Полный текст статьи
Печать

Процессы развития информационного общества оказывают значительное влияние на изменения системы образования. В настоящее время мы наблюдаем формирование новой образовательной среды, в которой традиционная часть надстраивается информационной составляющей, функционирующей на базе новейших коммуникаций, средств ИКТ и электронных образовательных ресурсов.  Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным образовательным стандартам основного общего образования в общеобразовательных учреждениях должны быть созданы условия для функционирования информационной образовательной среды.

Безусловно, информационная образовательная среда создает принципиально новые возможности для организации учебной и внеучебной деятельности учащихся и позволяет повысить эффективность обучения. Практика показывает, что данная среда позволяет выстраивать индивидуально-ориентированный процесс обучения, способствует высокой степени самостоятельности и самореализации учащихся. Доступ к информационным ресурсам Интернета дает возможность учащимся пользоваться основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для обучения в школе, выполнять домашние задания, самостоятельного обучаться. Можно выделить следующие виды деятельности учащихся по использованию Интернета в учебном процессе: переписка с помощью электронной почты; поиск, сохранение и переработка необходимой учебной информации; создание собственных веб-страниц; обмен учебными материалами; использование электронных образовательных ресурсов и обучающих программ; информационное взаимодействие с педагогами; участие в сетевых проектах, олимпиадах, конкурсах [5].

Однако, при  организации образовательного процесса с использованием ресурсов Интернета, особенно во внеурочное время, следует уделить особое внимание безопасности учащихся. Использование Интернета в образовательной деятельности таит в себе много опасностей. По статистическим данным на сегодняшний день в России насчитывается от 8 до 10 млн. Интернет-пользователей в возрасте до 14 лет. Две трети учащихся выходят в глобальную сеть самостоятельно, без присмотра родителей и педагогов. Многие школьники посещают веб-страницы нежелательного и запрещенного содержания. Бесконтрольный доступ к Интернету может привести к: киберзависимости и игромании, нарушению нормального развития ребенка, неправильному формированию нравственных ценностей, знакомству с людьми с недобрыми намерениями. В этой связи сегодня проблема информационной безопасности школьников стала актуальной.

Рассматривая проблему обеспечения безопасности учащихся в информационной образовательной среде следует установить содержание и современное понятие «безопасность».  Безопасность – объективная потребность любой жизнедеятельности. Проблемы обеспечения безопасности объективно затрагивают все стороны нашей жизнедеятельности и имеют многоплановый характер. С развитием социума категория безопасности претерпела существенные изменения и сегодня распространяется на объекты любой природы – живой и не живой, получив тем самым статус общенаучных проблем.  Михайлов Л.А. указывает, что безопасность заключает в себе созидательное, добротворящее, благонравственное, активное начало, способность объектов сохранять свои основные характеристики, параметры, сущность при патогенных, разрушающих воздействиях со стороны субъектов [4].

Наибольшее распространение понимание безопасности получило  в Законе Российской Федерации «О безопасности». Закон однозначно определяет понятие «безопасность» как «состояние защищенности жизненно-важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [ ]. С точки зрения средового подхода следует выделить следующее определение Лескова М.А. «безопасность - это свойство социальной системы, которое заключается в её способности к поддерживанию такого порядка внутренних и внешних взаимосвязей, при котором дезорганизующее воздействие внешней и внутренней среды минимально».

В контексте рассмотрения проблемы безопасности информационной образовательной среды представляется возможным рассмотреть понятие «безопасность» выделенное Бояровым Е.Н. Автор рассматривает «безопасность» в качестве педагогической категории как «защищенность жизненно важных потребностей и интересов субъектов образования в доступе к информационным образовательным ресурсам и технологиям в различных сферах педагогической деятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающую устойчивость и качество образовательного процесса» [2].

Рост числа угроз и опасностей в информационной образовательной среде требует кардинальных действий по осуществлению её безопасности и расширению функционально-содержательных характеристик. В связи с этим учеными вводится понятие «безопасная информационная образовательная среда». Бояров Е.Н. определяет «безопасную информационную образовательную среду  как «совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, систему психолого-педагогических, материальных, организационных условий, позволяющих применять в образовательном процессе информационные технологии, позволяющие обеспечить защищенность личности от негативного воздействия информационных факторов и оптимальность взаимодействия её с информационной образовательной средой [1].

Кто же отвечает за обеспечение безопасности учащихся в информационной образовательной среде? Мы полагаем, что это общая забота и ответственность всего общества: правительства, школы и семьи. Каждый должен нести ответственность за безопасную деятельность учащихся в условиях развития и функционирования информационного гиперпространства.

Правительство должно регулировать законодательную базу по обеспечению безопасности учащихся в информационной образовательной среде. За последние десятилетия принято ряд нормативных документов, которые смогли бы оградить детей от вредной информации в Интернете: «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», «Стратегия развития информационного общества в России», Федеральный закон «О безопасности»,  Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и т.д. Нормативные документы федерального уровня ограничивают распространение информации наносящей вред психическому здоровью детей, однако, стремительное развитие средств связи  и коммуникаций способствует созданию новых технологий и методов воздействия на учащихся и сегодня назревает необходимость совершенствования законодательства в области информационной безопасности учащихся.

Следует особо подчеркнуть ответственность родителей за безопасность детей в информационном пространстве. Несмотря на то, что есть юридические нормы в области родительского контроля и прав ребенка, родители должны помнить, что до 18 лет есть ограничения на использование информации и обязанности родителей по воспитанию детей. Родители должны ежедневно владеть информацией о том, чем занимаются их дети  в Интернете и с кем общаются через сетевые сервисы и понимать, что никто так сильно не отвечает за безопасность детей, как они сами. Только родители могут полностью контролировать своих детей. Необходимо понять истинные потребности своих детей и найти в себе силы и время общаться, играть, слушать их. Родители должны посмотреть на современные средства коммуникации (стационарные компьютеры, ноутбуки, мобильные телефоны, планшеты) глазами детей и подростков и тогда виртуальный мир станет помощником в семье для образования и развития детей. У родителей должна быть сформирована информационно-коммуникационная культура, позволяющая осуществлять защиту детей от нежелательной информации и грамотно организовать информационное пространство ребенка в семье.

В этом случае именно педагоги общеобразовательных учреждений  должны взять на себя ответственность за профилактическую работу с родителями, которая может быть разнообразной: родительские собрания, индивидуальные беседы и консультации, лекции. Для достижения положительных результатов необходимо проводить комплексную работу семьи и школы. Именно преподаватели и родители смогут предостеречь детей от возможных опасностей и ошибок.

Важную роль в создании безопасной информационной образовательной среды играет профилактическая работа с обучающимися, основанная на  учете их возрастных особенностей. В начальной школе целесообразно провести мероприятия в виде сказок, игр, в средней школе – в виде бесед, ролевых игр, диспутов, тренингов, а в старшей школе – в виде проектов, выпуска стенгазет, участия в акциях, конкурсах. Желательно в каждом общеобразовательном учреждении ежегодно организовывать День безопасного Интернета с проведением классных часов и  мастер-классов, выпуском с памяток для учащихся и родителей и т.д.

Для проведения профилактических мероприятий следует использовать информационные образовательные порталы федерального и регионального уровня. В настоящее время существует ряд сайтов, посвященных безопасности детей в Интернете: http://saferunet.ru, http://detionline.org, http://www.interneshka.net, http://персональныеданные.дети. Данные ресурсыинформационного и развлекательного характера направлены на освящение вопросов, связанных с защитой прав субъектов персональных данных, способах и средствах защиты от распространения и использования негативной информации. Учащиеся и родители могут познакомиться с информацией по безопасной работе в Интернете а на официальных сайтах общеобразовательных учреждений.

Для преодоления негативного воздействия Интернета помимо профилактической работы в каждом общеобразовательном учреждении  должна проводиться целенаправленная воспитательная работа с педагогическим коллективом и учащимися. В каждой школе должна быть создана безопасная информационная образовательная среда, обеспечивающая информационную безопасность учащихся во время осуществления образовательного процесса. Безопасная информационная образовательная среда школы предусматривает: организацию технического контроля безопасности; подготовку учителя (классного руководителя) к использованию образовательных ресурсов Интернета; создание педагогических условий обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании; разъяснительную работу среди обучающихся и их родителей и информационную обеспеченность образовательного процесса.

С подключением доступа к сети Интернет в школе должны быть проведены следующие организационные мероприятия:

-  назначение ответственного за работу точки доступа к Интернету;

-  организация контроля использования учащимися Интернета

-  утверждение инструкции для  ответственного за работу точки доступа к  Интернету;

-  осуществление информационно-методического обеспечения по работе с ресурсами Интернета;

-  утверждение документов, регулирующих деятельность субъектов образовательного процесса в сети Интернета (регламент по работе учителей и школьников в Интернете, правила пользователя по безопасной работе в Интернете, инструкция для сотрудников о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися муниципального общеобразовательного учреждения Интернета).

Для ограничения доступа учащихся к информации, которая может оказать на них негативное воздействие, в школе устанавливается специальная система контентной фильтрации, а также антивирусные программы. Контроль за использованием учащимися Интернета может осуществляться в общеобразовательных учреждениях с помощью программно-технических средств и визуального контроля.

Таким образом, очевидно, что сегодня важно говорить окомплексном подходе к проблеме безопасности учащихся в информационной образовательной среде и организации работы со всеми целевыми аудиториями: учащимися, педагогами и родителями. Проблема информационной безопасности должна быть включена в курсы повышения квалификации педагогов, родительские собрания, профилактические мероприятия для учащихся. Формирование информационной культуры в области безопасности процесс длительный и сложный, и от того как эффективно будет организована данная работа в данном направлении зависит будущее наших детей и нашего общества.