На современном этапе развития системы образования России возрастает роль педагогических технологий, ориентированных не столько на передачу и усвоение учащимися определенной суммы знаний, сколько на построение образовательных траекторий, ориентированных на максимальное раскрытие природных способностей обучающихся и умение социализировать эти способности в практический опыт. В соответствии с этим ведущее место среди развивающихся педагогических технологий занимает личностно-ориентированное обучение. При этом развитие образовательной системы происходит в нескольких направлениях:
- изменяются принципы отбора содержания, что создает предпосылки для развития личности каждого школьника;
- ведется поиск эффективных форм и методов обучения, способствующих реализации на практике активной позиции учащихся в процессе учебной деятельности;
- расширяется система методов и форм оценки знаний учащихся;
- расширяются функции внеурочной деятельности.
В силу своей специфики большой потенциал в реализации личностно-ориентированного обучения заложен в предметную область «Технология». Именно здесь происходит всестороннее раскрытие личности школьника через овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения комплексных прикладных творческих задач с применением знаний из разных предметных областей, эффективного использования технологии представления, преобразования и использования информации, в том числе с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Согласно новому федеральному образовательному стандарту основного общего образования изучение предметной области "Технология" должно обеспечить:
- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
- совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности [5].
Одним из актуальных направлений результативного достижения поставленных в стандарте задач с учетом личностно-ориентированного обучения является эффективное использование современных информационных технологий в рамках предметной подготовки учащихся. На сегодня учеными доказано, что применение современных информационных технологий предоставляет учащимся новые средства обучения и познания, открывают доступ к разнообразным источникам информации. Появляются совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления различных навыков, позволяющие реализовать принципиально новые формы организации деятельности учащихся с применением средств мультимедиа и Интернет-технологий. Кроме того, школьник, умеющий работать в повседневной жизни с необходимыми информационными системами и телекоммуникационными сетями, имеет более высокий уровень информационной культуры, приобретает не только новые инструменты деятельности, но и новое мировоззрение, он способен повышать свой интеллектуальный уровень, развивать и внедрять прогрессивные технологии, саморазвиваться в любом образовательном направлении.
Одной из современных форм организации учебной деятельности школьников в условиях информатизации предметной подготовки является мультимедиа-урок. Мультимедиа-урок – это динамичная и вариативная форма организации учебного процесса, основанная на взаимодействии учителя и учащихся в мультимедиа-среде, где ведущим средством обучения являются средства информационных технологий, способствующие решению современных педагогических задач по интенсификации учебно-воспитательного процесса и интеграции информационной и предметной подготовки учащихся [3]. При этом ученик приобретает большую самостоятельность в учебном процессе, что способствует развитию его познавательной активности, более полному усвоению учебной информации, индивидуализации и дифференциации обучения.
Рассмотрим дидактические возможности средств информационных технологий, способствующих интенсификации учебного процесса и эффективному построению индивидуальных образовательных технологий.
Современные средства информационных технологий позволяют организовать по-новому учебный процесс, повысить его эффективность, в первую очередь из-за больших демонстрационных возможностей, поскольку на уроках технологии наглядный материал и показ приемов работы являются основными методами обучения. А компьютерные демонстрации за счет анимационных эффектов позволяют сделать это многократно и ярко, сформировать у школьников более устойчивый образ изучаемого объекта или явления, познакомить со сложными технологическими процессами, в том числе, через виртуальные экскурсии на предприятия. Интерактивность, то есть диалоговый режим работы пользователя с источником информации, позволяет школьнику самостоятельно выбирать интересующую его информацию – скорость и последовательность ее передачи, что позволяет максимально индивидуализировать учебный процесс, сделать его вариативным: учащийся, осваивая учебный материал, сам устанавливает скорость изучения, объем материала и степень его трудности.
Таким образом, мультимедийные уроки способствуют: лучшему и более глубокому пониманию изучаемого материала, мотивации обучаемого на контакт с новой областью знаний; позволяют экономить учебные ресурсы из-за значительного сокращения времени обучения.
Для построения современного мультимедиа-урока технологии нами предлагается система разноуровневых вариативных заданий с использованием средств информационных технологий (рис.1) [2, 4]. При моделировании системы заданий были проанализированы особенности практической технологической деятельности учащихся. Виды заданий выделены с учетом того, что практическая деятельность школьников в соответствии с особенностями технологической деятельности условно делится на четыре этапа, на которых учащиеся осуществляют поиск необходимой информации, разрабатывают объекты, изготавливают изделия и оформляют результаты работы в виде пояснительной записки технологического проекта. На каждом этапе выполняется самостоятельное задание с определенным алгоритмом работы, инструментарием, формой организации учебной деятельности учащихся. При этом качество выполнения задания на каждом этапе влияет на результат технологического объекта в целом. Задания с использованием информационных технологий являются частью технологических заданий, предоставляя вариативность инструментария выполнения и в тоже время предоставляя возможность формирования технологических умений и навыков в сочетании с информационной подготовкой.
Рис. 1. Виды заданий для дифференцированного обучения на уроках технологии
Использование информационных технологий в каждой группе заданий позволяет:
- информационный поиск
расширять возможности осуществления поиска технологической информации, используя профессионально-ориентированные сайты, программные средства энциклопедического и моделирующего характера, базы данных, электронные журналы, ресурсы Интернет;
разработка (преобразование) модели объекта;
использовать возможности графических редакторов в моделировании объектов, специализированные программы для построения конструкций изделий,
готовые конструкции электронных журналов мод, выполнять задания по разработке интерьеров, используя виртуальные базы данных специализированных программных средств и др.
изготовление объекта;
раскрывать через виртуальные экскурсии на промышленные предприятия возможности использования автоматизированных систем и высокотехнологического оборудования для поузловой обработки изделий
презентация (оформление) работы
наглядно и эстетично представлять отдельные результаты или работу в целом, используя возможности компьютера и периферийных устройств (электронный набор текста, оформление иллюстративного материала, создание презентаций, диаграмм, таблиц и т.д.)
Рассмотрим на примерах характерные особенности каждого вида заданий в соответствии с их уровневой дифференциацией.
- Информационный поиск.
Например,раздел «Кулинария» 5 класс. Тема «Процесс пищеварения. Классификация витаминов и их суточная потребность»
Задание первого уровня сложности. Используя учебник «Технология», найдите и запишите суточную потребность витаминов (жирорастворимых и водорастворимых) и продукты, в которых они содержатся. Результаты оформите в тетради в виде таблицы.
Витамины |
Суточная потребность, мг |
Перечень продуктов |
|
|
|
Задание первого* уровня сложности (с использованием информационных технологий). Используя раздел «Химический состав продуктов» программного средства «Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия», найдите и запишите содержание витаминов, белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах на 100 грамм продукта: молоко коровье, кефир, сметана и т.д.
Перечень продуктов |
Суточная потребность, мг |
Витамины |
Белки |
Жиры |
Углеводы |
|
|
|
При выполнении данного задания использование электронного ресурса позволяет расширить содержание и кроме витаминов, найти содержание в продуктах белков, жиров и углеводов, наличие огромной базы перечня различных продуктов позволяет значительно увеличить количество продуктов для поиска или предложить учащимся дополнительно проанализировать интересующие их продукты. В рамках данного задания можно предложить учащимся, например, найти доступные продукты, содержащие наибольшее количество витаминов и т.д. При этом время, затраченное на выполнение практической работы, не увеличится.
Задание второго уровня сложности на информационный поиск (с использованием средств информационных технологий). Учащимся можно предложить подготовить выступление на тему «Витамины и их роль в жизни человека». Сложность этого задания заключается в том, что учащиеся работают с несколькими источниками информации, как традиционными, так и информационными, в том числе с ресурсами Интернет. В данном случае учащимся задается тема и им необходимо самостоятельно проанализировать информацию, определить цель поиска, подобрать ключевые слова, составить запрос в поисковой системы, просмотреть результаты, сузить поиск, заполнить маршрутный лист, оформить информацию в текстовом редакторе и др. Ниже представлен пример оформления маршрутного листа.
Маршрутный лист по теме «Витамины и их роль в жизни человека»
Запрос (ключевые слова) |
Найденная информация |
Источник информации, |
Витамины |
Изображение продуктов с названием содержащихся в них витаминах Витамины и питание |
http://www.vitamini.ru/ |
Витамины для человека |
Значение витаминов в жизни человека. История открытия витаминов. Витамины и их характеристика |
http://b-a-d.ru/vitamin.html |
Задания третьего уровня сложности на осуществление информационного поиска направлены на углубленное изучение темы.
- Разработка (преобразование) модели объекта.
Моделирование объекта, разработка конструкции, построение чертежа будущего изделия составление схемы для вышивки, для лоскутного шитья, подбор цветового решения – это основные традиционные задания для уроков технологии для данного этапа изготовления трудового объекта. Использование информационных технологий в данном случае, позволяет экономить время на выполнение задания; быстро вносить коррективы, не переделывая всей работы; использовать готовые схемы, конструкции; подбирать цветовые сочетания и т.д.
Например, раздел «Рукоделие» тема «Вышивка» 6 класс.
Задание первого уровня сложности на преобразование модели объекта. Используя готовую схему вышивки для сувенира, предложите свое цветовое сочетание.
В данном случае за основу учащиеся берут готовую схему с заданной тематикой, масштабом, с определенным количеством цветов и преобразуют ее, заменив несколько цветов в соответствии с цветом основного материала для сувенира.
Задание второго уровня сложности на разработку модели объекта с простым алгоритмом действий (с использованием информационных технологий). Составьте схему для прихватки в технике лоскутной пластики с использованием программы Excel или Paint (подходит для составления схем с повторяющимся рапортом).
Задание второго (третьего)* уровня сложности на разработку модели объекта с использованием специализированных программных средств (с использованием информационных технологий). Составьте схему вышивки для сувенира с использованием программного средства «Вышивка крестом» (позволяет составлять схемы разной сложности для любых иллюстраций, экономит время на подбор цветовой гаммы схемы и выбор материалов).
Выполнение заданий данной группы позволяет познакомить учащихся с разными способами обработки информации, используя стандартные компьютерные программы и специализированные программные средства. Сложность заданий зависит от сложности технологических операций и от алгоритма работы с электронным ресурсом.
3. Изготовление изделия.
Технология изготовления изделия связана с материальным воплощением объекта, а использование информационных технологий на данном этапе при выполнении традиционных технологических объектов в рамках школьной программы минимальное. Уровень задания зависит от сложности конструкции и выбора способов обработки изделия. Современным направлением является использование автоматизированных систем поузловой обработки изделий, 3-D принтеров.
4. Презентация (оформление) результата работы.
Результаты работы (чертежи, таблицы, схемы, доклады, рефераты и т.д.) с использованием информационных технологий могут быть оформлены аккуратнее, нагляднее с помощью различных программ Microsoft Office. Выполняя задания более сложного уровня с применением новых современных средств для обработки информации, учащиеся, продумывая алгоритм своего выступления, прорабатывая электронную презентацию, оформляя буклет по теме и т.д. учатся не только осуществлять информационный поиск, но и анализировать информацию, выделять главное, кратко и четко выражать свои мысли, подбирать соответствующее иллюстративное сопровождение. В конечном итоге школьники учатся правильно оформлять печатные документы, работать с графикой, тем самым, подготавливаясь к осуществлению проектной деятельности.
Задания из разных групп в процессе реализации данной системы на уроках могут сочетаться между собой, дополняя и усложняя практическую работу в целом. Выполнение многоуровневых практических заданий позволяет учащимся от класса к классу совершенствовать свои навыки по компьютерной обработке, постепенно усложняя алгоритм своих действий и увеличивая объем использования информационной поддержки при выполнении практических работ. В начале учащиеся начинают работать с готовыми электронными продуктами, и первые задания направлены на их знакомство с приемами информационного поиска (энциклопедические, демонстрационные программные средства, учебные слайд-фильмы). Постепенно задания усложняются, усложняется информационное обеспечение, и деятельность учащихся от простого информационного поиска и выполнения заданий по образцу или строгому алгоритму действий переходит к деятельности, связанной с самостоятельным поиском творческих идей, используя различные источники информации, самостоятельной разработкой изделий, в том числе адаптированных или специализированных компьютерных программ; школьники учатся разрабатывать презентацию своего изделия, в том числе используя возможности информационных технологий.
Использование современной компьютерной техники и гаджетов на уроках технологии способствует активизации познавательной деятельности, которая проявляется в направленности и устойчивости познавательных интересов, стремлении к эффективному овладению знаниями, способами деятельности, в поиске новых вариантов выполнения знакомых и не знакомых технологических действий, используя современный информационный инструментарий. Повышение познавательной активности способствует тому, что ученик приобретает большую самостоятельность в учебном процессе при решении технологических задач, что способствует более полному усвоению учебной информации, а также повышает качество работ выполненных учащимися.
Однако необходимо отметить, что познавательная активность личности может носить ситуативный характер (появляется в отдельных видах деятельности, в определенных условиях) и интегральный (как преобладающее качество личности, проявляющееся, несмотря на препятствия) [3]. Данный аспект может влиять на выбор учащимся уровня сложности задания при изучении определенной темы.
Предложенная система разноуровневых заданий с возможностью выбора способа решения технологических задач, позволяет последовательно от класса к классу формировать устойчивый (интегральный) познавательный интерес, постепенно подготавливая учащихся к выполнению учебно-исследовательской и проектной деятельности и выводя школьников на высокий творческий уровень.
Дадим характеристику уровней деятельности школьника формируемых от класса к классу при решении разноуровневых технологических задач. Репродуктивная деятельность характеризует уровень технологической подготовки учащихся в пятом классе, когда учителю важно вызвать интерес учащихся к предмету, показать инструментарий, научить и заложить в деятельность ученика основные правила и приемы выполнения отдельных технологических операций, что является залогом качественного выполнения в дальнейшем более сложных, творческих заданий, объектов, изделий. Соответствует в основном заданиям первого уровня сложности и является начальным этапом в формировании умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Частично-поисковая деятельность предусматривает не только исполнение заданного, но и выбор способов деятельности, использование знаний, приемов, действий в другой ситуации, проявление большей самостоятельности при выполнении заданий. Соответствует в основном заданиям второго и третьего уровня сложности в зависимости от этапа технологической деятельности и сложности объекта. Характеризует деятельность учащихся в 6-ом и 7-ом классах. На данном этапе технологической подготовки учащихся начинается активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формируются универсальные учебные действия, начинается развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач.
Творческий уровень деятельности имеет показатели: инициатива, самостоятельность в определении цели, задач познания, способов его осуществления, интерес, характер (новизна, оригинальность) и оптимальность (сокращение количества действий и операций) действий. Соответствует заданиям второго и третьего уровня сложности в зависимости от этапа технологической деятельности и сложности объекта. Характеризует деятельность учащихся при выполнении учебно-исследовательской и проектной деятельности в 8-9-ых классах.
Таким образом, предложенная модель разноуровневой технологической подготовки учащихся в условиях современного мультимедиа-урока технологии, позволяет [2]
− повышать образовательный потенциал учебных заданий, расширяет систему традиционных заданий для практических работ и инструментарий их выполнения, кроме того, возможность самостоятельно добывать и критически оценивать знания о предметной области способствует развитию учебных компетенций, стимулирует самостоятельную работу учащихся;
− использование средств информационных технологий, предоставляет возможность учащемуся не только принимать фиксированную информацию, но и активно самому участвовать, привлекая внимание к учебе как к творческому процессу, такая учебная деятельность обладает большей продуктивностью за счет активного применения знаний, усвоения их в процессе практической деятельности;
− при использовании электронных энциклопедий, ресурсов Интернет и других справочных и специализированных программных средств расширяются возможности в изучении аналогов существующих объектов, предоставляется возможность знакомиться с новыми способами обработки материалов и информации, со способами автоматизации технологических процессов, с производством новых современных материалов;
− обработка информации на компьютере позволяет комплексно решать многие технологические задачи, экономя учебные ресурсы (время, материалы, физические и эмоциональные затраты труда учителя и учеников): выполнять рутинные операции, быстро вносить коррективы в сложные проекты, не переделывая работы в целом; подбирать конструкционное или технологическое решение; виртуально проверять результат (просмотр трехмерной графике), что способствует повышению качества работ учащихся;
− работа учащихся со специализированными программными средствами и автоматизированными системами позволяет не только формировать определенные первоначальные профессиональные навыки, но и осуществлять специализированную информационную подготовку учащихся;
− формирование более высокого уровня информационной и технологической культуры учащихся.