Полный текст статьи
Печать

Влияние загрязнения атмосферы на психическое развитие детей, является актуальным вопросом экологии человека и имеет практическое значение для системы образования и здравоохранения. Согласно данным литературы, в районах с повышенным загрязнением атмосферы около 30% детей имеют признаки психоневрологической патологии и заболеваний нервной системы. В ряде работ высказывается предположение о негативном влиянии аэротехногенного загрязнения на развитие зрительного восприятия, о супрессорном действии токсикантов на развитие интеллекта детей [2]. Большая распространенность болезней нервной системы и психических расстройств в городах и районах с высоким загрязнением атмосферы объясняется постоянным присутствием в воздушном бассейне значительного числа углеводородов, обладающих наркотическим, раздражающим действием и канцерогенным эффектом. Не смотря на многочисленные сообщения о влиянии аэротехногенного загрязнения на психическое развитие детей, требуется уточнение региональных особенностей данного воздействия, т. к. на каждой селитебной территории действует уникальный набор неблагоприятных факторов, что отражается в специфическом изменении изучаемых показателей. Следовательно, вопрос о влиянии аэротехногенного загрязнения на состояние психической сферы остается открытым.

Цель настоящего исследования – изучение влияния аэротехногенного загрязнения на особенности психического развития первоклассников, в том числе с учетом гендерных различий.

Для проведения исследования территория г. Кирова была поделена на два района – экологически благоприятный (ЭБР) и неблагоприятный (ЭНБР). Вывод о разделении районов сделан на основании собственных вычислений по результатам исследований экологов г. Кирова, включавших изучение загрязнения атмосферного воздуха методом лихеноиндикации, анализ почв и растительности на содержание тяжелых металлов, химический анализ снегового покрова, анализ интенсивности автотранспортной нагрузки (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика экологически благоприятного и неблагоприятного районов г. Кирова

Показатели

ЭНБР(n=6)

ЭБР(n=10)

Индекс чистоты атмосферы в модели Ле Бланка-Де Слувера (усл. ед.)

4,0±0,1

8,2±2,8

Индекс чистоты атмосферы в нормализованной модели (усл. ед.)

5,0±0,1

13,5±0,5*

Суммарный показатель загрязнения почв (баллы)

25,0±0,1

16,5±2,8*

Индекс общей токсичности тяжелых металлов в пересчете на биологический эквивалент свинца (усл. ед.)

5,51±1,34

2,61±0,1*

Содержание в снеге сульфатов (мг/л)

11,2±0,6

4,38±0,1*

Содержание в снеге соединений азота (мг/л)

0,68±0,1

0,46±0,03

Индекс общей автотранспортной нагрузки на атмосферу (усл. ед.)

191,7±20,1

75,0±0,1*

Индекс общей автотранспортной нагрузки с учетом рельефа (усл. ед.)

298,3±34,2

104,0±10,6*

Индекс общей автотранспортной нагрузки с учетом числа перекрестков (усл. ед.)

400,0±38,7

130,0±13,3*

Примечание: * – различия достоверны, р<0,05

 

Совпадение зон повышенного загрязнения почвы и снегового покрова, воздуха с участками максимальной автотранспортной нагрузки говорит о том, что автотранспорт играет ведущую роль в формировании загрязненного района в г. Кирове.

Обследовано 1010 первоклассников общеобразовательных школ г. Кирова, часть из которых проживала в экологически неблагоприятном районе, в условиях аэрозагрязнения. Ранее нами было показано негативное влияние аэротехногенного загрязнения на параметры физического развития и здоровья данных детей.

Изучение психического развития в первом классе проводилось следующими методами. Уровни абстрактного, интуитивного, логического, речевого и образного мышления исследовали по методике Л. А. Ясюковой (1999). Зрительное восприятие исследовали (совместно с Е. А. Жуковой) по методике M. Frostig (1966) в модификации М. М. Безруких  и Л. В. Морозовой (1996). Точность и скорость обработки зрительной информации (ОЗИ) исследовали совместно с Е. В. Четвериковой по методу Тулуз-Пьерона в модификации Л. А. Ясюковой (1999). Уровни учебной, самооценочной и межличностной тревожности исследовали совместно с Ю. П. Федоровой по методике А. М. Прихожан (1998). Мотивацию к обучению и степень адаптации к образовательной деятельности исследовали по методике Л. С. Лускановой (1998). Успешность образовательной деятельности за первый год обучения по письму, чтению и математике определяли по оценкам годовой успеваемости.

Результаты исследования подвергнуты статистической обработке с использованием Microsoft Excel. В тексте результаты выражены в виде M±m, где М – среднее арифметическое, m – ошибка среднего арифметического; различия оценивали по критерию Стьюдента и считали достоверными при p<0,05 (далее обозначается «*»).

Результаты исследования и их обсуждение.Изучение психических особенностей первоклассников показало, что аэротехногенное загрязнение негативно влияет на тревожность детей и точность обработки зрительной информации. Так, дети группы сравнения характеризуются более высоким баллом межличностной (20,41 ± 0,24 баллов против 18,73 ± 0,22 баллов*) и общей тревожности (51,78 ± 0,56 баллов против 49,31 ± 0,49 баллов*), среди них больше детей с высоким уровнем межличностной тревожности и меньше – с нормальным уровнем (табл. 2).

При изучении особенностей обработки зрительной информации с помощью теста Тулуз-Пьерона, который является одним из вариантов корректурной пробы, установлено, что проживание в ЭНБР влияет на точность и скорость обработки зрительной информации (табл. 2). Так, среди первоклассников из группы сравнения меньше процент детей, имеющих средний уровень точности и низкий коэффициент точности выполнения теста Тулуз-Пьерона, а следовательно, и точности обработки зрительной информации.

Данный коэффициент позволяет определять у детей наличие минимальных мозговых дисфункций (ММД) и тесно связан с данной психоневрологической патологией. Действительно, среди детей группы сравнения гораздо больше, чем в контроле, лиц с подозрением на наличие мозговых дисфункций (25,34 ± 2,27% против 19,92 ± 1,78%), однако различия носят не достоверный характер. Что касается скорости обработки зрительной информации, то она, наоборот, выше в ЭНБР.

Свидетельством этого является то, что у детей группы сравнения выше скорость выполнения теста (символов/минуту), чаще встречается высокий, средний и реже – низкий уровень скорости выполнения теста.

При изучении успеваемости первоклассников установлено (табл. 2), что дети группы сравнения по сравнению с контролем имеют более высокую успеваемость по письму, более высокий суммарный балл успеваемости по письму, чтению, математике, а также среди них меньше процент детей, имеющих низкий уровень успеваемости (19,04 ± 1,88% против 24,78 ± 1,80%*).

Таблица 2

Особенности психического развития первоклассников, проживающих в экологически различных районах г. Кирова

Показатели

Все дети из ЭБР

Все дети из ЭНБР

Мальчики из ЭБР

Мальчики из ЭНБР

Девочки

из ЭБР

Девочки

из ЭНБР

M

m

M

m

M

m

M

m

M

m

M

m

 

Уровни школьной мотивации, % детей

n=563

n=343

n=312

n=179

n=250

n=164

 

- высокий (25–30 баллов)

24,69

1,82

20,12

2,16

24,36

2,43

18,44

2,90

24,80

2,73

21,95

3,23

 

- средний (15–19 баллов)

23,80

1,79

30,03

2,48*

24,36

2,43

30,17

3,43

23,20

2,67

29,88

3,57

 

- низкий (< 10 баллов)

6,22

1,02

4,08

1,07

8,65

1,59

3,91

1,45*

3,20

1,11

4,27

1,58

 

Тревожность, % детей

n=569

n=402

n=315

n=205

n=253

n=197

 

Средний балл межличностной тревожности

18,73

0,22

20,41

0,24*

18,62

0,32

19,97

0,35*

18,88

0,28

20,86

0,31*

 

- высокий уровень межличностной тревожности

57,12

2,07

41,04

2,45*

54,60

2,81

43,90

3,47*

60,08

3,08

38,07

3,46*

 

- нормальный уровень межличностной тревожности

41,48

2,07

57,46

2,47*

43,17

2,79

54,15

3,48*

39,53

3,07

60,91

3,48*

 

- низкий уровень межличностной тревожности

1,41

0,49

1,49

0,60

2,22

0,83

1,95

0,97

0,40

0,39

1,02

0,71

 

Суммарный балл тревожности

49,31

0,49

51,78

0,56*

48,53

0,73

50,38

0,87

50,28

0,64

53,25

0,68*

 

Успеваемость

n=574

n=436

n=315

n=228

n=258

n=208

 

Успеваемость за 1-й класс по письму, балл

3,76

0,03

3,87

0,03*

3,61

0,04

3,73

0,04*

3,95

0,04

3,95

0,04

 

Суммарный балл успеваемости по письму, чтению, математике

11,84

0,07

12,09

0,08*

11,49

0,10

11,77

0,12

12,26

0,10

12,44

0,11

 

Высокий уровень успеваемости детей за 1 класс по письму, чтению, математике (14–15 баллов), % детей

 

24,78

 

1,80

 

19,04

 

1,88*

 

33,44

 

2,66

 

26,32

 

2,92

 

14,34

 

2,18

 

11,06

 

2,17

 

Зрительное восприятие, балл

n=638

n=342

n=368

n=191

n=270

n=151

 

Зрительно-пространственное восприятие

7,61

0,04

7,51

0,05

7,53

0,06

7,51

0,07

7,72

0,06

7,62

0,06*

 

Зрительное восприятие как целостный акт

9,07

0,17

9,01

0,09

8,94

0,10

8,83

0,58

9,25

0,10

9,20

0,10*

 

Общий балл

46,98

0,02

46,46

0,27

46,54

0,28

46,18

0,37

49,61

0,27

47,16

0,40*

 

Мышление, балл

n=433

n=228

n=248

n=114

n=185

n=114

 

Понятийное речевое мышление

5,21

0,10

5,54

0,14

5,08

0,13

5,13

0,19

5,38

0,15

5,94

0,20*

 


Возможно, это связано с тем, что у этих детей выше уровень мотивации к образовательной деятельности, в частности среди них выше процент детей со средним уровнем мотивации (30,03 ± 2,48% против 23,80 ± 1,79%*). Также высокая успеваемость косвенно указывает на то, что, возможно, высокий педагогический опыт позволяет нивелировать негативное влияние аэротехногенного загрязнения  на психическое развитие детей.

Изучение психических особенностей мальчиков показало, что среди них проявляются те же закономерности, что установлены для общего массива первоклассников (табл. 2) – под действием аэротехногенного загрязнения наблюдается повышение тревожности (более высокий балл межличностной тревожности, большее число детей с высоким уровнем межличностной тревожности и меньшее – с нормальным уровнем).

При изучении скорости и точности обработки зрительной информации установлено, что так же, как в общем массиве, мальчики группы сравнения имеют более высокую скорость обработки зрительной информации, среди них выше процент детей, имеющих низкий коэффициент точности выполнения теста Тулуз-Пьерона, и меньше процент успешно выполняющих тест. Так же, как в общем массиве, мальчики группы сравнения по сравнению с контролем имеют более высокую успеваемость по письму и более высокий уровень мотивации к образовательной деятельности, так как среди них меньше процент детей с низкой мотивацией.

При изучении психических особенностей девочек установлено, что так же, как в общем массиве, в ЭНБР у них выше уровень тревожности, более высокий балл межличностной тревожности; среди них больше процент лиц с высоким уровнем межличностной тревожности и меньше – с нормальным уровнем.

В отличие от общего массива и массива мальчиков, у девочек проявляется ряд особенностей. Установлено, что у девочек группы сравнения ниже, чем в контроле (табл. 2), уровень развития зрительного восприятия и двух его компонентов: зрительно-пространственного восприятия и зрительного восприятия как целостного акта. В то же время у этих девочек выше, чем в контроле, уровень развития логического мышления (5,94 ± 0,20 балла против 5,38 ± 0,15 балла*).

В целом техногенные факторы неоднозначно влияют на психическое развитие детей 7–8 лет (табл. 3). Под действием аэротехногенного загрязнения увеличивается общая и межличностная тревожность (установлено для всех детей, для мальчиков, для девочек), снижается точность обработки зрительной информации (для всех детей, для мальчиков) и уровень зрительного восприятия (для девочек).

Таблица 3

Особенности психического развития первоклассников, проживающих в экологически благоприятном и неблагоприятном районах г. Кирова

Показатели психического развития

Массивы

Показатели, ниже в ЭНБР, чем в ЭБР

Высокая общая и межличностная тревожность

Все дети, мальчики, девочки

Точность обработки зрительной информации

Все дети, мальчики

Уровень зрительного восприятия

Девочки

Показатели, выше в ЭНБР, чем в ЭБР

Скорость обработки зрительной информации

Все дети, мальчики

Успеваемость по письму

Все дети, мальчики

Успеваемость по чтению и математике

Все дети

Уровень мотивации к образовательной деятельности

Все дети, мальчики

Уровень развития логического мышления

Девочки

 

Некоторые показатели, наоборот, в ЭНБР имеют более высокое значение, чем в ЭБР. Например, дети группы сравнения имеют более высокую по сравнению с контролем скорость обработки зрительной информации (установлено для всех детей, для мальчиков), более высокую успеваемость по письму (установлено для всех детей, для мальчиков), чтению и математике (для всех детей), более высокий уровень мотивации к образовательной деятельности (для всех детей, для мальчиков) и уровень развития логического мышления (для девочек).

По остальным видам мышления и по развитию речи различий между детьми группы сравнения и контроля не обнаружено.

Согласно нашим данным, которые во многом созвучны работам других авторов, наличие аэротехногенного загрязнения способствует снижению концентрации внимания [1], увеличению числа детей с признаками гиперактивности и задержке нервно-психического развития. Подтверждено предположение ряда авторов о снижении уровня зрительного восприятия под влиянием аэротехногенного загрязнения (установлено для девочек). При этом уточнено, что аэротехнногенное загрязнение негативно отражается преимущественно на таких показателях зрительного восприятия, как зрительно-пространственное восприятие и зрительное восприятие как целостный акт.

Не исключено, что все выявленные особенности связаны с повышением неврологической заболеваемости у детей под влиянием аэротехногенного загрязнения, что отмечено в наших исследованиях данного массива детей.

Одним из механизмов, лежащих в основе негативного влияния аэротехногенного загрязнения на развитие психических функций, может быть токсическое действие на нервную систему свинца, содержащегося в выхлопных газах автотранспорта, что отмечается в некоторых работах [1].

В то же время нами не подтверждаются сообщения ряда авторов [1] о том, что аэротехногенное загрязнение снижает уровень интеллекта и способность к обучению. По нашим данным, дети из ЭНБР имели более высокий уровень логического мышления, общей успеваемости и успеваемости по письму, они имели более высокую скорость обработки зрительной информации, более высокий уровень школьной мотивации.

Все это указывает на то, что структуры мозга имеют большие компенсаторные возможности, позволяющие в определенной степени преодолеть негативные влияния, оказываемые аэротехногенным загрязнением на психическое развитие ребенка. Не исключено, что этому способствует и рационально организованная система педагогической помощи детям, основанная на высоком уровне педагогического мастерства.