Речевая функция занимает ключевую позицию в развитии психики.Она является основным способом коммуникации между людьми и основным инструментом познания мира. Речевая деятельность была бы невозможна без владения средствами языка, которые организованы в особые системы. Каждый говорящий может черпать из этих систем необходимые ему слова и правила для построения высказывания. [2. Стр. 41] Исходя из этого, можно сделать вывод, что одна из задач логопедической работы с ребенком – научить егопонимать языковые системы, усвоить установленные в языке конструкции и пользоваться ими.
Для успешной коммуникативной деятельности ребёнку необходимо овладеть целым арсеналом языковых средств (фонологических, морфологических, семантических, синтаксических), на основе которых происходит усвоение речи окружающих и формирование собственных речевых выражений.
При такой сложной речевой патологии как общее недоразвитие речи нарушено формирование всех трёх компонентов языковой системы: лексики, грамматики и фонетики. Психолого-педагогическая классификация данного речевого нарушения была предложена профессором Р.Е.Левиной, и основана на степени сформированности каждого из выше перечисленных компонентов речи.
Нарушение грамматического строя речи изучалось многими ведущими учёными - дефектологами, в том числе В.К.Воробьёвой, Б.М.Гриншпун, Н.С.Жуковой, В.А.Ковшиковым, В.К.Орфинской, Е.Ф.Соботович, Т.Б.Филичевой, С.Н.Шаховской.При этом, нарушение морфологической системы языка у детей с ОНР остаётся наиболее освещенным вопросом этой проблемы.Поэтому особое значение приобретает описание нарушений синтаксической системы языка у данной категории дошкольников, что объясняетсятакже особой ролью синтаксиса в процессе речепроизводства.
Синтаксическая система языка – совокупность грамматических правил соединения слов во фразу. Она является наиболее поздно формируемой и сложной. [ 2. C.44]
Овладение навыками построения предложения – основной синтаксической единицы языка, играет наиважнейшую роль в формировании языковой способности и процессов вербально-логического мышления, даёт ребенку необходимую возможность социального взаимодействия, сотрудничества со взрослыми.
В основе поэтапного формирования устной речи лежит обучение дошкольников составлению различных видов предложений. Виды предложений усложняются. Это усложнение синтаксического стереотипа опирается на закономерности развития фразовой речи у детей в норме. [3. Стр. 105]
К пяти годам речь ребенкадолжна стать развернутой, при этом не только диалогической (ответы на вопросы), но и монологической. Для этого необходимо овладение правилами синтаксиса, действующими в данном конкретном языке. Они очень сложны, так как предполагают использование предлогов, падежных окончаний, личных окончаний глагола, времен глагола и пр. Для этого ребенок должен овладеть словами как частями речи. Ему необходимо научиться различать их по конфигурации и извлекать общую смысловую роль.[2. C. 104]
Дети с недоразвитием речи показывают недостаточную сформированность как глубинного (смыслового), так и поверхностного (грамматического) синтаксирования. Испытывая затруднения в языковых средствах оформления мысли, такие дети пользуются фрагментарными, простыми предложениями с неправильной грамматической структурой, пропусками лексических единиц, что приводит к искажению смыслового содержания высказывания. Распространенность и стойкость этих нарушений, невозможность их самостоятельной компенсации делают необходимой разработку в рамках системы коррекционного обучения специальной методики, направленной на формирование синтаксической структуры предложения.
Нарушения синтаксических операций существенно затрудняют процесс развития дошкольника, отрицательно сказываются на формировании познавательной деятельности (с возрастом развитие речи становится всё более тесно связано с развитием мышления), препятствуют овладению школьной программой.
Поэтому изучение особенностей синтаксических нарушений у детей с ОНР и разработка дифференцированных методов их преодоления являются актуальной проблемой теории и практики логопедии.
Е.М.Моисеенко выделяет следующие принципы, которые целесообразно учитывать при разработке методики логопедической работы[4. Стр. 140]:
1) принцип комплексности.
Как уже говорилось выше, нередко у детей с ОНР кроме нарушения синтаксического строя языка оказываются несформированными лексический, морфологический, иногда семантический компоненты. Поэтому коррекционное обучение всегдаведется по нескольким направлениям: развитие анализа и синтеза неречевой ситуации, формирование внутренне-речевой схемы предложения, овладение синтаксическими моделями родного языка, усвоение морфолого-синтаксических средств связи слов в предложении, формирование лексики.
Параллельно проводится работа, направленная на развитие невербальных процессов – внимания, памяти, мышления. Хорошие результаты показывают регулярные упражнения на постановку ритма и выполнение заданий по развитию общей, речевой и мелкой моторики.
2) принцип системности.
Этот принцип подразумевает грамотно спланированное системное обучение и отработку различных лексико-грамматических категорий, необходимость формирования языка как целостного образования, поскольку структурные компоненты речи находятся в тесном взаимодействии.
3) онтогенетический принцип.
В основе поэтапного формирования устной речи детей лежит обучение составлению различных видов предложений, усложнение которых ориентируется на то, как данный процесс должен происходить в норме. Формирование синтаксической структуры у детей с ОНР строится с учётом онтогенеза речи и проводится в следующих направлениях:
- от семантики к форме (понимание речи всегда предшествует появлению активной речи);
- от общего к более дифференцированному (важно, чтобы все этапы планируемого занятия подчинялись общей теме и цели и выступали как единое целое);
- от простого к сложному (содержание каждого занятия имеет пошаговость в обучении);
- от продуктивных моделей предложений к менее продуктивным;
- от предикативных семантических структур к номинативным;
- от усвоения языковых средств в словосочетании к предложению;
- от диалогической речи к монологической. [4. Стр.142]
4) принцип коммуникативно-ориентированного подхода.
Язык - это система знаков и правил, используемых в коммуникативной и интеллектуальной деятельности человека. Важно сформировать у детей элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого дети должны овладеть разными способами сочетания слов в предложении, освоить некоторые смысловые и грамматические связи между словами, уметь интонационно оформлять предложение. [1; с.158]. Логопедическая работа всегда является частью коммуникативного процесса, поскольку строится на общении педагога и ребенка, проводится на фоне действия ребенка с предметами, участия его в различных видах деятельности и наблюдения за жизненными явлениями.
4) принцип закрепления усвоенных синтаксических структур предложения в естественных ситуациях речевого общения.
Появлению навыка практического использования и закреплению в речи усвоенных синтаксических конструкций способствует применение метода моделирования конкретной ситуации общения. В процессе разучивания диалогов, проведения ролевых игр, ребенок имеет возможность активно использовать отработанные модели в речи, а педагог проверяет правильность их употребления. [4. Стр.143]
5) принцип учёта механизма и структуры речевого нарушения.
Нарушения синтаксической структуры в речи детей с ОНР весьма неоднородны, выделяют 4 уровня недоразвития речи. Для всех уровней речевого развития характерны общие признаки, в том числе ограниченность словарного запаса, сниженное понимание речи, наличие аграмматизмов и т. д. Но существуют значимые различия в функционировании всех языковых систем на каждом уровне. Эти различия обязательно учитываются при разработке системы логопедической работы по формированию синтаксической структуры предложения.
6) принцип поэтапного формирования умственных действий.
При определении этапов формирования синтаксической структуры высказывания у детей с ОНР предусматривается использование этого принципа.Поскольку процесс образования языковых обобщений для детей с недоразвитием речи либо недоступен, либо вызывает большие трудности, работу по формированию семантических, морфологических и синтаксических обобщений необходимо строить на основе внешних опор, в качестве которых могут выступать схемы, картинки, элементы наглядной ситуации, вопросы логопеда, дополнительное проговаривание заданий. При возрастании уровня самостоятельности ребенка роль внешних опор снижается, а языковые операции сначала переходят на уровень внешней речи, а затем во внутренний план[4. Стр. 144].
7) принцип активного противопоставления языковых единиц.
Противопоставление глаголов с противоположным значением является продуктивным приёмом обогащения предикативного словаря. Кроме того этот принцип активно используется для овладения детьми морфологическими средствами выражения синтаксических отношений.
Противопоставление вариантов интонационного оформления высказывания помогает формированию у ребенка понимания значения просодической стороны речи (смысл высказывания может зависеть от постановки логического ударения)[4. Стр. 145].
8) общедидактические принципы: наглядность, сознательность, системность, доступность, индивидуальный подход, воспитывающий характер обучения.
Для повышения эффективности проводимой логопедической работы используются самые разнообразные приёмы, направленные на формирование синтаксической структуры высказывания. Это повторение фразы за педагогом, ответы на вопросы, сравнения, дополнение предложения, составление предложений по картинке, серии картинок, опорным словам, деформированному тексту, изменение интонационного рисунка высказывания и т. д. Обязательно включаются вработу задания на развитиеслухо-речевой памяти, внимания, логического мышления, ритмические упражнения.
Использование разных приёмов позволяет чередовать несколько видов деятельности, что способствует реализации дифференцированного подхода и поддерживает интерес ребенка к занятиям, увеличивает положительную мотивацию.
Необходимым условием для проведения занятий является тесный контакт с ребенком на фоне положительно эмоционального настроя, его желания говорить и подражать логопеду. [5. Стр. 90]
Содержание и методика коррекционного обучения составляются в соответствии с логопедическим заключением, которое подчеркивает, какие компоненты языковой системы нарушены и в каком объёме. Обязательными условиями успешной коррекционной работы являются её систематичность, регулярность, многоплановость, предупредительность.
Методики для последовательного целенаправленного коррекционного обучения подбираются с учётом поставленных задач: развитие предикативного словаря, формирование семантических и синтаксических языковых обобщений, освоение языка как средства общения.
Процесс овладения ребенком синтаксической структурой предложения развертывается постепенно и непосредственно отражает характер мышления ребенка (способность структурировать ситуацию, выделять в ней главные смысловые компоненты и устанавливать между ними смысловые связи).