Полный текст статьи
Печать

Актуальность: В современных условиях реализация образовательных проектов становится достаточно распространенной практикой деятельности образовательных организаций, которая  оказывает существенное влияние  на результаты их деятельности. Данное обстоятельство  существенно актуализируют проблему управления качеством образовательных проектов.

В самом общем виде под качеством  понимается целостная совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. А более узкий по содержанию термин «качество проекта» рассматривается как  степень соответствия совокупности его характеристик требованиям проекта [1].

Анализ литературы по управлению проектами показывает, что исследователи предлагают выделять несколько аспектов качества проекта:

  1. качество как соответствие рыночным потребностям и ожиданиям, которое обеспечивается  через выявление и  актуализацию потребностей и ожиданий потребителя, анализ возможностей рынка, качество разработки и планирования проекта.
  2. качество процедур выполнения работ по проекту в соответствии с плановой документацией;
  3. качество как поддержание соответствия хода реализации проекта его плану и определенных заранее характеристик продукции проекта;
  4. качество материально-технического обеспечения проекта на протяжении всего его жизненного цикла.

Отметим, что управление качеством проектов является предметом междисциплинарных исследований, и рассматривается в образовательном менеджменте и теории управления проектами как  его функциональная область и особый раздел управления проектами,

Основная часть

Управление качеством проекта как особый  раздел управления проектом включает задачи и процедуры, необходимые для обеспечения качества управления проектом и получаемых результатов (продуктов/услуг) проекта [ 3].

-        интегральный характер управления качеством образовательных проектов, как показывает анализ исследований, обусловлен комплексом функций, решаемых данной деятельностью, среди которых выделяются следующие:

-          защитная функция связана с обеспечением целостности проекта, его базовых характеристик;

-        стимулирующая, которая  обусловлена необходимостью разработки новых механизмов и инструментов по его управлению качеством;

-          предупредительная, ориентированная на обеспечение превентивных мер, которые способны поддерживать должный уровень качества;

-        инновационная, связанная с разработкой новых методов проектирования инновационной образовательной деятельности с учетом изменения требований к качеству;

-        социально-психологическая, обеспечивающая развитию мотивации руководителей и участников проекта к планированию, обеспечению качества проекта на всех  фазах жизненного цикла и его совершенствованию.

Анализ  проектов, реализованных магистрантами, обучающимися в ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» по  направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование. Направленность (профиль) программы «Управление проектами и программами в образовании», в образовательных организациях профессионального, общего и дополнительного образования, в 2015-2016  гг., показал, что  управление качеством является достаточно сложной и проблемной областью управления образовательными проектами. Исследование особенностей управления качеством в образовательных проектах позволил нам выявить ряд проблем, имеющихся в данной деятельности:

  1. В процессе определения перечня и описания объектов качества в образовательных  проектах не в полной мере учитывается специфика объектов и процесса управления в данных проектах с учетом их предметной области; требуется  существенная конкретизация и учет особенностей результатов, продуктов, услуг, которые требуется получить «на выходе».
  2. определение критериев качества объектов контроля в образовательных проектах зачастую идет  с опорой на субъективные показатели, не учитывающие требования стандартов качества  и нормативных документов;
  3. при определении методов и средств оценки качества в образовательных проектах не в полной мере используется потенциал экономических методов, в том числе, анализ выгод\затрат, сравнительный анализ, причинно-следственная диаграмма и др.
  4. Для контроля качества образовательных проектов его руководителями не в полной мере используется оперативная  информация о ходе реализации проекта.
  5. Результаты контроля качества образовательных проектов не всегда оперативно доводятся до всех заинтересованных стороны (прежде всего, исполнителей проекта), что зачастую приводит к снижению мотивации команды проекта, к недостаточному развитию субъектных характеристик его участников – преподавателей, педагогов дополнительного образования, учителей-предметников, тьюторов, воспитателей. Кроме того, это снижает ответственность  участников образовательного проекта за качество его результатов.
  6. Анализ состояния и прогресса качества в образовательном проекте (формирование списка отклонений, анализ отклонений по качеству и др.) осуществляется, преимущественно, на завершающих его этапах, а не  на протяжении его жизненного цикла, что зачастую приводит  к нарушению сроков и увеличению стоимости проекта.

Решению данных проблем в управлении изменениями инновационных образовательных проектов способствует, на наш взгляд, реализация системного подхода к управлению качеством проекта, при котором  предполагается необходимость опоры на совокупность научных категорий, единых моделей, стандартов, средств, процессов и инструментов, применяемых при управлении проектами в сфере образования [4,]. Согласно системному подходу выстроена методология управления рисками проектами СОВНЕТ [2, с. 46-49]. При этом выделяют пять стадий процесса управления рисками в проекте.

  1. Концепция (инициация) управления качеством в проекте.
  2. Планирование управления качества в проекте.
  3. Организация управления и контроль качества в проекте образовательного проекта.
  4. Анализ состояния и регулирование обеспечения качества в проекте образовательного проекта.
  5. Закрытие управления качеством образовательного проекта.

В табл.1 представлена характеристика стадий управления качеством образовательного проекта, определены задачи, обосновано содержание деятельности и результаты управления качеством в нем.

Задачей стадии концепции (инициации) управления качеством в образовательном проекте является обеспечение разработки и утверждение концепции управления качеством проекта.

Содержание деятельности на данной стадии предполагает следующие шаги:

-        определение целей и задач управления качеством;

-        формирование общих требований и принципов обеспечения качества (стандарты, нормативные документы, правила);

-         формирование требований к системе управления качеством;

-        определение ограничений и допущений при управлении качеством;

-        разработка стратегии управления качеством;

-        определение полномочий и распределение ответственности при управлении качеством;

-        определение необходимости в подготовке и переподготовке персонала;

-        согласование и утверждение концепции управления качеством.

Результатом является наличие концепции управления качеством проекта.

Задачей стадии планирования управления качества в проекте является обеспечение разработки и утверждения плана управления качеством в проекте.

Содержание деятельности на данной стадии предполагает следующие шаги:

-        уточнение целей и задач управления качеством проекта;

-        уточнение стратегии управления качеством;

-        уточнение ограничений и допущений при управлении качеством;

-        определение перечня, и описание объектов качества в проекте;

-        определение критериев качества объектов контроля в проекте;

-        разработка процедур управления качеством;

-        определение методов и средств оценки качества;

-        разработка организационной структуры управления качеством;

-        разработка плана управления качеством и его утверждение;

-        Рассмотрение и утверждение плана управления качеством;

Результатом является наличие плана управления  качеством проекта.


Таблица 1

Стадии управления качеством образовательного проекта и их характеристика

Стадии управления рисками инновационного образовательного проекта

Концепция (инициация) управления качеством образовательного  проекта

Планирование управления качества в проекте

 

Организация управления и контроль качества в проекте

Анализ состояния и регулирование обеспечения качества в проекте

Закрытие управления качеством образовательного проекта

Задачи управления качеством

Обеспечить разработку и утверждение концепции управления качеством проекта

Обеспечить разработку и утверждение плана управления качеством в проекте

Обеспечить реализацию системы управления   качеством проекта

Обеспечить оперативный анализ состояния и регулирование обеспечения качества в проекте

Обеспечить формирование заключительного отчета по управлению качеством и соответствующего архива

Содержание управления качеством

1. Определение целей и задач управления качеством

2. Формирование общих требований и принципов обеспечения качества (стандарты, нормативные документы, правила)

  1. 3.  Формирование требований к системе управления качеством

4. определение ограничений и допущений при управлении качеством

5. Разработка стратегии управления качеством

6. Определение полномочий и распределение ответственности при управлении качеством

7. Определение необходимости в подготовке и переподготовке персонала

8. Согласование и утверждение концепции управления качеством

 

1. Уточнение целей и задач управления качеством проекта

2. Уточнение стратегии управления качеством

3. Уточнение ограничений и допущений при управлении качеством

4. Определение перечня, и описание объектов качества в проекте

5. Определение критериев качества объектов контроля в проекте

6. Разработка процедур управления качеством

7. Определение методов и средств оценки качества

8. Разработка организационной структуры управления качеством;

9. Разработка плана управления качеством и его утверждение

  1. Рассмотрение и утверждение плана управления качеством

 

  1. Организация управления качеством (регламент, программные средства)
  2. Формирование и ведение баз данных по качеству в проекте
  3. Проведение контроля качества объектов (контролируемые параметры, средства контроля, временная тарификация)
  4. Сбор фактической информации о качестве в проекте
  5. Формирование отчета для оценки исполнений качества в проекте (формы и виды отчетов)

 

1. Проверка соответствия имеющихся результатов качества установленным требованиям

2. Анализ состояния и прогресса качества в проекте на протяжении его жизненного цикла

3. Формирование списка отклонений

4. Анализ отклонений по качеству

5. Выявление факторов, оказавших негативное влияние на качество

6. Определение альтернативных вариантов корректирующих воздействий по обеспечению качества в проекте

7. Прогнозирование результатов корректирующих воздействий на качество

8. Решение о промежуточной приемке

9. Уточнение списка контроля объектов и их документирование

 

  1. Разработка сводной оценки качества
  2. Формирование списка замечаний и претензий по качеству результатов реализации проекта
  3. Разрешение спорных вопросов и конфликтов по качеству результатов реализации проекта
  4. Анализ опыта и составление заключительного отчета по управлению качеством
  5. Оформление документации и архива по управлению качеством в проекте
  6. Выводы (извлеченные уроки на основе проведенного анализа)

 

Результат управления качеством проекта

Разработана и утверждена концепция управления качеством проекта

Разработан и утвержден план управления качеством в проекте

Реализуется система управления  качеством проекта

Утвержден план корректирующих действий по обеспечению качества в проекте

 

Составлен заключительный отчет по управлению качеством и сформирован архив проекта

 


 

Задачей стадии организации управления и контроль качества в проекте являетсяобеспечение реализации системы управления  качеством проекта.

Содержание деятельности на данной стадии предполагает следующие шаги:

  • организация управления качеством (регламент, программные средства);
  • формирование и ведение баз данных по качеству в проекте;
  • проведение контроля качества объектов;
  • сбор фактической информации о качестве в проекте (контрольные листки, гистограммы, стратификации, диаграммы разброса);
  • формирование отчета для оценки исполнений качества в проекте (формы и виды отчетов).

Результатом является реализация системы управления  качеством в проекте.

Задачей стадии анализа состояния и регулирование обеспечения качества в проекте   является обеспечение утверждения модифицированного плана управления рисками в проекте и доведение информации до заинтересованных участников проекта

Содержание деятельности на данной стадии предполагает следующие шаги:

-        проверка соответствия имеющихся результатов качества установленным требованиям

-        анализ состояния и прогресса качества в проекте на протяжении его жизненного цикла

-        формирование списка отклонений

-        анализ отклонений по качеству

-        выявление факторов, оказавших негативное влияние на качество

-        определение альтернативных вариантов корректирующих воздействий по обеспечению качества в проекте

-        прогнозирование результатов корректирующих воздействий на качество

-        решение о промежуточной приемке

-        уточнение списка контроля объектов

-        согласование корректирующих действий по обеспечению качества в проекте и их документирование.

Результатом является утверждение плана корректирующих действий по обеспечению качества в проекте и доведение информации до заинтересованных участников проекта.

Задачей стадии закрытия управления качеством в  образовательном проекте является формирование заключительного отчета по управлению качеством и соответствующего архива проекта

Содержание деятельности на данной стадии предполагает следующие шаги:

-        разработка сводной оценки качества;

-        формирование списка замечаний и претензий по качеству результатов реализации проекта;

-        разрешение спорных вопросов и конфликтов по качеству результатов реализации проекта;

-        анализ опыта и составление заключительного отчета по управлению качеством;

-        оформление документации и архива по управлению качеством в проекте.

Результатом является наличие заключительного отчета по управлению качеством и соответствующего архива проекта.

Выводы

Таким образом, проблемы управления качеством в образовательных проектах обусловлены многоаспектностью данной функциональной области управления проектами, сложностью предметной области образовательных проектов, реализация которых происходит в условиях непрерывной модернизации образования. Зачастую процессы управления качеством проекта реализуются преимущественно на  завершающих этапах его жизненного цикла через оценку продукта,  без должного внимания к процедурам  планирования, обеспечения и совершенствования управления качеством. Решить данные проблемы позволит использование потенциала системного подхода к управлению  качеством образовательных проектов, связанного с комплексной реализацией функций управления рисками на всех стадиях процесса управления качеством в проекте: от формирования концепции управления качеством, его планирования; организации управления и контроля качества; анализа состояния и регулирования обеспечения качества  до закрытия управления качеством образовательного проекта.