Одной из тревожных тенденций в современном обществе является возрастающее отчуждение родителей и детей. В отсутствие положительного взаимодействия с родителями дети не воспринимают образцы поведения и модели семейного взаимодействия, предлагаемые близкими взрослыми. Негативный опыт общения с родителями чреват формированием у детей пренебрежительного отношения к старшему поколению, уходом от принятых в обществе культурных форм поведения, отказом от общественных традиций, а также трудностями социальной адаптации ребенка. Особенно это актуально для семей, где есть дети с задержкой психического развития [1].
Во многом причины названных тенденций связаны с изменением ритма жизни, в которой у родителей практически не остается времени для совместного проведения досуга с детьми: семейных обедов, вечерних бесед, общих игр, чтения детских книг, просмотра детских развлекательных и обучающих телепередач и др. Во взаимодействии взрослого с ребенком теряется важная и традиционная линия передачи общественно выработанных социальных норм [2]. В связи с этим, исследования, посвященные проблемам взаимодействия родителей и детей с задержкой психического развития, сохраняют свою актуальность.
В зависимости от отношения детей с ЗПР к родительским требованиям и запретам, дошкольники могут либо следовать им, либо игнорировать их, либо пытаться манипулировать родителями с тем, чтобы избежать конфликтной ситуации. Это определило актуальность, цель и задачи исследования.
В исследовании принимали участие воспитанники МКДОУ г. Кирова, имеющие диагноз ПМПК задержка психического развития. В контрольную группу вошли дошкольники с нормальным темпом психического развития. Кроме того, в эксперименте участвовали родители обеих групп детей.
Диагностическая программа включала в себя следующие методики: методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга – детский вариант [3] и тест-опросник А.Я. Варги и В.В. Столина [4].
Для выявления специфики отношения дошкольника к родительским требованиям и запретам нами была использована методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга. В соответствии с задачами исследования из материала данной методики, содержащего 24 картинки, нами было отобрано четырнадцать, изображающих ситуации, отвечающие двум требованиям. Во-первых, действующими лицами на рисунках выступают дети и родители и, во-вторых, на картинке изображена ситуация препятствия удовлетворения детской потребности. Результаты предварительного исследования показали, что детям понятны ситуации, изображенные на картинках, и они воспринимают их как ситуации предъявления требований. Детей просили посмотреть на картинку и высказать предположение о том, чем закончится изображенная на ней ситуация (см. таблицу 1).
Таблица 1- средние показатели направления и типов реакции
|
OD |
ED |
NP |
E |
I |
M |
Экспериментальная группа |
3,00 |
4,60 |
6,40 |
5,23 |
4,05 |
4,68 |
Контрольная группа |
2,93 |
5,24 |
5,86 |
4,44 |
4,88 |
4,71 |
Из таблицы видно, что по направлению реакции и по типу реакции группы различаются (Uэ =0,75< Uконт. = 1,70). В экспериментальной группе преобладают экстрапунитивные реакции,а в контрольной – интропунитивные.
Экстрапунитивная реакция направлена на живое или неживое окружение – подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, осуждается внешняя причина фрустрации или разрешение данной ситуации вменяется в обязанность другому лицу. При такой форме реакции ребенок обвиняет в случившемся обстоятельства, родителей. При ситуациях требования и запрета дошкольник по отношению к родителям ведет себя раздражительно, проявляет озлобленность, упрямство, стремится добиться поставленной цели во что бы то ни стало.
Низкий балл интропунитивных реакций (I) у детей свидетельствует об отсутствии у них способности к самокритике, умения адекватно оценивать свои поступки и потребности в их оценке.Интропунитивная реакция, преобладающая у детей контрольной группы, направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Ребенок ситуацию запрета или требований воспринимает как благоприятную для себя. Дошкольник обвиняет в неудаче самого себя, у него появляется чувство вины. Дети с нормальным психическим развитием не склонны перекладывать вину в конфликтных ситуациях за неудачи на родителей.
Для детей с задержкой психического развития в конфликтных ситуациях характерна неадекватно повышенная требовательность к родителям и недостаточная самокритичность, что не характерно для детей в норме. Дети контрольной группы, в отличие от экспериментальной, предъявляют чрезмерно завышенные требования к самому себе в плане самообвинения или принятия на себя повышенной ответственности, что также рассматривается в качестве показателя неадекватной самооценки, прежде всего ее снижения. У детей появляется стремление уладить конфликт, замять неловкую ситуацию.
Категории, характеризующие типы реакций, также анализируются с учетом их содержания и соответствия стандартным показателям. У экспериментальной группы детей, как и у контрольной, преобладают реакции NP.
Оценка NP (фиксация на удовлетворении потребности), согласно С.Розенцвейгу, является признаком адекватного реагирования на фрустрацию и показывает, в какой степени субъект проявляет фрустрационную толерантность и способен решать возникшую проблему. У детей, с преобладающей реакцией NP, возрастает потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению. Преобладание в ответах реакций NP у детей свидетельствует о том, что у них преобладают желания над возможностями, такие дети склонны к сиюминутному удовлетворению потребностей и не задумываются о последствиях.
Оценка ED (тип реакции «с фиксацией на самозащите») тоже имеет достаточно высокие баллы. Это говорит о том, что при конфликтных ситуациях в семье, ребенок пытается защитить себя.
Низкий балл реакций OD («с фиксацией на препятствии») у детей показывает, что они не могут правильно ориентироваться в ситуации требования и контроля, не способны самостоятельно принимать решения
Таким образом, дети экспериментальной и контрольной групп в ситуации требования и запрета со стороны родителей, пытаются найти решение конфликта. Дошкольники с задержкой психического развития обвиняют в случившемся родителей, это проявляется в раздражительном, агрессивном отношении к ним. Дети с нормой ищут разрешение ситуации в принятии вины или ответственности за исправление конфликта.
Реакции детей на ситуацию запрета могут зависеть не только от того ребенок с нормой или с задержкой психического развития, но и от того, как его воспитывают родители, с этой целью был проведен тест-опросник А.Я.Варги и В.В.Столина «ОРО» для родителей детей обеих групп (см. таблицу 2).
Таблица 2 – Среднее количество страхов
принятие/отвержение |
Кооперация |
симбиоз |
контроль |
отношение к неудачам |
||||||
ЗПР |
N |
ЗПР |
N |
ЗПР |
N |
ЗПР |
N |
ЗПР |
N |
|
высокий уровень |
5% |
0% |
50% |
38% |
35% |
33% |
15% |
8% |
15% |
2,50% |
средний уровень |
85% |
93% |
50% |
60% |
55% |
57% |
80% |
57% |
15% |
2,50% |
низкий уровень |
10% |
7% |
0% |
2% |
10% |
10% |
5% |
35% |
70% |
95% |
Родители детей экспериментальной и контрольной группы по шкале «Принятие / отвержение» показали средний уровень принятия своих детей. Это говорит о том, что родители не могут полностью принять своего ребенка таким какой он есть, не верят в него, но в тоже время ребенок не вызывает у них отрицательных эмоций. Уровень кооперации по результатам родителей экспериментальной группы разделился – 50% высокого уровня, 50% – среднего уровня. Почти такие же результаты показали родители детей без патологии – уровень кооперации с ребенком разделился – 60% среднего уровня и 38 % высокого уровня. Сочетание данных уровней говорит о проявлении искреннего интереса со стороны родителей к тому, что интересует ребенка, но родители не высоко оценивают способности ребенка.
По шкале «Симбиоз» преобладает средний уровень (55% – ЗПР, 57% – норма), но есть достаточно большое количество родителей с высоким уровнем симбиоза (35% – ЗПР, 33% – норма). Данные свидетельствуют о том, что родители ощущают тревогу за ребенка, ребенок им кажется маленьким, беззащитным, они стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. Хотя есть и несущественный процент родителей, которые отвергают своего ребенка выстраивают с ним дистантные отношения.
Детей с задержкой психического развития высокий процент родителей (80%) стараются контролировать, но в разумных рамках. У детей с нормальным психическим развитием процент ниже (57%). Однако, 15% родителей экспериментальной группы демонстрируют повышенный контроль, пристально следят за ребенком, его успехами, вводя его в жесткие дисциплинарные рамки. Нежели большинство родителей контрольной группы (35%) демонстрируют пониженный контроль, это свидетельствует о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует.
По шкале «Отношение к неудачам» большинство родителей детей с задержкой психического развития показали низкий уровень (70%), что свидетельствует о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Однако, остальные родители равномерно распределились между высоким и средним уровнем (по 15%), что говорит о том, что у части родителей отмечается стремление инфантилизировать ребенка, они не доверяют своему ребенку, досадуют на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Большинство родителей детей с нормой показали низкий уровень (95%), что свидетельствует о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него.
Таким образом, проведя тест-опросник («ОРО») А.Я.Варги и В.В.Столина и обработав результаты, мы пришли к выводам, что отношение родителей к детям с задержкой психического развития и родителей к детям без патологии значительно не отличается, все родители принимают своего ребенка таким, какой он есть, проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, ощущают тревогу за ребенка. Родителя стараются всегда быть ближе к ребенку, удовлетворяют его основные разумные потребности и ограждают от неприятностей.
Мы соотнесли данные по типам родительского отношения и типа реакции детей на ситуацию требования в семьях детей с задержкой психического развития и в семьях детей с нормальным развитием (см. табл. 3-10).
Таблица 3 – сравнительный анализ реакции на родительские требования и запреты детей группы ЗПР и нормы, воспитывающихся в условиях низкого уровня отвержение
|
OD |
ED |
NP |
E |
I |
M |
Экспериментальная Группа |
1,75 |
2,5 |
9,75 |
4,5 |
5,25 |
4,25 |
Контрольная Группа |
3,0 |
6,3 |
4,7 |
7,7 |
3,3 |
3,0 |
При низком уровне отвержения родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Он не доверяет ребенку и не уважает его. Дети экспериментальной группы при таком отношении родителя в случае требования и запрета ищут конструктивное решение конфликтной ситуации в форме требования помощи от других лиц, либо пытаются самостоятельно исправить возникшую ситуацию. Дети контрольной группы, в данной ситуации пытаются защитить себя, разрешения ситуации требуют от родителя.
Таблица 4 – сравнительный анализ реакции на родительские требования и запреты детей группы ЗПР и нормы, воспитывающихся в условиях кооперации высокого уровня
|
OD |
ED |
NP |
E |
I |
M |
Экспериментальная Группа |
2,6 |
4,4 |
7 |
4,25 |
4,45 |
5,2 |
Контрольная Группа |
3,1 |
4,9 |
6,0 |
4,3 |
5,0 |
4,7 |
При высоком уровне кооперации родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Когда родитель начинать запрещать или что-то требовать от ребенка с ЗПР, дошкольник в свою очередь приходит к помощи других лиц или же ситуацию воспринимает незначительно. Дети же без патологии тоже прибегают к помощи взрослого, но при этом принимает свою вину.
Таблица 5 – сравнительный анализ реакции на родительские требования и запреты детей группы ЗПР и нормы, воспитывающихся в условиях высокого уровня симбиоза
|
OD |
ED |
NP |
E |
I |
M |
Экспериментальная Группа |
2,3 |
5,3 |
6,4 |
6,8 |
3,3 |
3,8 |
Контрольная Группа |
3,2 |
4,8 |
6,0 |
3,1 |
5,6 |
5,3 |
У детей экспериментальной и контрольной группы в ситуациях требования или запрета преобладают реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности».Дети экспериментальной группы в конфликтной ситуации обвиняют окружающих, а дети контрольной группы принимают свою вины или же несут ответственность за исправление возникшей ситуации.
Таблица 6 – сравнительный анализ реакции на родительские требования и запреты детей группы ЗПР и нормы, воспитывающихся в условиях симбиоза низкого уровня
|
OD |
ED |
NP |
E |
I |
M |
Экспериментальная Группа |
3,5 |
2,0 |
8,5 |
4,5 |
5,0 |
4,5 |
Контрольная Группа |
3,0 |
5,9 |
5,1 |
5,6 |
4,1 |
4,3 |
Если же родитель устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем, то в случае ситуации требования, ребенок с задержкой психического развития чувствуют свою вину и разрешает ситуацию самостоятельно. Дети с нормой, наоборот, порицают родителя и отрицают или признают свою вину, уклоняясь тем от упрека.
Таблица 7 – сравнительный анализ реакции на родительские требования и запреты детей группы ЗПР и нормы, воспитывающихся в условиях низкого уровня контроль
|
OD |
ED |
NP |
E |
I |
M |
Экспериментальная Группа |
5 |
5 |
4 |
7 |
2 |
5 |
Контрольная Группа |
2,4 |
5,5 |
6,0 |
5,8 |
4,5 |
3,8 |
Если контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует, то дошкольники экспериментальной группы защищают себя, упрекая в вине родителя, то дети контрольной группы- принимают на себя обязанности разрешить конфликтную ситуацию самостоятельно.
Таблица 8 – сравнительный анализ реакции на родительские требования и запреты детей группы ЗПР и нормы, воспитывающихся в условиях высокого уровня контроль
|
OD |
ED |
NP |
E |
I |
M |
Экспериментальная Группа |
1,7 |
4,3 |
8,0 |
4,3 |
4,0 |
5,7 |
Контрольная Группа |
3,8 |
5,8 |
4,3 |
3,0 |
6,2 |
4,8 |
Когда родитель требует от детей безоговорочного послушания и дисциплины, ребенок с задержкой психического развития пытается самостоятельно разрешить ситуацию требования и запрета, либо приходит к помощи взрослого. Дошкольник же с нормой пытается любым способом защитить себя.
Таблица 9 – сравнительный анализ реакции на родительские требования и запреты детей группы ЗПР и нормы, воспитывающихся в условиях низкого уровня отношения к неудачам
|
OD |
ED |
NP |
E |
I |
M |
Экспериментальная Группа |
3,2 |
4,6 |
6,1 |
5,5 |
3,8 |
4,7 |
Контрольная Группа |
2,9 |
5,2 |
5,9 |
4,5 |
4,8 |
4,7 |
Если родитель считает неудачи ребенка случайными и верит в него, то дети старшие дошкольники способны самостоятельно решить конфликтную ситуацию, однако дети с нормой берут вину на себя, а дети с ЗПР ищут виновных в окружающих.
Таблица 10 – сравнительный анализ реакции на родительские требования и запреты детей группы ЗПР и нормы, воспитывающихся в условиях высокого уровня отношения к неудачам
|
OD |
ED |
NP |
E |
I |
M |
Экспериментальная Группа |
2,3 |
4,3 |
7,3 |
3,3 |
5,3 |
5,3 |
Контрольная Группа |
3 |
6,5 |
4,5 |
1 |
8 |
5 |
При высоких значениях по этой шкале в отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Дети в норме и дошкольники с задержкой психического развития в случаях запрета со стороны взрослого принимают свою вину или несут же ответственность за исправление возникшей ситуации. Только первые стараются защитить самого себя, а дети с ЗПР пытаются удовлетворить тем самым свои потребности.
Таблица 11 – реакция детей с нормой и с задержкой психического развития на конкретные ситуации родительского требования и запрета
1,3,5,7,10,11,13,14,15,16,17,19,23,24 - номера картинок по методике. Для обозначения направления реакции используются буквы: Е - экстрапунитивные реакции, I – интропунитивные реакции, М – импунитивные. Типы реакций обозначаются следующими символами: OD – «с фиксацией на препятствии», ED – «с фиксацией на самозащите», NP – «с фиксацией на удовлетворение потребности».
1 |
3 |
5 |
7 |
10 |
11 |
13 |
||||||||
Зпр |
N |
Зпр |
N |
Зпр |
N |
Зпр |
N |
Зпр |
N |
Зпр |
N |
Зпр |
N |
|
E |
11,5 |
12 |
11 |
17 |
8,5 |
16 |
2 |
5 |
6 |
12,5 |
5,5 |
7,5 |
7 |
8,5 |
I |
8,5 |
11 |
5 |
5 |
1 |
8,5 |
17,5 |
34,5 |
8 |
17 |
5 |
24 |
13 |
24,5 |
M |
0 |
17 |
4 |
18 |
10,5 |
16 |
0,5 |
0,5 |
6 |
10,5 |
9,5 |
8,5 |
0 |
7 |
OD |
9 |
12 |
4 |
9 |
4 |
1 |
0 |
6,5 |
2 |
2 |
0 |
0,5 |
0 |
2,5 |
ED |
6 |
24 |
16 |
31 |
1 |
16 |
17 |
25,5 |
13 |
24 |
15 |
30 |
20 |
32 |
NP |
5 |
4 |
0 |
0 |
15 |
24 |
3 |
8 |
5 |
14 |
5 |
9 |
0 |
5,5 |
14 |
15 |
16 |
17 |
19 |
23 |
24 |
||||||||
Зпр |
N |
Зпр |
N |
Зпр |
N |
Зпр |
N |
Зпр |
N |
Зпр |
N |
Зпр |
N |
|
E |
14 |
28,5 |
12,5 |
17 |
4 |
7 |
5,5 |
14,5 |
3 |
10 |
12 |
14,5 |
3 |
7,5 |
I |
0 |
0,5 |
6,5 |
15 |
1 |
8 |
0 |
0 |
17 |
27 |
7 |
18,5 |
0 |
1,5 |
M |
6 |
11 |
1 |
8 |
15 |
25 |
15 |
25,5 |
0 |
3 |
1 |
7 |
17 |
31 |
OD |
6 |
12 |
17,5 |
31 |
12 |
20 |
1,5 |
12 |
0 |
0 |
3 |
9 |
0 |
0,5 |
ED |
14 |
27,5 |
1 |
9 |
8 |
13 |
2 |
22,5 |
20 |
40 |
3 |
30 |
20 |
8,5 |
NP |
0 |
0,5 |
1,5 |
0 |
0 |
7 |
17 |
5,5 |
0 |
0 |
14 |
1 |
0 |
31 |
Дошкольнику предлагалась следующая ситуация: мама говорит ребенку, который что-то ищет в шкафу, что последнюю конфету она отдала брату. В таком случае ответы детей с задержкой психического развития значительно отличаются от ответов детей с нормой. У большинства дошкольников с ЗПР преобладает экстрапунитивная реакция. Дошкольники в данной ситуации отвечают – «А что я буду есть?» , «Почему ты отдала эту конфету ему, а не мне», «А почему брат мне не оставил?». Если в ответе подчеркивается наличие препятствия, враждебность.
Дети с нормальным психическим развитием выбирают в основном импунитивные реакции, что совершенно не свойственно старшим дошкольникам экспериментальной группы. Конфликтная ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое «со временем», обвинение окружающих или самого себя отсутствует.
Трудности фрустрирующей ситуации не замечаются или сводятся к ее полному отрицанию: «Ну и ладно, ну и что», «А конфета мне не нужна» Ответственность ребенка, попавшего в конфликтную ситуацию, сведена до минимума, осуждение избегается: «Если отдала, так отдала», «Я твоему брату тоже бы отдала» и т.п.
В случаях, когда родитель говорит своему ребенку, что не может починить его любимую игрушку (в данной ситуации – машину), дети обеих групп отвечают совершенно по-разному. У дошкольников с задержкой психического развития, как и в предыдущей ситуации, преобладают импунитивные реакции разрешение конфликта. Дети к родителям относились с порицанием: «А ты вообще мне когда-нибудь чинила что-нибудь», «Тогда выброси ее в ведро». В ответах дошкольников с ЗПР подчеркивается наличие препятствия: «Если бы у меня был братишка, он бы починил».
Дети контрольной группы отвечали: «Придется такой поиграть», «Это потому, что машина у меня сильно сломана», «А я и так поиграю». Дошкольники принимали данную ситуацию, не обвиняя в ней родителей, препятствия в конфликте расценивали как незначительное.
На пятой картинке было изображено: родитель и ребенок стоят перед витриной магазина и рассматривают игрушки. Родитель говорит, что он купил бы куклу, на которую они смотрят, если бы у него было бы больше денег. Старшие дошкольники как в норме, так и с задержкой психического развития ведут себя при таких обстоятельствах схоже
Ответственность лица, попавшего в ситуациях требования и запрета, сведена до минимума, осуждение избегается: «Ну, если нет денег, можешь не покупать», «Если денег нет, можешь не покупать», «Ну что ж, нельзя так нельзя». Дети стараются не винить родителей, даже поддерживают их, относятся с пониманием.
Когда родители ругают детей, не довольны их поведением, реакции дошкольников обеих групп на ситуацию практически не отличаются.
У ребенка начинает доминировать чувство вины, собственной неполноценности, угрызения совести. Большинство детей отвечали: «Прости меня, пожалуйста», «Извините», «Я больше так не буду».
На десятой картине дошкольники столкнулись с ситуацией наказания. Как в предыдущей ситуации, дети экспериментальной и контрольной групп винят в случившемся себя, пытаются решить конфликт благополучно, не протестуя родителям.
В случае, когда папа упрекает ребенка за то, что он играет на барабане, когда его мама спит, старшие дошкольники с задержкой психического развития отвечают: Я хочу, чтобы мама проснулась», «У меня настроение хорошее» или «Я барабаню для того, чтобы мама услышала, как я хорошо играю». Эту ситуацию ребенок рассматривает как что-то незначительное.
Для детей с нормой характерны такие ответы: «Я не знал, что мама спит», «Извини меня, пожалуйста», «Папа, я больше не буду», «Я не подумал» и прочие. Дошкольник чувствует свою вину, у него присутствует угрызение совести, он пытается исправить ситуацию. Ребенок, безусловно, думает о чувствах родителей, пытается им угодить, помочь.
Родитель подозревает о том, что его ребенок пытался что-то украсть. Отношение к этой непростой ситуации у детей обеих групп схожие. В экспериментальной и контрольной группе дошкольники разрешали ситуацию путем извинения. Дети полностью принимали, осознавали свою вину, обещали, что больше так не поступят.
В ситуациях требования дети экспериментальной группы показывают враждебность, неуважение по отношению к родителю: «Что надо, то и делаю», « я не хочу, чтобы вы входили в мою комнату». Дошкольники контрольной группы, как и экспериментальной, реагируют на ситуацию «с фиксацией на самозащите», у них ответы не содержат ни признание вины, ни ее отрицании, а представляют собой непосредственный ответ на вопрос.
На пятнадцатой картинке изображена следующая ситуация: мама, стоящая на верхней площадке лестнице, спрашивает ребенка, который лежит внизу, не больно ли ему. Дети экспериментальной группы в основном отвечают: «Да, больно», «Мама, мне больно, я очень сильно ударился», «Конечно», «Ну и пусть больно». Цель ответа состоит в том, чтобы подчеркнуть или умышленно преувеличить тяжесть положения, с тем, чтобы родитель в ситуации проявил заботу. Большая часть дошкольников контрольной группы дает подобные ответы, но, тем не менее, некоторые дети отрицают полученное повреждение. При этом указывают на то, что всё в порядке, и выражают заботу о других, что помогает скрыть собственное смущение: «Я ничего не повредил, мама. Все в порядке».
Родитель просит старшего дошкольника одолжить его игрушку маленькому ребенку. Дети обеих групп реагируют на ситуацию одинаково. Испытуемые не против того, чтобы ребенок поиграл его игрушкой, дают ему свой мячик, предлагают поиграть вместе.
На семнадцатой картинке изображена ситуация, когда родители стоят рядом с кроватью ребенка и говорят ему, что они сейчас уходят, а он должен остаться спать. При таких обстоятельствах дети с задержкой психического развития и дети с нормой реагируют по-разному. Дошкольники экспериментальной группы отвечают: «Хорошо. Ладно», «Я проснусь, когда вы придете», «Я посплю и буду играть», «Можно я вас подожду». В ответах детей выражается надежда, что время, нормальный ход событий разрешат проблему, просто надо немного подождать, или же взаимопонимание и взаимоуступчивость устранят фрустрирующую ситуацию. Для старших дошкольников без патологии характерны ответы: «Ну и что», «Куда вы уходите?», «Идите», «Я и так сплю». Дети принимают ситуацию, рассматривают ее как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое «со временем». Обвинение родителей или себя в конфликтной ситуации отсутствует.
При ситуации, когда мама упрекает ребенка за то, что его постель мокрая и что он ведет себя хуже маленького брата все исследуемые дошкольники, были однозначны с ответами. Большинство детей принимали вину за случившееся себя, их мучило угрызение совести, дошкольники просили прощения у родителя. Некоторые испытуемые ссылались на помощь смягчающие обстоятельства.
Иногда случается ситуация, когда ребенок приходит из детского сада домой, а ужин уже остыл. Дети с задержкой психического развития выжидают время, тем самым подразумевая, что кто-то должен разрешить этот конфликт. Дошкольники с ЗПР говорят родителям о том, что еду необходимо подогреть. Вину за случившееся они перекладывают на родителя. При этом старшие дошкольники с нормой осуждают самого себя, у них доминирует чувство вины, собственной неполноценности, угрызения совести. Дети принимают ситуацию, просят прощение у родителей. Например: «Я сам виноват, когда ты меня звала, я не приходил». Некоторые, признавая свою вину, отрицают ответственность: «Мама, меня задержали в школе».
При требовании родителей вымыть руки перед тем, как взять книгу, дети фрустрирующую ситуация рассматриваются как нечто незначительное или неизбежное, обвинение окружающих или самого себя отсутствует. Дошкольники экспериментальной и контрольной групп принимают ситуацию, согласны с требованием родителей и выполняют их. Дети считают, что взаимопонимание с родителями и взаимоуступчивость устранят конфликт.
Таким образом, для детей с задержкой психического развития характерны враждебность по отношению к родителям в ситуациях требования и запрета. Ребенок активно отрицает свою вину за совершенный проступок. Или же ожидает помощи в разрешении конфликта со стороны взрослого. Дети с нормой в конфликте сами берутся разрешить фрустрирующую ситуацию, открыто признавая или намекая на свою виновность, у них присутствуют угрызения совести, дети пытаются самостоятельно исправить конфликт.
Рисунок 1 – взаимосвязь родительских отношений и типов, направлений реакции на ситуацию требования и запрета в экспериментальной группе
Рисунок 2- взаимосвязь родительских отношений и типов, направлений реакции на ситуацию требования и запрета в контрольной группе
Из рисунков мы видим, что взаимосвязь типа реакции детей на ситуацию требования, запрета и тип родительского отношения экспериментальной группы значительно отличается от результатов контрольной.
В группах детей с задержкой психического развития в основной преобладают 4 типа родительского отношения, а именно принятие/ отвержение, кооперация, контроль и отношение к неудачам. В контрольной группе мы рассматривали только симбиоз, контроль и отношения к неудачам.
Экспериментальная группа показала сильный и средний уровень кооперации во всех типах реакции: препятственно-доминантной, самозащитной и необходимо-упорствующей. Однако у контрольной группы преобладала в основном реакция с фиксацией на препятствии.
Реакций OD «с фиксацией на препятствии», присутствовала в обеих группах детей. У детей с задержкой психического развития она связана с низкими баллами по шкале контроля, что свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Для детей в норме реакция OD связана с высокими баллами по шкале «Отношение к неудачам ребенка». Взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом, не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Тип реакции «с фиксацией на самозащите», характерен для детей с ЗПР и связан с повышением баллов по шкале «Принятие/отвержение». Ребенок отрицает или признает свою вину в ситуации запрета, уклоняется от упрека, направленного на защиту своего «Я» при условии, что взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, симпатизирует ему, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.
Если же взрослый – родитель испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть, то дети с задержкой психического развития ищут решение ситуации требования или запрета в форме требования помощи, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению только в случаях. Кроме того, такая реакция у ребенка может возникать и при проявлении искреннего интереса к тому со стороны родителей и при высоком оценивания способности ребенка.
По типу направленности реакции делятся на экстрапунитивные, и интропунитивные и импунитивные.
Экстрапунитивные реакции, направленные на окружение. Ребенок при этом обвиняет в случившемся обстоятельства, других людей. У него появляются раздражительность, досада, озлобленность, упрямство, стремление добиться поставленной цели во что бы то ни стало. Поведение вследствие этого становится непластичным, примитивным, используются его ранее заученные формы, даже если они и не приводят к нужному результату.
У старших дошкольников с задержкой психического развития такая реакция наблюдается при низком уровне кооперации, когда родитель не проявляет интереса к ребенку, низко оценивает способности и не доверяет ему.
Дети контрольной группы реагируют на конфликты экстропунитивно, обвиняя в конфликте других только в случаях, когда родитель мало заботиться о своем ребенке, между ними существует значительная психологическая дистанция и когда контроль за действиями ребенка со стороны родителя практически отсутствует.
При интропунитивных реакциях (I) ребенок в случае конфликта принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя, осознает свою вину и самостоятельно исправляет возникшую ситуацию.
Такая реакция характерна как для детей с задержкой психического развития, так и для дошкольников с нормой. Дети с ЗПР принимают ситуацию запрета только в том случае, когда родители ограждает их от трудностей жизни и строго контролируют их действия. Дети контрольной группы способны самостоятельно исправить конфликтную ситуацию при повышенных баллах по шкале «Симбиоз» и «Контроль», а именно, при условии, что родитель не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, ограждает от неприятностей и в то же время задает ребенку строгие дисциплинарные рамки.
Импунитивная ракция (M) – фрустрирующая ситуация, рассматриваемая как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует. У детей при возникновении ситуации запрета или требования появляется склонность приписывать ответственность за неудачи преимущественно внешним обстоятельствам и условиям. Такую реакцию мы наблюдали у детей с задержкой психического развития в ситуации, когда родители проявляли искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивали способности ребенка, поощряли самостоятельность и инициативу ребенка, старались быть с ним на равных. У старших дошкольников контрольной группы импунитивная реакция проявлялась только тогда, когда родители постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким, беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности практически никогда.
Таким образом, результате исследования мы выявили, что у старших дошкольников с задержкой психического развития по сравнению с дошкольниками с нормальным психическим развитием имеются трудности реагирования на ситуации требования и запрета со стороны родителей. Реакции детей на ситуацию запрета будет зависеть не только от того ребенок с нормой или с задержкой психического развития, но и от того, как его воспитывают родители. Отношение родителей к детям с задержкой психического развития и родителей к детям без патологии значительно не отличается, все родители принимают своего ребенка таким, какой он есть, проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, ощущают тревогу за ребенка. Родителя стараются всегда быть ближе к ребенку, удовлетворяют его основные разумные потребности и ограждают от неприятностей.У дошкольников с задержкой психического развития особенно выражены страхи, касающиеся вопросов общения с родителями и отношением к детскому саду, а также страхи сказочных персонажей, нападения, одиночества и смерти. Последние страхи преобладают как у дошкольников с задержкой психического развития, так и у дошкольников с нормальным психическим развитием, что позволяет нам говорить об одинаковых механизмах возникновения данных страхов. Для старших дошкольников с задержкой психического развития характерны враждебность по отношению к родителям в ситуациях требования и запрета. Ребенок активно отрицает свою вину за совершенный проступок. Или же ожидает помощи в разрешении конфликта со стороны взрослого. Дети с нормой в конфликте сами берутся разрешить фрустрирующую ситуацию, открыто признавая или намекая на свою виновность, у них присутствуют угрызения совести, дети пытаются самостоятельно исправить конфликт.Стиль воспитания не определяет реакцию ребенка на ситуацию родительского требования и запрета, а определяется, в первую очередь, диагнозом ребенка.