Полный текст статьи
Печать

Проблема самосознания является одной из актуальных в психологии. В отечественной психологии начало фундаментальных исследований самоотношения связано с работами А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Спиркина, Е.В. Шороховой и др. Исследовалось развитие самоотношения в возрастном аспекте: особенности и развитие самоотношения интеллектуально одаренных подростков (Т.А. Климонтова, А.А. Рысева), самоотношение и чувство взрослости (Ю.В. Косолапов), специфика самоотношения у молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях (А.Т. Газизулин), самоотношение в период поздней взрослости (О.Ю. Стрижицкая), акмеологические аспекты самоотношения (М.Н. Дарижанова).

Отечественными исследователями рассматривалась взаимосвязь самоотношения и отношения к другим (Л.Я. Гозман, Ю.А. Алешина), самоотношения и межличностного взаимодействия (А.М. Колышко); раскрывалось влияние самоотношения на процесс самопознания (И.Г. Чеснова, И.И. Чеснокова), на восприятие других людей (Т.К. Комарова).Исследовались факторы определяющие формирование самоотношения (М.Г. Абрамов, Т.В. Архиреева, О.Н. Павлова, М.В. Покатаева, А.К. Рубченко, И.Г. Чеснова), изучалась динамика отношения личности к себе (М.В. Лукин).

Исследователями признается влияние самоотношения на оценку индивидом окружающей действительности, на формирование представлений о мире, о самом себе, на характер межличностного взаимодействия, постановку и достижение целей, разрешение кризисных ситуаций, что нашло отражение в работах А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой, В.Н. Маркина и др.

Исследования А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, Н.Н. Обозова и др. показывают, что общение и складывающиеся в ходе его межличностные отношения играют центральную роль в становлении личности. Именно в общении формируются отношения ребенка к окружающим, к деятельности и самому себе.

Несмотря на достаточно широкую представленность данной темы в работах отечественных и зарубежных исследователей, до сегодняшнего дня нет терминологической однозначности в обозначении такого феномена самосознания, в котором проявляется эмоциональный смысл образа «Я», того, что Р. Бернс называет оценочной составляющей Я-концепции.

В. В. Столин [1] говорит о недостаточной дифференцированности терминов, обозначающих данный аспект самосознания, называя среди них самоотношение, самоуважение, самопринятие, эмоционально-ценностное отношение к себе. С. Р. Пантилееев указывает, что в англоязычной литературе используются многочисленные термины для определения данного понятия: self-regard (самоотношение), self-esteem (самоуважение, обобщенная самооценка), self-feeling (самочувствие), attitude (любовь к себе), self-respect (самоуважение), self-acceptance (самопринятие), self-attitude (самоотношение, установка на себя) и др. [2].

В контексте нашего исследования мы будем использовать предложенный для обозначения данного феномена В. В. Столиным и С. Р. Пантилеевым термин «самоотношение».

Анализ понятия «самоотношение» выявил несколько различных подходов к его определению: оно понимается как аффективный компонент в структуре самосознания, как определенная черта в структуре личности и как компонент саморегуляции.

Понимание самоотношения как феномена самосознания в широком контексте предполагает положительное отношение к себе в качестве необходимого условия благополучного становления человеческой личности и индивидуальности. В. В. Столин отмечает, что самоотношение пронизывает самовосприятие и образ «Я», является относительно устойчивым чувством [3 ].

Р. Бернс полагает, что самооценка (Р.Бернс употребляет как синонимы понятия «самооценка» и «самоотношение») есть эмоциональная оценка представлений, она обладает разной степенью интенсивности, при которой эмоции могут быть связаны с принятием или осуждением своей личности. Самооценка отражает степень развития самоуважения, ощущения собственной ценности, позитивного отношения к себе [4].

Уровневое понимание самоотношения было предложено и обосновано В. В.Столиным. Рассматривая самоотношение как сложное структурное образование, являющееся эмоциональной составляющей самосознания, исследователь выделяет в самоотношении общее, глобальное чувство и такие характерные параметры, как самоуважение, аутосимпатию, самоинтерес или близость самому себе, ожидаемое отношение других.

Одни из аспектов исследования сложной и многоплановой проблемы самоотношения, его структуры и динамики - возрастные особенности самоотношения.

Проблема самоотношения как феномена самосознания особенно значима в подростковом возрасте, поскольку самосознание как главное новообразование этого возрастного периода становится важным условием успешной социализации и адаптации подростка в социуме.

Проблема самоотношения актуальна для подросткового возраста потому, что, во-первых, этот возраст является критическим для формировании самоотношения, осмысления собственного «Я» и особенностей его взаимодействия с миром; во-вторых, тем, что под влиянием оценочных суждений ровесников и значимой референтной группы происходит изменение сложившейся ранее системы оценочных суждений в свой адрес и эмоционально-ценностного отношении к собственному «Я» [5; 6].

Позитивное самоотношение подростков является основой успешной адаптации и интеграции в обществе, что особенно важно для личности с особенностями развития, в частности с одной из распространенных форм дизонтогенеза, каковой является  задержка психического развития.

Задержка психического развития – такая форма своеобразного отклонения в развитии психики ребенка, такой вариант дизонтогенеза, при котором механизм нарушения характеризуется замедлением темпа развития всех или нескольких высших психических функций. Симптомами задержанного психического развития являются, прежде всего, замедленный темп психического развития, личностная незрелость, негрубые нарушения познавательной деятельности с тенденцией к компенсации и обратному развитию, что является важным отличием от олигофрении.

Специфика самоотношения подростков с задержкой психического развития обусловлена снижением темпа их психического развития [7; 8]. Так, в сравнительном исследовании самоотношения старших подростков с задержкой психического развития и их с нормально развивающихся сверстников, проведенном О.А. Талиповой, была выявлена большая закрытость подростков с задержкой психического развития, их пониженная рефлексивность и критичность, недостаточная способность к осознанию и презентации другим значимой информации о себе. При этом наряду с недостаточным уровнем осознания собственного «Я» эти подростки показывают высокий уровень самопринятия, им характерны глубокая симпатия к себе, согласие со своими внутренними убеждениями, принятие себя со всеми своими достоинствами и недостатками; они уверены в том, что способны эффективно управлять собственным поведением, контролировать эмоции; при общем положительном отношении к себе не видят необходимости меняться [9].

В ходе исследования О.А. Талиповой было установлено влияние микросоциальных условий на формирование самоотношения старших подростков с задержкой психического развития, к которым автор относит особенности отношения родителей, одноклассников, учителя, а также предполагаемого отношения одноклассников.

Обращает на себя внимание определенное противоречие между значимостью отношения одноклассников для формирования позитивного самоотношения подростков с задержкой психического развития и крайне неблагоприятной ситуацией общения в коллективах сверстников.

В ряде исследования отмечается низкий уровень благополучия межличностных отношений подростков с задержкой психического развития со сверстниками. В группах подростков с задержкой психического развития преобладают пренебрежительные отношения, которые характеризуются ситуативностью, противоречивостью, амбивалентностью негативных и позитивных отношений к сверстникам.

Эмоциональная и личностная незрелость подростков с задержкой психического развития, отсутствие навыков эффективного взаимодействия с микро- и макроокружением, чаще всего неблагоприятное положение в группе сверстников, что отражается в низком социометрическом статусе, определяют формирование негативного отношения к себе.

Актуальность проблемы самоотношения подростков возрастает в связи с расширением практики инклюзивного образования, необходимости реализации дифференцированного подхода в психолого-педагогическом сопровождении подростков с данным видом нарушенного развития.

Для эмпирического изучения особенностей самоотношения подростков с задержкой психического развития в сравнении с самоотношением нормально развивающихся подростков было проведено исследование, в котором принимали участие учащиеся девятых классов: пятнадцать нормально развивающихся подростков и семнадцать подростков с задержкой психического развития.

В качестве диагностического инструментария была определена методика исследования самоотношения (МИС), в которой нашла отражение иерархическая модель структуры самоотношения, предложенная В. В. Столиным. Опросник выявляет три уровня самоотношения, отличных по степени обобщенности: глобальное самоотношение; самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

По результатам методики исследования самоотношения были выявлены достаточно высокие показатели по шкале «глобальное самоотношение» у обеих групп подростков - 87% и 86% соответственно, что свидетельствует об адекватном восприятии себя, дифференцированном чувством «за» и «против» самого себя. Результаты подростков с нормативным и задержанным психическим развитием по шкалам «глобальное самоотношение», интегральное чувство «за» и «против» собственного «Я» (87% в обеих группах подростков), «самоуважение» (69% и 63% соответственно) не имеют статистически значимых различий по критерию Манна-Уитни. Также на позитивном полюсе в обеих группах подростков находятся значения по шкале «аутосимпатия». Следовательно, значительная часть респондентов адекватно воспринимает себя и в целом правильно оценивает свое поведение, имеет достаточно высокие уровни уважения к себе и степени веры в свои силы, в целом относится с одобрением и доверием к себе.

Не выявлено значимых статистических различий между исследуемыми группами подростков по шкалам «самоуверенность», «саморуководство» и «самопонимание» (значения критерия Манна-Уитни соответственно равны U=425 при р≤0,01, U=585,5 при р≤0,01 и U=556,5 при р≤0,01).

Рассмотрим далее выявленные различия в значениях шкал, характеризующих самоотношение нормально развивающихся подростков и подростков с задержкой психического развития. У подростков с нормативным психическим развитием в большей степени проявляется интерес к интерес к своему «Я», самопознанию - 87% по шкале «самоинтерес», в то время, как у их ровесников с задержанным развитием только 34%. Данные результаты говорят об отсутствии у подростков с задержкой психического развития потребности в понимании своего внутреннего мира, своих переживаний, мыслей, чувств, мотивов своих поступков, что противоречит существующим представлениям о стремлении подростков к познанию себя, «открытию Я».

В группе нормально развивающихся подростков отмечены также высокие значения по шкале «отношение других» - 63%; у подростков с задержкой психического развития достаточно низкий показатель - 32%. Мы можем предположить, что подростки с задержанным развитием более вероятным считают проявление негативного отношения к себе со стороны окружающих, ожидают непринятие ими своих личностных качеств, своих достоинств, возможностей.

Более высокие показатели - 72% - у нормально развивающихся подростков получены по шкале «самопринятие», у подростков с задержкой психического развития лишь 50%. Подростки с нарушением в развитии при высокой потребности быть успешным не верят в себя, в собственную успешность, что говорит о непринятии себя.

Показатель по шкале «самообвинение» у подростков с нормативным развитием равен 54%, что соответствует среднестатистической норме. По шкале «самообвинение» Подростки с задержкой психического развития по этой шкале имеют низкий показатель - 27%, на основании чего можно говорить о склонности к отрицанию собственной вины в конфликтной ситуации, которая будет проявляться в защите собственного «Я» путем обвинения других людей.

Таким образом, у подростков обеих групп наблюдается в целом позитивное отношение к себе. Однако содержание самоотношения нормально развивающихся подростков несколько отличается от содержания самоотношения подростков с задержкой психического развития. Структурные компоненты их самоотношения не согласованы, противоречивы. Отмечается непринятие себя подростками с нарушением в развитии. При высокой потребности быть успешным (или «нормальным») проявляется  отсутствие веры в собственные успехи. Подростки с ЗПР не пытаются понять свой внутренний мир, свои переживания, мысли, чувства, мотивы своих поступков. У подростков с задержкой психического развития в меньшей степени развито осознание своего «Я», рефлексивность и критичность, способность не скрывать от себя и других неприятную информацию, несмотря на ее значимость. Они заведомо ожидают негативного отношения к себе от других, отрицание ими внутренних качеств, достоинств и возможностей. Поэтому подросткам с задержкой психического развития в большей мере свойственна закрытость, неспособность или нежелание осознавать и выдавать значимую о себе информацию.

По всем представленным выше шкалам опросника выявлены значимые статистические различия по критерию Манна Уитни.

Полученные результаты позволяют глубже проанализировать проблему самоотношения подростков с задержанным психическим развитием и могут быть использованы для организации психолого-педагогического сопровождения их личностного развития в условиях как специализированного, так и инклюзивного образования.