Одним из компонентов содержания образования являются знания. Ученые педагоги и методисты отмечают, что основу знаний составляют понятия. Понятие – форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений. Понятия выполняют ведущую роль в процессе развития мышления учащихся Понятия различаются объемом. Они бывают простыми и сложными, состоящими из совокупности простых понятий. Понятия усваиваются в системе, постепенно, в связи друг с другом. Любое понятие имеет определение, которое состоит из главных и второстепенных признаков [3].
Основными содержательными линиями на уроках изобразительного искусства являются «живопись», «рисунок» и «декоративно-прикладное искусство». В результате изучения, анализа школьных учебников и методических пособий по изобразительному искусству разных авторов, мы выяснили, что большая часть времени отводится на изучение темы «Рисунок».
Следует отметить, что «рисунок» следует рассматривать как искусство, как тему и непосредственно понятие.
Ранее (в 2012 г.) студенткой факультета технологии и дизайна Вятского государственного гуманитарного университета (сейчас – факультет технологий инжиниринга и дизайна Вятского государственного университета) Ю. Ронжиной под руководством научного руководителя, доцента Л. К. Патрушевой в рамках курсовой работы по теории и методике преподавания изобразительного искусства был выполнен анализ 17 определений понятия «рисунок» разных авторов. В исследовании сделан вывод о том, что понятие «рисунок» является сложным, так как состоит из нескольких простых; каждый автор «по-своему» формулирует данное определение; иногда понятие «рисунок» формулируется авторами недостаточно полно.
В 2015–2016 году исследование нами было продолжено. На первом этапе перед нами стояла задача выполнить поиск и анализ определений других авторов. В результате нами рассмотрено 25 определений понятия «рисунок», которые имеются в учебных пособиях высших учебных заведений, школьных программах по изобразительному искусству, художественных энциклопедиях и словарях.
Ниже приведем анализ пяти определений понятия «рисунок».
Н. М. Сокольникова пишет, что «Рисунок – структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного; средство познания и изучения действительности» [5]. В этом определении главным признаком является «основа любого изображения», второстепенным – «средство познания и изучения действительности».
Т. Ф. Ефремова и Д. Н. Ушаков, авторы толковых словарей, формулируют понятие одинаково: «Рисунок – нарисованное изображение, воспроизведение предмета, сделанное карандашом, пером, акварелью или углем» [1], [7]. Оба автора в понятии используют признак «нарисованное изображение» и указывают какими средствами можно сделать рисунок.
Автор «Популярной художественной энциклопедии» А. М. Прохоров раскрывает понятие следующим образом: «Рисунок – какое-либо изображение, выполненное от руки с помощью графических средств – контурной линии, штриха, пятна» [4]. В данном определении автор дает информацию только о графических средствах, необходимых для выполнения рисунка.
В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова содержится следующее определение: «Рисунок – нарисованное изображение, воспроизведение чего-нибудь; совокупность графических элементов в картине; сочетание линий, красок и теней, узор; искусство рисования» [2]. Мы считаем, что автор использует в определении и главный признак («нарисованное изображение, воспроизведение чего-нибудь»), и второстепенные признаки: дающие информацию о выразительных средствах («сочетание линий», «совокупность графических элементов»), дающие информацию о материалах («красок»), а также иные – «тень», «узор», «искусство рисования».
Автор учебного пособия для вузов «Рисунок» С. В. Тихонов формулирует понятие следующим образом: «Рисунок – основа всех изобразительных искусств, одновременно и самостоятельная ветвь в виде окончательных произведений карандашом, пером, кистью и т. д.» [6]. Автор в понятии делает акцент на главные признаки («основа всех изобразительных искусств»), второстепенные признаки: дающие информацию о материалах и инструментах («карандашом, пером, кистью»), иные – «самостоятельная ветвь в виде окончательных произведений».
Для наглядности наличие в определениях разных авторов главных и второстепенных признаков представим в Таблице.
Таблица
Анализ понятий «Рисунок» разных авторов
Признаки |
Авторы |
||||
Сокольникова Н. М. |
Ефремова Т. Ф. Ушаков Д. Н. |
Прохоров А. М. |
Ожегов С. И. |
Тихонов С. В. |
|
|
|
|
|||
1.1. Нарисованное изображение; основа любого изображения; основа всех изобразительных искусств |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
1.2. Контур, очертание (графические элементы) |
− |
− |
+ |
+ |
− |
1.3. Самостоятельная область художественного творчества |
+ |
− |
− |
− |
+ |
|
|
||||
2.1. Линия |
− |
− |
+ |
+ |
− |
2.2. Пятно |
− |
− |
+ |
+ |
− |
2.3. Штрих |
− |
− |
+ |
+ |
− |
|
|
||||
3.1. Карандаш |
− |
+ |
− |
− |
+ |
3.2. Перо, кисть |
− |
+ |
− |
− |
+ |
3.3.Мягкие материалы (уголь, сангина, сепия и т.д.) |
− |
+ |
− |
− |
− |
3.4. Краски |
− |
− |
− |
+ |
− |
3.5. Акварель |
− |
+ |
− |
− |
− |
|
|
||||
4.1. Средство познания и изучения действительности |
+ |
− |
− |
− |
− |
4.2. Рисунок как искусство; «самостоятельная ветвь в виде окончательных произведений» |
− |
− |
− |
+ |
+ |
4.3. Тень |
− |
− |
− |
+ |
− |
4.4. Узор |
− |
− |
− |
+ |
− |
В результате анализа определений разных авторов (Н. М. Сокольникова, Т. Ф. Ефремова, Д. Н. Ушаков, А. М. Прохоров, С. И. Ожегов, С. В. Тихонов), следует заключить, что все они содержат главные и второстепенные признаки, но в разных сочетаниях. Мы считаем, что определение, особенно для школы, должно быть четким и понятным, полным и легко запоминаться.
На основе данных понятий сформируем следующее определение:
Рисунок – это основа изображения или готовое изображение на плоскости, выполненное карандашом, пером с использованием графических средств (линия, тональное пятно, штрих) и их сочетаниями.
На следующем этапе исследования мы провели опрос будущих учителей изобразительного искусства, с целью определения уровня остаточных знаний по теме «Рисунок». Студентам давалось задание: написать, что такое рисунок»; перечислить все понятия, которые включает в себя тема «Рисунок», а также понятия, которые ассоциируются с этой темой».
В опросе 2016 года приняли участие 46 студентов I, II, III, IV курсов. Результаты мы сравнили с опросом 2012 года, в котором приняли участие 38 человек (см. диаграмму).
Диаграмма
Уровень остаточных знаний у будущих учителей изобразительного искусства по теме "Рисунок"
за 2012 и 2016 гг.
В результате анализа результатов опроса следует констатировать, что
– имеется положительная динамика уровня остаточных знаний студентов по теме «Рисунок»;
– остаточные знания студентов по теме «Рисунок» неполные и имеют направленность в сторону практики. В большинстве случаев респонденты указывают материалы (пастель, уголь, тушь, акварель и др.) и инструменты (карандаш, кисть, перо и др.) для выполнения рисунка и не пишут определение.
Из общего количества опрошенных в 2016 году только 8 студентов написали определение понятия, состоящее из главных и второстепенных признаков.
Это позволяет сделать вывод о том, что будущим учителям изобразительного искусства не хватает структурированных знаний по теме «Рисунок».
Для решения выявленной проблемы следующий этап исследования мы посвятили поиску и систематизации понятий, которые относятся к теме «Рисунок».
В результате изучения специальной литературы по рисунку следует отметить, что тема «Рисунок» состоит из пяти крупных разделов: виды, жанры, художественно-выразительные средства, художественные материалы, перспектива. Каждый из разделов представлен группой понятий.
На основе имеющихся понятий, составим структурно-логическую схему основных понятий темы «Рисунок» (см. схему). Схема позволяет наглядно представить систему понятий и рекомендуется нами для внедрения в процесс обучения школьников на уроках изобразительного искусства, системе дополнительного художественного образования и будущих учителей изобразительного искусства.
Схема
Структурно-логическая схема основных понятий по теме «Рисунок»
Эффективность применения структурно-логической схемы основных понятий темы «Рисунок» доказана результатами апробации на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Эта схема применялась на уроках в 5, 6, 7-м классах с целью ознакомления и формирования представлений о системе понятий. Мы пронаблюдали, что учащиеся при описании своих работ и произведений художников легко и правильно применяли понятия, относящиеся к группам «виды», «жанры», «художественно-выразительные средства», «художественные материалы» рисунка.
На следующем этапе проведения исследования мы планируем апробировать методику применения структурно-логической схемы по теме «Рисунок» при обучении будущих учителей изобразительного искусства в вузе.
Полученные нами результаты исследования еще раз доказывают, что любые знания, в том числе и по рисунку формируются и развиваются в системе. Система понятий темы, представленная в виде наглядной схемы, способствует лучшему пониманию и усвоению содержания. Структурно-логическая схема основных понятий по теме «Рисунок» может применяться на различных этапах обучения, так как понятия усваиваются не сразу, а постепенно, по мере изучения предмета.