Полный текст статьи
Печать

«Мышление начинается с проблемной ситуации и направлено на её разрешение».
С. Л. Рубенштейн. 

«Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения её интеллектуального профиле; обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно». Р. Дж. Стернберг,  Е. Григоренко.

Актуальностьданной темы заключается в том, что в скором времени по ФГОС планируется введение обязательного экзамена по проектной деятельности, а это значит, что необходимо подготовить и обучить ребенка умениям и навыкам исследовательского поиска. И самое главное, чтобы «маленькому ученому» все время было интересно, чтобы он получал удовольствие от того, что он делает свое дело. Сердцевина действия – это учение. Познавательность. Всегда. В любом возрасте.

Произошедшие в последние годы изменения отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентировочного образования, индивидуального подхода, субъективности обучения, которые бы:

- ориентировали активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- формировали не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

- были приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащегося;

- реализовывали принципы связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проекта положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически значимой проблемы.

В проектной деятельности ребенок приобретает новые знания, умения и навыки. Эта работа позволяет ему делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проектом «маленький ученый» больше узнает о себе, о своих возможностях и развивает способности, формирует компетенции: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную.

Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему личностно- значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни для ребенка, для решения которой ему необходимо применить уже полученные знания и умения, и которые еще предстоит приобрести.

Руководитель проекта должен обладать высоким уровнем творческих способностей. И, прежде всего, развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребенка и творческого потенциала. Из этого следует, что, прежде всего, стоит обеспечить условия для развития познавательных интересов ребенка и создать ситуации, которые дадут возможность:

  • взвешивать свои силы, анализировать, какие усилия надо затратить для решения задачи;
  • определить, достаточно ли у него заданий для решения проблемы;
  • принимать любые задания.

Чтобы выполнить все условия, необходимо позаботиться, чтобы интересы младшего школьника были разносторонними; поощрять, хвалить ребенка за то, что он проявил терпение, самостоятельно разыскал необходимые сведения, выполнил дополнительные задания. Постепенно среди разносторонних интересов ребенка начинает выкристаллизовываться тот, который становится определяющим, преобладающим и устойчивым.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблемы для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, жизни. «Решить проблему» - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат. Ф. Ницше писал, что «Великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока, наконец, один не поднимет его». Многие ученые утверждают, что увидеть и сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем решить ее. Решение поставленной задачи – уже техническая задача.

Для создания проекта применяются следующие формы работы: доклад (сообщение), исследование (исследовательская работа), реферат, проект. Алгоритм разработки проекта: проблема – цель – результат.

В своей работе мы используем следующие методы: частично- поисковый, исследовательский, нетрадиционные уроки, разноуровневые и творческие задания. Следовательно, проект - это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций. Проекты, создаваемые детьми, активизируют их стремление к исследованию и «решению проблем». У учащихся развиваются творческие способности, приобретаются новые знания, умения и навыки.

Условия создаются для того, чтобы каждый ребенок смог развиваться в своем индивидуальном ритме и темпе, тогда и будет виден и результат его работы. Необходимо обучать детей без принуждения. Устойчивость интереса важна для любого: достижение успеха связано с волевым усилием, оно требует умения и желания преодолевать трудности.

Проектная деятельность при правильной ее организации, способна наполнить смыслом жизнь и деятельность детей в ходе выполнения проекта. Выбор программы проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение работы будет увлекательным, защита проекта презентабельной и убедительной, а предложенные решения были полезными для решения социально-значимой проблемы.  Каждый проект доводится до успешного завершения, оставляя у детей ощущения гордости за полученный результат.

Необходимо осознавать, что основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. Для меня главным результатом этой работы является не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребенком сообщение, технический рисунок или даже склеенный из бумаги макет и т.д., а педагогический результат.

И это, прежде всего, бесценный опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. В практике работы с детьми однозначно полезна проектная деятельность.

Ниже приводятся результаты работы с проектной деятельностью учащимися: (городской, республиканский, межрегиональный уровень)

  • 1 класс 2013 -2014 УЧ. ГОД: 1 работа на НПК

1 Сертификат, 1 диплом 3 степени (Герасименко Никита)

  • 2 класс 2014 – 2015 УЧ. ГОД: 18 работ НПК

12 Сертификатов, 1 - Лауреат, 1- Диплом 1 степени

2 - Диплома 2 степени, 2 -Диплома 3 степени

(Герасименко Никита, Скляренко Егор, Лимарева Вероника, Бабенко Матвей, Лисина Аксинья, Афанасьев Ярослав, Корякин Эдуард, Сомова Любовь, Устинов Артем, Афанасьева Виктория, )

  • 3 класс 2015 – 2016 УЧ. ГОД: 16 работ НПК

9 Сертификатов, 1 – Диплом 1 степени,

2 – Диплома 2 степени, 2 – Диплома 3 степени,

2 - Грамота

Колесова Саргылана, Кузьмина Настасья, Адамов Евгений, Афанасьева Виктория, Соловьева Алена, Сольжиграсова Александра, Бабенко Матвей, Герасименко Никита, Лисина Аксинья)

Известный психолог И.Ф. Свадковский говорил: «Разработайте как можно лучше задания, «превратите эти  задания в «проекты» самих учеников, следите за процессом развития каждого ученика, помогайте ему найти его собственный темп в работе, его собственные метод ученика, снабдите его всем необходимым для работы, не мешайте ему, а помогайте ему работать, когда он к вам обратится за вашей помощью, постройте социальную организацию школы на таких основаниях, чтобы индивидуум не был стеснен в его работе и развитии, - вот где решение проблемы».

Дети, которые занимаются проектно-исследовательской деятельностью, выгодно отличаются от своих сверстников уровнем развития: хорошо владеют своей речью (объясняют, рассказывают, фантазируют), усваивают и запоминают новое, становятся более любознательными и наблюдательными. Они проявляют интерес к различным видам интеллектуальной и творческой деятельности. Взрослым нужно не просто поощрять участи детей в деятельности, но и поддерживать их активность, подпитывать ее, расширять знания ребенка, помогать организовывать деятельность так, чтобы была возможность применить полученные знания.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что проектная деятельность при правильной организации способна наполнить смыслом жизнь и деятельность детей в ходе выполнения проекта. Не менее важно понять и то, что в проектной деятельности удалось достигнуть, а что нет, сделать выводы и сформулировать рекомендации.