В соответствии с современными экономическими требованиями Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «Конструирование изделий легкой промышленности» диктует полифункциональность будущей профессиональной деятельности, основными видами которой являются производственно-конструкторская, проектно-дизайнерская, научно-исследовательская и организационно-управленческая [1].
Основные виды профессиональной деятельности выпускников вписываются в широкий диапазон современных профессий индустрии моды: от закройщика до менеджера производственного процесса; от модельера (дизайнера) до руководителя экспериментального цеха; от преподавателя вуза до ученого, ведущего исследования в области материаловедения, современных методов конструирования и технологии изготовления одежды; от индивидуального предпринимателя до руководителя крупного предприятия легкой промышленности.
Сложная задача по подготовке компетентного бакалавра, способного к реализации по любой профессиональной траектории, включает, прежде всего, формирование и развитие научно-творческого потенциала студентов. Научно-творческий потенциал - это интегративное качество личности, характеризующее его готовность и способность к созданию нового, оригинального в профессиональной деятельности, а его содержание представляет единство и взаимообусловленность мотивационного, личностного, когнитивного, деятельностного компонентов.
Критериями развития научно-творческого потенциала являются компоненты:
- мотивационный (наличие интереса к развитию научно-творческого потенциала);
- личностный (степень развития исследовательских способностей);
- когнитивный (знания об исследовательской и профессионально-творческой деятельности);
- деятельностный (активность, самостоятельность в исследовательской и профессионально-творческой деятельности).
Многолетний опыт работы преподавателей кафедры технологии и методики преподавания технологии показал, что развитие научно-творческого потенциала студентов, необходимого для профессиональной социализации, наиболее эффективно происходит в процессе проектной деятельности, которая непосредственно связана с исследованием в области материаловедения, перспективного формообразования одежды, в области композиционных, технологических решений. Объектами проектирования являются не только различные изделия легкой промышленности (бытовая и специальная одежда разнообразной половозрастной принадлежности, головные уборы, текстильные игрушки), а также технологические процессы, социальные (исследования потребительских предпочтений) и физико-химические явления (изучение различных свойств текстильных материалов).
Спецификой подготовки будущих конструкторов является их вовлечение в научно-творческую деятельность с первого курса. Традиционно проводится кураторский час на тему «Научно-творческая деятельность студентов как основа профессионального роста будущих специалистов», в рамках которого выявляются способности и интересы первокурсников к различным видам творчества, передается успешными выпускниками опыт исследовательской и профессионально-творческой деятельности. Встреча первокурсников с выпускниками, как правило, способствует усилению познавательного интереса и повышению профессиональной мотивации студентов. Они стремятся к активному участию в дальнейшей серии научно-творческих мероприятий профессионального цикла. Это конкурс «Первые шаги в науке: инновации и творчество», открытый городской конкурс творческих работ «Наследники Кулибина» и другие. В качестве зрителей или помощников по организации первокурсники участвуют в творческих конкурсах высокого уровня: открытый областной фестиваль детских театров моды, региональный этап международного конкурса молодых дизайнеров «Русский силуэт» [2].
Образовательный процесс организован в тесной связи с профессионально-производственной средой. Студенты знакомятся с производством, начиная с экскурсий на швейные, меховые предприятия и прохождения производственной практики. Это позволяет им глубже узнать специфику отраслей и особенности различных предприятий, осознанно и ответственно подойти к разработке курсовых и дипломных проектов. Решение профессиональных задач моделируется студентами-бакалаврами при активном взаимодействии с работодателями, начиная от небольших проектов, заканчивая разработками производственных коллекций и проектами по модернизации предприятий. Разработки по заказам предприятий выполняются в рамках дипломных и курсовых работ, во время учебной и производственной практик. Помимо кировских работодателей осуществляется взаимодействие с профильными швейными предприятиями Нижегородской, Костромской, Вологодской областей, Удмуртской Республики (г. Сарапул) и Республики Коми. Ряд выпускников, потенциальных работодателей, работает в г.г. Москва, Санкт- Петербург, Казань.
Значительная часть творческих проектов относится к разработке новых моделей изделий легкой промышленности и представлена в таблице 1. Выполненные проекты имеют как практическое, так и научно-творческое значение, часть из них внедрена в производство или представлена в профессиональных конкурсах. Ежегодно государственная экзаменационная комиссия, в составе которой традиционно присутствуют работодатели, отмечает разнообразие представленных тем и объектов, выполненных в рамках выпускных квалификационных работ. Многие объекты отличаются сложными конструктивными решениями и дизайнерским подходом к изделиям. Исследовательская часть выполнена на основе глубокого анализа изучаемого вопроса.
Государственная экзаменационная комиссия отмечает постоянный качественный рост и расширение тематики работ выпускников, комплексный подход к постановке и решению профессиональных задач инженера-конструктора с учетом специфики и традиций Волго-Вятского региона. А именно,
- использование российских натуральных швейных материалов – льна, натурального меха и кожи;
- поддержание и сохранение уникальных традиционных производств, например, кукарское кружевоплетение;
- бережное отношение к культурно-материальному наследию различных национальностей, проживающих в регионе, а также воссоздание исторических костюмов различных эпох.
Таблица 1. Результаты научно-практической и конкурсной деятельности кафедры в рамках выпускных квалификационных проектов [3]
Год
|
Всего ВКР
|
По заявкам организаций и предприятий
|
Реко-мен-дова-ны к внедрению |
Пред-став-лены на конкур-сах |
|
Ко-ли-чес-тво |
Название организации, предприятия |
||||
2008 |
7 |
7 |
Вятский государственный гуманитарный университет |
7 |
- |
2009 |
20 |
6 |
г. Киров и Кировская область: ООО «Эйс», ООО «Мейлон», ателье-салон «Золотая Игла», ателье-салон «Пуговка»; ОАО «Нолинская швейная фабрика». |
7 |
10 |
2010 |
32 |
9 |
г. Киров и Кировская область: ООО «Тонап Альянс», ООО «Галант», ателье «Ольга», ЧП О.В. Кривошеина, ателье «Алмаз», ЧП О.В.Новоселова, ООО «Астрим» (г. Омутнинск), ООО «Мурыгинская швейная фабрика». |
9 |
4 |
2011 |
45 |
9 |
г. Киров и Кировская область: ООО «АртЛен», ООО «Мехико», ИП О.В. Метелева, ОАО «Весна», ИП О.В. Кривошеина, ООО «Милла», ООО «Аридель», МУП «Чародейка»; ООО «Садаковская мебельная фабрика». |
14 |
6 |
2012 |
44 |
20 |
г. Киров и Кировская область: ООО «Снежинка», ООО «Милла» ООО «Эйс», ООО «БУОНО – производство», салон штор «Мода для дома», ИП О.В. Метелева, ООО «Фантазия», ОАО «Весна», ИП А.Н. Федоровых, ООО «Белка» (г. Слободской) ООО «Модные дети» (г. Кирово-Чепецк), ИП Н.Ю. Кандыба (г. Нолинск), ИП Е.С. Бякова (г. Уржум). |
19 |
9 |
2013 |
35 |
13 |
г. Киров и Кировская область: ООО «Меховая мода», ООО «Ириста», ООО «Орион плюс», ИП Н.Н. Дюба «Салон-штор», ИП Е.С. Сидорова, ИП О.В. Метелева, ООО «Наивный мир», ОАО «Кировская трикотажная фабрика», «Sila» (ИП Е.А. Колбина), «Модная девчонка» (ИП В.П. Котельникова). Удмуртская Республика: ООО «Сарапульская швейная фабрика» (г. Сарапул); г. Кострома - ООО «ППО «Орбита»; г. Вологда: «Производственно-торговая компания «Волтри-Евродизайн». |
11 |
5 |
2014 |
25 |
11 |
г. Киров и Кировская область: ООО «Алекон» (г. Киров) ООО «Дресс – Код», ИП. Турушев В.В., фирма «Сударушка», ООО «Танита», предприятие «ТоРи». |
11 |
6 |
2015 |
24 |
9 |
Г. Киров и Кировская область: ООО «Наивный мир», ИП О.В. Метелева, ООО «Артлен», ИП Изместьева Н.Я., ООО «Силуэт», ООО «Нью Мода», ИП С.А. Алтышева, ООО зверохозяйство «Вятка», ИП «Нила», ООО «Веснушка». Ряд работ внедрены в учебный процесс ВятГГУ, их тематика связана с реконструкцией или стилизацией военной формы российской армии 40-х годов ХХ века и посвящена 70-летию победы России в Великой Отечественной войне.
|
16 |
2 |
Председатель государственной экзаменационной комиссии отмечает качественную и профессиональную работу научных руководителей – канд. техн. наук, доцента, зав. кафедрой технологии и методики преподавания технологии Л. В. Мориловой, доктора пед. наук, профессора кафедры технологии и методики преподавания технологии Г. Н. Некрасовой, канд. пед. наук, доцента кафедры технологии и методики преподавания технологии В. А. Крысовой, канд. пед. наук, доцента кафедры технологии и методики преподавания технологии О. В. Калабиной, старшего преподавателя кафедры технологии и методики преподавания технологии Е. В. Раковой.
Ещё одним из важных направлений в работе кафедры технологии и методики преподавания технологии по всестороннему развитию бакалавров является разработка социально значимых проектов. К таким проектам можно отнести, например, исследование экологической безопасности текстильных материалов для детской одежды, разработка и использование огнезащитных материалов. Результаты научных разработок разнообразной направленности докладываются на конференциях различного уровня, в том числе проводимых кафедрой. С 2011 г. кафедра регулярно организует научно-практические конференции Всероссийского уровня: «Новые материалы и технологии современного швейного производства» (2011 г. при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований), «Экология и качество современных изделий легкой промышленности» (2012 г.), «Научно-практическое сотрудничество системы профессионального образования с предприятиями легкой промышленности региона» (2013 г. при поддержке РФФИ), «Проблемы разработки и использования огнезащитных материалов» (2015 г. при поддержке РФФИ). Основными докладчиками указанных конференций являются студенты, будущие конструкторы, которые представляют результаты своей научной деятельности [4]. .
Таким образом, в процессе научно-творческого проектирования реализуется подготовка бакалавров к полифункциональной профессиональной деятельности. Участие в процессе научно-творческого проектирования позволяет студентам не только сформировать умения и навыки по решению разноплановых задач в широком спектре возможных профессиональных траекторий, но и на основе полученного опыта выбрать наиболее успешную для себя.