребенка особую комфортабельную среду для его личного развития, изъяв, при этом, из нее все возможные раздражающие его факторы. Весь день аутиста, который воспитывается по данной методике, строго подчинен расписанию, которое ребенок усваивает благодаря карточкам-подсказкам. Важно, что положение вещей в комнате не меняется и всем вещам присуждается определенное, комфортное для ребенка, место. Трудности коррекционных занятий состоят в длительности этапа адаптации аутичного ребенка и в установления контакта с педагогом. Побуждение к действию или нажим крайне недопустимы. Эта педагогическая технология развивалась в Университете Северной Каролины в США, а настоящее время используется в качестве государственной программы обучения аутичных детей в Дании, Бельгии и некоторых штатах США, а также в государственных учреждениях нашей страны.

Таким образом, на современном этапе развития нашего общества, главной задачей является принятие детей с ранним детским аутизмом, их социализация, социальная адаптация, и умение взаимодействовать с окружающим миром в целом. А реализуют эту сложнейшую задачу, перечисленные апробированные научные методы психотерапии, помогающие детям с одним из самых «загадочных» синдромов – с ранним детским аутизмом – стать частью этого яркого и красочного мира.