Полный текст статьи
Печать

Общение является одним из важнейших факторов формирования личности. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, что «коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми» [2, с. 8].

Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных психологов (Бориса Геасимовича Ананьева, Льва Семёновича Выготского, Алексея Николаевича Леонтьева, Бориса Фёдоровича Ломова, Александра Романовича Лурии, Артура Владимировича Петровского, Александра Григорьевича Асмолова   и др.) [1, с. 253].

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование у него коммуникативных универсальных учебных действий. «Уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуни­кативной деятельности школьника» [3, c. 19].

Работу следует проводить по трём этапам. Первый этап - констатирующий, второй-формирующий и третий-контрольный.  Целью первого этапа является выявление уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 1 класса.  Диагностику можно проводить по методикам Галины Цукерман «Рукавички» и «Узоры под диктовку». Эти диагностики направлены на коммуникативные действия, на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию) и на коммуникативно-речевые действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности (коммуникация как предпосылка интериоризации).

Эксперимент проходил на базе МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 21» города Якутска. В эксперименте участвовали обучающиеся 1«б», 3 «б» класса. Выявлены следующие показатели сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.

Диагостика «Рукавички». Данное обследование показало, что низкий уровень имеют 2 ученика, а это значит, что в узорах преобладают различия, дети не пытались договориться или не могли придти к согласию. Средний уровень имеют 12 детей, это значит, что в узорах частичное сходство: совпадает цвет и форма, но имеются всё же заметные отличия. И у 12 учеников высокий уровень, что говорит о том, что рукавички украшены одинаковым узором, а это значит, что они смогли договориться.


Диагностика «Узоры под диктовку».  Данное обследование показало, что 4 ученика имеют низкий уровень развития, у  этих детей узоры не построены или не похожи на образцы. 12 учеников имеют средний уровень развития, у них частичное сходство узоров с образцами, и 10 человек, у которых высокий уровень развития. Узоры соответствуют образцам, в процессе работы дети активно вели диалог и достигли взаимопонимания.

 

Второй этап исследования - формирующий, целью которого является формирование  и развитие  уровня  коммуникативных универсальных учебных действий. На этом этапе строится групповая работа. Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Предлагаются задания для выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания на практике, используются игровые ситуации, выполняя которые, дети учатся правилам общения. Дети, работая группами:

1.составляют план произведения, инсценируют;

2.готовят коллективный пересказ,

3.пишут продолжение рассказа;

4.разгадывают кроссворды, головоломки.

Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, одна группа подбирает слова для описания времени года, другая – для описания главного героя. При изучении произведения, первая группа рисует иллюстрации, вторая группа – составляет план, третья - готовит чтение по ролям.

Для проведения эффективности проделанной работы, был проведён контрольный   эксперимент, третий этап работы, целью которого является выявление уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся.

Контрольный этап эксперимента проводился по технологии аналогично констатирующему этапу эксперимента.

Результаты диагностики «Рукавички». Данное обследование показало, что низкий уровень у детей отсутствует, а это значит, что дети смогли договориться и придти к согласию. Средний уровень имеют 6 детей, это значит, что в узорах частичное сходство: совпадает цвет и форма, но имеются всё же заметные отличия. И у 20 учеников высокий уровень, что говорит о том, что рукавички украшены одинаковым узором, а это значит, что они активно обсуждали возможный вариант узора и пришли к согласию способа раскрашивания.

Результаты диагностики «Узоры под диктовку». Данное обследование показало, что низкий уровень развития ещё сохраняется, но количество сократилось. Средний уровень у 8 человек, что на 15% меньше констатирующего этапа.  А высокий уровень показали 16 человек, что на 23% больше.

После контрольного этапа был проведён сравнительный анализ. Результаты диагностики «Рукавички».  Проведённое исследование убеждает в том, что групповая работа играет большую роль в формировании коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

По результатам видно, что после эксперимента низкий уровень развития у детей отсутствует, а это значит, что все дети справились с заданием и имеют высокий уровень развития-20 учеников и средний уровень- 6 учеников. Значит, обучающиеся смогли договориться.

 

Результаты диагностики «Узоры под диктовку». После проведённого обследования видно, что количество детей с низким уровнем развития сократилось, а количество детей с средним и высшим уровнем развития возросло, а это значит, что у детей среднего уровня имеется частичное взаимопонимание, а у 16 учеников в процессе активного диалога было полное взаимопонимание. Они обменивались необходимой и достаточной информацией для построения узоров, доброжелательно следили за реализацией принятого замысла и соблюдением правил.


Результаты, полученные в ходе эксперимента, позволяют сделать вывод о том, что уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся повысился. Групповая работа делает урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. При делении класса на группы, мы получаем возможность давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.

Групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.