Полный текст статьи
Печать

Распространенно мнение, что в развитии критического мышления нет ничего инновационного, что эта технология давно используема. Однакотворческое осмысление материала, выработка собственных оценочных суждений, в свою очередь, может систематически развиваться. Более того, для реализации системно-деятельностного подхода, лежащего в основе ФГОС, является крайне актуальным.

 На уроках обществознания следует привлекать учащихся к творческому осмыслению материала, развивать их оценочные суждения, характеристики.  Можно представить это как известную технологию критического мышления.

Выпускник с развитым критическим мышлением:

- готов поднять вопросы и проблемы, формулируя их четко, ясно;
- обрабатывает  относящуюся к делу информацию, используя абстрактные идеи, чтобы эффективно их представить, интерпретировать;
- приходит  в процессе анализа к  обоснованным заключениям, может проверить их подлинность согласно установленным критериям;
- размышляет  непредубежденно в пределах альтернативных систем мышления;
- эффективно взаимодействовать с другими людьми при принятии решения.

Применение технологии «критического мышления», позволяет не только сотрудничать учителю и обучающимся как равным партнерам, но и предполагает деятельностное участие самого ученика. Внедряя технологию «критическое мышление», обучающиеся реализуют свои потребности и возможности учиться решать собственные проблемы самостоятельно, а также обучаются способам оценки деятельности, как собственной так и окружающих. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках обществознания, развивается личность ученика, в результате чего происходит формирование коммуникативной, общечеловеческой компетенций.

 При использовании технологии «критическое мышление» основными этапами урока являются: этап актуализации, этап анализа и рефлексии.

Этап – «Актуализация». На данной стадии используя разные приемы и формы (индивидуальная / парная / групповая работа; мозговая атака; прогнозирование содержания; проблемные вопросы и т.д.) следует пояснить всему классу  что они знают о том или ином явлении, своими словами. Таким образом, полученная раньше информация представляется на уровень осознания. Теперь они могут стать основной базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее полученной и сознательно, критически подходить к её осмыслению.

Этап – «Анализ». Когда обучаемый вступает в контакт с новой информацией, идеями, читая текстовые документы дополнительной литературы, нормативно-правовых актов, просматривая документальные видеофильмы, усваивая лекции, он учится отслеживать свое понимание и фиксировать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем.  Каждый высказывается о том, какая информация помогла ему в этом, а что, вызвало замешательство. Отработка и закрепление знаний в последующем возможна в других разнообразных формах работы. В групповой работе обязательным условием есть -  личный поиск и обмен мнениями.

Этап – «Рефлексия». На стадии рефлексии учащиеся закрепляют то, что они узнали на уроке, активно сравнивают свои представления с тем, чтоб было ранее им известно и усваивают новые понятия. Живой обмен полученной информацией между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение. Эта стадия подразумевает именно креативное применение полученных универсальных учебных действий. Формируется личность, способная критически воспринимать информацию, а значит саморазвиваться.

Данная технология универсальна, работа в данном направлении позволяет уже более 10 лет обучающимся школы показывать высокие результаты в различных конкурсах научно-исследовательского характера.

Опишем один из эффективных приемов работы с решением юридических задач на уроках обществознания, модуль – «правоведение».

Изучая тему «Уголовное право» ребята учатся квалифицировать преступления при решении юридических задач.  Заранее я готовлю задачи (простого характера), исследуя ситуацию которых, нужно не просто установить статью Уголовного кодекса РФ, согласно которой квалифицируется преступление, но и подробно описать объект, субъект преступления, объективную и субъективную стороны преступления включая в себя не только обязательные, но и факультативные признаки. Когда учащиеся справляются с этими задачами, я усложняю их, используя отягчающие и смягчающие обстоятельства преступления, а когда они усвоят и этот этап – преступления несовершеннолетними. И вот с задачами они справляются, пора развивать критическое мышление более активно – я предлагаю им составить первые задачи самостоятельно, потом они также усложняются и предлагаются к решению всему классу. Дополнит эту технологию приглашение специалистов из Отдела криминальной милиции по делам несовершеннолетних и из Центра социальных служб по делам детей и молодёжи.

При проведении последнего этапа - обучающиеся отмечают важность и пользу подобных форм уроков и выражают желание к дальнейшей работе в данном направлении. Впоследствии обучающиеся предоставляют дополнительные материалы по обсуждаемой проблеме и готовят авторские презентации.

Следует заключить, что развитие критического мышления непосредственно отвечает требованиям ФГОС, формирует у обучающихся  универсальные учебные действия, помогает определить ценностные установки и ориентиры, формирует личность готовую к самообразованию.