Полный текст статьи
Печать

Что же такое клиповое мышление? Мышление, известное так же как сетевое, дотекстовое, нелинейное или антипонятийное, мышление людей-экрана, поколения интернета (Internet Generation) или поколения i.

Философ М. Маклюэн[1] предсказал зарождение этого социально-психологического феномена еще в 1960-е годы, отталкиваясь только от потенциала телевидения, не учитывая персональных компьютеров, электронной почты, «мировой паутины» Интернет. М. Маклюэн писал: «Развитие электронных средств коммуникации возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестаёт быть базой культуры» [3]

В начале 1970-х гг. футуролог Э. Тоффлер[2] так описывает клиповое мышление: «…на личностном уровне нас осаждают и ослепляют противоречивыми и не относящимися к нам фрагментами образного ряда, которые выбивают почву из-под ног наших старых идей, обстреливают нас разорванными, лишенными смысла «клипами», мгновенными кадрами» [4, С.160].

1987-м году психолог Ларри Розен[3] в своей статье один из первых заявил, что человек, слишком долго работающий с персональным компьютером, утрачивает способность к общению с людьми, ухудшается его коммуникабельность.

Философ Ф. И. Гиренок[4], в 1990-х годах говорил о том, что логическое мышление перестало играть важную роль в современном мире: «…происходит замена линейного, бинарного мышления нелинейным. Европейская культура выстраивается на системе доказательств. Русская культура, поскольку корни ее византийские, - на системе показа. И мы в себе воспитали, может быть, после И. Дамаскина, понимание картинок. Мы формировали в себе не понятийное мышление, а, как я его называю, клиповое, …реагирующее только на удар» [2, С.123].

Культуролог К.Г. Фрумкин[5] в 2010 году выделил такие предпосылки, породивших феномен «клиповое мышление»:

1) возрастание объема информационного потока;

2) большая скорость поступления информации и потребность в ее актуальности;

3) увеличение разнообразия поступающей информации;

4) увеличение количества дел, которыми человек занимается одновременно;

5) рост диалогичности в социальной среде. [5]

Сегодня мы можем дать следующее определение этому понятию. Клиповое мышление - это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира. [6]

Очевидными являются два факта. Во-первых, невозможно избежать развития «клипового» мышления у современных студентов. Во-вторых, по причине отсутствия способности большинства современных студентов долго концентрироваться на информации и анализировать ее, падает уровень успеваемости и снижается коэффициент усвоения знаний.

Попробуем не сетовать на «клиповое» мышление молодежи, а принять это явление как объективный факт и использовать его для развития студента. К тому же данный феномен в современном обществе обладает не только минусами, но и положительными чертами.

Лари Розен к положительным чертам клипового мышления относит способность к многозадачности. Люди поколения интернета могут одновременно слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая все это во время учебы. Второе преимущество людей, наделенных клиповым мышлением – это скорость реакции. Они быстрее откликаются и реагируют на любые стимулы и изменения. Так же многие специалисты утверждают, что клиповое мышление лишь защищает мозг современного человека от информационной перегрузки, и является механизмом адаптации в информационном обществе.

Как медики, так и психологи утверждают, что для эффективного мыслительного процесса требуется работа обоих полушарий головного мозга человека: левого, отвечающего за логику, слова, числа, анализ, упорядоченность; и правого, отвечающего за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, пространственные соотношения. Наилучшего эффекта достигает тот, кто гармонично использует оба полушария, т. е. обладает как логическим, понятийным, так и клиповым мышлением.

Таким образом, на наш взгляд, целесообразно было бы развивать аналитическое и понятийное мышление у современных студентов, одновременно пользуясь теми новейшими качествами клипового мышления, которые сформировались в процессе информатизации окружающей их среды.

Михаил Казиник[6] предлагает для развития аналитических способностей и критического мышления обучающихся включать в учебный процесс метод обучения через противоречия, названный «методом парадоксов». Исследования показали, что если преподаватель предлагает два противоречивых, взаимоисключающих утверждения, обучающиеся задумываются и вынуждены анализировать сказанное.

Глубоко и последовательно мыслить учат также такие активные методы обучения, как:

  • дискуссия;
  • мозговой штурм;
  • дебаты;
  • форум;
  • круглый стол.

Все эти методы применялись и ранее. Актуальны они и сейчас. Но учитывая особенности феномена «клиповое» мышление, необходимо как в вышеперечисленных активных методах обучения, так и в традиционных методах видоизменить формат изложения, по-новому структурировать информацию. Приоритетными становятся яркие, четкие, наглядные, образные, запоминающиеся формулировки.

Один из самых универсальных и простых приемов для повышения эффективности умственной деятельности с применением образов - это интеллектуальные карты.

Метод интеллектуальных карт в своей книге «Работай головой» (1974) популярно описал известный психолог Тони Бьюзен[7], который занимаясь с неуспевающими школьниками, смог превратить процесс обучения в увлекательное и очень эффективное занятие.

Интеллектуальные карты могут использоваться для:

  • запоминания;
  • упорядочивания и систематизации информации;
  • планирования деятельности;
  • подготовки к выступлениям;
  • поиска решений в сложной ситуации;
  • рассмотрению различных вариантов решения задач.

Правила построения интеллектуальных карт:

  1. Возьмите чистый лист бумаги, разноцветные ручки, фломастеры, маркеры, карандаши.
  2. Соберите весь материал по данной теме: книги, статьи, ссылки в интернете.
  3. В центре листа нарисуйте центральный образ, который будет символизировать вашу тему.
  4. От центрального образа отведите толстые ветви, на которых будут написаны самые важные ключевые слова, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово.
  5. От толстых ветвей аналогично начертите более тонкие ветви, уточняющие основные мысли.

Особенности построения интеллектуальных карт

  • · Используйте рисунки. Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций.
  • · Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке.
  • · Используйте разные цвета.
  • · Карта как результат мышления является уникальной и неповторимой. Не бойтесь экспериментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы представления информации, максимально подходящие именно для вас.
  • · Ключевых слов должно быть немного, они не должны складываться в законченное предложение.
  • · Используйте не более 5-7 ответвлений от каждого объекта, такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.

Конечно такие интеллектуальные карты сам Тони Бьюзен и его последователи изображали вручную и на бумаге, в наши дни создать такую карту можно, например, с помощью программы FreeMind.

Приведем примеры интеллектуальных карт, созданных при изучении различных дисциплин, например, информатики (Рис. 1) и литературы (Рис. 2).


Рисунок 1. Интеллектуальная карта «Правила создания презентации»



Рисунок 2. Интеллектуальная карта «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова»