Профессиональное становление молодого специалиста сложное и многогранное явление педагогической деятельности. От того, как пройдет этот процесс, зависит, состоится ли начинающий педагог как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдёт себя в другом деле.
Статистика показывает, что процент молодых педагогов, готовых начать свою педагогическую карьеру в образовательном учреждении, в том числе и в образовательной организации направления культуры и искусства, в настоящее время крайне низок. Многие молодые педагоги уходят из колледжей, так как не смогли справиться с трудностями педагогической деятельности. Молодому педагогу практического обучения, которое он получил в институте, университете академии, вполне достаточно, но практика показывает, что ему не хватает педагогического опыта. Возникающие у молодого педагога трудности связаны со слабой методической подготовкой, отсутствием опыта организации собственной педагогической деятельности, сложностями владения приемами и методами обучения. Вторая проблема, с которой сталкивается большая часть молодых педагогов связана с его адаптацией в новом коллективе. Это связано с тем, что молодой педагог попадает в незнакомую для него среду каким является сложившийся педагогический коллектив. От незначительного арсенала профессиональных знаний на первых порах зависят не только общий успех работы молодого специалиста, но и уровень самооценки и притязаний.
Как правило, в образовательной организации с целью оказания помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении создаются «Школы молодых специалистов», «Школы наставничества», методические объединения. Однако опыт показывает, что становление и профессиональный рост молодого педагога проходит быстрее, если использовать индивидуальный подход в работе с ним.
Анализ опыта работы многих образовательных организаций подтверждает, что в современных условиях развития образовательного учреждения педагогическое сопровождение молодого специалиста является достаточно актуальной проблемой.
Педагогическое сопровождение молодого специалиста позволяет помочь ему в реальных ситуациях с учетом его особенностей Индивидуальный подход предполагает управление молодыми педагогами, организацию их методического самообразования с учетом особенностей личности педагога.
Педагогическое сопровождение можно рассматривать как перспективный процесс наставничества в работе с молодыми педагогами. Наставничество в образовании существует немало лет. Но только практики наставничества, на наш взгляд, в современном учреждении образования недостаточно. Можно просто рассказать молодому специалисту, как и что нужно делать, а затем его контролировать. А можно работать с использованием современных управленческих технологий, в том числе и тьюторского характера. Это поможет создать для молодого педагога реальную образовательную среду, разработать его индивидуальный маршрут сопровождения и постоянно взаимодействуя с этим педагогом, направлять и помогать ему в профессиональном становлении.
Педагогическое сопровождение помогает предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации деятельности молодого педагога, найти возможные пути их преодоления. Спланированная ситуация педагогического сопровождения помогает молодому педагогу развивать индивидуальный стиль деятельности, своевременно устраняет недостатки в профессиональной деятельности, нейтрализует проблемы в психолого-педагогической адаптации.
Но педагогическое сопровождение не должно ограничиваться только передачей профессиональных навыков. Педагогическое сопровождение - это длительный процесс постоянного диалога, межличностной коммуникации. Диалог не состоится, если между педагогом с опытом практической работы и молодым педагогом будет большая дистанция.
Педагогическая поддержка - это эффективный способ посдипломного обучения молодого специалиста. В идеале, с такой функцией может справиться тьютор, являющийся специально подготовленным педагогом. Согласно нормативным документам, с 2008 года эта должность введена в список должностей педагогических работников общего и профессионального образования.
В настоящее время постепенно оформляется система подготовки и переподготовки для специалистов службы педагогического сопровождения. В таких специалистах должны быть заинтересованы в первую очередь руководители образовательных учреждений, так как таким образом повышается культурный и профессиональный уровень молодых педагогических кадров.
В тоже время при очевидной необходимости в условиях апробации новых образовательных стандартов педагогическое сопровождения работы молодых педагогов имеют место следующие противоречия между:
- необходимостью сокращения времени адаптации молодых специалистов и традиционной системой «вхождения» их в коллектив педагогов, имеющих достаточно большой стаж работы;
- потребностью начинающих педагогов в своевременной профессиональной консультационной помощи в работе и отсутствием реальной возможности обеспечить такую поддержку в процессе их профессионального становления.
Таким образом актуальность проблемы обусловлена рядом причин среди которых первостепенное место занимают:
необходимость создания модели педагогического сопровождения молодых педагогов;
отслеживание уровня повышения профессиональной компетентности молодых педагогов, их возможностей, образовательных потребностей, профессиональных затруднений, динамики профессионального развития;
индивидуализация процесса повышения профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов через создание индивидуальных образовательных программ;
разработка системы оценки личностного роста молодых педагогов;
создание условий для открытого процесса повышения профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов.
Проект программы адаптации молодых специалистов
Для решения выявленных проблем в процедуре адаптации молодых преподавателей в образовательных учреждениях СПО разработана программа адаптации.
Для анализа эффективности взаимодействия педколлектива и начинающего преподавателя следует определить следующие показатели:
- оценка коллектива молодыми специалистами, выражающаяся в определении сплоченности, взаимопонимания, творческого сотрудничества, наличия у всех единой ценностной ориентации;
- уровень влияния коллектива на профессиональную адаптацию молодого сотрудника;
- оценка взаимоотношений с администрацией, степень оказания помощи с ее стороны.
Для того, чтобы процесс адаптации прошел успешно необходимо:
- На первом этапе реализации программы ответственным моментом является первая встреча администрации с начинающим специалистом, во время которой директор и его заместители должны показать свою заинтересованность в коллеге, рассчитывая на его знания, энергию, творческое отношение к делу.
- На втором этапе определяется конкретное содержание профессиональной деятельности преподавателя. К правилам ее определения, которыми может руководствоваться администрация, отнесены:
- соответствие содержания деятельности – профессиональной подготовки специалиста, поскольку мышление и деятельность педагога могут совершенствоваться лишь на ясно осознаваемом им содержании работы;
- ограничение объема и видов деятельности начинающего преподавателя;
- выделение основного содержания его профессионального труда, от которого зависит овладение сущностью обучения и воспитания;
- построение профессиональной деятельности на теоретической основе, исходя из педагогических положений, ориентированных на развитие личности студента и личности преподавателя.
В каждом случае персонально нужно находить наиболее рациональное сочетание учебной работы, классного руководства, общественных поручений и самообразования с той целью, чтобы молодой специалист мог сознательно развиваться в профессиональном плане. При определении конкретного содержания деятельности следует учитывать мнение самого преподавателя.
Третьим этапом программы является оценка уровня профессиональной и психологической готовности к адаптации и определение перспектив стабилизации каждого молодого специалиста. Прогноз потенциальной стабильности дается в результате анализа целого комплекса компонентов:
- уровня развития педагогических способностей;
- характера мотивации включения в педагогическую деятельность;
- уровня профессиональной (теоретической и практической) подготовки;
- особенностей личности.
Функция третьего этапа – ориентировочная, она позволяет соотнести требования педагогической деятельности и степень подготовленности преподавателя к ее организации; выделить те его профессионально-значимые личностные качества, которые являются достаточно развитыми.
Четвертый этап программы – изучение процесса адаптации специалиста в конкретных условиях образовательного учреждения. Решение задач этого этапа связано с оценкой эффективности и качества работы, оценкой удовлетворенности педагогической деятельностью (через изучение отношения к занятиям, преобладающего настроения, установок на продолжение работы по специальности и в данном трудовом коллективе). На основании анализа этих показателей определяется уровень адаптированности молодого специалиста на данный момент.
Задачей тьютера или наставника является:
- регулирование действий объективных факторов, негативно влияющих на профессиональное развитие молодого специалиста;
- помощь в преодолении затруднений, вызванных действием субъективных факторов.
Функция этого этапа программы – компенсирующая: выявляются слабые стороны профессионального развития выпускника вуза, и усилия направляются на восполнение необходимых знаний, умений и навыков.
В соответствии с выявленными проблемами личности преподавателя проводится коррекционная работа (информирование, консультации, тренинги, обучение).