Полный текст статьи
Печать

Визуальные коммуникации оказывают огромное влияние на жизнь современного человека, улучшают восприятие, помогают ориентироваться в пространстве. Для достижения наибольшей эффективности, визуальные коммуникации должны обладать определенными свойствами (объективными качествами и параметрами объекта) и функциями (назначением, задачами). Чтобы уточнить, какими свойствами и функциями должны обладать визуальные коммуникации, мы рассмотрели некоторые определения данного понятия, а также мнения авторов на особенности визуальных коммуникаций.

Ю. Борисовский, Н. Семина, С. Соболев дают следующее определение визуальных коммуникаций – «это комплекс указателей (вывесок, табличек, рекламных щитов, информационных стендов и т. п.), помогающих ориентироваться в пространстве и обеспечивающих пользователей необходимой информацией (расположение объектов и их частей, размещение на объектах конкретных сотрудников, время их работы и др.)» [1]. На наш взгляд, данное определение недостаточно полно раскрывает суть визуальных коммуникаций, сужая рассматриваемую область до понятия «комплекс указателей», но в то же время здесь рассмотрены различные формы представления визуальных коммуникаций. Также в определении авторы выявляют две функции визуальных коммуникаций – ориентирования в пространстве и информационную, но не называют их свойства.

Р. Хембри полагает, что «визуальные коммуникации объединяют в себе речь, письменный язык и образы с целью создания сообщений, которые будут эстетически приятны взгляду зрителя, смогут быть восприняты аудиторией на интеллектуальном и эмоциональном уровнях и обеспечат зрителей необходимой информацией» [7, с. 14]. В данном определении автор расширяет понятие визуальных коммуникаций, сочетая в них речь, письменный знак и образы. Как и предыдущие авторы, Р. Хембри выделяет информативную функцию визуальных коммуникаций, и указывает свойства: эстетичности знака и простоты восприятия (читаемости и узнаваемости). Также в своем определении автор затрагивает возможные варианты подачи визуальных сообщений, выделяя здесь речь, письменный язык и образы. В данном случае, под понятиями речь и письменный язык, скорее всего, подразумеваются словесные визуальные коммуникации, а под понятием «образы» – графические. Но, тем не менее, данное определение, на наш взгляд, не достаточно характеризует свойства и функции визуальных коммуникаций.

В книге «Дизайн: иллюстрированный словарь-справочник» под редакцией Г. Б. Минервина и В. Т. Шимко предлагается следующее определение: «визуальные коммуникации – система визуально-графических знаков и решений, вычлененная из других составляющих часть её зрительных воздействий (информационных устройств, графических символах и пр.), призванная решать задачи обеспечения ориентации, утоления информационного голода, регулирования поведения человека в конкретных предметно-пространственных ситуациях» [2, с. 24]. В данном определении сформулирована рассматриваемая область, объединяя комплекс указателей, письменные знаки образы, под одним понятием: «системы визуально-графических знаков и решений». Также в определении указываются функции визуальных коммуникаций: информативная, ориентирования в пространстве и функция регулирования поведения. Но в определении не раскрыты свойства визуальных коммуникаций.

В. А. Победин выделяет три группы графических знаков, из которых первая - отличительные знаки, составляет товарные, личные знаки, а вторая и третья группы включают в себя знаки визуальных коммуникаций. В. А. Победин выделяет здесь учебные знаки и читаемые знаки. К первым относятся те знаки, восприятие и запоминание которых связано с обязательной необходимостью (например, математические знаки, знаки на домашних приборах, на текстильных изделиях, знаки ориентации); ко второй группе автор относит пиктограммы (указатели служб, услуг, мест общественного пользования), ориентирующие символы соревнований, ярмарок, торговых центров. [6, с. 15–16]. Таким образом, автор классифицировал визуальные знаки по их свойствам: читаемости и узнаваемости. Также В. А. Победин отмечает особенность создания визуальных коммуникаций: «необходимым условием при создании читаемых знаков является их смысловая и графическая ясность, доступность для восприятия и быстрого понимания всеми возрастными группами населения и приезжающими иностранцами» [6, с. 16]. Таким образом, В. А. Побединым описано свойство унификации знака.

Рассмотрев различные определения визуальных коммуникаций, мы можем выявить общую черту в каждом из них – каждый автор указывает информативную функцию визуальных коммуникаций, которую можно считать основной, также одними авторами дополняется функция ориентирования, а в словаре-справочнике по дизайну выделяется третья функция регулирования поведения. Таким образом, визуальные коммуникации можно разделить на три вида по выполняемым ими функциям: информационные (информативная функция), указательные (функция ориентирования), предписывающие (регулятивная функция). 

Рисунок 1 – Свойства и функции визуальных коммуникаций 

Также необходимо отметить, что в определениях не в полной мере раскрыты свойства визуальных коммуникаций, этот аспект затрагивается только двумя авторами – Р. Хембри выделяет эстетичность и простоту восприятия знака, В. А. Победин выделяет читаемый и учебный (узнаваемый), знак и указывает на необходимость унификации знака. Рассмотрим и уточним эти понятия:

-        эстетичность знака (важное свойство, так как знак должен привлекать внимание и вызывать положительные эмоции, что необходимо в особенности в предписывающих знаках, когда они выполняют регулятивную функцию);

-        простота восприятия - это свойство можно разделить на два самостоятельных: читаемость и узнаваемость. Это близкие взаимодополняющие понятия (узнаваемый знак может быть и читаемым: изображение утюга с двумя точками), но их следует разграничить так как знаки визуальных коммуникаций могут быть только с одним из этих свойств – являться только читаемым или только узнаваемым (пиктограмма «телефон» – читаема, при виде знака с изображением телефонной трубки, человек, который видел телефон, сумеет его прочесть; а знак парковки «Р» – узнаваем, так как для его идентификации необходимы определенные знания, поэтому В. А. Победин выделяет их как учебные);

-        узнаваемость знака напрямую связана с еще одним важным свойством визуальных коммуникаций – унификацией. То есть каждый коммуникативный образ должен быть понятен, интуитивно узнаваем людьми разных национальностей и возрастных категорий. Например, указательные пиктограммы («вход», «влево» и др.), дорожные знаки («въезд запрещен», «пешеходный переход» и др.), предостерегающие знаки («напряжение», «опасно» и др.). Также отметим, что в каждом определении подчеркивается влияние визуальных коммуникаций на человека. То есть человек является основным потребителем визуальных коммуникаций, на которого направлены все свойства и функции. Свойства – параметр визуальных коммуникаций, служащий для человека и его удобства, функции – задачи визуальных коммуникаций, направленные на человека и вызывающие ответную реакцию. Свойства визуальных коммуникаций влияют на их функции, таким образом, что знаки, не обладающие каким либо из этих свойств, не смогут в полной мере выполнять предписанные им функции и воздействовать на человека. Взаимодействие этих трех позиций можно отобразить на схеме. 

Рисунок 2 – Взаимозависимость и взаимодействие разных видов визуальных коммуникаций

Мы полагаем, что для наиболее полного раскрытия понятия визуальных коммуникаций необходимо учитывать все выделенные функции и свойства. Так как существуют визуальные коммуникации, которые могут обладать сразу двумя функциями, а также обладать сразу всеми функциями одновременно, сочетая в себе три вида визуальных коммуникаций. Как упоминалось выше, свойства непосредственно влияют на функции визуальных коммуникаций, а функции, в свою очередь воздействуют на человека.

Исходя из анализа определений визуальных коммуникаций различных авторов, можно выделить некоторые виды, которые мы классифицируем по следующим основаниям: Свойства визуальных коммуникаций, функции визуальных коммуникаций, особенности размещения, форма представления и варианты графической подачи визуальных коммуникаций (см. табл.). 

Таблица – Классификация визуальных коммуникаций

Основания

Виды

Характеристика

Примеры

Свойства визуальных коммуникаций

Простота восприятия (читаемость и узнаваемость)

Читаемость и узнаваемость - взаимодополняющие понятия, которые следует разделять, т. к. существуют знаки, являющиеся только читаемыми или только узнаваемыми

Знак «телефон» читаемый, а знак парковки «Р» – узнаваем. Первый понятен всем, кто хоть раз в жизни видел телефон, а чтобы прочитать второй, необходимы соответствующие знания

Эстетич-ность

Это важное свойство, так как знак должен привлекать внимание и вызывать положительные эмоции. важно обратить внимание на то, что разрешающие знаки сами по себе вызывают положительные эмоции

Информационные знаки, например «столовая», «гостиница», указательные знаки «пешеходный переход» и др.

Унификация

Это свойство предполагает, что каждый коммуникативный образ должен быть не только понятен, но и интуитивно узнаваем людьми разных национальностей и возрастных категорий

Указательные знаки («вход», «влево», дорожные знаки («въезд запрещен», «пешеходный переход», предостерегающие знаки («напряжение», «опасно»)

Функции

Информа-тивная

Является функцией информационных визуальных коммуникаций. Состоит в том, чтобы информировать человека, о чем-либо в качестве констатации факта

Табличка на двери директора; знак-пиктограмма «телефон», «высокое напряжение»; схема помещения

Ориенти-рования

Является функцией указательных визуальных коммуникаций. Они предназначены для облегчения и ускорения ориентации человека в пространстве

Табличка-указатель направления движения, знак-пиктограмма выхода-входа, схема проезда к объекту

Регулятив-ная

Является функцией знаков предписания. Они предназначены для регулирования поведения человека в конкретных предметно-пространственных ситуациях

Знак-пиктограмма парковки «Р», запрещающие знаки («не курить»), схема эвакуации помещения

Комплексная

Обозначения, объединяющие в себе два, или все три вида визуальных коммуникаций, которые выполняют функции, каждого вида соответственно

Информационный + указательный (выход там); Информационный + предписывающий (выгул собак); предписывающий + указательный (место для курения там)

Размещение визуальных коммуникаций

Интерьер

Визуальные коммуникации размещаются в помещении как частных компаний, так и в общественных местах для информирования, ориентирования людей, и регулирования поведения

Офисные помещения, образовательные и медицинские учреждения, заводские помещения, аэропорты и вокзалы и др.

Экстерьер

Визуальные коммуникации располагаются вне помещений для информирования, ориентирования людей, и регулирования поведения

Размещение на улице (различные виды баннеров), на дороге (дорожные знаки), на фасадах зданий (входные группы, рекламные баннеры), на территории предприятий, заводов и др.

Упаковка товара

Визуальные коммуникации располагаются на упаковке товара, или непосредственно на самом товаре (этикетки, бирки). Предназначены в основном для информирования и регулирования поведения людей

На пищевых продуктах (способ приготовления), на предметах (описание их свойств), на лейбле одежды (правила по уходу за одеждой

Компьютерная и/или интернет навигация

Разработаны для облегчения работы на компьютере и уменьшения занимаемого места на экране монитора. Компьютерные визуальные коммуникации информируют пользователя, помогают быстрее ориентироваться в информационном пространстве, а также регулируют действия человека

Ярлыки программ на рабочем столе, знаки панели инструментов программ, навигация сайтов (знак «на домашнюю страницу», «написать письмо»)

Форма представления визуальных коммуникаций

Пиктограмма

Пиктограммы составляют основную часть визуальных коммуникаций и представляют собой стилизованное, легко узнаваемое графическое изображение, упрощенное с целью облегчения восприятия. Пиктограмма усиливает характерные черты изображаемого предмета

Пиктограмма «телефон», изображающая телефон, пиктограмма «огнетушитель» с изображением огнетушителя, стрелки-указатели направления движения

Идеограмма

Идеограмма – разновидность визуальных коммуникаций, представляющий условный знак; символ, передающий, как правило, целые слова, характеристику объекта или идею. То есть идеограммы способны обозначать понятия, в отличие от пиктограмм, имеющих конкретное значение

Изображения мужской и женской фигуры принято считать за обозначения туалета.

Логограмма

Логограммы – это алфавитные типографские символы, буквы обозначающие какое-либо слово или понятие. Они несут информативную функцию, но не всегда применяются, т. к. не являются унифицированными

$ заменяет слово доллар, обычно является знаком обмены валюты, @ является в наше время символом интернета

Схема-навигация

Вид визуальных коммуникаций, объединяющий в себе все функции (информативную, ориентирования, регулирования)

Схема проезда к объекту, план эвакуации помещения (имеет обозначения всех кабинетов (информационная функция), расположение кабинетов (ориентирования), расположение пожарного крана, огнетушителей, телефонов, и схему эвакуации (регулятивная)

Варианты подачи визуальных коммуникаций

Графические

Наиболее оптимальная форма для визуальных коммуникаций, т.к. являются наиболее благоприятными для восприятия, обладают высокой скоростью прочтения, лучше узнаются и запоминаются. Графические изображения не требуют перевода, поэтому они обладают важным свойством – унификацией. Представляются пиктограммами и идеограммами

Пиктограммы: «телефон», «вход», «огнетушитель», указатели направления движения, регулирующие обозначения «не курить», «вход с собаками запрещен»; идеограммы: «туалет» с изображением фигур человека

Словес-ные

Словесные визуальные коммуникации состоят в основе из слов, словесных сочетаний и предложений, букв и сочетаний букв (аббревиатуры), а также цифр

Таблички на двери кабинета («Директор», «248»), обозначения на заводских установках и оборудованиях, знак парковки «Р»

Комбини-рованные

Комбинированные визуальные коммуникации могут совмещать в себе графическое изображение и дополнительную словестную информацию

Пиктограмма «пожарный кран» (изображение пожарного рукава и крана + аббревиатура ПК), навигация супермаркетов (пиктограмма отдела + подпись)

Время действия визуальных коммуникаций

Постоянные

К данной группе можно отнести визуальные коммуникации, которые с течением времени стали общепризнанными и унифицированными. Сюда входят узнаваемые (учебные) визуальные коммуникации

Знаки на домашних приборах, знаки на текстильных изделиях, дорожные знаки

Долгосрочные

Знаки визуальных коммуникаций, которые разрабатываются для какого-либо предприятия или организации на весь период его существования. Такие знаки должны соответствовать фирменному стилю компании и меняться только в случае смены имиджа компании

Любые информационные, указательные и предписывающие знаки фирм, пиктограммы учебных, медицинских и дошкольных заведений и т. д.

Временные

Временные знаки визуальных коммуникаций очень важны для проведения кратковременных мкроприятий. Такие знаки должны быть унифицированы и узнаваемы, чтобы быть понятными гостям мероприятия разных национальностей

Пиктограммы спортивных олимпиад, ярмарок и фестивалей, визуальные коммуникации на выставках, конкурсах, бьеннале и т. д.


Таким образом, на основании проведенного анализа, мы считаем целесообразным предложить собственное определение визуальных коммуникаций и выделить их особенности.

Визуальные коммуникации – это системы визуально-графических знаков и решений, которые должны быть читаемыми (узнаваемыми), эстетически приятными и унифицированными, чтобы воздействовать на человека, обеспечивая его необходимой информацией, облегчая и ускоряя ориентацию в пространстве, регулировать поведение человека в конкретных предметно-пространственных ситуациях.

Особенности визуальных коммуникаций:

  1. Каждый знак должен обладать всеми свойствами визуальных коммуникаций (эстетичность, простота восприятия, унификация).
  2. Визуальные коммуникации могут выполнять одну функцию, а также сочетать в себе две или все три функции.
  3. Визуальные коммуникации призваны воздействовать на человека.
  4. Визуальные коммуникации могут размешаться в экстерьере, интерьере, на упаковке и в компьютерной навигации.
  5. Могут быть представлены в графическом, словесном и комбинированном виде в форме пиктограмм, идеограмм, логограмм и схем-навигаций.
  6. По времени действия выделяют постоянные, долгосрочные и временные визуальные коммуникации