Визуальные коммуникации оказывают огромное влияние на жизнь современного человека, улучшают восприятие, помогают ориентироваться в пространстве. Для достижения наибольшей эффективности, визуальные коммуникации должны обладать определенными свойствами (объективными качествами и параметрами объекта) и функциями (назначением, задачами). Чтобы уточнить, какими свойствами и функциями должны обладать визуальные коммуникации, мы рассмотрели некоторые определения данного понятия, а также мнения авторов на особенности визуальных коммуникаций.
Ю. Борисовский, Н. Семина, С. Соболев дают следующее определение визуальных коммуникаций – «это комплекс указателей (вывесок, табличек, рекламных щитов, информационных стендов и т. п.), помогающих ориентироваться в пространстве и обеспечивающих пользователей необходимой информацией (расположение объектов и их частей, размещение на объектах конкретных сотрудников, время их работы и др.)» [1]. На наш взгляд, данное определение недостаточно полно раскрывает суть визуальных коммуникаций, сужая рассматриваемую область до понятия «комплекс указателей», но в то же время здесь рассмотрены различные формы представления визуальных коммуникаций. Также в определении авторы выявляют две функции визуальных коммуникаций – ориентирования в пространстве и информационную, но не называют их свойства.
Р. Хембри полагает, что «визуальные коммуникации объединяют в себе речь, письменный язык и образы с целью создания сообщений, которые будут эстетически приятны взгляду зрителя, смогут быть восприняты аудиторией на интеллектуальном и эмоциональном уровнях и обеспечат зрителей необходимой информацией» [7, с. 14]. В данном определении автор расширяет понятие визуальных коммуникаций, сочетая в них речь, письменный знак и образы. Как и предыдущие авторы, Р. Хембри выделяет информативную функцию визуальных коммуникаций, и указывает свойства: эстетичности знака и простоты восприятия (читаемости и узнаваемости). Также в своем определении автор затрагивает возможные варианты подачи визуальных сообщений, выделяя здесь речь, письменный язык и образы. В данном случае, под понятиями речь и письменный язык, скорее всего, подразумеваются словесные визуальные коммуникации, а под понятием «образы» – графические. Но, тем не менее, данное определение, на наш взгляд, не достаточно характеризует свойства и функции визуальных коммуникаций.
В книге «Дизайн: иллюстрированный словарь-справочник» под редакцией Г. Б. Минервина и В. Т. Шимко предлагается следующее определение: «визуальные коммуникации – система визуально-графических знаков и решений, вычлененная из других составляющих часть её зрительных воздействий (информационных устройств, графических символах и пр.), призванная решать задачи обеспечения ориентации, утоления информационного голода, регулирования поведения человека в конкретных предметно-пространственных ситуациях» [2, с. 24]. В данном определении сформулирована рассматриваемая область, объединяя комплекс указателей, письменные знаки образы, под одним понятием: «системы визуально-графических знаков и решений». Также в определении указываются функции визуальных коммуникаций: информативная, ориентирования в пространстве и функция регулирования поведения. Но в определении не раскрыты свойства визуальных коммуникаций.
В. А. Победин выделяет три группы графических знаков, из которых первая - отличительные знаки, составляет товарные, личные знаки, а вторая и третья группы включают в себя знаки визуальных коммуникаций. В. А. Победин выделяет здесь учебные знаки и читаемые знаки. К первым относятся те знаки, восприятие и запоминание которых связано с обязательной необходимостью (например, математические знаки, знаки на домашних приборах, на текстильных изделиях, знаки ориентации); ко второй группе автор относит пиктограммы (указатели служб, услуг, мест общественного пользования), ориентирующие символы соревнований, ярмарок, торговых центров. [6, с. 15–16]. Таким образом, автор классифицировал визуальные знаки по их свойствам: читаемости и узнаваемости. Также В. А. Победин отмечает особенность создания визуальных коммуникаций: «необходимым условием при создании читаемых знаков является их смысловая и графическая ясность, доступность для восприятия и быстрого понимания всеми возрастными группами населения и приезжающими иностранцами» [6, с. 16]. Таким образом, В. А. Побединым описано свойство унификации знака.
Рассмотрев различные определения визуальных коммуникаций, мы можем выявить общую черту в каждом из них – каждый автор указывает информативную функцию визуальных коммуникаций, которую можно считать основной, также одними авторами дополняется функция ориентирования, а в словаре-справочнике по дизайну выделяется третья функция регулирования поведения. Таким образом, визуальные коммуникации можно разделить на три вида по выполняемым ими функциям: информационные (информативная функция), указательные (функция ориентирования), предписывающие (регулятивная функция).
Рисунок 1 – Свойства и функции визуальных коммуникаций
Также необходимо отметить, что в определениях не в полной мере раскрыты свойства визуальных коммуникаций, этот аспект затрагивается только двумя авторами – Р. Хембри выделяет эстетичность и простоту восприятия знака, В. А. Победин выделяет читаемый и учебный (узнаваемый), знак и указывает на необходимость унификации знака. Рассмотрим и уточним эти понятия:
- эстетичность знака (важное свойство, так как знак должен привлекать внимание и вызывать положительные эмоции, что необходимо в особенности в предписывающих знаках, когда они выполняют регулятивную функцию);
- простота восприятия - это свойство можно разделить на два самостоятельных: читаемость и узнаваемость. Это близкие взаимодополняющие понятия (узнаваемый знак может быть и читаемым: изображение утюга с двумя точками), но их следует разграничить так как знаки визуальных коммуникаций могут быть только с одним из этих свойств – являться только читаемым или только узнаваемым (пиктограмма «телефон» – читаема, при виде знака с изображением телефонной трубки, человек, который видел телефон, сумеет его прочесть; а знак парковки «Р» – узнаваем, так как для его идентификации необходимы определенные знания, поэтому В. А. Победин выделяет их как учебные);
- узнаваемость знака напрямую связана с еще одним важным свойством визуальных коммуникаций – унификацией. То есть каждый коммуникативный образ должен быть понятен, интуитивно узнаваем людьми разных национальностей и возрастных категорий. Например, указательные пиктограммы («вход», «влево» и др.), дорожные знаки («въезд запрещен», «пешеходный переход» и др.), предостерегающие знаки («напряжение», «опасно» и др.). Также отметим, что в каждом определении подчеркивается влияние визуальных коммуникаций на человека. То есть человек является основным потребителем визуальных коммуникаций, на которого направлены все свойства и функции. Свойства – параметр визуальных коммуникаций, служащий для человека и его удобства, функции – задачи визуальных коммуникаций, направленные на человека и вызывающие ответную реакцию. Свойства визуальных коммуникаций влияют на их функции, таким образом, что знаки, не обладающие каким либо из этих свойств, не смогут в полной мере выполнять предписанные им функции и воздействовать на человека. Взаимодействие этих трех позиций можно отобразить на схеме.
Рисунок 2 – Взаимозависимость и взаимодействие разных видов визуальных коммуникаций
Мы полагаем, что для наиболее полного раскрытия понятия визуальных коммуникаций необходимо учитывать все выделенные функции и свойства. Так как существуют визуальные коммуникации, которые могут обладать сразу двумя функциями, а также обладать сразу всеми функциями одновременно, сочетая в себе три вида визуальных коммуникаций. Как упоминалось выше, свойства непосредственно влияют на функции визуальных коммуникаций, а функции, в свою очередь воздействуют на человека.
Исходя из анализа определений визуальных коммуникаций различных авторов, можно выделить некоторые виды, которые мы классифицируем по следующим основаниям: Свойства визуальных коммуникаций, функции визуальных коммуникаций, особенности размещения, форма представления и варианты графической подачи визуальных коммуникаций (см. табл.).
Таблица – Классификация визуальных коммуникаций
Основания |
Виды |
Характеристика |
Примеры |
Свойства визуальных коммуникаций |
Простота восприятия (читаемость и узнаваемость) |
Читаемость и узнаваемость - взаимодополняющие понятия, которые следует разделять, т. к. существуют знаки, являющиеся только читаемыми или только узнаваемыми |
Знак «телефон» читаемый, а знак парковки «Р» – узнаваем. Первый понятен всем, кто хоть раз в жизни видел телефон, а чтобы прочитать второй, необходимы соответствующие знания |
Эстетич-ность |
Это важное свойство, так как знак должен привлекать внимание и вызывать положительные эмоции. важно обратить внимание на то, что разрешающие знаки сами по себе вызывают положительные эмоции |
Информационные знаки, например «столовая», «гостиница», указательные знаки «пешеходный переход» и др. |
|
Унификация |
Это свойство предполагает, что каждый коммуникативный образ должен быть не только понятен, но и интуитивно узнаваем людьми разных национальностей и возрастных категорий |
Указательные знаки («вход», «влево», дорожные знаки («въезд запрещен», «пешеходный переход», предостерегающие знаки («напряжение», «опасно») |
|
Функции |
Информа-тивная |
Является функцией информационных визуальных коммуникаций. Состоит в том, чтобы информировать человека, о чем-либо в качестве констатации факта |
Табличка на двери директора; знак-пиктограмма «телефон», «высокое напряжение»; схема помещения |
Ориенти-рования |
Является функцией указательных визуальных коммуникаций. Они предназначены для облегчения и ускорения ориентации человека в пространстве |
Табличка-указатель направления движения, знак-пиктограмма выхода-входа, схема проезда к объекту |
|
Регулятив-ная |
Является функцией знаков предписания. Они предназначены для регулирования поведения человека в конкретных предметно-пространственных ситуациях |
Знак-пиктограмма парковки «Р», запрещающие знаки («не курить»), схема эвакуации помещения |
|
Комплексная |
Обозначения, объединяющие в себе два, или все три вида визуальных коммуникаций, которые выполняют функции, каждого вида соответственно |
Информационный + указательный (выход там); Информационный + предписывающий (выгул собак); предписывающий + указательный (место для курения там) |
|
Размещение визуальных коммуникаций |
Интерьер |
Визуальные коммуникации размещаются в помещении как частных компаний, так и в общественных местах для информирования, ориентирования людей, и регулирования поведения |
Офисные помещения, образовательные и медицинские учреждения, заводские помещения, аэропорты и вокзалы и др. |
Экстерьер |
Визуальные коммуникации располагаются вне помещений для информирования, ориентирования людей, и регулирования поведения |
Размещение на улице (различные виды баннеров), на дороге (дорожные знаки), на фасадах зданий (входные группы, рекламные баннеры), на территории предприятий, заводов и др. |
|
Упаковка товара |
Визуальные коммуникации располагаются на упаковке товара, или непосредственно на самом товаре (этикетки, бирки). Предназначены в основном для информирования и регулирования поведения людей |
На пищевых продуктах (способ приготовления), на предметах (описание их свойств), на лейбле одежды (правила по уходу за одеждой |
|
Компьютерная и/или интернет навигация |
Разработаны для облегчения работы на компьютере и уменьшения занимаемого места на экране монитора. Компьютерные визуальные коммуникации информируют пользователя, помогают быстрее ориентироваться в информационном пространстве, а также регулируют действия человека |
Ярлыки программ на рабочем столе, знаки панели инструментов программ, навигация сайтов (знак «на домашнюю страницу», «написать письмо») |
|
Форма представления визуальных коммуникаций |
Пиктограмма |
Пиктограммы составляют основную часть визуальных коммуникаций и представляют собой стилизованное, легко узнаваемое графическое изображение, упрощенное с целью облегчения восприятия. Пиктограмма усиливает характерные черты изображаемого предмета |
Пиктограмма «телефон», изображающая телефон, пиктограмма «огнетушитель» с изображением огнетушителя, стрелки-указатели направления движения |
Идеограмма |
Идеограмма – разновидность визуальных коммуникаций, представляющий условный знак; символ, передающий, как правило, целые слова, характеристику объекта или идею. То есть идеограммы способны обозначать понятия, в отличие от пиктограмм, имеющих конкретное значение |
Изображения мужской и женской фигуры принято считать за обозначения туалета. |
|
Логограмма |
Логограммы – это алфавитные типографские символы, буквы обозначающие какое-либо слово или понятие. Они несут информативную функцию, но не всегда применяются, т. к. не являются унифицированными |
$ заменяет слово доллар, обычно является знаком обмены валюты, @ является в наше время символом интернета |
|
Схема-навигация |
Вид визуальных коммуникаций, объединяющий в себе все функции (информативную, ориентирования, регулирования) |
Схема проезда к объекту, план эвакуации помещения (имеет обозначения всех кабинетов (информационная функция), расположение кабинетов (ориентирования), расположение пожарного крана, огнетушителей, телефонов, и схему эвакуации (регулятивная) |
|
Варианты подачи визуальных коммуникаций |
Графические |
Наиболее оптимальная форма для визуальных коммуникаций, т.к. являются наиболее благоприятными для восприятия, обладают высокой скоростью прочтения, лучше узнаются и запоминаются. Графические изображения не требуют перевода, поэтому они обладают важным свойством – унификацией. Представляются пиктограммами и идеограммами |
Пиктограммы: «телефон», «вход», «огнетушитель», указатели направления движения, регулирующие обозначения «не курить», «вход с собаками запрещен»; идеограммы: «туалет» с изображением фигур человека |
Словес-ные |
Словесные визуальные коммуникации состоят в основе из слов, словесных сочетаний и предложений, букв и сочетаний букв (аббревиатуры), а также цифр |
Таблички на двери кабинета («Директор», «248»), обозначения на заводских установках и оборудованиях, знак парковки «Р» |
|
Комбини-рованные |
Комбинированные визуальные коммуникации могут совмещать в себе графическое изображение и дополнительную словестную информацию |
Пиктограмма «пожарный кран» (изображение пожарного рукава и крана + аббревиатура ПК), навигация супермаркетов (пиктограмма отдела + подпись) |
|
Время действия визуальных коммуникаций |
Постоянные |
К данной группе можно отнести визуальные коммуникации, которые с течением времени стали общепризнанными и унифицированными. Сюда входят узнаваемые (учебные) визуальные коммуникации |
Знаки на домашних приборах, знаки на текстильных изделиях, дорожные знаки |
Долгосрочные |
Знаки визуальных коммуникаций, которые разрабатываются для какого-либо предприятия или организации на весь период его существования. Такие знаки должны соответствовать фирменному стилю компании и меняться только в случае смены имиджа компании |
Любые информационные, указательные и предписывающие знаки фирм, пиктограммы учебных, медицинских и дошкольных заведений и т. д. |
|
Временные |
Временные знаки визуальных коммуникаций очень важны для проведения кратковременных мкроприятий. Такие знаки должны быть унифицированы и узнаваемы, чтобы быть понятными гостям мероприятия разных национальностей |
Пиктограммы спортивных олимпиад, ярмарок и фестивалей, визуальные коммуникации на выставках, конкурсах, бьеннале и т. д. |
Таким образом, на основании проведенного анализа, мы считаем целесообразным предложить собственное определение визуальных коммуникаций и выделить их особенности.
Визуальные коммуникации – это системы визуально-графических знаков и решений, которые должны быть читаемыми (узнаваемыми), эстетически приятными и унифицированными, чтобы воздействовать на человека, обеспечивая его необходимой информацией, облегчая и ускоряя ориентацию в пространстве, регулировать поведение человека в конкретных предметно-пространственных ситуациях.
Особенности визуальных коммуникаций:
- Каждый знак должен обладать всеми свойствами визуальных коммуникаций (эстетичность, простота восприятия, унификация).
- Визуальные коммуникации могут выполнять одну функцию, а также сочетать в себе две или все три функции.
- Визуальные коммуникации призваны воздействовать на человека.
- Визуальные коммуникации могут размешаться в экстерьере, интерьере, на упаковке и в компьютерной навигации.
- Могут быть представлены в графическом, словесном и комбинированном виде в форме пиктограмм, идеограмм, логограмм и схем-навигаций.
- По времени действия выделяют постоянные, долгосрочные и временные визуальные коммуникации