Возросший общественный интерес к прошлому в наше время обусловил потребность нового осмысления наследия общественных деятелей, в судьбе которых нашли отражение социально-политические процессы в России и в ее отдельных регионах. К числу таких деятелей, чья жизнь нуждаются в более глубоком и объективном освещении, относятся наш земляк Василий Николаевич Игнатов.
Обращение к личности В.Н. Игнатова обусловлено не только стремлением «одушевить» незаслуженно забытого нашего земляка, а прежде всего актуальной потребностью осмысления исторического опыта гражданской активности. Для того чтобы показать роль гражданина в общественном движении 70-х – 80-х гг. XIX в. достойно оценить в этом движении степень реального участия В.Н. Игнатова, важно понять, почему молодой человек из богатой купеческой семьи становится революционером, каковы были побудительные мотивы и влияние личностного фактора.
Василий Николаевич Игнатов родился в октябре 1854 года, в уездном городе Тульской губернии Белеве. К середине XIX века Белев представлялся житницей пахарей, священников и купечества. Среди богатых белевских купцов выделялась образованностью и светским укладом жизни семья Игнатовых. Ее глава – Николай Иванович Игнатов купец 2-й гильдии, отличался своей начитанностью и интеллигентностью. Но в силу своей энергичной коммерческой и общественной деятельности мало уделял внимание воспитанию детей. И по воспоминаниям старшей сестры Евдокии их отец, вследствие своего мягкого характера, находился как бы в подчинении у своих трех младших братьев, [1] а объяснял малую заботу о детях купеческими традициями. К ним относился комплекс основных ценностей уездного купечества, который формировался вокруг доминирующего желания сохранить и приумножить свое дело. Отсюда строгость многих глав семейств в отношении домочадцев и подчиненных выразившиеся в жестком искоренении всего, что может помешать процветанию коммерческого предприятия.
Ранняя смерть матери, оставила детей без материнской заботы, на волю судьбы. Данное обстоятельство укрепляло дружбу и заботу между братьями и сестрами Игнатовыми, но ограничивало круг их общения домочадцами. Среди них был большой штат прислуги принадлежавших к раскольникам. Старообрядческая оппозиционная идеология оказала значительное влияние не только на первоначальную религиозность, но и на формирование устойчивого критического и протестного настроения В.Н. Игнатова.
Во 2-й Московской гимназии, где учился Василий Игнатов, смутный протест юношеи развился под влиянием чтения книг и стал как бы свойством его натуры. В ней нашло отражение то значительное влияние на наиболее чуткие умы и души молодого поколения оказали публицисты Герцен, Писарев, Чернышевский. Они побудили к чувству долга интеллигенции перед народом. Так, под влиянием Писарева, с начала 60-х гг., в России развилось течение нигилизма – борьба за индивидуальность, освобождение личности от религиозных и других предрассудков. В шестом классе Василий весьма болезненно, но решительно порывает с религией.
В противовес влиянию радикалов, правительство пыталось насаждать в учебных заведениях классическое образование с обязательным изучением древнегреческого и латинского языков, прекращалось преподавание естествознания. Но искоренить дух "материализма, нигилизма и самого пагубного самомнения" было не так-то просто. Протестное настроение гимназиста Игнатова проявилось в отношениях с начальством, в пренебрежении к учебной программе классического образования и стремлении к естественным наукам. Захваченный этим течением В.Н. Игнатов в 1874 году поступает в Петербургский технологический институт.
Детство и юность В.Н. Игнатова совпали с переломной для России эпохой. Поражение отчизны в Крымской войне привело в движение все общество. Россия, по выражению канцлера А.М. Горчакова сосредотачивалась, власть оказалась перед политическим выбором, народ ждал освобождения. Отмена крепостного права, Великие реформы 1860-70-х гг., оставляли в прошлом феодально-патриархальную Русь, страна становилась на рельсы капитализма. Однако проводимые "сверху" реформы сразу же обнаружили свой ограниченный, половинчатый характер. Крестьянство считало себя обманутым и ограбленным. Радикальные мыслители тех лет призывали российское общество к коренным социальным преобразованиям и были услышаны в первую очередь учащейся молодёжью, чутко воспринимавшей "крамольные" идеи [2].
Вместе с тем, в пореформенный период неуклонно рос престиж государственных образовательных учреждений, что вылилось в стремление купеческой молодежи получить высшее образование по европейскому образцу. Это было в определенной степени также проявлением нигилизма, ибо согласно купеческим традициям мальчики должны были стать продолжателями дела, а девушки - хорошими женами и хозяйками. Однако развитие системы образования стимулировало расширение границ частной жизни купечества и приводило к тому, что во второй половине XIX века юноши нередко отходили от семейного бизнеса и специализировались в интеллигентских профессиях, а девушки пытались выйти за рамки семейного круга, приобретали образование и самостоятельно работали. Значимые возможности для этого представляли большие города и прежде всего столица. В 70-е годы Петербург был центром общественного движения, а студенчество выступало авангардом общественного движения столицы. Василий Игнатов быстро включился в активную студенческую жизнь. Студенчество было благоприятной общественной группой для революционного движения, так, как не только обладало соответствующим умственным и нравственным развитием, но и слабым чувством собственности. Вместе с тем, студенческая масса в большинстве своем состояла из сыновей мелких помещиков, чиновников, купцов, священников и материальное положение студентов было не одинаково.
Игнатов был материально обеспечен, но, по воспоминаниям сестры, он отказывал себе во всем самом необходимом. Большую часть получаемых им из Белева денег отдавал для общественных нужд. Такие поступки были обусловлены этикой студенческой молодежи второй половины XIX века. Глубинные корни такой этики, по свидетельству М.Н. Покровского, взрастали на почве убеждения, что объективное общественное положение человека, а, стало быть, и его идеология - определяется не тем, сколько имеет и приобретает человек, а тем, как он приобретает то, что имеет [3]. Постулаты студенческой этики включали в себя материальную простоту, доходившую до бедности и взаимопомощь. Одной из форм студенческой взаимопомощи были студенческие коммуны. В их числе значилось и московское «Общество друзей» М. А. Натансона, где жили братья Игнатовы.
Студентов объединяли не только учебные, но и общественные интересы. Их солидарность и взаимопомощь были одними из основных составляющих успеха студенческого движения. За активное участие в студенческих волнениях, Игнатов был арестован и исключен из института. После суда Игнатов был освобожден под большой залог, внесенный людьми из «общества». Очевидно, тогда и установились его связи в революционной среде.
Высланный на родину в Белев, Игнатов привозит с собой революционную литературу. В их числе и работу народника П. Л. Лаврова (Миртова) «Исторические письма», ставшие своего рода Евангелием молодежи 70-х годов. Автор, исходя из тесной связи борьбы за индивидуальность и борьбы за общественную справедливости, убеждал, что молодежь должна посвятить себя борьбе за освобождение народа, отодвинув все другие увлечения. Революционному движению нужны энергичные люди, рискующие всем и готовые жертвовать всем, нужны мученики. Вместе с тем, образование и культура, помноженные на нравственные качества студенческой молодежи, приводили ее к пониманию того, что люди достойны лучшей участи. Для достижения этого необходима борьба за народное благо. Книга Лаврова, очевидно, давала Игнатову то обоснование его поведения, которое в тот момент как раз было нужно и, судя по последующей деятельности Игнатова, оказала большое влияние на формирование его мировоззрения [2].
Особую роль в жизни В.Н. Игнатова сыграло его знакомство и сближение с Г. В. Плехановым. В 1875 гг. В. Н. Игнатов знакомится с Г. В. Плехановым. Они почти ровесники: Георгий Валентинович был лишь на два года (род. 1856 г.) моложе Игнатова и принадлежали они, хотя и к разным, но статуснозначимым сословиям. Точно неизвестно, как и при каких обстоятельствах В. Н. Игнатов познакомился с В. Г. Плехановым, но сопоставление их биографий позволяет предположить о возможных точках пересечения их судеб.
Истоки революционных настроений Г. В. Плеханова и В. Н. Игнатова своими корнями уходили в ту социальную среду, в которой проходила их жизнь и деятельность. Близкое знакомство с жизнью крестьян провинциальной глубинки вызывало смешенные чувства сострадания и восторга русским крестьянином, в котором крепостничество не загубило трудолюбие, сметливость, душевную отзывчивость. Формировалось «почвенеческое» мирочувствие побуждающее стремление к борьбе за народное благо. Подобные настроения молодежи нашли выражение в идейном течении интеллигенции во 2-й половине XIX века – народничество. Это было патриотическое движение, представители которого выступали с позиций интересов всего крестьянства – большинства российского народа. Это был не внешний, не политический, а внутренний, народный патриотизм. Его сущность заключалась в защите и сбережении русского народа. Эти вопросы и сегодня стоят перед нами.
Проблема состояла в соответствии идей народников о народном благе собственно народным представлениям. Характеризуя эти представления, Г.В. Плеханов позже вспоминал: «Как и все революционеры-студенты того времени, я, конечно был большим народолюбцем и собирался идти «в народ», понятие о котором было у меня, однако, опять-таки, как и у всех студентов-революционеров того времени – очень смутным и неопределенным. Любя «народ», я знал его очень мало, а лучше сказать, не знал совсем, хотя и вырос в деревне» [4]. Разумеется, молодые люди еще не могли глубоко понять психологию крестьян, но некоторые идеологи (Лавров) указывали на неготовность крестьянства к революции и призывали «разбудить» крестьян просвещением.
Объективно теории народничества отражали преобладание мелкотоварного производства в пореформенной России и интересы крестьянства. Народники видели развитие капитализма, но считали, что оно форсируется властью искусственно. Это объективно отражало слабость развития капитализма в России без учета национальных особенностей и прежде всего общинного характера социальной организации. И последующие события русской истории показали жизнестойкость крестьянской общины и ее традиций. Исследования освободительного движения показывают, что классическое народничество было специфически российским идейно-этическим и культурным явлением. Как теория «крестьянского социализма» народническая идеология была вместе с тем исторически реальной и прогрессивной программой борьбы за демократический путь капиталистического развития. Представления народников о роли крестьянской общины и искусственном насаждении капитализма не были абсолютно иллюзорными. Предлагаемый нарднической идеологией путь общинно-артельной организации хозяйства и самоуправления мог стать альтернативным вариантом развития страны.
В такой обстановке В.Н. Игнатов начал свой революционный путь с "хождения в народ". Ранней весной 1876г. братья Игнатовы (младший, Илья, к тому времени - студент Медико-хирургической академии) отправились "в народ" в Екатеринославскую и Таврическую губернии, но добрались только до Харькова. К этому времени опыт «хождения в народ» показал не восприимчивость крестьянства к революционным призывам и необходимость создания массовой крестьянской организации, основанная на принципах централизации и конспирации. Подъем общественного движения выразился в формировании революционных организаций. Первые народнические организации объединили представителей различных идейных течений. В их числе были небольшие кружки, занимавшиеся просветительской деятельностью, распространением легальных книг и печатанием запрещенных брошюр было. Его члены М. А. Натансон, А. И. Желябов, П. А. Кропоткин, С. Л. Перовская создавали более узкие объединения самообразования, землячества и коммун, с целью определения путей полезности народу.
Деятельность народников в 1876 году по созданию революционной организации хронологически совпала для Игнатова с поступлением в Медико-хирургическую академию. В ней готовили врачей для военных и гражданских ведомств, но студентов академии интересовались не только медицинскими темами, а более всего общественными проблемами. Более четверти студентов-участников революционного движения 70-х годов обучались в данной академии. По степени активности студенты академии первенствовали в общероссийском движении. Среди студентов Медико-хирургической академии большим влиянием пользовался М. Натансон. Вокруг него в 1876 году образовалась организация - кружок «Северно-революционной народнической группы», позже получившая название «Земля и воля», по одноимённому названию своего печатного органа. Название организации красноречиво говорило об основных ее требованиях: земля — крестьянам, воля — всему народу. В программе организации основным средством полной замены общественного строя определялась экономическая революция снизу. Принципами организации явились дисциплина, взаимный товарищеский контроль, централизм и конспирация. Огромное значение Натансон придавал нравственной стороне революции, считая, что «пока у нас не будет великой книги об этике, мы не будем в состоянии осуществить социалистический строй». Среди членов-учредителей общества находился и В.Н. Игнатов, вошедший в его "основной кружок". Соратник Игнатова по революционным организациям Л.Г. Дейч считал, что "по воззрениям Василий Николаевич являлся одним из наиболее непоколебимо твёрдых народников, убеждения которых сложились на основании добросовестного изучения как соответствующей литературы о России, так и политической экономии..." [5].
О революционной деятельности В. Н. Игнатова в "Земле и воле" известно немного. По воспоминаниям Л.Г. Дейча Игнатов имел самое прямое отношение к организации нелегальной типографии, в которой печатались издания землевольцев. Очевидно, Игнатов передал в организацию значительную часть получаемых им из Белева денег. В конце 1878 года было налажено издание землевольческой организации, в котором появились первые статьи Плеханова. В одной из них он придает большое значение необходимости особенно строгого и осмотрительного отбора членов тайной революционной организации с «исключительными способностями и преданностью делу со стороны лиц, посвященных в ее тайны…» [4]. К таким самоотверженным революционерам принадлежал и Василий Николаевич Игнатов. По свидетельству Дейча, Плеханов, обладавший даром угадывать таланты, и умело их использовать, был высокого мнения об умственных способностях и революционном понимании Игнатова, а В.И. Засулич с любовью и симпатией вспоминала о его душевной чистоте и благородстве. А характеристика Василия Николаевича братом Ильей, свидетельствует, что он был глубоко убежденный человек, чистая личность, хотя трудно сходился с людьми, но, раз сойдясь с кем-нибудь, был глубоко ему предан и не позволял делать какие бы порочащие замечания о своих друзьях. «В виду больших заслуг людей не надо касаться их мелких свойств», говорил он [6].
Весной 1877 г. Игнатов был арестован в Москве по делу "Общества друзей" - подпольного народнического кружка, занимавшегося пропагандой среди рабочих Петербурга и Москвы, но за отсутствием прямых улик освобождён под негласный надзор полиции. Летом того же года он жил в подмосковном селе Владыкино, где в доме надёжного крестьянина находилось поселение московских народников. Осенью вместе с группой землевольцев подготавливал в Москве побег из тюрьмы одного из своих товарищей – А. А. Крестовоздвиженского, но внезапная его смерть (1878 г.) в тюремной больнице не позволила осуществить планируемый побег. Однако главное место в деятельности землевольцев занимала революционная пропаганда, и Василий Николаевич, по воспоминаниям сестры, занимался ей среди молодежи и студентов.
В первой половине 1879 г. выявились разногласия по вопросам дальнейшей тактики "Земли и воли" между "политиками" (сторонниками террора) и "деревенщиками", отстаивавшими старую просветительскую тактику. Острейшим дискуссионным вопросом тактики землевольцев было отношение к террору. Он обсуждался на липецком и воронежском съездах организации «Земли и воли», где было принято решение о терроре как одном из методов политической боры. Плеханов, не поступаясь своими принципами, демонстративно покинул съезд землевольцев. Однако такое решение не удержало организацию от раскола, который окончательно произошел на Петербургском съезде «Земли и воли» в 1879 г., в результате чего образовались две организации: «Черный передел» и «Народная воля». Это был один из самых драматических периодов в жизни Плеханова. В дни сомнений и тревожных раздумий Плеханов находил поддержку и опору в своих товарищах по «Черному переделу». «Из его рассказов я знала, — вспоминала Р.М. Боград, что дух группы вновь объединившихся товарищей был бодрый — чувствовались сплоченность и гармония. Работа шла дружно, без диссонансов». Одним из немногих землевольцев, неизменно и последовательно поддерживавших Плеханова в борьбе с террористами, был, по признанию самого Георгия Валентиновича, В.Н. Игнатов. Василий Николаевич занимает резко отрицательную позицию по отношению к террору. Он понимал иллюзорность особой эффективности террора как средства дезорганизации государственного механизма. Но главное причина его неприятия террора имела подлинно гражданственский, нравственный характер. Игнатова можно отнести к малому числу действительно по выражению историка Покровского «мирных культурников». В отличие от приверженцев силовых методов борьбы, гражданская активность таких соратников Г. В. Плеханова как Игнатов, была направлена на защиту интересов народа, служения ему достойными действиями, просвещением.
После раскола Плеханов, тайно поселившись в Петербурге, главные усилия направляет на подготовку к изданию печатного органа новой организации. В нее вошли В. Засулич, Л. Дейч, Я. Стефанович и В. Н. Игнатов, которой вносит в кассу большую часть из полученной им после смерти отца доли наследства. Эти средства были использованы для организации в Петербурге нелегальной типографии. Это был мужественный поступок, учитывая, что репрессии самодержавия с приговорами на десятилетнюю каторгу выносились не только за террор, за печатную и устную пропаганду, но и по факту передачи денег в революционную казну.
В 1880 г. под редакцией Плеханова вышел в свет первый номер периодической газеты «Черный передел», но при налете на подпольную типографию почти весь тираж был захвачен полицией. Вследствие полицейских преследований чёрнопередельческий центр в Петербурге фактически прекращает свою деятельность, а основные его лидеры - Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч, эмигрируют в Швейцарию, где Плеханов возобновляет издание газеты «Черный передел». К этому времени относится начало болезни Василия Николаевича. Отдавая полученные из дому или зарабатываемые деньги Василий, со слов его брата Ильи, годами жил впроголодь, отказывая себе в самом необходимом. Лишения сильно подорвали его здоровье и, ухаживая за больным товарищем, Василий Николаевич заразился туберкулезом. По настоянию профессора Боткина, Игнатов уезжает в Крым, а затем на лечение в Египет, предполагая с улучшением здоровья вернуться в Россию. Но увидеть Родину, ему было уже не суждено. Летом 1881г. Игнатов переезжает в Швейцарию, а осенью того же года отправляется в путешествие, побывав в Неаполе, Палермо и Ментоне, где поддерживал через Л. Г. Дейча связь с бывшими чёрнопередельцами. Это был период, когда Плеханов, под влиянием учения Маркса, учитывая российский и заподноевропейский опыт освободительного движения, убеждается и убеждает в признании пролетариата мощной революционной силой. К этому времени и во взглядах Игнатова произошли изменения. Он и его товарищи переживали, эволюцию чёрнопередельцев-народников в социал-демократов. Л. Г. Дейч отмечает Игнатова как наиболее решительного члена первой марксисистской группы, настаивавшего на немедленном ее выступлении в качестве самостоятельной организации. По его мнению, без поддержки В. Н. Игнатова группа не возникла бы, по крайней мере, в начале 80-х годов. Большое значение Игнатова для организации определялось решением сложной задачи изыскания средств издательской деятельности. Вместе с тем, поворот в политическом мировоззрении Игнатова, как и самого Г. В. Плеханова, был долгим и сложным. Путь В. Н. Игнатова к марксизму начался ещё в Петербурге, где он основательно изучал I-й том "Капитала" К. Маркса, изданный в 1872 г. в Петербурге в переводе Лопатина и Даниельсона. Превосходное знание данной работы у него отмечали Г. В. Плеханов, Л. Г. Дейч, Е. Н. Игнатова и другие. Прибыв в Западную Европу, Василий Николаевич заинтересовался рабочим движением и политической жизнью европейских стран, в особенности Франции и Германии.
Летом 1883 г. Игнатов опять переезжает в Швейцарию; здесь встречается с Г. В. Плехановым и посещает его два раза в Женеве. В ходе этих встреч обсуждался план создания социал-демократической группы. Предложенное Плехановым название «Русская социал-демократическая группа» было отвергнуто, из опасения оттолкнуть молодежь, проникнутую еще народническим духом. 13 (25) сентября 1983 г., опубликованием объявления "Об издании "Библиотеки современного социализма", известили русскую революционную эмиграцию о том, что окончательно порывают с народовольцами, с которыми до этого сотрудничали и образовывают социал-демократическую группу "Освобождение труда".
Члены группы ставили перед собой задачи распространения научного социализма, критики взглядов народничества и разработки важнейших вопросов общественной жизни России. Как выяснилось, для осуществления этого плана и для дальнейшей издательской, деятельности необходима была собственная типография. Но первые годы организация испытывала большие материальные трудности. Не было средств на издание заявленной «Библиотеки современного социализма», да и сами члены группы жили в крайне стесненных условиях. В такой сложной ситуации спасительной вновь оказалась денежная помощь Игнатовых. В. Н. Игнатов выделяет часть оставшихся у него денег - 2,5 тыс. франков на приобретение типографии. Это была тяжёлая жертва с его стороны, так как он был смертельно болен и только деньги могли продлить его жизнь и облегчить его страдания. Но преобладала гражданская позиция служению общему благу. На эти деньги были куплены у русского эмигранта Трусова шрифт и наборный станок. Группа начала выпускать журнал «Социал-демократ». В нелегальной типографии Женевы, купленной на средства Игнатова, только за пять лет вышло 84 названия печатной продукции. За время своего существования группа «Освобождение труда» издала более 250 переводов и оригинальных марксистских работ. И значительная заслуга в этом материальных средств, переданных группе Игнатовым.
В 1884 году стала издаваться «Рабочая библиотека», рассчитанная на рабочую интеллигенцию и Игнатов просит поручить ему составление популярных брошюр для рабочих. Поддерживая его просьбу, Плеханов считал, что он вполне может выступать как автор популярных произведений. Неизлечимый недуг между тем прогрессировал, жить оставалось немного, а сделать предстояло многое. Но болезнь не позволяла отдаваться любимому делу полностью, и Василий Николаевич занялся на первых порах составлением популярных брошюр для рабочих по истории западноевропейского рабочего движения и I Интернационала. Однако и это занятие он вскоре вынужден был оставить - болезнь отнимала последние силы. Товарищи по группе не настаивали на продолжении дальнейшей работы. Неизвестна и судьба его рукописей. Вероятно, они пропали при перевозке в Россию, что представляла большую сложность и опасность. Так произошло с Л.Г. Дейча, арестованным немецкой полицией во Фрайбурге весной 1884 г. при нелегальной перевозке изданий группы в Россию. Арест товарища тяжело отразился на всех, но на Василии Николаевиче более всего. Лев Григорьевич был единственным связующим звеном Игнатова с товарищами в Женеве, навещая его в Ментоне [7].
Тяжело больной Василий Николаевич поселяется в Ницце с сестрой Екатериной. По ее воспоминаниям в одном с ними отеле находился Надсон, который в одном письме сообщил, что его нервное расстройство увеличилось, когда он узнал об умирающем там Игнатове. Весной 1885 г. В.Н. Игнатов безвременно скончался от легочного кровоизлияния, завещав оставшиеся на его лечение деньги группе «Освободение труда». Место захоронения В. Н. Игнатова неизвестно.
Так оборвалась жизнь одного из видных представителей освободительной борьбы России на заре социал-демократического движения. Недолгая, но полная драматизма и самоотверженности жизнь Василия Николаевича Игнатова – пример духовности и гражданственности, вытекающие из понимания им логики и закономерности общественного прогресса, своего места и ответственности в реализации его требований. Это, а также многочисленные обстоятельства его внутренней и внешней жизни, этические основания и определяли мотивы деятельности Игнатова, давали импульс к решительным поступкам. Но каким образом, через какие связи сама духовность трансформируется в логику жизни, в практические дела и поступки – это было и остается тайной…
Сохранение исторической памяти заслуживает ее воплощения в памятнике и названии улицы в родном городе В.Н. Игнатова – Белеве. Без сохранения исторической памяти, без осознания личности и жизнедеятельности наших земляков выпадает составное звено самоопределения России. Жизненный путь Василия Николаевича Игнатова побуждает нас подумать об этом.