Важнейшая сторона профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел заключается в работе с людьми. Достаточно отчетливо прослеживается то, что эта работа резко отличается от деятельности специалистов других профессий, где также имеют место межличностное общение и взаимодействие.
Большая часть служебной деятельности личного состава органов внутренних дел (ОВД) представляет собой сложное переплетение человеческих взаимосвязей и отношений. Как показывает практика, все функции сотрудника патрульно-постовой службы полиции (ППСП) в силу специфики служебной деятельности практически реализуются в повседневном взаимоотношении и взаимодействии с людьми. Результаты проведенного нами исследования показывают, что 80% фонда служебного времени сотрудником ППСП расходуется на работу с людьми. Отсюда следует, что каждый сотрудник полиции, на сегодняшний день, отвечающий требованиям рынка труда, обязан обладать культурой общения и коммуникативными способностями, развитыми в достаточной мере, так как их отсутствие либо несформированность будет отрицательно влиять на эффективность выполнения оперативно-служебных задач [1]. Специфику построения межличностных отношений с гражданами у сотрудников полиции определяют особые условия работы, необычные обстоятельства и не похожие друг на друга случаи и ситуации.
Прежде всего это – общение с новыми людьми различного социального уровня, должностного и имущественного положения, порой могущих находиться в эмоционально возбужденном или подавленном состоянии и т.д. Профессиональная необходимость заставляет сотрудника полиции иметь дело с гражданами, поступки которых не вызывают сочувствия и симпатии. Более того, с самого начала они могут вызывать негативные реакции на особенности их личностных структур. Каждый работник правоохранительных органов знает, что он должен обладать умением взаимодействовать с любым человеком вне зависимости от своего расположения к нему. Каждый специалист знает также, что от правильности его общения с каждым индивидом и реализации индивидуального подхода будет зависеть эффективность всей его работы в целом.
Самое важное отличие деятельности работников внутренних дел от всех остальных видов деятельности заключается в том, что оно протекает порой в экстремальных условиях. Это не только встречи с необычными людьми и столкновение с острыми моментами в опасных ситуациях. Экстремальность составляют и те факты, что вся деятельность сотрудников органов внутренних дел протекает по поводу применения запрещающих норм права или нарушения правил поведения.
Каждый гражданин знает, что все его ответы в беседе, состоявшейся с представителем власти, значимы и для него самого и для многих других. От хода взаимодействия с сотрудником ОВД может зависеть поворот в его судьбе, если он сам нарушитель норм. Если же он дает показания относительного другого человека, то его сведения также важны: они могут решить исход сложного дела.
На повышение уровня экстремальности влияет привычное, сложившееся у населения отношение к сотрудникам ОВД. В последних они видят «всемогущих» защитников, обладающих неограниченными властными полномочиями, другие же видят только тех, кто всегда вмешивается в их действия и является постоянной помехой в реализации их, как правило не совсем честных замыслов. И в том и в другом случае, сама позиция к сотруднику ОВД также оказывает свое действие, создавая напряженность в ситуациях общения. Несомненно, что само представление, противоправное действие всегда должно повлечь определенные санкции, вызывает также и систему тревожащих человека представлений.
В общении с гражданами важно быть корректным, тактичным, вежливым. Использование просторечий, грубых, жаргонных, вульгарных выражений действует отталкивающе, формирует негативное общественное мнение о всей полиции.
Поэтому сотруднику ППСП, чья профессиональная деятельность проходит на виду у населения следует постоянно уделять внимание культуре речи, необходимо постоянно расширять свой словарный запас, уметь подбирать доступные, понятные выражения, позволяющие устанавливать и поддерживать «обратную речевую связь» с гражданами[2]. Следует обращать внимание на содержательность речи, ее логичность и информативность, доступность в изложении мыслей. Существенное значение имеет также интонация речи, по которой определяются следующие формы обращения к гражданам: предложение, совет, предупреждение, просьба, требование, приглашение и т.д.
Сотрудник полиции при осуществлении правоприменительной деятельности должен проявлять профессионализм и компетентность. Он должен уметь грамотно квалифицировать правонарушение, обладать умением устранять помехи на пути взаимного понимания и согласия, быть самокритичным и принципиальным. Профессиональное общение, сопровождаемое действиями сотрудника с соблюдением законных требований, способствует правильному пониманию правонарушителем своей вины.
Общение имеет следующие психологические особенности:
- направлено на определенные цели, мотивы, намерения субъектов;
- осуществляется с помощью средств коммуникации: речи, зрения, жестов, лингвистической системы (интонация, паузы).
Профессиональное общение всегда начинается со взаимной ориентировки и визуальной оценки сотрудником полиции и гражданами: социального статуса, личности, внешности, походки, манер, жестов, выражения лица, эмоционального состояния. От этого зависит их поведение в конкретной ситуации.
Сотруднику ППСП приходится вступать в общение как с законопослушными гражданами, так и с правонарушителями, взаимоотношения с которыми могут складываться далеко не благоприятно. Тем не менее и при таких обстоятельствах полицейский обязан уметь строить общение таким образом, чтобы выполнить свой служебный долг на высоком профессиональном уровне[3].
Специфика профессионального общения во многом зависит от выполняемой сотрудником полиции задачи и условий в которых она решается.
При этом в общении у полицейского с правонарушителем могут возникать некоторые психологические барьеры, такие как: мотивационный, интеллектуальный, эмоциональный, волевой.
Мотивационный барьер – это нежелание правонарушителя вести разговор с сотрудником полиции из-за боязни быть наказанным или предвзятого отношения ко всей полиции.
Интеллектуальный барьер – может быть вызван неверным восприятием конкретной ситуации или личности сотрудника полиции, либо правонарушителя, а также особенностями их речи, различиями в уровне образования, знании правовых норм и т.д.
Эмоциональный барьер, как правило, обусловлен отрицательными переживаниями, негативными чувствами, которые испытывают сотрудник полиции или правонарушитель, а также особенностями их эмоционального состояния (раздражительность, озлобленность, агрессивность, невыдержанность и т.д.
Волевой барьер имеется, когда на первый план выступают властные полномочия сотрудника полиции, когда он стремится подчинить гражданина своей воле (по принципу «полицейский всегда прав»).
Психологические барьеры создают сложную ситуацию: для того, чтобы их преодолеть и снять, инициатор общения должен обратиться к индивидуальным особенностям человека, поскольку, только через них представляется возможным сблизиться с человеком. Но такому проникновению в личностный мир мешают именно барьеры. Получается как бы «порочный круг»: барьер нельзя преодолеть без познания внутреннего мира человека, а внутренний мир человека невозможно установить в связи с тем, что действуют барьеры.
Для того, чтобы общение с гражданами, с правонарушителями осуществлялось на профессиональном уровне сотруднику полиции необходимо владеть соответствующими умениями и навыками.
Во многом преодолению психологических барьеров в процессе общения служит разработанная технология (Методика контактного взаимодействия (МКВ)), позволяющая одновременно не только сокращать психологическую дистанцию, но и способствовать сближению и диагностированию личностных особенностей собеседника. Данная методика разрабатывалась на основе анализа работы следователей, применяющих определенные приемы, приводящие к установлению контакта с допрашиваемым, работе адвокатов, которые используя закономерности общения, легко находили общий «язык» с клиентами.
Особенно основательно разрабатывалась диагностическая сторона методики. Поскольку экстремальность вызывали повышенное напряжение и усиленный контроль за высказываниями, внимание обращалось на обеспечение, в первую очередь, снятия напряженности и ведение скрытой диагностики в процессе самого общения.
Точность диагностирования личности при использовании результатов беседы с человеком, проведенной по определенной программе, проверялась путем специального сопоставления с другим материалом – материалом параллельно проводимых замеров качеств и состояния. Таким образом, одна характеристика делалась при помощи МКВ, другие – путем применения обычных объективных методов. Затем полученные независимо друг от друга результаты сопоставлялись и сличались на их сходство и различие. Места, где установлено сходство данных МКВ с объективными показателями, были предметом специального рассмотрения на предмет установления многочисленных признаков, где проявлялись в поведении человека при общении отдельные черты его личности и индивидуальные особенности, отличающие его от других людей.
Для целей взаимодействия диагностики в МКВ специально введены принципы, которые предназначены для актуализации потенциальных черт личности. Эти принципы, применение которых дает возможность в дальнейшем интерпретировать полученные результаты беседы и устанавливать отдельные черты характера человека, особенности его состояния в разных ситуациях, а также мотивы поведения при реализации его замыслов.
При разработке МКВ использовались по существу принципы, на которых основаны действия многих методик: особенности самооценок, самовыражение, ассоциации, проекции, избирательность и предпочтение. Применялись также принципы анализа предпочитаемых способов воздействия на партнера, ролевые репертуары и ролевые ожидания. Предметом внимания был также и стиль изложения, логика сообщений и последовательность в выстраивании доказательств. Просматривались также и места повышенного контроля.
Для работы в МКВ необходимо знать и придерживаться основных принципов методики:
- Последовательное и полное прохождение 6-ти стадий установления контакта (1-я стадия – накопление согласия; 2-я стадия – поиск общих или совпадающих интересов; 3-я стадия – принятие принципов и качеств, предлагаемых для общения; 4-я стадия – выявление качеств, опасных для общения; 5-я стадия – индивидуальное воздействие и адаптация к партнеру; 6-я стадия – выработка общих правил и взаимодействие). Это существенно, поскольку задержка на какой-либо стадии ведет к своеобразному «окостенению» отношений. Они фиксируются на определенной точке и не развиваются дальше. Это происходит, если долго оставаться на одной стадии. В том случае, если имеет место попытка «перепрыгнуть» стадию или ускорить ее созревание, то возможно торможение и даже возникновение конфликта. Обозначенные стадии названы по преимущественному типу воздействия. Порядок их прохождения обеспечивает последовательность сближения людей. Каждая из стадий зарождается, созревает, формируется, а затем опираясь на нее, строят новую стадию.
- Принцип ориентировки и опоры только на четкие и заранее изученные признаки и показатели возникновения стадии, достижения ее зрелости и готовности к замене другой стадией с новыми закономерностями;
- Принцип вызова у партнера желания и стремления самостоятельно действовать в направлении сближения. Это также важно, поскольку именно вызов стремления на сближение порождает возникновение достигающей мотивации. Именно поэтому нельзя отводить партнеру пассивную роль. Необходимо ориентироваться не на собственное воздействие, но на возможное равенство в воздействиях в процессе общего взаимодействия. Это не означает одинаковую ценность ролей, но это значит, что вызванная к жизни самостоятельная активность собеседника даст большой результат, чем односторонняя активность только инициатора контакта;
- Принцип поддержания однородного («кумулятивного») воздействия в каждой стадии. Это принцип преимущественного предпочтения только одному формирующему воздействию в течение одной стадии. Только такое воздействие, одинаковое на протяжении всего периода, способно изменить ситуацию и состояние в отношениях. Только частота применения одного и того же средства воздействия способна не только вызвать изменение, но и упрочить созданное. Важно только, чтобы это воздействие и ожидалось, и к нему был чувствителен период.
Данная методика базируется на наиболее общих психологических закономерностях установления контакта между людьми вообще.
Поэтому методика включает одновременно и систему объяснений, и способы ориентации, и тактику поведения, и перечень того, что может быть открыто как личностное образование или характеристики индивида. Это, соответственно, - ее объяснительная, ориентировочная, тактическая и диагностическая стороны.
Объяснительная сторона включает систему логических конструкций, объясняющих появление, возникновение отдельных явлений в психическом взаимодействии, принципы их учета и целесообразность.
Ориентировочная сторона заключается в приведении системы ориентиров в виде признаков и показателей, которые могли служить отправными точками для суждений о положении и состоянии в отношениях, психических состояниях участников и о том, что должно учитываться инициатором контакта.
Тактическая сторона включает способы, средства и приемы воздействия, а также принципы и показания к их применению.
Диагностическая сторона предусматривает возможность констатации изменений в системе отношений, наличие очередного уровня сведений о личности, а также перечень тех черт и качеств индивида, которые должны появляться и проявляться в системе развивающегося контакта.
Соблюдение последовательности стадий существенно значимо для организации правильного взаимодействия.
В завершении хочется отметить, что владение навыками и умениями межличностного общения сотрудниками полиции является значимым при установлении взаимодействия с гражданами. Внедрение в учебный процесс образовательных организаций МВД России МКВ является назревшей необходимостью.
Как показывает, практика умение общаться, взаимодействовать с гражданами является важным и необходимым профессиональным качеством, которым должен обладать каждый сотрудник полиции, отвечающий сегодняшним требованиям рынка труда.