Современный рынок труда задает высокие требования к молодому специалисту, поэтому становиться актуальной система непрерывного образования человека на протяжении его профессиональной деятельности. Очевидным стало то что, идея индивидуальности жизненного пути человека и уникальности его личного опыта, определила структуру образовательных потребностей. [1;2;3;4;8;10;11;13;14]
Образование как процесс развития жизни человека, становиться одной из главных «технологий» обучения. Университет является добровольным сообществом людей, которые хотят узнавать, и тех, кто способен обучить тем или иным знаниям. [5, с.10]
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2015года» ставиться акцент на необходимость кардинального обновления содержания и структуры высшего профессионального образования в соответствии со стандартами и требованиями основополагающих сфер культуры, промышленности, услуг и т.д. Стратегическая цель - повысить доступность качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития страны.
Основой профессионального образования является подготовка высоко квалифицированного специалиста соответствующего уровня и направленности, способного конкурировать на рынке труда, владеющего своей профессией и обладающего знаниями и навыками в смежных областях и направлениях деятельности специалиста, способного к прогрессивной работе по специальности на основе международных и мировых стандартов, нацеленному на стабильный рост в профессиональной деятельности, приспособленного к социальной и профессиональной мобильности. [7]
В современном мире признано, что дизайнер имеет дело с проблемами, которые относят к категории «неопределенных», в содержании которых нет достаточной информации, слабо структурированы. Естественники и гуманитарии сталкиваются совсем с другими проблемами. Поведение дизайнера похоже больше на поведение практика, а именно, все то что не разрешается и не допускается в предмете науки в действительности, допускается и разрешается в предмете дизайна, так как предмет дизайна строиться самим дизайнером, опираясь на образ того что должно проектироваться, а не та то что уже сделано. Для реализации этого дизайнеру необходимо создавать необходимые связи с областями при помощи особых языковых кодов проектного моделирования, систематизирующих эти связи. Для образовательного процесса характерен поиск методов, дающих возможность установить междисциплинарные связи и обучать широкопрофильных специалистов с абстрактным мышлением. Актуальным становиться это по причине перехода ко всему новому, в условиях прогресса успешно работать сможет только специалист, обладающий интегральным мышлением. Дизайн становиться фундаментальной образовательной дисциплиной, в связи непрерывным поисков механизмов и методов интеграции. Дизайнер, в отличии от методолога, создающий объекты знания из составляющих частей других предметов, проектирует предметы как бы из ничего: он их проецирует абстрактным воображением и обеспечивает новые связи, которые рассчитать логически невозможно.
Примером современного учебного центра в наше время является Академия графического дизайна, которая с 1997 года начала работу над учебно-образовательном проектом по обучению дизайнеров-графиков высшей квалификации на базе Московского художественного училища прикладного искусства. Данный проект получил название «Высшая академическая школа графического дизайна». Одним из основополагающих принципов работы академии является привлечение в педагогический процесс существующих лидеров профессии, и как следствие, отдают предпочтение субъективному опыту мастера и его личной интуиции над объективными методиками. Синтез профессии реализуется на личностном уровне, который зависит от объема творческого потенциала. Концепция образовательного проекта включает в себя важные компоненты, такие как внедрение студентов в современную художественную жизнь, присоединение к международным профессиональным программам.
Дизайн-образование, в данных специфических обстоятельствах, считается одним из главных, хотя и не единственных механизмов, при помощи которых модернизируется непрерывность культуры и приобретает силу проектная культура. Но для того чтобы реализовать поставленные цели, необходимо что бы дизайн-образование было профессиональным, а также, являлось частью концепции общего образования во всех сферах и на всех этапах. Профессиональное дизайн-образование решает задачу обучения дизайнеров, обладающих широкопрофильной гуманитарной и фундаментальной подготовкой в областях практической и теоретической методологии проектирования. Главенствующим составным элементом в профессии дизайнера является владение художественными методами, техниками, языками, а также, владение мышлением «формой» и «материалом». [12, с 40]
Будущая профессиональная деятельность служит определяющим фактором, для формирования содержания и формы определенной учебной деятельности студентов. Уровень обучения будущих специалистов обязан соответствовать стандартам и требованиям профессиональной деятельности, действующему уровню производства и современным социальным отношениям. Дизайн – это творческая деятельность, которая в процессе проектирования в различных областях человеческой деятельности, объединяет разные достижения в сфере техники, технологии, экономики, инженерного конструирования, социологии, искусства, а также, целенаправлен на разработку и воплощение высококачественных и эстетически совершенных серийных изделий. То есть речь идет о художественном освоении практической основы вещи в образовательной системе и действующих учебных планах университетов. В этом случае, который рассматриваем мы, возможно говорить об интеграции дисциплин, характерных разным видам дизайна.
Циклы дисциплин, входящих в содержание профессиональной подготовки будущего специалиста дизайнера, представлены в приложении 1.
Итак, при проектировании дизайн-проектов необходимы глубокие знания дисциплин художественного, технического циклов, истории, теории и методики дизайна, общественных и гуманитарных наук, системная интеграция знаний. Узкопрофильному специалисту, владеющему знаниями в области художественного и технического творчества, на смену приходит дизайнер-профессионал, который способен реализовать задачи любой сложности и разного профиля, умеющий совмещать в себе функции коллектива специалистов.
Дизайнер-профессионал совершенствуется всю свою профессиональную деятельность, позиционируя культуру, в области которой он утверждается как мастер и человек, как ее ценности и смыслы. Из этого следует, что дизайн-образование – это процесс профессионального формирования дизайнера в проектной культуре.
В профессиональном дизайн-образовании решаются следующие задачи: формирование азов образования интеллигентного специалиста; создание условий для обучения профессионально компетентного специалиста; подготовка студента к профессиональной деятельности. Это является характеристиками класса потенциальных задач, реализация которых представлена в содержании педагогического образования, а также, критериями уровня решения одной и той же задачи, которая задана для осуществления в реальном образовательном процессе.
Дизайн не останавливается на создании красивых вещей и укореняет свою двойственную утилитарно-художественную природу, изыскивая способность придавать творениям образно-выразительный характер, сопоставляя композиционные и цветовые отношения, пропорции, ритм, силуэт, фактуру, орнаментальную отделку вещи, придавая проекту особый пластический язык, при помощи которого можно эмоционально рассказать что конкретная вещь представляет, для чего она произведена, для кого она создана и какие цели преследует при реализации. Таким образом, материальная вещь, из эпохи в эпоху, становиться носительницей духовного смысла, ее форма, не показывая человека, создает образ человека - конкретной эпохи, культуры, национальной принадлежности, социального состояния, душевного склада. [6, с 211-212]
Дизайн стремиться найти способы органической связи всех качеств, а именно, эргономических, технологических, экономических, информативных, эстетических, а в определенных случаях и художественных – основываясь на современное индустриальное и постиндустриальное производство. [6, с 247]
Дизайнерская профессия, как самостоятельная единица, была востребована необходимостью работать на рубеже художественной и технической сфер деятельности, и в производстве начала 20 века дизайнеру предоставлялась задача восстановить связь между этими сферами и реализовать область конкретного рубежа из «рассадника дурного вкуса» в один из самых важный источников, стилеобразующих идей. Поставленная задача требовала соединения критериев художественного и технического аспектов, эффективно функционирующих, ведь дизайнер в форме видит творческий проект, а конструктор – производную от функции, это не смогло помешать в реализации поставленных условий, сделав творческую свободу и строгое следование логике основополагающим элементом в тактике работы над проектом. [9, с 86-87]
Взаимный контакт между знанием, опытом и пониманием становятся основным условием построения профессионального университетского образования нового типа. Образовательная сфера, основанная на признаках универсальности и фундаментальности, - различный, разноплановый комплекс учебных материалов, организованный таким образом, чтобы дать возможность студентам внедряться в первоначальную суть различных дисциплинарных областей, открывать для себя теоретический смысл высказываний важных для него мыслителей и ученых, в той или иной научной сфере.
На протяжении всего времени существования образовательной системы, принято определять уровень знаний выпускника такими понятиями как: знания, умения и навыки. С изменением ценностных ориентиров и целей в системе образования вступает в силу новая характеристика – компетентность, включающая в себя не только выше перечисленные характеристики, но и способность демонстрировать усвоенные способы деятельности, готовность творчески реализовывать их в конкретных ситуативных задачах при разработке дизайн-проектов.