Полный текст статьи
Печать

На современном этапе развития системы образования России возрастает роль педагогических технологий, ориентированных не столько на передачу и усвоение учащимися определенной суммы знаний, сколько на построение образовательных траекторий, ориентированных на максимальное раскрытие природных способностей обучающихся и умение социализировать эти способности в практический опыт. В соответствии с этим ведущее место среди развивающихся педагогических технологий занимает личностно-ориентированное обучение. При этом развитие образовательной системы происходит в нескольких направлениях:

- изменяются принципы отбора содержания, что создает предпосылки для развития личности каждого школьника;

- ведется поиск эффективных форм и методов обучения, способствующих реализации на практике активной позиции учащихся в процессе учебной деятельности;

- расширяется система методов и форм оценки знаний учащихся;

- расширяются функции внеурочной деятельности.

В силу своей специфики большой потенциал в реализации личностно-ориентированного обучения заложен в предметную область «Технология». Именно здесь происходит всестороннее раскрытие личности школьника через овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения комплексных прикладных творческих задач с применением знаний из разных предметных областей, эффективного использования технологии представления, преобразования и использования информации, в том числе с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Согласно новому федеральному образовательному стандарту основного общего образования изучение предметной области "Технология" должно обеспечить:

- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

- совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности [5].

Одним из актуальных направлений результативного достижения поставленных в стандарте задач с учетом личностно-ориентированного обучения является эффективное использование современных информационных технологий в рамках предметной подготовки учащихся. На сегодня учеными доказано, что применение современных информационных технологий предоставляет учащимся новые средства обучения и познания, открывают доступ к разнообразным источникам информации. Появляются совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления различных навыков, позволяющие реализовать принципиально новые формы организации деятельности учащихся с применением средств мультимедиа и Интернет-технологий. Кроме того, школьник, умеющий работать в повседневной жизни с необходимыми информационными системами и телекоммуникационными сетями, имеет более высокий уровень информационной культуры, приобретает не только новые инструменты деятельности, но и новое мировоззрение, он способен повышать свой интеллектуальный уровень, развивать и внедрять прогрессивные технологии, саморазвиваться в любом образовательном направлении.

Одной из современных форм организации учебной деятельности школьников в условиях информатизации предметной подготовки является мультимедиа-урок. Мультимедиа-урок – это динамичная и вариативная форма организации учебного процесса, основанная на взаимодействии учителя и учащихся в мультимедиа-среде, где ведущим средством обучения являются средства информационных технологий, способствующие решению современных педагогических задач по интенсификации учебно-воспитательного процесса и интеграции информационной и предметной подготовки учащихся [3]. При этом ученик приобретает большую самостоятельность в учебном процессе, что способствует развитию его познавательной активности, более полному усвоению учебной информации, индивидуализации и дифференциации обучения.

Рассмотрим дидактические возможности средств информационных технологий, способствующих интенсификации учебного процесса и эффективному построению индивидуальных образовательных технологий.

Современные средства информационных технологий позволяют организовать по-новому учебный процесс, повысить его эффективность, в первую очередь из-за больших демонстрационных возможностей, поскольку на уроках технологии наглядный материал и показ приемов работы являются основными методами обучения. А компьютерные демонстрации за счет анимационных эффектов позволяют сделать это многократно и ярко, сформировать у школьников более устойчивый образ изучаемого объекта или явления, познакомить со сложными технологическими процессами, в том числе, через виртуальные экскурсии на предприятия. Интерактивность, то есть диалоговый режим работы пользователя с источником информации, позволяет школьнику самостоятельно выбирать интересующую его информацию – скорость и последовательность ее передачи, что позволяет максимально индивидуализировать учебный процесс, сделать его вариативным: учащийся, осваивая учебный материал, сам устанавливает скорость изучения, объем материала и степень его трудности.

Таким образом, мультимедийные уроки способствуют: лучшему и более глубокому пониманию изучаемого материала, мотивации обучаемого на контакт с новой областью знаний; позволяют экономить учебные ресурсы из-за значительного сокращения времени обучения.

Для построения современного мультимедиа-урока технологии нами предлагается система разноуровневых вариативных заданий с использованием средств информационных технологий (рис.1) [2, 4]. При моделировании системы заданий были проанализированы особенности практической технологической деятельности учащихся. Виды заданий выделены с учетом того, что практическая деятельность школьников в соответствии с особенностями технологической деятельности условно делится на четыре этапа, на которых учащиеся осуществляют поиск необходимой информации, разрабатывают объекты, изготавливают изделия и оформляют результаты работы в виде пояснительной записки технологического проекта. На каждом этапе выполняется самостоятельное задание с определенным алгоритмом работы, инструментарием, формой организации учебной деятельности учащихся. При этом качество выполнения задания на каждом этапе влияет на результат технологического объекта в целом. Задания с использованием информационных технологий являются частью технологических заданий, предоставляя вариативность инструментария выполнения и в тоже время предоставляя возможность формирования технологических умений и навыков в сочетании с информационной подготовкой.

 

 

 

Рис. 1. Виды заданий для дифференцированного обучения на уроках технологии 

Использование информационных технологий в каждой группе заданий позволяет:

  • информационный поиск

расширять возможности осуществления поиска технологической информации, используя профессионально-ориентированные сайты, программные средства энциклопедического и моделирующего характера, базы данных, электронные журналы, ресурсы Интернет;

—     разработка (преобразование) модели объекта;

использовать возможности графических редакторов в моделировании объектов, специализированные программы для построения конструкций изделий,
готовые конструкции электронных журналов мод, выполнять задания по разработке интерьеров, используя виртуальные базы данных специализированных программных средств и др.

—     изготовление объекта;

раскрывать через виртуальные экскурсии на промышленные предприятия возможности использования автоматизированных систем и высокотехнологического оборудования для поузловой обработки изделий

—     презентация (оформление) работы

наглядно и эстетично представлять отдельные результаты или работу в целом, используя возможности компьютера и периферийных устройств (электронный набор текста, оформление иллюстративного материала, создание презентаций, диаграмм, таблиц и т.д.)

Рассмотрим на примерах характерные особенности каждого вида заданий в соответствии с их уровневой дифференциацией.

  1. Информационный поиск.

Например,раздел «Кулинария» 5 класс. Тема «Процесс пищеварения. Классификация витаминов и их суточная потребность»

Задание первого уровня сложности. Используя учебник «Технология», найдите и запишите суточную потребность витаминов (жирорастворимых и водорастворимых) и продукты, в которых они содержатся. Результаты оформите в тетради в виде таблицы.

Витамины

Суточная потребность, мг

Перечень продуктов

 

 

 

Задание первого* уровня сложности (с использованием информационных технологий). Используя раздел «Химический состав продуктов» программного средства «Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия», найдите и запишите содержание витаминов, белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах на 100 грамм продукта: молоко коровье, кефир, сметана и т.д.

Перечень продуктов

Суточная потребность, мг

Витамины
на 100 г продукта

Белки
на 100 г продукта

Жиры
на 100 г продукта

Углеводы
на 100 г продукта

 

 

     

 

При выполнении данного задания использование электронного ресурса позволяет расширить содержание и кроме витаминов, найти содержание в продуктах белков, жиров и углеводов, наличие огромной базы перечня различных продуктов позволяет значительно увеличить количество продуктов для поиска или предложить учащимся дополнительно проанализировать интересующие их продукты. В рамках данного задания можно предложить учащимся, например, найти доступные продукты, содержащие наибольшее количество витаминов и т.д. При этом время, затраченное на выполнение практической работы, не увеличится.

Задание второго уровня сложности на информационный поиск (с использованием средств информационных технологий). Учащимся можно предложить подготовить выступление на тему «Витамины и их роль в жизни человека». Сложность этого задания заключается в том, что учащиеся работают с несколькими источниками информации, как традиционными, так и информационными, в том числе с ресурсами Интернет. В данном случае учащимся задается тема и им необходимо самостоятельно проанализировать информацию, определить цель поиска, подобрать ключевые слова, составить запрос в поисковой системы, просмотреть результаты, сузить поиск, заполнить маршрутный лист, оформить информацию в текстовом редакторе и др. Ниже представлен пример оформления маршрутного листа.  

Маршрутный лист по теме «Витамины и их роль в жизни человека»

Запрос

(ключевые слова)

Найденная информация

Источник информации,
адрес
web-страницы

Витамины

Изображение продуктов с названием содержащихся в них витаминах

Витамины и питание

http://www.vitamini.ru/

Витамины для человека

Значение витаминов в жизни человека. История открытия витаминов. Витамины и их характеристика

http://b-a-d.ru/vitamin.html

Задания третьего уровня сложности на осуществление информационного поиска направлены на  углубленное изучение темы.

  1. Разработка (преобразование) модели объекта.

Моделирование объекта, разработка конструкции, построение чертежа будущего изделия составление схемы для вышивки, для лоскутного шитья, подбор цветового решения – это основные традиционные задания для уроков технологии для данного этапа изготовления трудового объекта. Использование информационных технологий в данном случае, позволяет экономить время на выполнение задания; быстро вносить коррективы, не переделывая всей работы; использовать готовые схемы, конструкции; подбирать цветовые сочетания и т.д.

Например, раздел «Рукоделие» тема «Вышивка» 6 класс.

Задание первого уровня сложности на преобразование модели объекта. Используя готовую схему вышивки для сувенира, предложите свое цветовое сочетание.

В данном случае за основу учащиеся берут готовую схему с заданной тематикой, масштабом, с определенным количеством цветов и преобразуют ее, заменив несколько цветов в соответствии с цветом основного материала для сувенира.

Задание второго уровня сложности на разработку модели объекта с простым алгоритмом действий (с использованием информационных технологий). Составьте схему для прихватки в технике лоскутной пластики с использованием программы Excel или Paint (подходит для составления схем с повторяющимся рапортом).

Задание второго (третьего)* уровня сложности на разработку модели объекта с использованием специализированных программных средств (с использованием информационных технологий). Составьте схему вышивки для сувенира с использованием программного средства «Вышивка крестом» (позволяет составлять схемы разной сложности для любых иллюстраций, экономит время на подбор цветовой гаммы схемы и выбор материалов).

Выполнение заданий данной группы позволяет познакомить учащихся с разными способами обработки информации, используя стандартные компьютерные программы и специализированные программные средства. Сложность заданий зависит от сложности технологических операций и от алгоритма работы с электронным ресурсом.

3. Изготовление изделия.

Технология изготовления изделия связана с материальным воплощением объекта, а использование информационных технологий на данном этапе при выполнении традиционных технологических объектов в рамках школьной программы минимальное. Уровень задания зависит от сложности конструкции и выбора способов обработки изделия. Современным направлением является использование автоматизированных систем поузловой обработки изделий, 3-D принтеров.

4. Презентация (оформление) результата работы

Результаты работы (чертежи, таблицы, схемы, доклады, рефераты и т.д.) с использованием информационных технологий могут быть оформлены аккуратнее, нагляднее с помощью различных программ Microsoft Office. Выполняя задания более сложного уровня с применением новых современных средств для обработки информации, учащиеся, продумывая алгоритм своего выступления, прорабатывая электронную презентацию, оформляя буклет по теме и т.д. учатся не только осуществлять информационный поиск, но и анализировать информацию, выделять главное, кратко и четко выражать свои мысли, подбирать соответствующее иллюстративное сопровождение. В конечном итоге школьники учатся правильно оформлять печатные документы, работать с графикой, тем самым, подготавливаясь к осуществлению проектной деятельности.

Задания из разных групп в процессе реализации данной системы на уроках могут сочетаться между собой, дополняя и усложняя практическую работу в целом. Выполнение многоуровневых практических заданий позволяет учащимся от класса к классу совершенствовать свои навыки по компьютерной обработке, постепенно усложняя алгоритм своих действий и увеличивая объем использования информационной поддержки  при выполнении практических работ. В начале учащиеся начинают работать с готовыми электронными продуктами, и первые задания направлены на их знакомство с приемами информационного поиска (энциклопедические, демонстрационные программные средства, учебные слайд-фильмы). Постепенно задания усложняются, усложняется информационное обеспечение, и деятельность учащихся от простого информационного поиска и выполнения заданий по образцу или строгому алгоритму действий переходит к деятельности, связанной с самостоятельным поиском творческих идей, используя различные источники информации, самостоятельной разработкой изделий, в  том числе адаптированных или специализированных компьютерных программ; школьники учатся разрабатывать презентацию своего изделия, в том числе используя возможности информационных технологий.  

Использование современной компьютерной техники и гаджетов на уроках технологии способствует активизации познавательной деятельности, которая проявляется в направленности и устойчивости познавательных интересов, стремлении к эффективному овладению знаниями, способами деятельности, в поиске новых вариантов выполнения знакомых и не знакомых технологических действий, используя современный информационный инструментарий. Повышение познавательной активности способствует тому, что ученик приобретает большую самостоятельность в учебном процессе при решении технологических задач, что способствует более полному усвоению учебной информации, а также повышает качество работ выполненных учащимися.

Однако необходимо отметить, что познавательная активность личности может носить ситуативный характер (появляется в отдельных видах деятельности, в определенных условиях) и интегральный (как преобладающее качество личности, проявляющееся, несмотря на препятствия) [3]. Данный аспект может влиять на выбор учащимся уровня сложности задания при изучении определенной темы.

Предложенная система разноуровневых заданий с возможностью выбора способа решения технологических задач, позволяет последовательно от класса к классу формировать устойчивый (интегральный) познавательный интерес, постепенно подготавливая учащихся к выполнению учебно-исследовательской и проектной деятельности и выводя школьников на высокий творческий уровень.

Дадим характеристику уровней деятельности школьника формируемых от класса к классу при решении разноуровневых технологических задач. Репродуктивная деятельность характеризует уровень технологической подготовки учащихся в пятом классе, когда учителю важно вызвать интерес учащихся к предмету, показать инструментарий, научить и заложить в деятельность ученика основные правила и приемы выполнения отдельных технологических операций, что является залогом качественного выполнения в дальнейшем более сложных, творческих заданий, объектов, изделий. Соответствует в основном заданиям первого уровня сложности и является начальным этапом в формировании умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Частично-поисковая деятельность предусматривает не только исполнение заданного, но и выбор способов деятельности, использование знаний, приемов, действий в другой ситуации, проявление большей самостоятельности при выполнении заданий. Соответствует в основном заданиям второго и третьего уровня сложности в зависимости от этапа технологической деятельности и сложности объекта. Характеризует деятельность учащихся в 6-ом и 7-ом классах. На данном этапе технологической подготовки учащихся начинается активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формируются универсальные учебные действия, начинается развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач.

Творческий уровень деятельности имеет показатели: инициатива, самостоятельность в определении цели, задач познания, способов его осуществления, интерес, характер (новизна, оригинальность) и оптимальность (сокращение количества действий и операций) действий. Соответствует заданиям второго и третьего уровня сложности в зависимости от этапа технологической деятельности и сложности объекта. Характеризует деятельность учащихся при выполнении учебно-исследовательской и проектной деятельности в 8-9-ых классах.

Таким образом, предложенная модель разноуровневой технологической подготовки учащихся в условиях современного мультимедиа-урока технологии, позволяет [2]

− повышать обра­зовательный потенциал учебных заданий, расширяет систему традиционных за­даний для практических работ и инструментарий их выполнения, кроме того, возможность самостоятельно добывать и критически оценивать знания о пред­метной области способствует развитию учебных компетенций, стимулирует са­мостоятельную работу учащихся;

− использование средств информационных технологий, предоставляет воз­можность учащемуся не только принимать фиксированную информацию, но и ак­тивно самому участвовать, привлекая внимание к учебе как к творческому про­цессу, такая учебная деятельность обладает большей продуктивностью за счет ак­тивного применения знаний, усвоения их в процессе практической деятельности;

− при использовании электронных энциклопедий, ресурсов Интернет и других справочных и специализированных программных средств расширяются возможности в изучении аналогов существующих объектов, предоставляется возможность знакомиться с новыми способами обработки материалов и информации, со способами автома­тизации технологических процессов, с производством новых современных мате­риалов;

− обработка информации на компьютере позволяет комплексно решать многие технологические задачи, экономя учебные ресурсы (время, материалы, физические и эмоциональные затраты труда учителя и учеников): выполнять ру­тинные операции, быстро вносить коррективы в сложные проекты, не переделы­вая работы в целом; подбирать конструкционное или технологическое решение; виртуально проверять результат (просмотр трехмерной графике), что способствует повышению качества работ учащихся;

− работа учащихся со специализированными программными средствами и автоматизированными системами позволяет не только формировать определенные перво­начальные профессиональные навыки, но и осуществлять специализированную информационную подготовку учащихся;

− формирование более высокого уровня информационной и технологической культуры учащихся.