Полный текст статьи
Печать

На протяжении последнего десятилетия в России одним из наиболее актуальных является вопрос, касающийся перевода экономики страны на инновационный путь развития. Повышение экономической роли инноваций, механизмов развития инновационных процессов является одним из ключевых факторов, обусловивших радикальные структурные сдвиги в экономике всех развитых стран мира. Задачи становления и развития инновационной экономики были также делегированы на региональный уровень. Основой формирования инновационной экономики были признаны территориальные инновационные системы. В Послании Президента Федеральному Собранию еще раз была подчеркнута необходимость структурной перестройки российской экономики и модернизация ее производства. В России в 2011 году была принята и утверждена стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года. Критериями реализации программы должен быть рост следующих показателей: доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, к 2020 году должна увеличиться до 40-50 %, доля инновационной продукции в промышленном производстве – с 5 % до 25-30 %, вклад НИОКР в российскую экономику – с 1,5 % до 2,5-3 % [1].

Каковы же тенденции в продвижении российской экономики по инновационному пути развития? Проанализируем динамику основных показателей по России и Тульской области. 

Таблица 1 – Динамика основных показателей инновационной активности по России [1]

Наименование показателя

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Затраты на технологические инновации, в % к предыдущему году

106,5

85,8

85,3

95,3

Удельный вес инновационных организаций, осуществляющих технологические инновации, %

10,6

9,3

9,3

9,7

Объем отгруженных инновационных товаров, млрд.руб.

154,1

545,5

1165,7

3037,4

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг, %

4,4

5,0

4,9

8,2

Выдано патентов, единиц

14385

19138

21627

23065

 

Как свидетельствуют данные таблицы 1, динамика показателей инновационной активности говорит о недостаточном ее уровне, хотя в абсолютном выражении объемы инновационной продукции постоянно повышаются.  В экономической литературе отмечается низкая восприимчивость бизнес-структур к инновациям технологического характера. В 2014 году разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 9,7 % от общего количества предприятий российской промышленности, что значительно ниже значений, характерных для Германии (71,8 %), Бельгии (53,6 %), Финляндии (52,5 %), Швеции (49,6 %). Доля затрат на технологические инновации в общем объеме затрат на производство отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства России составляет менее 2 процентов от ВВП, аналогичный показатель в Швеции -5,4 %, в Германии – 3,4 %.

Ситуация в экономике Тульской области в целом соответствует общероссийской. В числе регионов Центрального федерального округа Тульская область демонстрирует показатели инновационной активности, близкие к средним по стране. По оценке аналитиков уровень инновационной активности и эффект от нее в настоящее время остаются незначительными. За период с 2000 года удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в промышленности и топливно-энергетическом комплексе региона, колеблется в пределах 10-16 % от общего числа промышленных предприятий.  Удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженной продукции за данный период составляет лишь около 10 %. Удельный вес затрат на технологические инновации за последние 14 лет не превышает 9%. По итогам анализа динамики указанных показателей (таблица 2) можно сделать вывод о том, что ситуация в сфере инноваций на текущий момент по некоторым показателям в регионе чуть лучше, чем по России в целом, но отстает от показателей ряда регионов, где этот процесс на много динамичнее.

Таблица 2 – Динамика основных показателей инновационной активности в Тульской области [2]

Наименование показателя

2000 год

2005 год

2010 год

2014 год (оценка)

 

Затраты на технологические инновации, (млн. руб.)

852,5

1129,3

5308,3

9520,9

Объем инновационных товаров, работ, услуг (млн. руб.)

2138,4

2992,6

8395,6

35378,7

Инновационная активность организаций (%)

10,0

15,6

10,5

15,9

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг, %

8,5

6,1

10,5

9,8

Выдано патентов заявителям, единиц

-

323

242

241

 

Развитие и поддержка предприятий, осуществляющих инновации, является одним из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти Тульской области.  В целях создания условий для эффективного развития промышленного комплекса и перехода региональной экономики на инновационный путь в регионе с 1 января 2014 года реализуется Государственная программа «Развитие научной и инновационной деятельности в Тульской области», в которой определены главные направления научной, научно-технической и инновационной деятельности до 2020 года.  Цель программы – перевод экономики Тульского региона на инновационный путь развития за счет наращивания и совершенствования потенциала НИОКР. 

Целевыми индикаторами реализации программы являются:

-        количество работ, заявленных на соискание грантов правительства Тульской области в сфере науки и техники;

-        общая величина присужденных грантов правительства Тульской области в сфере науки и техники за период действия программы;

-        количество работ, заявленных на соискание премий Тульской области в сфере науки и техники;

-        общая сумма присужденных премий Тульской области в сфере науки и техники за период действия программы;

-        количество работ, заявленных на соискание грантов в области фундаментальных исследований и гуманитарных наук;

-        общая сумма присужденных грантов в области фундаментальных исследований и гуманитарных наук за период действия программы;

-        суммарная стоимость НИОКР, выполненных для государственных нужд Тульской области за период действия программы;

Главным фактором реализации любой программы является ее финансирование. Общий объем финансирования программы составляет 293,2 млн. руб., осуществляется оно за счет средств федерального бюджета и бюджета Тульской области (таблица 3). 

Таблица 3 – Объемы бюджетных ассигнований программы

Период реализации программы

Общий объем финансирования, млн.руб.

Финансирование за счет федерального бюджета, млн.руб.

Финансирование за счет средств бюджета Тульской области, млн.руб.

2014 год

20,8

1,5

19,3

2015 год

15,0

1,5

13,5

2016 год

15,0

1,5

13,5

2017 год

15,0

1,5

13,5

2018 год

75,8

20,5

55,3

2019 год

75,8

20,5

55,3

2020 год

75,8

20,5

55,3

Итого:

293,2 млн.руб.

67,5 млн.руб.

225,7 млн.руб.

 

Реализация государственной программы позволит стимулировать рост активности в сфере научных исследований и разработок и повысить общее число работ, заявляемых на участие в конкурсах грантов и премий в сфере науки и техники на 13,4 %.  Увеличить долю продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте относительно уровня 2011 года в 1,3 раза.  Довести долю внутренних затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте до 1,77 %. Увеличить долю организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций до 26,0%.

Для повышения инновационной активности необходимо решение целого ряда вопросов, касающихся, прежде всего, создания и становления региональной инновационной инфраструктуры, которая занимает немаловажное пространство в реализации концепции инновационной политики России, обеспечение охраны интеллектуальной собственности и ее коммерциализация. Региональная инновационная инфраструктура является связующим звеном между создателями инновационного продукта и рынком производителей товаров и услуг, содействует активизации процессов инновационной человеческой деятельности, включает следующие основные элементы: технопарки, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.д. В данном направлении региональное правительство делает достаточно много. Важнейшим фактором достижения целей инновационного развития региона являются кластерные инициативы. Кластеры, в региональном аспекте, соединяя в себе фундаментальную науку, проектно-конструкторские разработки и новые высокотехнологичные производства, создают условия для перевооружения промышленности, определяют приоритетные инвестиционные вложения и формируют комплексные производственно-технологические пакеты для принятия выгодных инвестиционных решений.  Привлечение инвестиций в кластеры обеспечивает мультипликативный эффект развития экономики региона. Кластеры способствуют внедрению новой техники и технологий, развитию наукоемких производств, чем обеспечивают устойчивость региональной экономики в динамичной рыночной среде.  По прогнозам экспертов Высшей школы экономики, проводимая в регионе  кластерная политика  позволит увеличить к 2030 году долю инновационных товаров Тульской области до 35%, а долю занятых в высокотехнологичных и среднетехнологичных отраслях – до 20 %[3].

           Также следует отметить, что огромное значение для реализации программы «Развитие научной и инновационной деятельности в Тульской области» является поддержка и развитие инновационного малого и среднего предпринимательства, его «привязка» к крупным компаниям, осуществляющим высокотехнологичные производства. Основная проблема для малых инновационных предприятий - это проведение первоначальной технической и коммерческой экспертизы разработок, оценка полезности технологии для потребителя. В связи с этим возникает неопределенность в оценке сроков реализации проекта и бюджета.  Другая, не менее сложная проблема - это привлечение средств на доработку и продвижение технологии на рынок [4]. Цикл коммерциализации объектов интеллектуальной собственности включает несколько этапов:

-        создание интеллектуального ресурса (новации), которое должно осуществляться за счет государственного финансирования и бизнеса;

-        внедрение новации в производство, т.е. создание интеллектуального товара, которое также осуществляется за счет и государства, и бизнеса;

-        массовое производство интеллектуального товара за счет инвестирования и реинвестирования;

-        продвижение интеллектуального товара и услуг на рынок для осуществления сделок купли-продажи, с помощью которых наилучшим способом удовлетворяются потребности покупателей.

При этом нужно учитывать, что до третьей стадии доходит не более 20-25 % интеллектуального ресурса. Государство должно взять на себя риски, в отличие от крупных, малые предприятия более подвержены риску, поэтому обычно их называют «рисковыми». Такое положение кроме всего прочего обусловлено высокой зависимостью малых предприятий от изменения внешней среды. Об уровне риска инновационной деятельности свидетельствует тот факт, что в среднем из каждых десяти малых предприятий успеха добиваются лишь одно - два. Необходимо задействовать самый широкий спектр форм и методов ресурсной поддержки малых инновационных предприятий, которые относятся к категории промышленных инноваторов.  В развитых странах МИП находятся на острие научно-технического прогресса. Даже в тех отраслях, где риск и неопределенность получения результатов максимальны, малый   инновационный бизнес, потребляя от 2 до 5% общего объема затрачиваемых на НИОКР средств, обеспечивает примерно половину всех крупнейших технологических нововведений. Так, и в США, и в Западной Европе малый бизнес является лицензиаром почти 50% нововведений на мировом рынке. В механизме реализации поддержки инновационных предприятий значительная роль в странах запада отводилась местному самоуправлению, которая заключалась в возможности предоставления дополнительных льгот участникам проектов, включая освобождение от местных налогов, предоставление офисных и производственных помещений. Сегодня в Тульской области проводятся комплексные мероприятия по созданию комфортных условий для ведения предпринимательской деятельности. Это налоговые льготы налоговые каникулы, обеспечение доступности финансов для развития бизнеса, более 20 мер поддержки могут получить сегодня предприниматели тульского региона. Правительством региона было предложено 2016 год объявить Годом предпринимательства.